Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Охрана казачеством Свято-Данилова монастыря




Кроме того, даниловские казаки исполняли охранную службу при Союзе казаков России. Офицерами караула с помощью Союза казаков возрожден и проводит занятия по верховой езде конный сводно-казачий полк. Даниловские казаки явились авторами идеи о создании при монастыре военно-спортивного клуба. Именно из сотрудников охраны воспитался и вышел руководитель центра патриотического воспитания «Стратилат», который возглавил и федерацию военно-спортивных клубов Москвы.
Отметим и участие казачества в возрождении художественно-эстетической, образовательной культуры. Так, среди стражников Свято-Данилова монастыря есть музыканты и певцы – участники фольклорных концертов и фестивалей, входящие в такие народные коллективы, как: «Русичи», «Круг», «Ермак», «Курень» и «Казачий круг». Сотрудники охраны преподают в семейной воскресной школе Даниловской обители православный катехизис и рисование. Стража обеспечивает безопасность детей на мероприятиях православно-ориентированного лагеря
«Звезда Вифлеема» при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи. В книге «Сын в армии», журналах «Братина», «Казарма», газетах
«Русский Вестник» и «Даниловцы» опубликованы стихи, рассказы, статьи
и фотографии казаков из монастыря. Воссозданные казачьими мастерами- реконструкторами стражи модели, оружие и военная форма использовались на европейской выставке военной миниатюры и на фестивалях
исторической реконструкции событий 1612, 1812 и 1914 годов.
Охрана Свято-Данилова монастыря принимала участие в тушении нескольких пожаров, как на территории обители, так и за ее пределами, на подворьях и в скиту, спасала жизнь пострадавших. Из числа стражников прославился герой – казачий полковник Евгений Чернышев, погибший при тушении пожара и спасший жизнь четверых людей. Выходцы из стражи работают в синодальных отделах Московской Патриархии. Члены казачьей стражи участвовали в создании и организации служб охраны учреждений, монастырей, подворий и храмов: Издательского Совета РПЦ и Издательства Московской Патриархии, Свято-Николо-Угрешского мужского монастыря, храма Всех Святых на Песках – Патриаршего подворья на Соколе. Казаки охраняют подворья монастыря Св. Даниила в Рязанской и Московской областях. Даниловские казаки посещали места боевой славы: Куликово поле, Бородино, Малоярославец, Мамаев курган, Курская дуга и другие; участвовали в крестных ходах, встречах и перенесениях святынь и мощей угодников Христовых, стали свидетелями многих чудес и помощи Божией; ездили в этноэкспедиции, на гастроли и в продолжительные зарубежные миссионерские, поисковые, трудовые и паломнические поездки в Болгарию, Польшу, на Украину, в Абхазию, Молдавию, Францию, Германию,
США, Гонконг, Голландию, Египет, на Святую Землю.
Даниловские казаки имеют церковные, государственные и общественные награды (ордена, кресты, медали, памятные нагрудные знаки и значки, почетные грамоты и благодарности, книги с дарственными подписями известных людей). Казаков поздравляли и поощряли: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, наместник монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), МВД РФ, верховные атаманы Союза казаков
России Мартынов А. Г. и Задорожный П. Ф., а также представитель Российского Императорского Дома О.Н. Куликовская-Романова.
Стража Свято-Данилова монастыря, являясь структурным подразделением Общероссийской общественной организации «Союз казаков» (и ее же резервом постоянной готовности № 1), выступает как самостоятельная общественная сила, осознающая свои интересы, имеющая свои цели и задачи, сохраняющая свою самобытность. Как показывает
20-летний опыт службы, казачья стража способна эффективно взаимодействовать с народной дружиной, пожарной охраной, правоохранительными органами и спецслужбами (МЧС, МВД и ФСО) в деле обеспечения безопасности (в том числе пожарной), правопорядка и борьбы с терроризмом. Действительно - в Свято-Даниловом монастыре и на его подворьях за эти два десятилетия сложилось настоящее казачье воинское товарищество, а служба в монастырской страже – это особый вид служения Богу.
С конца 80-х годов ХХ столетия развернулся процесс по возвращению Церкви отобранных и разрушенных в годы репрессий святынь. Вскоре после Толгского монастыря Русской Православной Церкви в 1989 году была возвращена одна из древнейших обителей — монастырь преподобного Иосифа Волоцкого в Волоколамском районе Московской области. Будучи в те годы народным депутатом, игумен Иосифо-Волоцкого мона­стыря Питирим (Нечаев) обратился с письмом к М.С. Горбачеву,
и обитель была передана без всяких бюрократических проволочек.

Митрополит Питирим (Нечаев)

Интересным фактом, не афишированным в описываемый период, явилось то, что первую икону в обитель подарила Р.М. Горбачева, и с этого началось постепенное восстановление монастыря. По словам митропо­лита Питирима, «главное в жизни обители — это молитва». С началом чечен­ской войны монастырь «встал на вахту» — в часовне читалась неусыпаемая Псалтирь — и в этом было участие обители в социальном служении[50].
Монастырская жизнь в 1990-е годы восстанавливалась повсеместно в закрытых и нередко совершенно разрушенных монастырях. На Архиерейском Со­боре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II, отметив факт возрождения церковной жизни, привел следующие статистические данные: общее количество монастырей составляло 281, кроме того, действовало 31 мона­стырское подворье. Число обителей, возвращаемых Церкви, неуклонно воз­растало и в период между Соборами 1994 и 1997 гг., к концу 1996 года, соста­вило 395 монастырей и 49 подворий. В Москве было восстановлено 4 мужских и 4 женских обители[51]. Как и в синодальный период, инокинь и послушниц в женских монастырях, по сравнению с числом монашествующих в мужских обителях, было больше.
Говоря о росте численности монастырей, Святейший Патриарх Алек­сий II на Архиерейском Соборе 1997 года затронул вопрос и о неизбежных внутренних трудностях восстановительного процесса, главные причины кото­рых Первоиерарх усматривал «в разрыве преемства религиозного образова­ния и воспитания, в ужасающем кадровом кризисе, доставшемся нам от вре­мен богоборчества. Те, кто приходит сегодня в монастырь, зачастую имеют весьма приблизительные, а иногда и искаженные представления об иноче­ском пути. Вот почему так важно обращать особое внимание на мотивы, при­водящие человека в обитель. К большому сожалению, в монастырях мало ду­ховников, способных бережно вести своих чад ко спасению, содействовать их духовной жизни... Духовное созидание обители становится возможным, только если духовник и настоятель или настоятельница находят согласие и в вопросах устроения монашеской жизни»[52]. Однако, невзирая на возникающие препятствия в деле возрождения Церкви и монастырской жизни, к Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 года число открытых и новых обителей достигло 541, что составляет уже более половины численности православных обителей России в конце синодального периода[53]. Приведем конкретные факты, иллюстрирующие процесс возрождения духовного и социокультурного служения некоторых наиболее знаменитых монастырей в постсоветский период.
После возвращения Церкви Свято-Данилова монастыря, о котором упоминалось выше, в него со всей России стали поступать древние и новые иконы, святые мощи Божиих угодников, культурно-исторические реликвии. Здесь находится Владимирская икона Божией Матери с акафистом на полях (вторая половина XVI века), образ Божи­ей Матери, именуемой «Троеручица» (конец XVII – начало XVIII века); из современных вкладов в монастырь выделяется икона Живоначальной Троицы (вторая половина XVI века), пожертвованная в обитель одним из жителей Москвы в 1986 году. Особым торжеством в жизни Данилова монастыря стало перенесение в обитель частиц мощей святого благоверного князя Даниила (1986), считавшихся утраченными после закрытия монастыря в 1930 году.

Икона Божи­ей Матери «Троеручица»

В 1995 году Святейший Патриарх Алексий II передал монастырю частицы мо­щей святого князя Даниила, долгое время хранившиеся у академика
Д.С. Ли­хачева и сохранявшиеся также в Америке протоиереем Иоанном Мейендор­фом.Отмечая значение возрождения Даниловой обители, ее первый наместник архимандрит Евлогий (Смирнов) подчеркивает духовно-нравственный смысл этого события, которое побудило людей «по-новому взглянуть на ве­щи, обесцененные временем. То, чего не может дать человеку мир, с полнотой дает Церковь, возводя душу в особое, светлое и радостное состояние, соеди­няя ее в Таинствах с Богом. Монастырь — это попытка создать на земле осо­бый, высший, святой и благодатный град, где бы царили добро и любовь и где бы не было места злу. В стремлении жить по Божественным заповедям, по Святому Евангелию есть нечто прекрасное, великое, что не может быть разрушено никаким временем, никакими событиями. Семисотлетняя история Данилова монастыря глубоко убеждает нас в этом»[54]. Самый древний Московский монастырь с момента своего возрождения стал проводить масштабную и многогранную социокультурную деятельность: в 1989 году здесь была созда­на катехизическая служба; при монастыре (как и в дореволюционное время) возобновилась Воскресная школа; были организованы катехизические и регентские кур­сы для взрослых. Духовно-просветительская работа стала проводиться и в Армии — в ряде воинских частей, расположенных в Москве и пригородах, братия совершают праздничные молебны, молебны при принятии присяги, проводят пастырские беседы. Монастырь опекает близлежащую больницу, различные детские воспитательные учреждения, в числе которых находится Центр временной изоляции несовершеннолетних правонаруши­телей, располагавшийся ранее в стенах обители. Широко ведется многосторонняя социальная работа по оказанию благотворительной помощи малообеспеченным семьям, безработным, беженцам, заключенным. В 2000 году, по благословению Святейшего Патри­арха, при Даниловом монастыре был создан Благотворительный фонд благоверно­го князя Даниила для финансирования социальных программ монастыря. На территории обители располагается Духовно-административный центр Русской Православной Церкви: резиденция Святейшего Патриарха и Священного Синода, а также Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата.
Произошло возрождение и знаменитого Саввино-Сторожевскогоставропигиального мужского монастыря, основанного учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Саввой Сторожевским в 1398 году по просьбе своего духовного сына князя Юрия Дмитриевича.

Преподобный Савва Сторожевский

После закрытия в 1919 году обитель лишилась почти всех своих ценностей. Погибли знамени­тые Саввино-Сторожевские колокола, равных которым не было в России. Особенно печальна утрата огромного, весом в 35 тонн, отлитого в 1668 году лучшим в то время русским мастером А. Григорьевым Большого Благовестного колокола. Звон этого колокола отличался уникальным по красоте тембром, который восхищал выдающегося русского певца Ф.И. Шаляпина; его записывал на ноты композитор А.К. Глазунов. Ныне колокола возрождены, в том числе и 35-тонный Благовестник.
В Рождественский храм возвращен также иконостас XVII века.
Монашеская жизнь в Обители возобновилась в ноябре 1997 года, после
назначения наместником монастыря архимандрита Феогноста.
По воспоминаниям очевидцев, совершение Пасхальной службы и по­следующего празднования стало для всех присутствующих настоящим потря­сениям, прикосновением к неведомому духовному миру: «Безбожное воспи­тание сделало свое дело — действующие монастыри казались чужими остро­вами на родной земле, а монахи — людьми странными. И вот все эти пред­ставления рухнули в одночасье!»[55]. Скит был передан Саввино-Сторожевскому монастырю 3 августа 1998 года. Обитель была возрождена всего за девять месяцев до своего 600-летия и, благодаря проведенным ремонтно-реставрацонным работам, смогла встре­тить этот юбилей в обновленном и праздничном виде, что оказало мощное нравственно-психологическое воздействие на души людей и общественное со­знание народа.
В настоящее время монастырь живет полноценной церковной и духов­но-культурной жизнью: при обители открыты богословские курсы для на­сельников и — отдельно — для мирян; организован приют для мальчиков. В 2007 году состоялось торжественное празднование 600-летия преставления преподобного Саввы, во время которого богослужение в монастыре возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II; в торжествах прини­мали участие члены Правительства России и депутаты Государственной Ду­мы. Возрождение общероссийской святыни — скита преподобного Саввы – было завершено в конце 2007 года и приурочено к празднованию 600-летия пре­ставления основателя и небесного
покровителя обители преподобного Саввы Сторожевского[56].
На протяжении шести веков Саввино-Старожевская обитель является духовным и культурным центром Звенигородской земли, символизирующим неувядаемость иноческого подвига и традиции святости в России.
В январе 1991 года Русской Православной Церкви был возвращен
Ни­коло-Угрешский монастырь, основанный в 1380 году великим князем Димит­рием Донским, в котором на благо Отечества трудились и прославились вид­ные представители русского просвещенного иночества, православные иерар­хи — это святители Иннокентий Пензенский, Филарет Московский, Игнатий (Брянчанинов), Иннокентий (Попов-Вениаминов), Тихон (Белавин), Макарий (Невский); здесь прославился неустанными молитвенными трудами пре­подобный Пимен Угрешский[57].


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты