КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 17. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВОПравовое государство в истории политико-правовой и философской мысли. Идеи правового государства в работах древних и средневековых философов. Вклад мыслителей Нового времени в концепцию правового государства. Тенденции развития идей правовой государственности в различных странах в Х1Х - ХХ вв. Российская политико-правовая мысль о правовом государстве. Принципы правового государства. Основные средства правового ограничения государственной власти и их значение для правового государства: разделение властей, «система сдержек и противовесов», верховенство права и верховенство закона, федерализм, взаимная ответственность государства и личности. Права и свободы человека и гражданина, их классификация. Учение о свободе как фундамент прав и свобод личности. Термин «Гражданское общество», его современная трактовка. История формирования представлений о гражданском обществе. Основные признаки гражданского общества. Понятие политической системы общества. Составные элементы политической системы. Взаимодействие государства с политическими партиями, профсоюзами, общественными движениями и организациями, церковью. Проблема светского и клерикального, теократического государства. Характеристика государства как главного звена политической системы общества. Местное самоуправление. Его сущность и место в политической системе общества. Взаимодействие государства и органов местного самоуправления. Теория и практика формирования правового государства и гражданского общества в современной России. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: правовое государство, гражданское общество, разделение властей, сдержки и противовесы, верховенство закона, The Rule of Law. 1. Правовое государство в истории политико-правовой и философской мысли. Одной из самых важных проблем, стоящих перед современным российским обществом, является построение правового государства. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе права. Идея утверждения права (узаконенной справедливости) в общественной жизни восходит корнями к периоду возникновения первых государств. Когда на смену первобытной организации общества пришло государство, само его формирование потребовало законодательных реформ, положивших начало правовой регламентации механизма государственного управления (так, например, реформы Солона и Клисфена завершили образование афинского государства). Таким образом, с момента своего возникновения, право выступает не только инструментом воздействия на общественные отношения, но и средством обеспечения нормального функционирования государственной власти. Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой организации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Выдающиеся мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить такие связи между правом и государством, которые обеспечивали бы гармоничное развитие общества. "Эпоха средневековья, давшая многие примеры величия человеческого разума, все же для развития права и соответственно правопонимания не создала необходимых условий."[18] Но тем не менее данная проблема нашла свое отражение в концепции противопоставления позитивного и естественного права в трудах средневековых философов ( Блаженного Августина,Фомы Аквинского) как борьбы между "градом земным" и "градом божьим". Эти идеи стали тем фундаментом, на котором выдающиеся мыслители Нового времени выстроили концепцию правового государства. Смысл политико-правовых теорий Нового времени - обеспечить нарождающуюся частную сферу от произвольного вмешательства в нее государства. Поэтому основное их содержание связано с ограничениями, накладывающимися на государственную власть, с порядком ее организации и функционирования, со способами ее легитимации. Право начинают наделять чертами главенствующей нормативной системы, оттесняющей все остальные регуляторы поведения человека (и прежде всего религию) на периферию общественной жизни, в сферу семейных и межличностных отношений. Государство же предстает в виде организации власти, призванной гарантировать собственность и права индивидов, а также разрешать в законном порядке возникающие между ними споры. Государство оказывается тем самым средством утверждения (и одновременно состоянием) правопорядка как равновесия между частной свободой и общим благом. Именно в период Нового времени формируются два прямо противоположных взгляда на формирование правового государства, на место государства в политической системе общества. Ф.Хайек дает очень точное описание этих двух направлений в философской мысли данного периода, условно называя их английским и французским: "Первое - эмпирическое и несистематизированное, второе - спекулятивное и рационалистическое, первое базируется на интерпретации традиции и институтов, второе увлекается конструированием утопий. Французы пытались обеспечить свободу с помощью лучшей организации государственной власти, что с английской точки зрения означало искать свободу там, где ее никогда не было. Для французов главное не само государственное вмешательство в жизнь общества, а то, кто его осуществляет, для англичан государственное вмешательство плохо само по себе, оно есть необходимое зло, которое важно ограничить до максимально возможных пределов. Английское понимание свободы олицетворяли юристы, французское - философы."[19] Это условная конструкция - Монтескье больше принадлежит к английской традиции, Гоббс несомненно предопределил становление французской. Но общее направление схвачено верно - вершина "английской" теории - Локк, "французской" - радикальный демократ Руссо. Представители первого направления , так называемого западноевропейского либерализма, - Д.Локк, Вольтер, Ш.Монтескье - в качестве главного выделяли принцип личной свободы. Они считали, что предназначение права состоит в ограждении человека от произвола. Государственную деятельность они при этом сводили до минимума. Представители философских концепций, отождествляющих государство и общество - Гоббс, Ж.-Ж.Руссо - соглашаясь с тем, что государство призвано обеспечить свободу человека, разошлись с либералами в понимании механизма взаимосвязи частных и общественных интересов. Руссо утверждал, что задача политики состоит в том, чтобы добиться безусловного перевеса общественных интересов над частными. Руссо отождествлял гражданское общество с индивидуумом, личностью, наделяя его всеми чертами личности, в том числе и волей. Руссо утверждал, что всеобщая воля (сконцентрированная у выборной законодательной власти) всегда права и стремится к общественной выгоде. Право в этой концепции отождествлялось с законами, принятыми большинством голосов. На деле же в подобной ситуации государственная власть становится фактически бесконтрольной. Это ясно показали события Великой французской революции, во времена которой была совершена попытка реализовать на практике данную доктрину. Новым этапом формирования теории правового государства стало учение И.Канта о праве и государстве. Кант попытался соединить программу либерализма с идеями Руссо. Главным признаком государства Кант называл верховенство правового закона. Своим определением он пытался преодолеть как теории предшествующего либерализма, в которых содержание закона выводилось из естественных прав индивида, так и учения Руссо, отождествлявшего право с принятым путем голосования законом. Кант считал, что правовое состояние общества невозможно достичь противоправными средствами (революциями, переворотами), преобразования в государственном строе нужно проводить мирным путем с помощью законодательных реформ. Под влиянием идей Канта сформировалось направление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на теории правового государства. Термин "правовое государство" (нем. Rechtsstaat), был введен в научный оборот последователем Канта Робертом фон Молем. С конца ХIХ века популярность идеи правового государства значительно возросла. Практическое воплощение эта теория нашла в таких высокоразвитых государствах как США, Великобритания, Франция и др. В России в конце ХIХ - начала ХХ вв. проблемами концепции правового государства занимались такие крупные правоведы как Б.Н.Чичерин, П.И.Новгородцев, М.М.Ковалевский, Н.М.Коркунов, Б.А.Кистяковский и др. Но после революции сформировавшаяся советская правовая доктрина отвергла эту теорию, считая ее выражением немарксистских, оппортунистических, буржуазных взглядов. Только в конце 80-х гг. после опубликования Тезисов ЦК КПСС к ХIХ Всесоюзной партийной конференции проблема правового государства вновь возвращается как тот идеал, к которому следует стремиться при реформировании политических структур общества.
|