КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос I. Пражская школа — это одно из основных направлений структурализма, причем именно в Праге последний впервые оформился как цельное течение в современнойПражская школа — это одно из основных направлений структурализма, причем именно в Праге последний впервые оформился как цельное течение в современной лингвистической науке . В философском плане глоссематическая теория опирается на логический позитивизм. Именно влиянием логического позитивизма в значительной мере объясняется признание объектов лишь точками пересечения, пучками отношений. «Наивным реализмом» объявляется признание объектов действительности. Влиянием логического позитивизма объясняется стремление отмежеваться от философии, от философских проблем, заявляя, что эмпирические науки не зависимы от философии. Влиянием логического позитивизма объясняется и утверждение о невозможности проверки (подтверждения или опровержения) лингвистической теории существующими текстами и языками, т.е. практикой. Из математической логики в глоссематику вошли многие математические понятия: понятие функции, константы и переменной, языка — объекта и метаязыка и др. Пражский кружок издавал с 1929 по 1939 г. серию «Труды Пражского лингвистического кружка» («Travaux du Cercle linguistique de Prague»), а с 1935 г. — журнал «Slovo a slovesnost». Пражский кружок был основан в 1926 г. профессором Вилемом Матезиусом (1882—1945), известным англистом и специалистом по общему языкознанию, занимавшимся преимущественно разработкой вопросов синтаксиса и фонологии. Кружок В. Матезиуса объединил ряд молодых языковедов, славистов и германистов, стремившихся к разработке структурных методов исследования в лингвистике и литературоведении. Всех этих ученых больше объединяли общие интересы и общий подход к определенным проблемам лингвистики, чем единые рабочие методы. В кружок вошли чехословацкие языковеды Богумил Трнка, Богуслав Гавранек, Йозеф Вахек, Владимир Скаличка, Людовит Новак, Карел Горалек, Павел Трост, Ян Мукаржевский и др., в его работе принимали деятельное участие русские лингвисты Николай Сергеевич Трубецкой (1890—1938); Роман Осипович Якобсон (1896—1982) и Сергей Осипович Карцевский (1884—1955). Работа Пражского лингвистического кружка велась в тесном содружестве с наиболее выдающимися учеными мира. Среди них можно назвать Л. Блумфилда (США), К. Бюлера (Австрия), Л. Ельмслева (Дания), А. Ф. де Гроота (Голландия), Г.Улашина (Польша), Д. Джоунза (Англия), А. Мартине (Франция) и др. Особенно тесной была связь с русскими языковедами Е. Д. Поливановым, Г. О. Винокуром, Б. В. Томашевским, Н. Н. Дурново и др. Философской основой Пражской школы являются теория познания неопозитивизма и феноменология Э.Гуссерля. Возникновение Пражской школы было обусловлено не только закономерными тенденциями развития мировой науки вообще, но и, в частности, некоторыми особенностями развития науки о языке в Чехословакии. Так, здесь, с одной стороны, наблюдалось преобладание младограмматизма, а с другой — уже в конце XIX —начале XX в. в работах ряда языковедов появлялись положения, созвучные идеям Соссюра. В частности, на В. Матезиуса, основателя кружка, большое влияние оказали взгляды А. Марти, работавшего в Праге. Значительную роль на представителей кружка оказали также положения И. А. Бодуэна де Куртенэ, Л. В. Щербы, Ф. Ф. Фортунатова и других создателей русской лингвистической традиции. Как и другие направления структурализма, Пражская школа с самого начала противопоставила свою лингвистическую концепцию положениям младограмматического направления, его историзму и атомизму. По мнению Б. Трнки, о Пражской школе можно говорить как о школе функциональной лингвистики, поскольку понятие функции пронизывает все области исследований пражцев. Они понимают язык как функциональную систему, т.е. «систему средств выражения, служащих определенной цели». Таким образом, понятие функции привело к необходимости принятия пражцами так называемой телеологической точки зрения. Любое языковое явление рассматривается с точки зрения той функции, которую оно выполняет, и той цели, к которой оно направлено. Поэтому при изучении языка они тщательно исследуют различия лингвистических функций и способы их реализации в тех или иных языковых явлениях. По их мнению, звуковая и грамматическая структура языка и его словарный состав меняются именно в зависимости от этих функций и способов. Понятие «функции» не определяется пражцами в математическом смысле, как выражение строгой зависимости. Именно поэтому, как это отмечают сами представители кружка, «термин "функция" означает здесь, разумеется, задачу, а не зависимость» [6, 250]. По словам пражцев, лингвистической особенностью школы является «прежде всего структуральность: пражские языковеды вводят в лингвистическую проблематику проблему структуры — проблему структурного характера языка и взаимосвязанности его частей». Но для них не характерно ортодоксальное следование таким новым положениям во взглядах Ф.де Соссюра, как взгляд на язык как на систему чистых отношений, строгое разграничение внутренних и внешних языковых явлений, языка (langue) и речи (parole). Правда, в фонологических трудах Н. С. Трубецкого эта дихотомия (разделение на язык и речь) явилась основой разделения науки о звуках на фонологию и фонетику. Но в работах других представителей Пражского лингвистического кружка, таких, например, как В. Матезиус и Е. Коржинек, это положение Соссюра было осмыслено и отражено совершенно самостоятельно и по-другому. Как известно, одним из важнейших моментов концепции Ф. де Соссюра является категорическое разграничение синхронии и диахронии при изучении языка, причем, предпочтение отдается синхронической точке зрения. Пражцы, как и Ф. де Соссюр, объявляют синхронный анализ лучшим способом познания сущности и характера языка. Однако они добавляют, что между синхронным и диахронным методами нет непроходимых преград. С другой стороны, как подчеркивают пражцы, синхроническое описание также не может исключить понятие эволюции, поскольку каждая существующая стадия сменяется стадией, находящейся еще в процессе формирования, что проявляется в стилистических элементах языка типа архаизмов и существующем различии между продуктивными и непродуктивными формами. Последнее вызвано тем, что речь изменяется непрерывно. Соответственно пражцы призывают к структурному истолкованию исторического развития языка. Таким образом, пражцы, в отличие от Ф. де Соссюра стремятся к сближению синхронического и диахронического анализа. Язык является системой, которая находится в определенном движении во времени. Поэтому они считают, что при исследовании развития отдельных явлений нужно иметь в виду всю систему, ибо только тогда можно прийти к удовлетворительным результатам. Даже при реконструкции элементов языка следует учитывать всю систему языка в целом. Ведь конечные цели исторического и структурно-реконструктивного исследования, по мысли пражцев, по сути дела, не отличаются от задач синхронного структурного исследования, поскольку и в том и в другом случае необходимо выявить определенные языковые связи и закономерности. Примером подобных работ могут служить работы Р. О. Якобсона, создавшие основы для разработки диахронической фонологии, а также работы В. Матезиуса, Б. Трнки, Б. Гавранка. В исследовательской практике пражцы сосредоточили свое внимание на синхронном изучении языка. Представители Пражского кружка в отличие, например, от Копенгагенской школы не стремились выработать некий новый глобальный объективный метод описания языка. С новых позиций они стремились изучать целый ряд проблем: фонологии, грамматики, типологии, форм существования и функционирования литературного языка. Но центральным звеном исследования явились вопросы фонологии.
|