КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 31. Соотношение права и моралиМораль представляет собой единую систему чувств, сознания, принципов, норм деятельности, основанную на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем. Нормы морали более абстрактны, чем нормы права (мораль требует "не укради", а в соответствии с нормами права наказание может отсутствовать, если стоимость украденного мизерна), следовательно, сфера их применения шире. Мораль действует на внутренний мир человека и на его поведение, право же не способно вторгаться в сферу чувств. Мораль и религия едины в стремлении усовершенствовать мир. Но цель морали - достигнуть максимума возможного человеческого поведения (добрый, бескорыстный, как Христос). Право же ориентировано на минимум возможного человеческого поведения и требует адекватной реакции общества на это поведение. Мораль не имеет своим источником государство, и она не выражает волю государства. Моральные установки различных личностей и групп различны, в то время как право едино для всего общества. Моральные нормы, будучи нигде не записанными (за редкими исключениями, например "Моральный кодекс строителей коммунизма"), существуют лишь в общественном мнении. Для оценки человеческих поступков мораль использует две основные категории: добро и зло. С изменением общества меняется и содержание этих понятий. Правовые нормы возникают не из правосознания конкретных индивидов, а из деятельности институтов общества (суд, законодатели), поэтому они являются институциональными. Нормы же морали формируются в духовной жизни общества, независимо от существующих в обществе институтов. Действие норм морали осуществляется через формирование внутренних установок, и не предполагает наличия установленных механизмов регулирования. Реализация же норм права невозможна в случае отсутствия механизма правового регулирования. Общее в праве и морали - наличие общечеловеческих ценностей, которые являются ядром моральной системы и, будучи закрепленными в различных актах, в том числе международно-правовых, становятся основой позитивного права государства. В западной юридической науке активно используется термин "моральное право", который обозначает допустимую обществом (а не законом!) меру притязания, которая не предполагает обязательности ответных мер. Внешняя форма выражения норм морали может быть различной: запреты (нельзя лгать, нельзя красть), требования (нужно помогать ближнему, нужно бороться со злом), народные пословицы (сам пропадай, а товарища выручай). Распространение норм морали отлично от действия норм права, поскольку моральные нормы распространяются постепенно, по мере осознания их полезности членами данного общества. Право и мораль тесно связаны. Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях в ст. 20.1 предусматривает, что нецензурная брань в общественных местах или оскорбительное приставание к гражданам влечет за собой наложение административного штрафа или административный арест. Статья 20.21 также определяет наказание за появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Ряд моральных правил, особенно в сфере профессиональной морали, со временем могут принимать правовую форму. (клятва Гиппократа).. Между нормами права и нормами морали могут возникать и конфликтные ситуации, которые негативны не только для отдельной личности (может привести к расстройствам психики), но и для всего общества в целом (снижается регулятивное воздействие и права, и морали). Многое из дозволенного правом может находиться под запретом моральных норм, и наоборот, то, что запрещает право, разрешает мораль. Так, например, нормы российского законодательства (Закон 1992 г. "О трансплантации органов и (или) тканей человека") закрепляют презумпцию согласия индивида на трансплантацию. Между тем ряд граждан по причине различных моральных и религиозных установок категорически противятся тому, чтобы их умерший родственник был реципиентом..
|