КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определение культурыОдной из важнейших социальных проблем является проблема взаимосвязи цивилизации и культуры. Она стала особенно актуальной в условиях духовного кризиса в обществе, связанного с нарастанием противоречий в экономической, социальной сфере, с утратой личной перспективы, со сменой ценностных ориентаций в условиях бурного научно-технического прогресса в XX веке. Понятие цивилизациивпервые было упомянуто американским этнографом Л. Морганом в работе «Древнее общество». Цивилизация, по Моргану, ступень общественного развития, пришедшая на смену варварству и характеризующаяся появлением моногамной семьи, смены родовой организации политической, разделением общества на классы. До сих пор не выработано единого понятия цивилизация. В самом общем виде под цивилизацией понимают ступень общественного развития, которая характеризуется специифической социальной организацией, а также всей совокупностью материальных и духовных достижений. В зависимости от выделения того или иного признака можно дать различную типологию цивилизаций. Так по технико-технологическому базису различают земледельческую, индустриальную, информационно-компьютерную степени цивилизации. В информационном обществе социально-экономические и культурные сдвиги зависят в первую очередь от производства, переработки, хранения и распространения информации среди членов этого общества. Основными признаками информационной цивилизации являются создание и широкое распространение суперкомпьютеров и микропроцессоров. В таком обществе доминирует приобретение новых знаний, овладение ими в процессе непрерывного образования, а также их технологическое и человеческое применение (в медицине, здравоохранении, в воспитании подрастающего поколения и социальном обеспечении, в средствах массовой информации и в сфере досуга и т.п.). В настоящее время на уровень информационной цивилизации вышли наиболее развитые страны мира. Понятиекультура (от лат. cultura – возделывание почвы, воспитание, образование) означает, прежде всего, отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. В средние века это слово стало означать прогрессивный метод возделывания зерновых и, таким образом, возник термин «агрокультура», или искусство земледелия. В век Просвещения, в ХVIII веке термин культура стали употреблять и по отношению к людям, и если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали культурным. Тогда термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного», простого народа. У Д.Дидро понятие «культура» противостоит понятию «природа», т.е. культура – это произведенное человеком, искусственное, которое противоположно естественному, природному. Культура в своей сущности духовна, предстает в духовных ценностях и продуктах материальной деятельности общества или человека, а также в системе социальных норм, традиций, обычаев. Но главным в определении культуры является то, что культура - это есть самосознание, самореализация человека в конкретных формах его преобразовательной деятельности, факт становится фактом культуры только тогда, когда она рассматривается со стороны своей человеческой значительности и ценности. Итак, культурой называется система ценностей, представлений о мире и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни. Она символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-то группы и служат для регулирования поведения членов этой группы. Термин «культура» акцентирует внимание на предметной и символической среде, созданной человеком и наполненной значениями и смыслами, которые понятны и разделяются в данном сообществе. Термин «общество» предполагает, прежде всего, рассмотрение сети социальных взаимосвязей, характера отношений между индивидами и группами, имеющими общие культурные ценности. Между социальными отношениями и культурой могут возникать противоречия, которые проявляются как конфликт между провозглашаемыми ценностями и реально существующей структурой социальных отношений, между исторически сложившимися культурными программами и инновациями, которые их изменяют. Возможность возникновения социокультурного противоречия связана с тем, что изменение культуры и изменение социальных отношений подчиняются разным закономерностям. Усвоение культуры осуществляется с помощью обучения. Поведение людей в основном обусловлено культурой и лишь частично инстинктами. Муравей, пчелы и другие общественные насекомые обладают генетически запрограммированной способностью добывать пищу и строить такие сложные сооружения, как муравейники. Птицам не надо учиться улетать зимой на юг и строить гнезда определенного типа, свойственного их виду. Это «знание» заложено в генетическом коде и правильное поведение осуществляется автоматически. Хотя поведению животных тоже в какой-то мере свойственно обучение, но в основном оно инстинктивно. Поведение человека в меньшей степени обусловлено инстинктом. Поведению человек обучается с детства, в рамках той культуры, к которой принадлежат его родители. Культура передается от старших поколений потомкам; она формирует членов общества и тем самым в значительной степени регулирует их поведение. Американский социолог К. Гиртц назвал культуру «системой регулирующих механизмов, которые включают в себя планы, правила, инструкции, служащие для управления поведением». Без культуры поведение человека стало бы неуправляемым и сводилось бы к спонтанным, бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям. Таким образом, главная функция культуры – регулирование поведения людей в обществе в целом, или в рамках отдельных социальных групп. Культура создает чувство единства, идентичности членов группы, принадлежности к одному обществу. Культуру можно структурировать, выделив в ней различные элементы и отношения между ними. Так, различают материальную и нематериальную культуру. К материальной культуре условно можно отнести все физические объекты, созданные людьми, которым придается определенный смысл – книги, одежда, школы, церкви, оружие, сады, парки и т.д. Важнейшим источником материальной культуры является технология как отрасль знания, имеющая дело с прикладной наукой и инженерией. Нематериальная культура предстает как система ценностей, верований, правил, обычаев, систем правления, языков, т.е. всего того, что относится к области духовного, неопредмеченного мира человека. По мнению известного американского антрополога Уорда Гуденау, в культуре можно выделить четыре системообразующих элемента: 1. Понятия, обозначающие способ организации человеческого опыта. Понятия содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей. Например, мы одинаково воспринимаем окружающий мир, но в разных культурах мир организован по-разному (русское – животное; амер. – animal, pet’s). Этот элемент культуры включает в себя такую категорию, как язык. Языком называется система взаимодействия между людьми, осуществляемая на основе звуков и символов, имеющих условные, но жестко структурированные значения. Язык способствует сплочению людей. 2. Отношения или представления о том, каким образом различные аспекты опыта людей взаимосвязаны между собой. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но и поясняют, как эти понятия взаимосвязаны между собой в пространстве и времени (например, черное противоположно белому, добро противоположно злу). 3. Ценности – общепринятые верования относительно целей, к которым люди должны стремиться. Они составляют основу нравственных принципов (например, в христианской культуре доминирующие ценности содержаться в «Десяти заповедях Христа»: человеческая жизнь («не убий»), супружеская верность («не прелюбодействуй») и т.д.). Этот элемент культуры включает в себя такую категорию, как идеология. Идеологией называется система представлений, утверждающая какие-либо ценности и факты (коммунистическая, фашистская, демократическая). Идеология придает смысл и законность действиям людей, а также защищает и выражает интересы определенных групп. 4. Правила или нормы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями их культуры - норм, т.е. ожиданий или требований к взаимодействию между людьми, которые поддерживаются санкциями, т.е. социальными наказаниями или поощрениями.
|