Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Понятие исторического типа государства. Государство — явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее разнообразными чертами и признаками




Государство — явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различные системы его классификации. В этом плане предпринимались многочисленные, различные по своим основаниям попытки.

Одним из вариантов такой классификации является типология государства, основанная на наиболее важных, сущностных его признаках. Она основывается на объективных критериях, апробированных социальной практикой и отражающих сущностную природу государства.

Типология позволяет:

- познать естественно-исторический процесс развития государств, установить последовательность эволюционного и революционного перехода от одного состояния к другому;

- выявить внутреннюю логику, тенденции и закономерности функционирования государства и на этой основе определить перспективы его дальнейшего развития;

- на основе познания общих закономерностей определить специфику функционирования отдельных государственно-правовых явлений, установить их системные связи друг с другом и зависимость от иных явлений социальной действительности.

Таким образом, под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.

Отмечая множественность точек зрения, связанных с рассмотрением проблемы типологии государства, следует выделить два основных подхода: формационный и цивилизационный.

Сутьформационного подходасостоит в том, что в основе типизации государств лежит категория общественно-экономической формации, основанной на том или ином способе производства, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения.

Согласно марксистской теории существуют следующие общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная (капиталистическая), социалистическая и коммунистическая.

В первобытно-общинной формации государства еще нет, а в коммунистической оно должно отмереть, уступив место самоуправлению.

Остальным формациям соответствуют следующие типы государства:

- рабовладельческое;

- феодальное;

- буржуазное (капиталистическое);

- социалистическое.

Рабовладельческое, феодальное и буржуазное государства марксистской теорией объединялись под названием эксплуататорскогогосударства, поскольку в них, как утверждалось, существуют два антагонистических класса (рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, капиталистов и рабочих), один из которых эксплуатируется другими. Социалистическое же государство, с точки зрения марксизма, не является эксплуататорским, поскольку в нем классы (рабочих и крестьян) дружественны и имеют одну цель – построение бесклассового, т.е. коммунистического общества.

Формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным в нашей научной и учебной литературе. Вместе с тем он не мог объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии – первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразовании. В результате чего политико-правовой мыслью выработался цивилизационный подход к типологии государств.

Суть цивилизационного подходазаключается в том, что в мире существует множество цивилизаций, развивающихся по своим законам. В соответствии с таким подходом история человечества – это история развития цивилизаций. В обобщенном виде цивилизация – это сообщество людей, имеющее особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре. Ценность цивилизации обуславливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии. Чем выше уровень духовности и культуры в обществе, тем стабильнее развивается его экономический потенциал и растет благосостояние населения.

По некоторым данным в мире выделяется более 20 цивилизаций: египетская, китайская, западная, православная, дальневосточная, арабская и др. Можно сказать и об иных вариантах цивилизованной типологии, основываясь на различных подходах к понятию цивилизации:

- восточные, западные и смешанные (промежуточные);

- древние, средневековые и современные;

- крестьянские, промышленные и научно-технические;

- доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные;

- локальные, особенные и современные.

В данном контекстеследует выделить проблему типологии «восточного» и «западного» государства. «Восточные» принципиально, коренным образом отличаются от «западных». В «западных государствах» политическая власть принадлежит экономически господствующему классу, т.е. государственная власть производна от власти экономической, от характера собственности на основные средства производства. Иное дело в «восточных» государствах: там первичная именно государственная власть, а власть в экономической сфере, возможность распоряжаться средствами производства, результатами труда эксплуатируемых проистекает от политического господства. Наряду с этим нельзя не видеть, что « восточные» государства сами имеют существенные различия: в некоторых (Китай) рабовладения фактически не было, в других (Египет или Ассирия) оно играло весьма существенную роль. Различным было и положение в системе государственной власти духовенства, серьезно отличались друг от друга правовые системы. Поэтому, хотя типология «восточных» государств изучена слабо, видимо, правильно говорить о существовании «западной» и «восточной» ветвей типов государства и права, внутри которых объединены различные типы государства и правовых систем.

Необходимо отметить, что формационный и цивилизационный подходы лишь в своей совокупности, весьма удачно дополняя друг друга, раскрывают объективную картину развития государственности.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты