КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос №35.Архитектура капиталистических стран 20-30гг. Модерн.В 1920-х гг., после почти ста лет поисков и экспериментов, был наконец создан стиль новой архитектуры. Он распространился во всем мире и был одинаковым в разных странах, почему и получил название «всемирный» или «интернациональный». Его создателями были архитекторы-новаторы Германии, Голландии и Франции. Из них наиболее выдающиеся - В. Гропиус (1883- 1969), Л. Мис ван дер роэ (1886-1969) и Ш. Э. Жан-нере, более известный под псевдонимом Ле Корбюзье (1887-1965). В 1925 - 1926 гг. по проекту Гропиуса было выстроено здание «Баухауза» в Дессау. Здание (или, точнее, комплекс) состоит из нескольких объемов разной высоты, объединенных путем непосредственного взаимного примыкания или же крытыми галереями и наземными переходами. Каждому корпусу придана форма, соответствующая его назначению и планировке, а объединяются корпуса соответственно требованиям их функциональной связи. Это был новый прием в сравнении с установившимся обычаем. Композиционный прием функционального расчленения объемов и свободного их сочетания получил распространение в новой архитектуре 20-30-х гг. и стал одной из ее стилистических черт. Ставя перед собой социальные задачи, архитекторы-новаторы 20-х гг. уделяли большое внимание проблемам градостроительства, ибо это область архитектуры, которая наиболее тесно переплетается с повседневной жизнью. Современная архитектура требовала коренного пересмотра структуры всего города. «Всемирному стилю» свойствен рационалистический подход к разработке объем-но-планировочных построений. В своей практической деятельности представители этого архитектурного направления отдавали предпочтение техническим факторам строительства и высоко ценили экономичность решений. Облик построек «всемирного стиля» деловит, строг, суховат, формы их лаконичны, как бы стерильны. Эта архитектура имела ограниченный диапазон стилевых приемов, отличалась однообразием. В 30-х гг. в архитектуре ряда европейских государств проявилась тенденция возврата к классицизму. Однако классические архитектурные формы не воспроизводятся буквально, но переосмысливаются якобы на современный лад, получив в новой трактовке оголенный, упрощенно-огрубленный вид. Обычными были ряды колонн, но уже без присущей классике изящной деталировки, а просто в виде столбов. Преувеличенный масштаб архитектурных форм, элементарные композиционные приемы классицизма, обязательная симметричность фасадов снова стали служить символом социального пре-стижа и выражать некое волевое начало. В 30-х гг. немногие архитекторы в Европе оставались верны принципам современной архитектуры. А.Алто пытался преодолеть жесткую геометрию прямоугольных построений. Проектируя комплекс санатория, он расположил корпуса под косыми углами друг к другу. Такая композиция, внося элемент непринужденности в целое, способствовала большей связи здания с окружением, тогда как в 20-х гг. проводился принцип противопоставления архитектуры природной среде. Предпосылки к дальнейшему прогрессу архитектуры давало и развитие строительной техники. Выдающиеся инженеры - среди них наиболее видным считается итальянец П. Л. Нерви - проектировали новые, невиданные ранее формы. Однако лишь после второй мировой войны достижения инженерии стимулировали подъем архитектуры. Направление, олицетворением которого считается творчество Райта и Аалто, условно называют «органической архитектурой». Его сторонники выступали против рационализма и единообразия, полагая, что духовные задачи архитектуры не менее, а даже более существенны, чем практические. Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Гропиус выделяли при создании архитектурного образа принцип типичного; Райт и Аалто ориентировались на неповторимое, своеобразное. У первых больше рационализма и трезвости, у вторых - романтизма и одухотворенности. В произведениях первых некоторая сухость и геометризм, у вторых - пластическое богатство форм. В конце 30-х гг. Райт создал ряд новаторских произведений, которые показали, что 70-летний мастер по-прежнему являлся одним из виднейших архитекторов современности. Созданная им загородная вилла «У водопада» - одно из выдающихся произведений современной архитектуры. Основной принцип конструктивно-пространственной структуры этой постройки состоит в том, что перекрытиями служат консольные железо-бетонные плиты, выступающие из каменного массива в разных направлениях и на разных уровнях. Через стеклянные ограждения помещений внутреннее пространство зрительно продолжается наружу, на балконы-террасы. В качестве строительных материалов использованы необработанный камень, железобетон и стекло. Обильное остекление в архитектуре 20- 30-х гг., обеспечивающее