КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6. Понятие и сущность государства.Понятие государства: разнообразие подходов.Признаки государства. Проблемы сущности государства. Соотношение общечеловеческого, классового и национального в сущности государств с различными политическими режимами. Сущность государства в контексте глобализации. В силу огромной роли, которую играет государство в современном обществе, вопрос постижения сущности государства представляет несомненный интерес. В научной литературе существует множество подходов к пониманию государства. Это является объективным следствием многогранности, сложности этого социального явления. Каждый подход способен отразить лишь отдельные его стороны, проявления. Кроме того, научные знания постоянно развиваются, углубляя наши знания о государстве, предлагая новые подходы и определения. Древнеримский философ и политический деятель Цицерон определял государство с юридических позиций как «общий правопорядок»; к подобному же понятию в рамках своего учения о праве пришёл и австрийский учёный Г. Кельзен. В рамках марксистского подхода государство определяли как «машину подавления одного класса другим». В конце XIXначале XX вв. многие европейские и российские правоведы предлагали очень похожие определения государства с социологических позиций, выделяя в нём три основных признака: союз людей, публичную власть и территорию (Е. Трубецкой, Г.Ф. Шершеневич, Л. Дюги и др.). Сторонники психологического подхода главным в понимании государства считали его характер как определённой психологической связи между людьми (Ф.Ф. Кокошкин, Л.И. Петражицкий). Следует отметить, что в современной российской теории государства преобладает социологический подход к определению государства как политико-территориальной суверенной организации всего общества, имеющей характер публичной власти. Но прежде, чем дать определение государства, необходимо рассмотреть его сущность и основные признаки. Сущность государства это то что, что для него наиболее характерно, важно, значимо, его основная детерминанта. Традиционно под сущностью государства понимают лежащую в его основе социальную волю. Таким образом, определить сущность государства можно путём выявления того, в чьих руках находится государственная власть, интересы каких социальных сил выражает государство. В российской юридической науке сложились два основных подхода к определению сущности государства - классовый и общесоциальный. Классовый подходразработан в середине ХIХ века в рамках марксистского учения о государстве. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин рассматривали государство как результат классовых антагонизмов. Государство выражает интересы экономически господствующего класса и представляет собой аппарат насилия, подавления в отношении эксплуатируемых классов. Таким образом, сущность государства составляет воля экономически господствующего класса. В условиях, революционного, полного социальных противоречий XIX века данная теория отражала многие реальные процессы, происходившие в Западной Европе. В современной российской юридической науке данная теория подвергается критике за то, что не отражает тех общесоциальных начал, которые явно просматриваются в современном государстве. В рамках общесоциального подходагосударство рассматривают как механизм преодоления общественных противоречий, инструмент компромисса и примирения. Сущность государства, таким образом, видится в воле всего общества, в результате действия различных общественных институтов совокупно выраженной в государственной власти. Данный подход не отрицает тот факт, что в различные исторические периоды, у различных народов воля всего общества может быть подчинена воле отдельных социальных сил, групп. Однако это всегда является временным отступлением от глубинной природы государства, рассматривается обществом как несправедливость, своего рода «болезнь» государства, которая излечивается революциями, гражданскими войнами, переворотами или эволюционным путём. Следует также учитывать, что сущность государства, как и любого другого явления, качественно не меняется. Точнее, она может измениться, но тогда перед нами будет не государство, а совсем другое социальное образование. Но даже поверхностный анализ позволяет сказать, что основные признаки, например, Древнеегипетского государства и любого современного всё те же - союз людей, территория, власть, суверенитет и т.