КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная организация в первобытном обществе, ее формы
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Каждая из них отражает разные взгляды и суждения различных групп, слоев на этот процесс. Споры о происхождении государства и права, их сущности продолжаются и по сей день. Вместе с тем понятно следующее: для выяснения природы государства, его особенностей надо иметь представление об обществе догосударственного периода, его специфике. Первобытное стадо. По свидетельству историков самой ранней и достаточно приспособленной к природным условиям догосударственной формой социальной жизни было первобытное стадо. Такое объединение называют “предобществом”. Оно было частью природы, приспосабливалось к ней, кочевало в поисках пищи. Первобытное стадо представляло собой замкнутую социальную группу, в рамках которой существовало естественное разделение труда между мужчинами и женщинами. Неразвитые орудия труда и низкие производительные способности людей обусловили необходимость объединения для выживания и присваивающую форму хозяйства. Все члены такой общности были равны в своих возможностях, не было социального неравенства. Занимались первобытные люди собирательством, охотой и рыболовством, т.е. присваивали то, что давала природа. Управление столь примитивными коллективами осуществлялось совместно всем взрослым населением. Приоритетная роль в таком сообществе принадлежала вождю (вожаку), обладавшему элементами властвования. Родовая община. Более высокой формой социальной организации была родовая община, группа лиц, состоящих в родстве друг с другом и не допускающих брачных отношений между собой.. Род возник на высшей ступени дикости, когда люди стали обладать полезными для человека навыками, качествами, могли создавать искусственные жилища и орудия труда. В основе жизнедеятельности общины лежит производство. Произошел переход от присваивающей формы хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящей, возникли новые виды деятельности (выращивание растительной пищи, приручение диких животных, керамическое производство, металлообработка и др.). Как видно, родовая община (род) – это более устойчивая общность, объединение людей. Таким путем постепенно складывается своеобразная общественно-экономическая формация – первобытнообщинный строй. Первичной хозяйственно-производственной единицей был род. Следует отметить, что род – основная организация (группа лиц) первобытнообщинного строя, объединенная кровным родством, общностью имущества и труда. Все члены рода были связаны коллективным трудом, общим имуществом, на основе которого велось общее хозяйство. Собрание взрослых членов рода осуществляло управление делами родовой общины. Племя и союзы племен. Более сложной формой организации, чем родовая община, были племена и союзы племен. Племя трактуется в литературе как этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком. Племя представляло собой объединение нескольких родов, связанных кровнородственными отношениями. Для племен характерны общность территории, наличие некоторых элементов хозяйства, определенное самосознание, обычаи и культы, как регуляторы поведения людей и др. Следовательно, в основе племени лежит не только родство, но и территориальные связи. Функцию управления этой социальной общности осуществлял совет старейшин (совет племени). Образование союзов племен, завоевания и переселения вели к смешению племен и возникновению более крупных этнических общностей. Объединение нескольких племен для решения какой-либо задачи представляет собой племенной союз. Чаще всего племенные союзы возникали для отражения какой-либо опасности. Названным формам жизни и производства соответствовали определенная организация первобытной власти и социальные нормы.
|