КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 30. Место и роль права в системе нормативного регулированияРазличные общественные отношения требуют социально-нормативной регламентации различной силы. Выделяют следующие виды социальных норм: 1) нормы религии; 2) обычаи, традиции, обыкновения; 3) корпоративные нормы (нормы общественных организаций); 4) нормы морали; 5) нормы права. Религиозные нормы представляют собой правила, которые распространяются на отношения человека с богом и на связанные с ними общественные отношения. Бог рассматривается как сверхъестественное существо. Религиозные предписания и запреты, а также средства их защиты, по мнению верующих, имеют божественное происхождение, что придает им особый ореол святости, абсолютной истинности. В современном мире имеется ряд государств, где право и религия теснейшим образом связаны. Речь идет о мусульманском праве и индусском праве, объединяемых в религиозную правовую семью. В европейских государствах право и религия все больше обособляются друг от друга, но это обособление не должно приводить к противостоянию. Правовые и религиозные нормы должны дополнять друг друга. Полное разрушение основ религии не принесет пользы праву, поскольку оставшиеся без защиты формировавшиеся тысячелетиями ценности будут либо забыты, либо получат несвойственную им (а посему и малоэффективную) правовую или иную регламентацию. Обычаи представляют собой устойчивые, исторически сложившиеся правила поведения, поддерживаемые обществом в силу привычки. Не руководствоваться обычаем в повседневной жизни невозможно, поскольку такие правила, как рукопожатие, приветствие, рассматриваются всеми как практическая потребность. Эти правила вырабатываются самой группой, действуют в ее рамках и не могут быть навязаны извне. В отличие от норм права в нормах обычаев нет четкого различия между правами и обязанностями. Например, ранее распространенный у большинства мужчин обычай носить штаны можно рассматривать не столько как обязанность, сколько как право-привилегию. Обычай регулирует порядок реализации иных, чаще всего моральных норм. Латинское слово "traditio" означало передачу чего-то, повествование о чем-то. В широком смысле слова традиция обозначает передаваемые из поколения в поколение порядки, правила поведения. Сегодня под традициями понимают также и правила проведения каких-либо торжеств, значимых для человека или группы лиц мероприятий (свадьба, день рождения, проводы на пенсию). Традиции менее долговечны, чем обычаи, Традиции в имущественных отношениях называются обычаями делового оборота или деловыми обыкновениями. Так, ст. 5 ГК РФ предусматривает возможность применения устойчивых правил, не противоречащих закону, в предпринимательской деятельности. Статья 13 АПК РФ устанавливает, что "арбитражные суды в случаях, предусмотренных федеральным законом, применяют обычаи делового оборота". Обычное право - санкционированные государством нормы первобытных обычаев, отражающие интересы общности и охраняемые силой государственного принуждения. Примеры: Законы царя Хаммурапи, Законы 12 Таблиц, Законы Ману, "Салическая правда", "Русская правда". Если нормы не получали признания государства, они оставались лишь бытовыми обычаями. Корпоративные нормы складываются как установочные ориентиры поведения членов различных общественных организаций, трудовых коллективов, учебных заведений, предпринимательских союзов, клубов и т.д. Корпоративными нормами закрепляются права и обязанности членов организации, а также порядок создания и функционирования общественных организаций. Обязательными данные нормы являются лишь для членов этих организаций, а в организациях, где нет членства - для участников (корпорации, общественные объединения). Сфера действия морали, с одной стороны, чрезвычайно узка и представляет собой сферу межличностного общения (дружба, любовь, взаимопомощь), а с другой стороны - универсальна, поскольку моральные нормы могут служить критерием отношений и в сфере экономики, и в сфере политики и даже права. Объяснение подобному следует искать в степени абстрактности моральных норм. Нормы морали более абстрактны, чем нормы права (мораль требует "не укради", невзирая ни на особенности совершения кражи, ни на стоимость украденного, но в соответствии с нормами права наказание может отсутствовать, если стоимость украденного мизерна), следовательно, сфера их применения становится шире. Мораль не имеет своим источником государство, и она не выражает волю государства. Моральные установки различных личностей и групп различны, в то время как право едино для всего общества.
|