КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие исторического типа государства.Одной из качественных характеристик государства является его исторический тип. Существует множество научных классификаций государства по историческим типам. Среди множества таких теорий заслуживают внимание классификации данные Полибием (ок. 205-128 г.г. до н.э.), Г.Еллинеком, Н.И. Кареевым - это из прошлого. Современные классификации типов государств тоже представлены разнообразными подходами - теории Р. Макайвера, У. Ростоу и т.д. Древнегреческий мыслитель Полибийза основу своейклассификациивзял форму государства, которую он трактовал довольно широко. В соответствии с этим основанием Полибий выделяет шесть последовательно сменяющих друг друга типов государства. Причем три из них относятся к правильным и три к «извращенным». Полибий прослеживает состояние форм государства от зарождения к расцвету и от него к упадку в процессе кругооборота форм государственного устройства. Первая в цепи этих форм - царство. В царстве единоличный правитель (царь). Царство явилось результатом процесса естественного развития человеческого сообщества от «стада» к государству. Царь управляет обществом руководствуясь разумом и стремится к справедливому правлению. Но царство не остается неизменным оно меняется, постепенно вырождаясь в тиранию. Причинами этому является сложившаяся процедура передачи власти по наследству, избыток средств к существованию. Тирания, вторая форма в цепи форм государства, полная противоположность царству. Хотя тиран так же единовластен, как и царь, однако вместо законности в тирании царит произвол правителя, деятельность тирана направлена на упрочение своей власти (царь же печется об общем благе). Тирания существует до той поры, пока народ не найдет себе вождя из числа аристократов - людей, благороднейших, гордых и отважных. При поддержке народа эти люди упраздняют «форму царского и самодержавного, правления» учредив аристократическое государство. Аристократия - это правление меньшинства, но такое при котором правят справедливые и рассудительные люди. Подвергаясь естественным изменениям, аристократическая форма государства перерождается и на смену ей приходит олигархия. Забвение опыта отцов и их идеалов неизбежно приводит к моральной деградации правителей. Олигархия - это такая форма, при которой аристократия начинает использовать власть в своих интересах. В народе растет недовольство и вновь совершается переворот. В результате олигархия сменяется очередной формой государства - демократией. Демократия характеризуется Полибием как строй, где высоко ценятся равенство и свобода, где граждане руководствуются решениями большинства. Так продолжается некоторое время, но со сменой поколений люди перестают ценить равенство и свободу, начинают стремиться к господству под другими. Толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли «пока не одичает совершенно». Данную форму Полибий назвал охлократией - извращенный строй насилия и беззаконий. В кругообороте форм она - последняя. Таким образом, круг замкнулся, последняя форма (охлократия) возвращает людей в первоначальное состояние - догосударственное и цикл вновь начинается с царства. Немецкий государствовед 19 века Г. Еллинек выделял следующие типы государства: - древневосточное; - греческое; - римское; - средневековое; - современное. В данной классификации основанием выделения исторических типов государства является их хронологический порядок существования. Русский ученый Кареев Н.И. выделяет шесть типов государства: - государство-город; - восточная деспотия; - феодальное поместье-государство; - сословная монархия; - западноевропейская абсолютная монархия; - конституционное государство. В данном случае Н.И. Кареев классифицирует некоторые исторические государственные формы, взятые безотносительно к породившему их экономическому строю. Кареев вообще отрицает возможность единого критерия для классификации государств. Значительное место в современной буржуазной типологии государственности занимает теория двух основных типов государств: - демократия; - автократия. Она сводит типологию государства в основном к классификации форм государства. Например, американский профессор Р. Макайверделит все государства на два типа в зависимости оттого, совпадает ли государственная воля с волей большинства или не совпадает. Исходя из этого различаются государства династические, где общая воля (государственная) не совпадает с волей большинства подданных и не выражает ее, и государства демократические, в которых общая воля отражает волю всего общества или большинства его и где народ либо непосредственно правит, либо активно поддерживает правительство. Наибольшей популярностью на Западе пользуется теориядругого американского ученого У. Ростоу, который является основоположником теории пяти «стадий экономического роста». Согласно этой концепции каждое общество проходит пять последовательных «стадий экономического роста»: 1. Стадию традиционного общества. 2. Стадию создания предварительных условий для сдвига. 3. Стадию сдвига. 4. Стадию движения к зрелости. 5. Общество высокого массового потребления. У. Ростоу не отвергает роли экономического фактора в жизни общества, государства и права, но не признает закона о решающей роли способа производства материальных благ в развитии общества. По мнению Ростоу прогресс общества определяется многими равноправными факторами, среди которых он называет наряду с экономикой политику, культуру, психологию и т.п. Таким образом,исторический тип государства - это качественная характеристика государственных систем схожих по своей экономической основе, основным признакам и внешним формам правления.
|