КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос №29. Архитектура западноевропейского барокко. Здания и архитектурные ансамбли.Стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем. Наиболее видными мастерами барокко XVII в. были Л. Бернини (1598-1680) и Ф. Борромини (1599-1667). Их произведения различны по духу. Сооружения Бернини, как и его скульптуры, несколько театрально выражают торжественность и величие. Борромини - духовный наследник Микеланджело; его произведения характеризуются напряженностью, экспрессией, контрастами, подчеркнутой динамикой масс и пространств. Средства же и приемы, которыми пользовались оба этих мастера, как и все архитекторы той эпохи, имели общие характерные черты: нарочитая усложненность, изгибы и изломы форм, насыщенная пластика, придающая архитектуре внешнюю эффектность, пышность. Скульптура барокко отличается патетикой жестов, экспрессией ракурсов, сочной пластикой; живопись - красочностью, декоративностью, эффектами светотени. Вся эстетика барокко основана на преувеличенном пафосе, стремлении поразить воображение. Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Излюбленная фигура барокко - овал, дающий некоторую не-определенность общей форме пространственного объема. Пространство барокко - динамично и бесконечно, причем его сложность и динамика подчеркиваются эффектами светотени. В барокко сгустки затененных участков контрастируют с залитыми ярким светом; излюбленный прием барокко - разрезающий воздушную среду интерьера сноп света, прорывающийся через полускрытый проем. В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь. Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры, производить впечатление богатства и парадности. Эти средства с той же целью использовала и католическая церковь. Театральная торжественность храма выделяла его из окружающей среды, возвышала его над нею и придавала ему значительность. Богатым фасадам барочных храмов соответствовали еще более роскошные интерьеры. В эпоху барокко широко развернулось культовое строительство. В это время было завершено затянувшееся строительство главного католического храма - собора св. Петра в Риме. Здание представляло собой, как в свое время определил его еще Браманте, центрический объем, завершенный грандиозным куполом - диаметром 42 м. Собор был возведен в основном Микеланджело. Впоследствии (в 1614 г.) план собора был удлинен пристройкой и был сооружен новый фасад, выполненный в патетических барочных формах. В середине XVII в. Бернини выстроил величественную колоннаду, обрамляющую площадь перед собором. В отличие от оформления церквей фасады барочных дворцов несколько более сдержанны. Торжественная импозантность их облика достигается роскошным обрамлением окон и особенно входного портала, за которым раскрывается обширный вестибюль с величественной лестницей, ведущей во второй этаж, где находятся роскошные парадные залы. В окрестностях Рима строились богатые виллы. Сады с водоемами и многочисленными фонтанами, искусственными гротами и широкими лестницами, скульптурами и декоративными вазами окружали эти загородные дворцы. Создание садово-парковых ансамблей - одно из существенных достижений барокко, включившего природу в сферу архитектуры. Однако природа здесь представлена не в своем естественном виде, а искусственно создана согласно вкусам эпохи. Это подстриженные кустарники, регулярные посадки деревьев, симметричные аллеи с расположенными на них скульптурами и декоративными вазами. В эпоху барокко были разработаны приемы ансамблевого строительства. Микеланджело принадлежит проект (1546 г.) ансамбля Капитолийского холма в Риме. В отличие от эпохи ренессанса, когда отдельное здание строилось безотносительно к окружению, это была группа построек, композиционно связанных между собой и с объединяющим их пространством площади. Одной из составных частей Капитолийского ансамбля является широкая парадная лестница - излюбленный элемент барочных композиций. В XVII в. (проект 1662 г.) был осуществлен ансамбль знаменитой овальной площади дель Пополо при въезде в Рим. От нее начинаются три улицы, расходящиеся веером и ведущие в разные районы города. С тех пор эта форма «трезубца» стала одним из штампов при планировке городов, когда прямоугольную сетку улиц пытались оживить пучком из трех лучей, не особенно задумываясь над тем, как этот план будет отвечать реальной жизни города.
|