КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 16. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРАПонятие, структура и виды правосознания. Формы правосознания: индивидуальное и общественное. Уровни индивидуального правосознания. Структура правосознания: правовая идеология, правовая наука и правовая психология. Их взаимосвязь. Общественное мнение и способы его изучения. Индивидуальное правосознание. Взаимодействие правосознания на нормы права и права на правосознание. Правосознание граждан и должностных лиц. Правовое воспитание. Правовая культура: элементы, сферы и формы действия. Правовая культура в системе культуры общества. Правовая культура и правовое воспитание. Значение правовой культуры в формировании правового государства. Правовой нигилизм и правовой идеализм. Правовая культура в деятельности учителя права, юриста. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: правосознание, правовая культура.
Понятие, структура и виды правосознания. Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах. Правосознание не может быть выделено в чистом виде из всей системы человеческого психического отношения к окружающей действительности. Правосознание, как правило, идет всегда рука об руку с моральными категориями и ценностям, присущими конкретному человеку, группе людей или обществу в целом. Правосознание тесно связано с философскими теориями, идеологическими воззрениями и религиозными доктринами. И.Кант и Г.Гегель подчеркивали внешнюю принудительность права как внешнего средства регулирования свободы человека. К.Марс и его последователи считали право классовым регулятором общественных отношений. Ш.Монтескье и Ж.-Ж.Руссо признавали за правом роль оформителя и гаранта естественных прав человека. Российские правоведы конца XIX - начала ХХ века уделяли проблеме правосознания особое внимание. Л.Петражицкий считал, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право – явление психологическое. И.А.Ильин рассматривал правосознание не только как совокупность воззрений на право, а включал в правосознание и взгляды на государство, на всю организацию общественной жизни. Так, например, он считал, что форма правления в государстве определяется прежде всего монархическим или республиканским правосознанием народа. Он подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол других. От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе – правомерным или противоправным.
|