Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


II. СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ




 

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

 

Основные понятия теории социальной структуры

Классово-слоевая структура российского общества

Социальная стратификация. Типы стратификационных систем

 


Выбирая свой жизненный путь и думая над программой своего жизнеустройства, каждый человек стремится эффективнее использовать свои способности для достижения целей, принимать обоснованные решения и соответственно вести себя. Но всегда ли он знает, каковы реальные возможности реализовать себя, каковы шансы занять достойное место в обществе, как лучше реализовать свои права и свободы?

А может быть, все места уже заняты, роли распределены, перспективы мобильности ограничены? И учись - не учись, старайся - не старайся, – желаемого положения в обществе все равно не достигнуть? Тем более сейчас в России, когда «все переворошилось и только укладывается», а люди все больше различаются по своему месту в жизни и ее переустройстве, по силе влияния на происходящее в стране...

Чтобы стать способным решать свои и общественные проблемы, более ответственно выбирать свою жизненную позицию, необходимо понять, в какие социальные отношения люди включены, как устроено общество, из каких элементов оно состоит, что отмирает и что рождается заново. Важно знать, почему положение, которое занимают люди в обществе, их доступ к ресурсам влияют на все аспекты жизни - от образования, работы до поведения, убеждений, ценностей, а также уметь оценить влияние социальных перемен на образ жизни различных групп.

Основные понятия теории социальной структуры

Социология социальной структуры изучает положение различных групп, на которые общество делится и которые не равны между собою, а также взаимоотношения между этими группами. Она располагает определенной системой категорий – понятий, с помощью которых познается и анализируется предмет. Среди таких категорий наиболее важными являются «социальное пространство», «социальная структура», «социальная стратификация», «социальная мобильность», «социальные группы», «социальные роли», «социальный статус», «социальная дистанция», которые мы рассмотрим и постараемся наполнить конкретным содержанием.

В широком смысле «социальная структура», «строение» означает взаимодействие всех элементов, образующих общество как целостную систему. Многие закономерности взаимосвязей этих элементов изучаются социальной философией.

Структура общностей, их взаиморасположение и взаимодействие могут быть представлены и описаны по-разному, в зависимости от того, как рассматривается предмет и содержание социологии ее различными направлениями.

Так, П. Сорокин представляет структуру общества в виде взаимодействия общества (общностей) - культуры - личности (SCP - модель) (см. рис. 1).


Рис. 1

 
 

 

Понимая социологию как науку, изучающую взаимодействие людей друг с другом и его социальные результаты, ученый представил структуру общества как взаимосвязь трех социокультурных систем. Социальное и культурное всегда в жизни слиты благодаря деятельности людей (поведению, связям, взаимодействиям, отношениям). Культура создает предпосылки, условия и одновременно является результатом деятельности людей. Общество структурировано в зависимости от формы и уровней взаимодействия в различных типах общностей.

В более узком – собственно социологическом – смысле этого слова в качестве элементов структуры выступают социальные общности и социальные институты. Последние (институты собственности, власти, брака, искусства, образования, религии, армии, бизнеса и т.д.), обслуживающие важные потребности общества, являются предметом анализа специальных социологических теорий. Социальная структура в самом узком смысле есть взаимосвязи между социальными группами, слоями, статусами. Их отношения иерархизированы, а взаимодействие проявляется в различных типах воспроизводства, борьбы, солидарности и взаимоподдержки, мобильности, перемещения, интеграции и дезинтеграции, что ведет к изменению структуры общества тем или иным способом.

Группы образуются на основе множества объективных и субъективных признаков, непрерывно выделяются из конгломератов (находящихся в пространственной близости людей), как только появляются общие черты, цели, интересы. Они активно изучаются на основе различных классификаций, типологий. Чаще всего выделяют группы малые и большие. Малые характеризуются не только численностью, но и непосредственным характером общения, контактов (например, семья, команда, соседи, учебный коллектив, банда). Они играют важную роль в первичной социализации индивидов и служат объектом изучения не только социологии, но и психолого-педагогических наук. Среди больших групп обычно различают: а) неорганизованные (условные, номинальные), выделяемые по какому-либо важному в данный момент признаку: телезрители, северяне, избиратели, любители пива, путешественники; б) организованные, с устойчивыми взаимосвязями, со своими средствами групповой защиты и идентификации (клятва Гиппократа и халат врачей, устав и мундир военнослужащих, рыночная мораль, сотовые телефоны и мерседесы «новых русских» и т.п.). Эти группы могут быть объединены вокруг одного признака (моногруппы), либо на основе множества признаков (плюрогруппы).

Порядок размещения групп в обществе, их взаиморасположение, взаимоотношения обозначается понятием «социальное пространство». В его трактовке выделяют два варианта: субстанционалистский и структуралистский. В первом случае (П. Сорокин) оно представлено конкретными субстратами (точками отсчета в народонаселении), которые занимают какое-либо место по отношению к другим людям или социальным группам. Во втором – оно понимается как «ансамбль невидимых связей», от которых зависит «пространство позиций, внешних по отношению друг к другу, определенных одни через другие...» (П. Бурдье).

В. Ильин, опирающийся на второй подход, определяет социальное пространство как «силовое поле», создаваемое взаимодействующими индивидами, но вместе с тем имеющее свое особое (системное) качество, отсутствующее в самих индивидах. Он подчеркивает, что социальные отношения и взаимодействующие индивиды (группы) при всей их взаимосвязанности и неотрывности друг от друга все-таки не тождественны, как не тождествен электрический проводник электрическому току. Само социальное пространство структурировано, «поделено» на элементы – «участки» или «социальные поля» (государство, предприятия, группы, поселенческие общности, институты и т.д.), которые также связаны определенными отношениями (10, с. 4 – 5). Воспользуемся уже дававшимися ранее определениями понятий «социальный статус» и «социальная роль», которые структурируют социальное пространство и необходимы для его анализа.

Социальный статус – положение, место в социальном пространстве, определяемое совокупностью прав, обязанностей, форм и объемов вознаграждения, норм поведения и закрепленное законодательно, административно, либо с помощью традиций, норм морали, религии, стереотипов общественного мнения.

Социальная дистанция – удаленность статусных позиций друг от друга. Речь идет не об индивидах, статус которых многомерен, а об измерении сравнительных статусов в одномерной плоскости – административной, экономической, политической, либо какой иной.

Каждый статус представляет собой комплекс социальных ролей, которые выражаются совокупностью норм поведения, которыми общество наделяет конкретный статус (например, административные, организационные, правовые, моральные, эстетические нормы статуса учителя по отношению к другим гражданам, директору школы, коллегам, ученикам, родителям).

Социология социальной структуры в узком смысле изучает прежде всего группы социальные, т.е. большие устойчивые общности, выделяемые по объективным признакам, причем эти признаки в самом своем содержании заключают момент неравенства в распределении социальных благ: богатства, власти, привилегий, прав.

В чем причина возникновения социального неравенства? Как отвечают социологи на этот вопрос?

Условно можно выделить два основных подхода к этой проблеме.

1. Теории конфликта. Сторонники этих теорий считают, что неравенство – результат того, что люди, под чьим контролем находятся общественные ценности, используют их для своей выгоды. Карл Маркс, основоположник теории конфликта, видит источник неравенства в экономических факторах. Группы людей различаются по тому, что они используют в своей жизнедеятельности (капитал, земельную собственность, свою рабочую силу) и на что живут – на прибыль, ренту или зарплату. Он назвал эти признаки классообразующими и показал, что класс – владелец средств производства становится господствующим. По мнению Ральфа Дарендорфа, на вершине общественной лестницы оказываются те группы, которые присваивают себе право диктовать другим нормы и правила поведения. Эти группы имеют больше власти, а следовательно, больше благ и привилегий. Макс Вебер, признавая правоту К. Маркса в выделении приоритетов имущественного неравенства, попытался взглянуть на проблему шире, дополнив картину экономического неравенства различиями людей по силе их влияния на общественную жизнь (власти), по престижу, стилю жизни, квалификации.

Варианты таких подходов применительно к современному капитализму можно найти в теориях Э.Оулина Райта, Франка Паркина, Энтони Гидденса, которые природу неравенства объясняют по-разному, но все сходятся в одном: наличие господства и подчинения, исключительности одних и угнетения других в обществе неестественно и ведет к конфликту между неравными социальными группами, сословиями, классами.

2. Второй подход к проблеме социального неравенства представлен сторонниками теории функционализма. Ее основатель – французский социолог Эмиль Дюркгейм. Его идеи развил и продолжил американский ученый Толкотт Парсонс, а наиболее полно исследовали их Кингли Девис и Уилберт Мур. Они рассуждают так: для того чтобы общество могло существовать, необходимо выполнение множества функций­ – производство материальных и духовных ценностей, управление, интеллектуальное обеспечение и т.д. Все функции разнообразны и неодинаковы по степени значимости в разных обществах. Их престижность зависит и от пользы для общества. Но всегда наиболее ценными были и есть функции управления, обеспечения ресурсами, создания технологий, т.е. непременно образуется иерархия функций, выполнить которые должны соответствующие группы людей.

В то же время люди различны по своим задаткам. Одни талантливы, другие бездарны; одни ленивы, другие работоспособны. В этой ситуации задача общества – привлечь к исполнению наиболее важных функций самых лучших способных и умелых людей. Для этого необходимо обеспечить систему достаточной оплаты, вознаграждений, привилегий и благ, убедить «лучших» решиться на длительное обучение и трудные обязанности. Поэтому неравенство неизбежно, стратификация является всеобщей, функциональной и желательной. С этой точки зрения неравенство – естественный способ обеспечения выживаемости и развития общества за счет поддержки наиболее ценных групп.

Мы не будем останавливаться на выяснении вопроса, кто прав, а кто нет (см., например, оценку разных подходов в работе Д. Томпсон и Д. Пристли: 19, с. 28-39). Отметим только, что неравенство есть в любом обществе, и его существование необходимо учитывать при исследовании социальной структуры. Иначе говоря, чтобы изучить, понять социальную структуру любого конкретного общества (социума), надо выяснить, из каких групп оно состоит, по каким критериям эти группы различаются, каково их место в социальной иерархии, каковы дистанции между ними, на какие цели ориентирована их деятельность – на сохранение или разрушение системы.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты