Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Ее значение




Читайте также:
  1. I. Государственный стандарт общего образования и его назначение
  2. V0 – пороговое значение [1, гл. 11, § 5].
  3. XX съезд КПСС и его значение в жизни общества
  4. Автоматизация производства, ее значение и обоснованность проведения на предприятиях в РБ. Оборудование и средства автоматизации технологических процессов.
  5. Автоматические идентификационные системы (АИС). Назначение, использование информации АИС
  6. Автотрофное питание. Фотосинтез, его значение.
  7. Аналогия закона, аналогия права. Обычаи делового оборота. Значение актов высших судебных органов и судебной практики.
  8. Антидоты и их предназначение.
  9. Арабская психология и ее значение.
  10. Безналичный денежный оборот и его значение.

Как известно, наука есть система знаний об окружающем мире, которая выражается в виде идей, понятий, теоретических представлений, отражающих закономерности окружающей человека действительности.

Все науки условно можно разделить на три группы: естественные, технические и общественные.

Предметом естественных наук являются закономерности, окружающей действительности, не обусловленные разумной деятельностью людей: естественные закономерности человек не изобретает, а открывает, используя полученные знания в своей практической деятельности. Нельзя, например, изменить законы движения планет или предотвратить смену времен года. Но, зная природу таких закономерностей, предвидя приход зимы, наступление тьмы и т. п. можно заранее подготовиться к этому.

Технические науки — это система знаний о средствах человеческой деятельности, создаваемых для производства материальных и нематериальных благ.

Предметом исследования общественных наук являются разнообразные социальные явления.

Социальный мир, «общественное бытие» — это своеобразная «вторая» реальность, окружающая людей. В отличие от естественных законов, общественные закономерности создаются сознательной деятельностью людей, проявляются в процессе их взаимодействия друг с другом. И в этом смысле такие явления имеют субъективный, «сознательный» характер. Однако, раз возникнув, такие отношения приобретают самостоятельную логику развития, оказывают обратное влияние на человека. Созданные в процессе разумной жизнедеятельности, многие социальные институты затем начинают развиваться по своим собственным законам, часто далеким от первоначальных представлений их создателей. Иными словами, природа общественных явлений имеет и субъективный и, одновременно, объективныйхарактер.

Именно к таким общественным явлениям относятся государство и право.

Государство и право играют большую роль в жизни общества в целом и каждого человека в частности. Сама история существования этих явлений доказывает, что они способны оказывать большое влияние на окружающую действительность, активно воздействуют на экономическую жизнь общества, духовный мир человека, на природную среду и т. д.

Развитие научной мысли, углубление представлений об окружающем мире, революционные открытия второй половины ХХ века в области генной инженерии и т. п. расширяют границы возможностей человека преобразовывать мир. Одновременно возрастает и потенциал власти государства и права. Например, появившаяся возможность искусственного оплодотворения или проблема эвтаназии[1] порождают новые общественные отношения, которые объективно нуждаются в государственно-правовом регулировании.



Поэтому логично, что государство и право исследуют представители различных отраслей знаний. Очевидно, что в подобных исследованиях государство и право изучаются не в полном объеме. Так, в орбиту науки экономической теории государство и право «втягиваются» постольку, поскольку они влияют на экономическую жизнь общества; экологов интересуют процессы воздействия деятельности государственно-правовых институтов на окружающую среду и т. д.

Для более глубокого понимания сущности любой отрасли теоретических знаний, ее содержания и специфики необходимо проводить различие между объектомипредметомнауки.

Объект науки — это реальность, которая как бы «противостоит» ученому в процессе познавательной деятельности, все то, что ему предстоит исследовать. Можно выделять общий, родовой и непосредственныйобъекты науки.



Общимобъектом для всех наук (естественных, общественных, технических) является весь мир, реальность как таковая.

Внутри общего объекта выделяются родовые объекты – относительно обособленные части реальности, которые изучаются комплексом родственных отраслей знаний.

И, наконец, непосредственный объект – это круг вопросов, которые изучает лишь определенная отрасль знаний. В этом своем значении непосредственный объект принято называть предметом науки.Именно наличие особого предмета определяет обособленность науки в системе сходных, родственных отраслей знаний, придает ей смысл, оправдывает ее существование в качестве самостоятельной отрасли, предопределяет специфику приемов и способов исследования и их применения

Государство и право — относительно самостоятельные явления общественной жизни. Испытывая зависимость и влияние от иных явлений, государство и право живут по своим собственным внутренним закономерностям возникновения, развития и функционирования.

При изучении государства и права, неизбежно возникает необходимость познания не только собственно государства и права как таковых, но и иных, связанных с ними политико-правовых явлений (политической власти, политической системы, правосознания, правонарушения и т. д.).

Кроме того, помимо закономерностей, т.е. устойчивых повторяющихся, глубинных тенденций, развитие государства и права определяется множеством случайных процессов. Следовательно, родовым объектомнаук о государстве и праве является вся государственно-правовая действительность, которую образуют не только собственно государство и право, но и другие политико-правовые явления во всем многообразии как закономерных, так и случайных процессов их возникновения, развития и функционирования.



Каждая отдельно взятая отрасль знаний о государстве и праве (отраслевые науки) обладает своим непосредственным объектом (предметом), т. е. изучает свою «часть» государственно-правовой действительности; при этом исследователь должен стремиться выделить и познать нечто глубинное, устойчивое, иными словами, закономерности.

