КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос II. Представители Пражской школы основывались в своих фонологических изысканиях, с одной стороны, на идеях ИПредставители Пражской школы основывались в своих фонологических изысканиях, с одной стороны, на идеях И. А. Бодуэна де Куртенэ, Н. В. Крушевского и частично Л. В. Щербы, с другой стороны, на идеях Ф. де Соссюра. Синхронный подход к языковым явлениям обеспечил представителям Пражской школы определенное решение вопроса о том, что является фонемой, что входит в задачи фонологии и какова связь между фонологией и фонетикой. Наиболее важными в этом плане являются работы Н. С. Трубецкого, Р. О. Якобсона, В. Матезиуса, Б.Трнки, Б. Гавранка, И. Вахека. Уже на I Международном конгрессе лингвистов в 1928 г. Р. Якобсон, С. Карцевский, Н. С. Трубецкой предложили тезисы, в которых совершенно самостоятельно и оригинально развивалась теория Ф. де Соссюра о функциональной языковой системе, согласно которой существенную роль в языке играет не материальная сторона звуков, а их контрастные противопоставления. Тезисы были приняты Конгрессом, причем в разрабатываемую программу современного лингвистического исследования впервые был введен новый термин «фонология». Наиболее исчерпывающе и систематично взгляды представителей Пражской школы в области фонологии изложены в работе Н. С. Трубецкого «Основы фонологии», которая представляет собой лишь первую часть задуманного автором всеобъемлющего труда. В основу своей фонологической концепции Н. С. Трубецкой положил соссюровское деление речевой деятельности на язык и речь. Соответственно Трубецкой из области ведения традиционной фонетики выделил две самостоятельные специальности: фонетику в собственном смысле как область изучения звуков с физиолого-акустической точки зрения и фонологию, предметом которой являются не звуки, а единицы звукового строя — фонемы. Фонетика относится к речи; фонология относится к языку как к системе. Тем самым фонетика и фонология, с точки зрения Трубецкого, — это две самостоятельные дисциплины: «Мы будем называть учение о звуках речи фонетикой, а учение о звуках языка — фонологией» Единственной задачей фонетики, по Трубецкому, является ответ на вопрос: Как произносится тот или иной звук? Фонетика — это наука о материальной стороне (звуков) человеческой речи. А поскольку, по мнению автора, у этих двух наук о звуках разные объекты изучения: конкретные речевые акты у фонетики и система языка у фонологии, то к ним должны применяться и различные методы исследования. Для изучения фонетики предлагалось использовать чисто физические методы естественных наук, а1 для изучения фонологии — собственно лингвистические методы. При установлении понятия фонемы — основной фонологической единицы — Н. С. Трубецкой выдвигает на первый план ее смыслоразличительную функцию. Так, звуки, которые являются предметом исследования фонетики, обладают большим числом акустических и артикуляторных признаков. Но для фонолога большинство признаков совершенно несущественно, так как они не функционируют в качестве различительных признаков слов. Фонолог должен принимать во внимание лишь то, что в составе звука выполняет определенную функцию в системе языка. По его мнению, поскольку звуки имеют функцию различения и обладают значимостью, они должны рассматриваться как организованная система, которую по упорядоченности структуры можно сравнивать с грамматической системой. С этих позиций Трубецкой разбирает имевшиеся определения фонемы, принимая или отвергая ряд положений. Прежде всего он утверждает, что при определении фонемы не следует пользоваться категориями психологии, так как фонема — языковое, а не психологическое понятие. Здесь Трубецкой выступает против психологизма в определениях И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. Ван-Вейка. Согласно определению Ван-Вейка, фонемы образуют категорию языковых элементов, которые «наличествуют в душе всех членов данной языковой общности». По Трубецкому, фонему нельзя понимать и как звуковой тип, как это делает известный английский фонетист Д. Джоунз. «Фонема не может получить удовлетворительного определения, если исходить из ее психологической природы или из ее отношения к фонетическим вариантам; фонему можно определить, только исходя из ее функции в языке». С этих позиций Трубецкой отвергает и понятия «микрофонемы» и «макрофонемы» В. Ф. Тводелла в работе «Об определении фонемы» (1935). По его мнению, эти понятия ведут к автомизации фонологии и усложнению теории фонемы, но не способны заменить предложенного им определения. Н. С. Трубецкой поддерживает положение Тводелла, что фонема является абстрактной единицей, а не физической или психической реальностью. Н. С. Трубецкой дает следующее определение фонемы: Фонологические единицы, которые с точки зрения данного языка невозможно разложить на более краткие, идущие друг за другом, фонологические единицы, мы называем фонемами. Следовательно, фонема является кратчайшей фонологической единицей языка. С точки зрения Пражской школы, фонемы реально непроизносимы. Будучи научной абстракцией, фонемы реализуются в различных оттенках или вариантах, которые произносимы. Но сама фонема как абстрактное единство всех оттенков реально непроизносима. Трубецкой пишет: Конкретные звуки, слышимые в речи, являются скорее лишь материальными символами фонем... Звуки никогда не являются самими фонемами, поскольку фонема не может содержать ни одной фонологически несущественной черты, что для звука речи фактически неизбежно. В своей работе Н. С.Трубецкой устанавливает также практические правила выделения фонем, разбивая их на два типа: 1) правила различения фонем и вариантов и 2) правила различения фонемы и сочетания фонем. Н. С. Трубецкой сформулировал также основные положения установления однофонемности или многофонемности, согласно которым однофонемную значимость могут иметь только те сочетания звуков, составные части которых не распределяются по двум слогам; которые образуются единой артикуляцией; длительность ее не превышает нормальную длительность одного звука.
|