КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды ощущенийКлассификацию ощущений принято осуществлять по следующим основаниям (т.е. по общим признакам): 1. Наличие или отсутствие непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение: § дистантные (зрение, слух); § контактные (вкусовые, болевые, тактильные); § обоняние – промежуточное место между дистантными и контактными. 2. Место расположения рецепторов: § экстерорецептивные ощущения, рецепторы которых расположены на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные и т.п.). § интерорецептивные ощущения, рецепторы которых находятся внутри организма (ощущения голода, жажды, боли и т.п.), несут информацию о состоянии внутренних органов. Так, болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, выступая как защита организма от разрушения. Болевые ощущения, интенсивность которых не осознается в состоянии бодрствования, могут обнаруживать себя в сновидениях. § проприорецептивные ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах и сухожилиях и несут информацию о положении тела в пространстве, о движении тела и его частей. 3. Модальность (вид раздражителя): § зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух видов: а) палочки, с помощью которых человек различает черный, белый и серый цвета; б) колбочки, дающие ощущение всех оттенков красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Палочки и колбочки различаются по цветовой чувствительности: желтовато-зеленый является ярчайшим цветом для колбочек, зелено-голубой или голубой – для палочек, поэтому огни на рулежных дорожках в аэропортах голубого цвета); § слуховые ощущения вызываются звуковыми волнами, воздействующими на слуховой нерв, расположенный во внутреннем ухе («улитку»). Все слуховые ощущения делятся на 3 вида: а) речевые (слух к различению звуков речи называется фонематическим); б) музыкальные (музыкальный слух); в) шумы (шум дождя, грохот идущего трамвая); § вибрационные ощущения несут информацию о колебаниях упругой среды, специальных рецепторов вибрации не обнаружено, ощущать вибрацию могут все ткани организма; § обонятельные ощущения возникают в результате воздействия летучих веществ, обладающих запахами, на верхнюю часть носовой полости; § вкусовые ощущения (сладкого, кислого, соленого, горького) вызываются воздействием веществ, растворенных в воде или слюне, на вкусовые почки, расположенные на поверхностях языка, глотки и небеса; § кожные ощущения, из которых важное место в регуляции психических состояний и психическом развитии личности занимают тактильные (ощущения давления и прикосновения), больше всего тактильных клеток на ладонях, кончиках пальцев и губах; § болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя, имеют ярко окрашенный эмоциональный фон, так как вызывают положительные и отрицательные эмоции; § температурные ощущения вызывает теплообмен между организмом и окружающей средой (наиболее чувствительна к холоду спина, наименее – грудь); § осязание: сочетание температурных, болевых, тактильных и кинестезических ощущений; мы получаем информацию о гладкости, шероховатости, плотности предметов, а также о прикосновении предмета к телу.
Свойства ощущений: § модальность (качество); § длительность; § пространственная локализация; § интенсивность; § сенсорная адаптация; § взаимодействие (сенсибилизация, синестезия); § контраст. 1. Модальность (качество) – это специфические особенности, отличающие один вид ощущений от других (например, слуховые ощущения отличаются от зрительных). 2. Длительность ощущения– это его временная характеристика, так как ощущения имеют свою длительность: они не возникают одновременно с началом действия раздражителя и не исчезают с прекращением последнего. 3. Пространственная локализация раздражителя в предметном мире, это определяет характер ощущения: дистантные ощущения дают информацию о расположении раздражителя в пространстве, а контактные – о части тела, на которую воздействует раздражитель. 4. Интенсивность ощущений(количественная характеристика) определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецепторов. Для измерения интенсивности ощущений введены пороги чувствительности. Существуют три вида порогов: § нижний абсолютный порог чувствительности – это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение: чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность, и наоборот; § верхний абсолютный порог чувствительности – это максимальная величина раздражителя, при котором еще сохраняется данное ощущение; § дифференциальный порог (закон Вебера–Фехнера) показывает, какое минимальное приращение интенсивности необходимо для того, чтобы ощутить изменение силы раздражителя. При этом важно учитывать: а) чем большей интенсивностью обладает исходный раздражитель, тем больше и порог. Так, если мы попали в достаточно освещенное помещение, то незначительное прибавление света нами будет не замечено. А вот в плохо освещенном помещении достаточно слегка его увеличить, чтобы все ощутили разницу; б) согласно закону Вебера–Фехнера, повторяющиеся раздражения равной интенсивности ведут к снижению интенсивности ощущений. 5. Сенсорная адаптация – изменение чувствительности под влиянием действия раздражителя. Выделяют три вида этого феномена: § адаптация – полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя (адаптация к ощущению давления, вызываемого наручными часами, поясным ремнем, кольцом или очками); § негативная адаптация – снижение чувствительности под влиянием действия сильного раздражителя (так, в первые мгновения после погружения в ледяную воду мы ощущаем действие сильного раздражителя, затем интенсивность ощущений снижается); § позитивная адаптация – повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя (неяркий свет заставляет нас приглядываться, негромкий звук – прислушиваться и т.п.). 6. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия. Взаимодействие ощущений – это изменение интенсивности ощущений под влиянием других органов чувств, причем происходит как повышение, так и понижение чувствительности. При этом слабые раздражители, вызывающие один вид ощущений, повышают чувствительность других, и наоборот, сильные раздражители понижают чувствительность других ощущений. Так, чтение книги при громкой музыке понижает чувствительность и восприимчивость зрительного анализатора. § Повышение чувствительности, т.е. понижение порога чувствительности в результате взаимодействия органов чувств, называется сенсибилизацией, которая может возникать: а) стихийно – как необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепоты, глухоты). Так, глухие люди обладают настолько повышенной вибрационной чувствительностью, что даже могут слушать музыку, положив руку на рояль; б) под воздействием специфических требований профессии и условий жизни (так, обонятельные и вкусовые ощущения достигают низкого порога, т.е. повышенной чувствительности, у дегустаторов вин, сыра, чая и т.д.). § При взаимодействии ощущений имеет место синестезия, при которой возникшие ощущения одной модальности возбуждают ощущения другой модальности (так, под влиянием звуков у человека могут возникать цветные зрительные образы, так называемый «цветной слух»). 7. Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или параллельно существующего раздражителя. Здесь действует закономерность, в проявлении которой выделим два важных момента: а) слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность; б) если же раздражители действуют последовательно, и если предшествующий из них обладает значительной силой, то последующий будет восприниматься как менее сильный, нежели бы он воспринимался изолированно.
|