КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Строительные компоненты в романской церковной архитектуре.Нартекс (атрий) –входное помещение храма в виде крытой галереи или открытого портика.
Па́перть (галилея), или внешний притвор —непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки прежде, чем входили в церковь.
Наос- центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся.
Трансепт - поперечный неф (корабль), пересекающий под прямым углом основной (продольный) неф и выступающий концами из общей массы сооружения.
В базилике неф и трансепт пересекаются. Это пересечение образует средокрестие, над которым возвышается центральная башня.
Средокрестие — место пересечения главного нефа и трансепта, образующих в плане крест.
Пресвитерий – возвышение для алтаря и места духовенства в восточной части храма. Название имеет тот смысл, что на пресвитерий могут заходить только пресвитеры, то есть священники. Другое название – хор.
В данном случае за пресвитерием идёт иконостас, архитрав которого украшают скульптуры. Хор или пресвитерий (алтарная часть) служит продолжением центрального нефа на восток. К ним примыкает заканчивающаяся апсидой алтарная часть.
Апсида – полукруглый, прямоугольный или гранёный в плане выступ здания. Храм обычно имеет нечётное число апсид, связанное с числом нефов.
Деамбулаторий – обход алтарной части храма, часто соединяющий два боковых нефа.
Боковые нефы продолжаются в восточном направлении в виде деамбулатория. Вместо деамбулатория продолжением боковых нефов могут выступать апсиды, примыкающие к хору с восточной стороны.
Хор.
Когда-то хором называлось место, где находились певчие. Но вскоре он стал играть в храме центральную роль, и вокруг него теперь организовывался интерьер церкви или базилики. Прежний хор расширился за счёт алтарной части и апсиды. С 13 века монахов и мирян разделяла алтарная перегородка, которая одновременно служила помостом для певчих. Размер хора обычно зависит от ширины и высоты нефа, за исключением тех случаев, когда частичное закрытие средокрестия приводит к сужению хора.
|