КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
XX-XXI вв.
только человеку. Чрезвычайно многозначен термин «ценность», употребляемый не только в естественном языке, но и в науке, а также в искусстве, морали, религии и других сферах духовной жизни. Многозначность термина сохраняется и сегодня, но в большинстве случаев ценность понимается как значимость для человека и общества. Предметные ценности это положительная или отрицательная значимость вещи, ценности сознания нормативная, предписывающая и оценивающая функции сознания (знания). Субъектом ценностного отношения является человек, социальная группа, общество в целом, но с появлением системно-структурной методологии понятие ценности стали применять и к системам, не включающим человека. Соответственно, появилась тенденция обобщения понятия «ценность»: на ранних этапах разработки аксиологической проблематики статус ценностей имели нравственные и эстетические феномены, затем ценность стала рассматриваться как значимость любого объекта, и, наконец, ценность употребляется как параметр целеполагающей системы, в том числе биологической, вообще любой, осуществляющей процедуры оценки и выбора. Аксиология определяет ценность как значение объектаили его значимость, в отличие от его существования. Различаются ценности: материальные и духовные; производственно-потребительские; Субъектные ценности — это нормативная форма ориентации человека в социальной и природной среде, такая форма, которая, еще не раскрывая человеку предметного содержания правил его жизнедеятельности, "кодирует" это содержание в виде готовых норм и оценок ("так принято", "так должно", "Настоящий мужчина поступает так, а не иначе" и т. п.). На первых порах стереотипные формулы и ценностные установки позволяют индивиду ориентироваться и действовать в сложной действительности. В дальнейшем человек либо остается в рамках устоявшейся системы ценностных ориентации, либо вырабатывает свой собственный взгляд на мир. Как показывает исторический опыт, для многих людей субъектные ценности являются стержнем их жизни, фундаментом личности. Известно немало случаев, когда люди сознательно шли на смерть, не желая изменить своим представлениям о чести, достоинстве, нравственных принципах. Жизнь как ценность оказывалась в этих случаях менее значимой, чем важнейшие субъектные ценности. Нередко подобные поступки вызывают уважение окружающих и сохраняются в памяти потомков. Ценности связаны с мотивационной структурой деятельности личности и общества. «Деятельность– специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование» (Философский энциклопедический словарь). Деятельность не только позволяет человеку быть относительно самостоятельным по отношению к миру (природе, людям), формирует социальную среду, но и изменяет его самого. Деятельность всегда осуществляется в системе взаимодействия субъекта (личности, группы, общество) деятельности и объекта (то, на что направлена активность субъекта). Деятельность выступает как материальная, преобразующая окружающий мир, так и духовная, в процессе которой и возникают духовные ценности. Ценности в процессе деятельности образуют единую систему мотивации: потребности, интересы, цель, идеалы. В данной структуре мотивации, ее исходным началом являются потребности. Что такое потребность?
|