д. - а значит и сущность как глубинное свойство, определяющее все иные качественные признаки государства, не менялась. Наука всегда детерминирована историческим моментом своего развития. Поэтому современному исследователю нелегко понять, что и рабовладельческое государство, и феодальное, и буржуазное по своей сущности призваны выражать волю всего общества. Если рабовладельческая модель государства существовала в Средиземноморье на протяжении тысячелетий, значит, она являлась оптимальной формой развития общества, выражавшей интересы и волю всех слоев населения. Конечно, общую волю не следует трактовать вульгарно как сумму одинаковых воль всех членов общества. В основе государства всегда лежит общая воля, но не как арифметическая сумма равных воль, а как сложное, порой противоречивое единство, в котором воля (и соответственно интересы и потребности) каждой социальной силы, группы представлены настолько, насколько важен её вклад в общесоциальное дело, в прогресс всего общества. В связи с этим определенную дискуссионность представляет распространённый в современной научной и учебной литературе дуалистический подход к сущности государства (и права тоже). В рамках этого подхода сущность государства рассматривают как изменчивое явление. На протяжении основного времени своего развития государства имели классовый характер, выражали интересы и потребности эксплуататорских классов - рабовладельцев, феодалов, но вот на стадии развитого капитализма (в западных государствах) случилось чудо - государства стали выражать интересы и потребности всего общества. Этот подход противоречит элементарной логике, он утверждает, что на разных исторических отрезках у государственной власти наблюдаются разные сущности. А этого быть не может, так как изменение сущности означает, что перед нами уже другое явление[5, c. 18-19]. Для полного и объективного познания государства, понимания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать положения и других теорий государства: элитарной, технократической, плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др.[7, c. 182]. В зависимости от понимания вопроса о сущности государства, решается вопрос о его социальном назначении. Современная общесоциальная точка зрения исходит из того, что коль скоро в государственной власти реализуется воля всего гражданского общества, то государство есть средство управления общественными делами, выражения и обеспечения его основных интересов, средство компромисса и разрешения споров между отдельными социальными группами и индивидами. Главными целями, для которых создаётся государство можно считать поддержание порядка и стабильности в обществе, обеспечение его прогрессивного развития и внешней безопасности. С точки зрения классового подхода, социальное назначение государства состоит в выражении и обеспечении интересов экономически господствующего класса. Общесоциальные интересы также учитываются, но лишь как второстепенные, в той степени, в которой они не противоречат интересам имущих классов. Среди попыток отразить в дефиниции государства основные подходы к его сущности можно отметить следующее определение. Государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию [7, c. 23]. Независимо от рассмотрения вопроса о сущности государства большинство современных российских авторов называют примерно одинаковый набор существенных и необходимых признаков государства. 1) Территориальная организация населения.Означает, что государство располагается на определённой территории и распространяет свою власть на земное, водное и воздушное пространство в пределах государственных границ и на всех лиц находящихся на этой территории. Связь государства с лицами, проживающими на его территории, осуществляется посредством особого правового института - подданства, гражданства. 2) Наличие публичной власти. Государство представлено профессиональным аппаратом власти и управления, который не совпадает с обществом и официально выступает от его имени. 3) Суверенитет.Означает верховенство, единство и независимость государственной власти по отношению любым другим источникам социальной власти внутри государства (внутренний суверенитет) и его независимость от внешних источников власти, то есть от иных государств и международных организаций (внешний суверенитет), в проведении внутренней и внешней политики. 4) Взаимосвязь справом. Право важнейший регулятор общественных отношений, возникающий вместе с государством и тесно с ним связанный. Нормы права устанавливаются государством и охраняются им от правонарушений. Другие организации могут принимать нормы права только с одобрения государства. 5) Налоги как основа казны. Для содержания своего аппарата и реализации необходимых задач государство собирает налоги, то есть принудительные сборы с населения. От взносов членов общественных организаций налоги отличаются принудительностью. Следует отметить, что официальная символика государства (герб, флаг, гимн), международное признание, язык общения и т.д. являются неосновными признаками государства. Исходя из названных признаков вполне приемлемо следующее определение государства: государство – это суверенная территориальная организация населения, функционирующая посредством права через механизм учреждений публичной власти (аппарат управления и принуждения), финансируемый из казны за счет взимания налогов.
|