КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность и функции политической идеологииТермин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в 1796 г. в докладе «Проект идеологии» французский философ Дестютт де Траси– лидер группы философов, получивших в дальнейшем название «идеологов». В этом докладе, а затем в своем четырехтомном труде "Элементы идеологии" (1801–1815). Д. де Траси поставил целью создать науку об идеях и раскрыть источник человеческого познания и заблуждений. Наука об идеях должна была стать важнейшей частью науки о человеке, наряду с физиологией и моральной философией. Однако такое понимание термина идеология быстро было утрачено. В XIX веке стало преобладать негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как теории мыслителей превращаются в ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий стала связываться с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными умозрительными конструкциями. К. Маркси Ф. Энгельсиспользовали термин идеология для обозначения системы «ложного сознания», т.е. такого сознания, когда знание об обществе и социальных конфликтах преломляется сквозь призму классовых интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание иллюзий класса о самом себе. Более того, эти иллюзии превращаются в идеологиях в самодовлеющую силу, первичную по отношению к реальным интересам. В силу своей социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жизни. В рамках классового подхода к анализу общества К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали идеологию как элемент «надстройки», определяемой экономическим базисом и системой классовых отношений. Господствующий класс с помощью идеологии оправдывает свое господство и навязывает подобную систему идей всему обществу. К. Маркси Ф. Энгельсне считали свое учение идеологией. Марксистское учение характеризовалось ими как метод познания действительности, а не идеология. Свою задачу они видели в освобождении познания социального бытия от идеологических познавательных установок. В.И. Ленинвидоизменил подход к марксизму в этом отношении. Он показал, что марксизм тоже является идеологией – идеологией пролетариата. В.И. Ленинввел термин "научная идеология", т.е. марксизм. Тем самым был поставлен знак равенства между социальной наукой, марксизмом и пролетарской идеологией. Подобная трактовка марксизма вела к его догматизации и лишала научного познавательного потенциала. Однако было бы серьезной ошибкой считать идеологию просто «ложным сознанием» и «иллюзией» социальных слоев о самих себе. В идеологиях происходит тесное переплетение достоверного знания об обществе с социальными интересами. Современное общество отличается сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными, подчас несовпадающими интересами, возникают и устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе и возникает как бы мыслительная "призма", через которую социальные слои смотрят на мир. Маркс и Энгельс своим анализом идеологии обозначили проблему, которая стала исходным пунктом для формирования «социологии знания». Немецкий социолог К. Маннгейм в работе «Идеология и утопия» в рамках «социологии знания» раскрыл сущность идеологии как систематизированного способа социально–группового мышления, в котором создаются различные концепции окружающего мира. В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения, оформляются и социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя. Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально–группового мышления. Но идеология – это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее. Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификации. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его. Ориентация на социально-политические действия, на воплощение идеологических принципов в практику, на подчинение индивидуального поведения определенной модели и направленности коллективных социальных действий составляет отличительную черту идеологии. Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям; устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества. Выде6ляют три уровня функционирования идеологии: теоретико–концептуальный, программно–политический и актуализированный или поведенческий. На теоретико–концептуальном уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы. На этом уровне работаю интеллектуалы, которые создают идеологические концепции. На программно–политическом уровне общие идеологические принципы и идеалы конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. В политических программах и заявлениях идеологии приобретают четкость, ярко выраженную направленность на конкретную ситуацию, в них уточняются меры, эффективные в достижении определенных целей, делается непосредственный выход на властные механизмы преобразований. Источником, разработчиком программ и политико–идеологических директив являются политические партии, государственный аппарат. На уровне актуалированном происходит восприятие массами политической идеологии, проявляется эффективность пропаганды. Все это проявляется в различных формах политического участия, в конкретном типе политического поведения. Многие исследователи видят в идеологии не только социально значимые, теоретически оформленные взгляды, но и верования. Английский историк и социолог А. Тойнбиполагал, что либерализм, социализм, национализм – это и особый тип верований, своеобразные светские религии. Понимание идеологии как эрзац–религии связывают с особенностями массового сознания. По сравнению с идеологами-теоретиками, массы не располагают необходимыми теоретическими знаниями и культурными навыками, и им трудно усваивать идеологию иначе, чем веру. Идеология выступает как специфическая разновидность убеждений, имеющих силу веры. Поэтому так сложно отказаться от старых идеологических принципов. Обращая внимание на сложность идеологической переориентации, А. Герценписал, что казнить верования не так легко, как кажется, трудно расставаться с мыслями, с которыми выросли, сложились, которые нас лелеяли и утешали. Особую роль идеологии приобретают в период революционных потрясений, когда в массовое политическое действие вовлекаются огромные слои населения. Движение Реформации в XVI веке, Английская (1642–1649 гг.) и Французская (1789–1794 гг.) буржуазные революции раскрыли роль идеологии как детерминанты политики. Именно современная политическая история показала, как идеологические представления мобилизуют, направляют и активизируют деятельность людей. Идеологические принципы придают значение как коллективной, так и индивидуальной деятельности. Они способствуют превращению социальных слоев, этнических общностей в самостоятельных субъектов исторического действия. Поэтому все влиятельные политические силы своей важнейшей задачей считают выработку идеологических концепций, способных стать ориентационно–мотивационной моделью социального поведения.
|