КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религиозность. Формы религиозного сознания и поведения.Отношение людей к религии неодинаково, оно может меняться в течение жизни, порой даже на весьма коротком ее отрезке под влиянием окружающей среды, общественной атмосферы, меняющихся жизненных обстоятельств. Поэтому социология религии исследует весь диапазон отношения людей к религии, не только религиозность (разных форм и интенсивности), но и атеизм как один из типов отношения к религии. Под религиозностью понимается определенное состояние отдельных людей, групп и общностей, верующих в сверхестественное и поклоняющихся ему. В литературе выделяется три основных критерия определения религиозности индивида: Þ религиозная вера (идентификация себя как верующего человека) Þ религиозное поведение (посещение богослужений, участие в совершении обрядов и таинств, соблюдение норм в повседневной жизни) Þ принадлежность к определенной религиозной конфессии. Социологические исследования нацелены на выявление двух аспектов религиозности: количественный аспект, который фиксируется в таком показателе как уровень религиозности - соотношение религиозных и нерелигиозных индивидов, и качественный аспект, предполагающий анализ степени, глубины религиозности, того, насколько сильно влияние религии на индивида или группу. Несмотря на наличие указанных критериев, определение уровня и степени религиозности индивида остается весьма сложной методической проблемой. Ответить на вопрос, сколько на самом деле верующих и неверующих, очень трудно. Он связан с вопросом: а кого считать верующим? Существует несколько версий ответа на этот вопрос. Сторонники первой точки зрения утверждают, что подлинно верующим может считаться лишь человек, обнаруживающий устойчивые признаки всех трех составляющих религиозности. Оппоненты этой точки зрения считают ее формальной и уязвимой, поскольку существует множество спорных моментов, которые никак не учтены. Обратимся к результатам социологических исследований: по данным ВЦИОМ, верующими себя считают 60%, из них 2% посещают храм раз в неделю или чаще, 6% делают это раз в месяц или чаще, 14% - несколько раз в год, 14% - один-два раза в год, 21% - реже одного раза в год, 43% вообще никогда не посещают церковь или молитвенный дом. Кого отнести к подлинно верующим? Тех, кто посещает храм раз в неделю, т.е. 2% от считающих себя верующими? Но на каком основании мы можем полагать, что те, кто реже посещает храм, обладают более низкой степенью религиозности или являются религиозными только на словах? Причины непосещения храма верующими могут быть самыми разными. Это могут быть принципиальные причины, как у духоборцев, молокан, старообрядцев, которые отвергают обрядовую сторону религии. И среди приверженцев православия также можно найти подлинно верующих, но в силу разных причин редко посещающих храм. Причины могут быть и внутреннего происхождения, и чисто внешними, которые иногда вовсе не учитываются исследователями (церковь находится слишком далеко от дома или в деревне ее вообще нет, не позволяет состояние здоровья, просто некогда, батюшка не нравится и т.п.). Поэтому сторонники второй точки зрения придают больше значения внутренней позиции индивида, выраженной в самооценке, нежели культовой активности, которая может оказаться активностью конформиста, основанной на ритуализме, на том, чтобы «быть как все» и «делать то, что принято». Компромиссом этих двух точек зрения является измерение уровня и степени религиозности, построенное на типологии религиозности. Для классификации типов религиозности можно воспользоваться методологией, предложенной Р. Мертоном, которая позволяет упорядочить все разнообразие соотношения религиозного сознания и поведения в несколько типов. Таблица 1
|