хорошую освещенность помещений и создающее зрительное объединение интерьеров с внешним пространством, часто оказывалось неудобным, так как помещения перегревались солнцем даже в зоне умеренного климата, и это обстоятельство давало повод для нападок со стороны противников новой архитектуры. Но прогресс состоит не в возврате к старому, а в развитии и совершенствовании нового. Применением солнцезащитных устройств этот недостаток построек нового стиля устранялся, а пластика фасадов обогащалась. Однако надо сказать, что, хотя с тех пор прошло более тридцати лет, и теперь еще некоторые архитекторы, считающие себя современными, но проектирующие по принципу эклектиков прошлого века, применяют форму ради формы: обильное остекление - хотя бы и на южном фасаде, солнцезащитные устройства - хотя бы и на северном фасаде. В конце 30-х гг. современная архитектура на Западе после некоторого периода за-стоя вступает в фазу эволюции и совершенствования. Однако разразившаяся в 1939-1940 гг. вторая мировая война временно приостановила ее развитие. Модерн Модерн - стилистическое направление в европейском искусстве конца XIX - начала XX века. Благодаря Всемирным выставкам оно стремительно распространилось по всей Европе и в первую очередь затронуло архитектуру и декоративное искусство. В Италии его называли растительным стилем или "либерти", в Великобритании - стилем модерн, в Испании - модернизмом, в Бельгии - стилем Вельде, в Австрии - Сецессион, в Германии - Югендстиль. Стиль модерн возник как реакция на эклектизм, на безжизненное копирование исторических стилей прошлого, а прежде всего - на упадочнические вкусы, следствие коммерциализации изделий промышленного и машинного производства. Возникновение стиля модерн в архитектуре и прикладном искусстве связано с основанием общества «Искусства и Ремесла» (1883), влияние которого распространилось на европейский континент. Это общество возникло из движения того же названия, боровшегося за возрождение художественных ремесел, и выступало против снижения художественного уровня продукции вследствие перехода к промышленному производству. Непосредственными его предшественниками были художественный и социальный критик Д. Рескин и поэт и художник - прикладник У. Моррис, которые призывали возвратиться к ручному труду, а также вместе с другими художниками и архитекторами по - новому определяли функциональные и формообразующие принципы архитектуры. Они выдвигали принцип целесообразности формы и художественной выразительности естественных материалов. Для модерна характерны извивающиеся линии; в декоре его асимметричные арабески решительно порывают с традицией, создавая растительные мотивы (во Франции и в Бельгии) и линеарные формы (в работах австрийских сецессионистов или шотландского арх. Чарлза Ренни Макинтоша). Архитекторы этого стиля: В.Орт, Вельде. Значительное распространение в Европе получила также идея «города - сада», которую в конце XIX в. сформулировал - англичанин Э. Говард в своей книге «Города - сады будущего» (1898). Города - сады рассматривались как небольшие, но самообеспечивающие градостроительные комплексы на 32 тыс. жителей. Они должны были приостановить концентрацию жилья в больших городах и путем соединения жилища с природой способствовать оздоровлению жизненной среды. Хотя модерн просуществовал всего 20 - 30 лет, влияние его в то время на все виды художественной деятельности было огромно. Однако модерн обвинили в элитарности, в вычурности, в манерности, в эклектичности, в отсутствии естественности. Все знают архитектора номер один двадцатого века Корбюзье и осознают то влияние, которое он оказал на развитие мировой архитектуры. Но имя одного из самых удивительных архитекторов в истории человечества - Гауди - долго было известно только специалистам, а его произведения остались одинокими сверкающими шедеврами, практически не повлиявшими на развитие архитектуры нашего времени. А ведь рядом с его сказками в камне знаменитые постройки Корбюзье выглядят унылыми коробками. Модерн не вписался в техническую цивилизацию, потому что слишком благоговел перед природой, рисуя свои картины и строя свои дома по ее законам, по законам органических природных форм. Кроме того, он был неисправимым романтиком. Модерн был забыт почти на 50 лет, и вдруг случилось чудо - о нем вспомнили. Он опять понадобился, он опять возродился - пусть в других одеждах, красках и формах - и не столько в живописи, сколько в жизни и быте. Его извлекли из пыльных библиотек и скучных музеев и привели на улицу, на площади, на стадионы рок - концертов. Это сделали «дети - цветы» 60 - х годов. Модерн «совпал» с мировоззрением хиппи, с их протес-том против бездушного техницизма, с их тягой к естественности, к природе и, главное, с их увлечением Востоком.
|