Государственно-правовая реальность основана на закономерностях двоякого рода. Во-первых, существуют специфические закономерности, определяющие природу, существование и развитие отдельных частей государства или права (например, уголовное право по многим свойствам отличается от гражданского, органы прокуратуры — от судебных или законодательных и т. д.).

Во-вторых, есть закономерности, которые являются общими для всей государственно — правовой жизни (в этом смысле последние закономерности можно назвать универсальными). Именно такие общие, универсальные закономерности и образуют предмет теории государства и права.

Таким образом, предметом теории государства и права как самостоятельной отрасли знаний являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой действительности.

Следует учитывать, что государство и право — разные явления. Государство относится к политической сфере жизни общества, оно есть явление политическое, право же — явление юридическое. Логично, таким образом, предположить, что столь разные явления должны изучаться и отдельными отраслями знаний: государство — есть часть предмета политической науки (государствоведение), право же должно быть предметом правоведения.

Вместе с тем, несмотря на различия между государством и правом, они находятся в сложной взаимозависимости: одно явление обусловливает другое. Если согласиться с утверждением о том, что право создается государством, то не менее справедливым будет и обратное: право, в свою очередь, также создает государство. Поэтому у этих явлений есть много общего. В частности, и государство и право в своем развитии подчиняются закономерностям, которые являются общими, т. е. однотипными для государства и для права одновременно (к таким закономерностям можно отнести процессы возникновения государства и права, некоторые закономерности их функционирования и др.). Существование теории государства и права как единой науки и единого учебного курса объясняется неразрывной связью государства и права, их объективной взаимозависимостью, наличием общих закономерностей, одинаково проявляющихся в развитии государства и права.

Следовательно,теория государства и права — это политическая и, одновременно, правовая наука.

Единство теории государства и права не исключает известного «разделения труда» между учеными: одни заняты в большей степени изучением проблем государства, другие — права.

Таким образом, в структуре общей теории государства и права можно выделить две относительно самостоятельные части: теорию государства и теорию права.

Помимо указанных, внутри теории государства и права традиционно выделяют и третью составную часть — политико-правовую методологию. Существование такого раздела внутри теории государства и права определяет ее методологическое значениев системе иных наук о государстве и праве.

Как известно, методология - это учение о методах познания и их применении. Иногда в литературе можно встретить утверждение, что любая отрасль знаний является методологической, так сказать, по определению: ведь любая наука при исследовании своего предмета использует разнообразные методы и приемы и, значит, вынуждена разрабатывать учение об их применении. Подобные взгляды нуждаются в некотором уточнении. Действительно, большинство отраслей научных знаний имеют достаточно богатый арсенал средств и приемов для познания своего предмета, но не каждую науку можно считать методологической только на этом основании.

Методологической является наука, которая не просто разрабатывает методы познания своего предмета, но и вооружает ими другие отрасли знаний.

Проиллюстрируем сказанное на следующем примере.

Комплекс наук о государстве и праве можно представить в виде большого сада, в котором растет множество деревьев, и за каждым из них ухаживают свои садовники. Но в процессе их выращивания садовникам недосуг взглянуть на соседний участок, сверить и скоординировать свою работу с работой коллег. А это необходимо для того, чтобы все садовники действовали согласованно, «в унисон», не мешая, друг другу.

Очевидно, что лучше всего это способен сделать тот, кто находится как бы сверху, «над садом» и поэтому может увидеть сад в целом. Необходимость присутствия такого лица становится тем более очевидной, если понимать, что отдельное дерево живет по своим законам, отличающимся от закономерностей существования сада в целом.

Приблизительно такое положение и занимают представители теории государства и права в содружестве ученых, изучающих государственно-правовые явления.

Конечно, методологическое значение теории государства и права обусловливается не личными качествами и особенностями представителей этой науки, а ее предметом. Знание общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государственно-правовой действительности позволяет ученым - теоретикам государства и права вырабатывать общие политико-правовые категории («орган государства», «государственная власть», «право», «закон», «правовая норма» и т. д.), которые затем используются в иных смежных областях знаний. Поэтому теорию государства и права нередко называют понятийной наукой.

Со своей стороны, отраслевые науки обогащают теорию своими научными конструкциями и разработками. Например, учение о составе правонарушения, о формах вины развивалось преимущественно в науке уголовного права как часть учения о преступлении и лишь позднее «перекочевало» в теорию, где существует сегодня уже как часть общего учения о правонарушении.

Выделение в структуре теории государства и права трех вышеназванных частей – теории государства, теории права и методологии - является общепринятым среди современных ученых.

В последнее время формируется несколько иной взгляд на структуру этой науки. Например, внутри единой науки, изучающей общие закономерности политико-правовой действительности, предлагается выделять такие составные части как:

- гносеологию государства и права (греч.gnosis – познание и logos – учение) – учение об источниках, принципах, формах, средствах и методах познания государственно-правовых явлений;

- онтологию государства и права (греч.ontos – сущее) – учение о сущности государства и права, их началах, основных принципах их существования (бытия);

- социологию государства и права (лат. societas – общество) – учение, рассматривающее государство и право как особые социальные институты, которые взаимодействуют как с обществом в целом, так и с отдельными его составляющими;

- антропологию государства и права (греч. anthropos – человек) – учение о значении государства и права в жизни человека, о влиянии природы человека на государство и право и, – наоборот;

- аксиологию государства и права (греч. axia - ценность) - учение о государстве и праве в системе иных мировых и человеческих ценностей.

 


Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 18; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты