Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Социальные функции семьи




Универсальность семьи как института раскрывается в понятии «функции семьи». Эти функции не остаются неизменными, вместе с развитием института семьи они меняются. Под социальными функциями понимаются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья, т.е. деятельность, имеющая определенные социальные последствия.

1. Регулирование сексуальных отношений: упорядочивает сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких обстоятельствах должны вступать в половые отношения.

2. Репродуктивная функция (воспроизводство населения): через семью налажена система замещения одного поколения другим. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения.

3. Социализация: родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, контролируют действия, закладывают основы владения устной и письменной речью.

4. Забота и защита: семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, им необходима эмоциональная поддержка отца и матери в период взросления. Семья поддерживает тех, кто по инвалидности, старости или юным годам не может позаботиться о себе.

5. Социальное самоопределение: узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которому относится родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида.

6. Хозяйственно-экономическая: приготовление пищи, уборка помещений, покупка продуктов, т.е. ведение домашнего хозяйства, организация быта семьи.

Важным является вопрос о том, как современная российская семья выполняет свои социальные функций.

Молодая семья начинается с организации семейного хозяйства: приобретения мебели, бытовой техники, обустройства дома. Существует несколько вариантов распределения семейных ролей. Среди них:

· патриархальный: жена занимается домашним хозяйством, муж – «ходит на мамонта», т.е. обеспечивает семью материально;

· эгалитарный: равное распределение обязанностей;

· ситуативный: нет четкого распределения,

Учитывая, что современная российская семья является нуклеарной, т.е. двухпоколенной, рассчитывать, что взрослые неработающие члены семьи будут заниматься хозяйством, не приходится. Материальное положение российских семей не позволяет нанимать прислугу, домашних работниц.

Хозяйственно-экономическая функция семьи исследуется по следующим параметрам:

· затраты времени на домашнюю работу;

· распределение обязанностей между членами семьи;

· использование семьей общественной службы быта.

Социологические исследования показывают, что участие супругов в домашней работе происходит на традиционных началах, большая часть приходится на долю жены, муж оказывает только помощь. Объем помощи различен и зависит:

– от характера отношений между супругами;

– от культурно-нравственных установок мужа (выходцы из села, например, помогают своим женам меньше, чем люди, воспитанные в городской культуре);

– от возраста женщины (чем старше работающая женщина, тем меньшую помощь оказывает ей муж – такова тенденция, зафиксированная в большинстве развитых стран);

– от образования и квалификации женщины: чем они выше, тем большую помощь оказывают ей члены семьи, но не потому, что они осознают ее занятость, гордятся ею. Просто домашнее хозяйство таких женщин лучше оснащено бытовой техникой, и если мужа трудно «приставить к корыту», то к современной бытовой технике вполне возможно.

Серьезные перемены отмечаются в позиции женщин: все меньшее число женщин считает, что мужей не следует обременять домашней работой.

Есть теории, с помощью которых пытаются объяснить несимметричное распределение домашней работы особенностями психики мужчины и женщины, генетической памятью и пр. Эту проблему уместнее обсудить на семинаре, используя знания по гендерной социологии и феминизму.

Ориентироваться на передачу хозяйственно-экономической функции от семьи к службе быта российская семья не может, т.к. эти структуры находятся в зачаточном состоянии, качество работы невысокое, а стоимость услуг растет очень быстро.

Таким образом, хозяйственно-экономическая функция семьи не обусловлена самой сущностью семейно-брачных отношений, семья просто вынуждена ее выполнять, и если бы объем хозяйственной деятельности семьи сократился, то это пошло бы на пользу семье, супружеским отношениям, воспитанию детей.

Рассмотрим основную функцию семьи – репродуктивную. Специфика социологического изучения рождаемости заключается в том, что социологи не просто фиксируют число рождений, как демографы, а изучают репродуктивное поведение семей и индивидов.

Репродуктивное поведение – система действий и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей в семье, а также вне брака.

Репродуктивное поведение, как всякое человеческое поведение, определяется, с одной стороны, физиологическими возможностями человека (сколько он может иметь детей), с другой стороны, системой социального контроля, определяющего, сколько детей будет рожать женщина и через какой интервал времени. Среднее фактическое число детей в российской семье оказывается существенно ниже возможного.

Следует подчеркнуть, что ни потребность в детях, ни условия жизни не определяют результаты репродуктивного поведения. Эти результаты – итог взаимодействия данных элементов в системе диспозиций личности, которая определяет ситуацию как благоприятную или неблагоприятную для удовлетворения потребности в детях. Если преобладает ориентация на семейные ценности, то и не очень хорошие жилищные условия не препятствуют рождению ребенка. Когда, напротив, преобладают ориентации на внесемейные ценности (образование, профессиональная карьера и т.д.), а ориентация на семью и ее ценности слабы, то даже «хорошие» условия жизни могут быть оценены как неблагоприятные для рождения детей.

Потребность в детях – внутренний регулятор репродуктивного поведения, ведущая и специфическая потребность человека. Одновременно она – часть общей системы потребностей личности, ее концентрированное выражение, наряду с такими, как потребность в браке, семье, творчестве, самореализации, свободном времени.

Как социальная потребность высшего уровня потребность в детях не связана прямо и непосредственно с потребностями низших уровней (органическими, сексуальными, потребностью в самосохранении), это не биологическая, а социально-психологическая и социальная категория, поэтому не существует никаких границ ее ослабления.

В социологическом изучении рождаемости и репродуктивного поведения обычно используются идеальное, желаемое и ожидаемое число детей в семье; иногда используется также число детей, планировавшееся в момент вступления в брак.

Если репродуктивная потребность характеризует количественную определенность потребности в детях, то репродуктивные мотивы раскрывают ее содержание, сущность, качественную сторону.

Репродуктивный мотив характеризует личностный смысл появления на свет ребенка любой очередности.

Репродуктивные мотивы можно подразделить на:

· психологические, которые побуждают к рождению определенного числа детей благодаря тому, что через это достигаются какие - либо личностные, социально-психологические, внутренние цели личности. Они отражают не общественную, а исключительно личную заинтересованность в рождении определенного числа детей.

· социальные, которые побуждают к рождению определенного числа детей в пределах социокультурных норм детности (в крупных городах, например, часто оценивается негативно);

· экономические, которые побуждают к рождению детей, т.к. через это событие достигаются определенные экономические цели, выгоды. По сути – это психологические феномены, мотивы, экономическими их делает содержание;

Соотношение в структуре репродуктивной мотивации экономических, социальных и психологических мотивов не остается неизменным от эпохи к эпохе. Общая тенденция: постепенно ослабевают или даже сходят «на-нет» экономические и социальные мотивы рождения нескольких детей в семье, а на первый план выходят психологические, внутренние мотивы.

Трансформация репродуктивного поведения в современном обществе связана с изменением норм детности. В доиндустриальную эпоху чем больше было детей в семье, тем это было экономически выгоднее. Удлинение периода детства, рост расходов на воспитание и образование ребенка способствовали переходу от многодетности к малодетности семьи. Современное репродуктивное поведение характеризуется:

· отделением репродуктивного поведения от сексуального;

· свободой принятия решений в области репродукции;

· изменением потребности в детях, которая ослабевает в результате конкуренции с другими потребностями;

· изменением структуры репродуктивных мотивов в сторону преобладания социально - психологических;

· формированием в отдельных социальных группах установки на контрацепцию как альтернативу прерыванию беременности.

Формируется большое разнообразие результатов репродуктивного поведения в разных социальных группах, но в России четко выделяется ведущая репродуктивная тенденция: рождаемость резко упала (коэффициент рождаемости вместо необходимого 2,2 – 2,6 составляет 1,2), что привело к депопуляции. Более подробно об этом шла речь в теме «Социально-демографическая структура общества».

Роль семьи не сводится к роли «биологической фабрики». Ребенок становится ценностью для общества, когда он превращается в личность в процессе социализации, одним из институтов которой является семья. Там, где дети воспитываются вне семьи, гораздо больше опасность запоздалого и одностороннего развития. Дело в том, что воспитание детей в семье идет на благоприятном эмоциональном фоне, на фоне любви родителей к детям и ответных чувств детей к родителям. Кроме того, в семье представлены различные подструктуры: половые, возрастные, профессиональные, что способствует постепенному и поэтапному приобщению ребенка к миру. Детский дом, например, полностью заменив семью в уходе за детьми, в их материальном обеспечении, не сумеет заменить ее в отношении интеллектуального, эмоционального воздействия.

Не надо быть педагогом, чтобы увидеть, что современная российская семья не выполняет, или не в полной мере выполняет функцию социализации. Растет внебрачная рождаемость, воспитание детей в неполных семьях имеет свою специфику и определенные социальные последствия. Большое количество детей «передается» на воспитание государству.

 

3. Проблемы брака и семьи в современном российском обществе.

Нынешний социально-политический и экономический кризис находит отражение в трансформациях, которые претерпевает семья, испытывающая несоответствие между возросшими требованиями людей к новому качеству их семейной жизни и общественными реалиями. Рассмотрим основные социальные проблемы современной российской семьи.

Материальное положение большинства семей не позволяет обеспечивать высокое качество жизни: заработная плата, жилищные условия, доступность домашней техники и пр. Развитие частного сектора породило острую проблему гарантии прав работающим женщинам по беременности и родам.

Государственная политика помощи семье не является сбалансированной: незначительный размер социальных пособий на детей, сужение сети детских учреждений, дороговизна их услуг, не всегда соответствующая качеству работы, состояние службы охраны материнства и детства, особенно на селе. Даже осознавая первоочередность решения данных проблем, общество объективно не в состоянии это сделать.

Низкая культура межличностных отношений превратила современную семью в своеобразный полигон для всех видов насилия – от физического до экономического, от сексуального до морально-психологического, когда убить можно и не «распуская рук». Российская статистика преступлений весьма несовершенна, но и на основании ее можно утверждать, что российская семья конца ХХ – начала ХХI вв. – самая агрессивная в истории России. Дети, престарелые родители, инвалиды, женщины, не способные защитить себя, составляют ежегодно более одной трети всех убитых на почве конфликтов в семейных отношениях. Только согласно официальным данным, каждый четвертый мужчина в семье избивает жену. В то же время возросло число самосудов – расправ женщин и стариков с семейными тиранами. Семья, как ни печально, стала очагом безнадзорности, распространения наркомании и пьянства, проституции и сексуальных извращений. Главная социальная причина роста насилия в российской семье – бедность и нищета. Россия значительно отстает от развитых стран по разнообразию сил, задействованных для ослабления семейных конфликтов. У нас так и нет закона о насилии в семье, который Государственная Дума отклонила, т.к. реализация такого закона потребовала бы дополнительных затрат. Различных служб, центров, клиник для разрешения семейных конфликтов мало – все, как всегда, упирается в финансы.

Проблема абортов стала не только медицинской, но и социальной. По числу абортов Россия занимает первое место в мире: на каждого родившегося ребенка приходится три аборта (больше, чем в странах с миллиардным населением). Низкая общая и сексуальная культура общества сформировала «наплевательское» отношение к здоровью женщин.

Обострилась проблема устойчивости семейно-брачных отношений. Развод – это способ прекращения брака при жизни супругов. Свобода развода налагает на супругов величайшую ответственность за судьбу семьи. Еще Монтескье заметил, что ничто так не содействует взаимной привязанности, как возможность развода: мужчина и женщина легко переносят тяготы семейной жизни, ибо знают, что могут покончить с ними. Право развода на то и дается, чтобы им не пользоваться. А если и пользоваться, то только в самом крайнем случае, когда исчерпаны все и всякие возможности сохранить семью.

Роль развода оценивается аналитиками неоднозначно. Нередко его интерпретируют как трагедию, свидетельство дезорганизации семьи, обращая внимание исключительно на негативные последствия, особенно для детей. Другая группа исследователей рассматривает развод как важный компонент современной семейной системы, который способствует предотвращению перманентного конфликта в обстоятельствах совместного проживания двух взрослых людей. Баланс факторов, провоцирующих рост числа разводов, и, наоборот, противодействующих ему, подсчитать непросто. Но в мировой практике проявляется одна очень сильная корреляция: между модернизацией матримониального поведения и частотой официальных разводов. Самый большой рост разводов наблюдается как раз там, где уже явно проявилась современная матримониальная модель – в Швеции, Дании, Голландии. В этих странах устанавливаются эгалитарные отношения между полами, демонстрируется высокая эффективность контроля рождаемости, регистрируется широкое распространение ювенильного (неполовозрелого) сожительства. Синтетический индекс разводов достиг здесь 45 на 100 браков. Напротив, в странах, где сохраняются традиционные представления о семье (Ирландия, Италия, Греция), синтетический индекс невысок – 10 на 100 браков, несмотря на то, что законодательство о разводе стало либеральным.

Предпосылками для поддержания высокого уровня разводимости являются:

· свобода расторжения брака, зафиксированная в правовых нормах;

· относительная экономическая независимость женщин;

· существование брачного рынка и возможностей создать другую семью;

· увеличение продолжительности брака, которая за сто лет в среднем удвоилась. Пара, вступившая в брак в 1870 г., жила вместе в среднем 23,4 года, в 1900 г. – 28,2, в 1930 г. – 36, в 1970 г. и до настоящего времени – уже 42 – 43 гг., если брак не распался раньше.[31] Столь продолжительный брак увеличил вероятность возникновения более частых и качественно иных конфликтов;

· сокращение браков, заключенных по религиозному обряду;

· рост урбанизации, региональной мобильности

· перемены в роли женщин;

· дальнейшая «индивидуализация» жизненной концепции.

Развод стал массовым явлением в мире и в России, которая по этому показателю занимает второе место в мире, после США: распадается каждая третья, в крупных городах – более половины семей. Некоторые ученые считают эти цифры завышенными, а методику подсчета числа распавшихся пар некорректной, т.к. учитывается количество заключенных браков в год и количество разводов, но сопоставляются цифры за разные годы. Если исходить из более корректных посылок, то ситуация выглядит менее драматичной: каждая четвертая супружеская пара имеет шансы дожить до серебряной свадьбы.

Подводя итоги наших рассуждений, акцентируем главную мысль: развитие брака и семьи имеет социальный характер. Развитие общества от доиндустриального общества к индустриальному и постиндустриальному трансформировало социальные институты брака и семьи. Обобщим отличительные черты традиционных и современных моделей семьи:

1. Для «традиционализма», фамилизма характерен родственно-семейный принцип организации жизни, перевес ценности родства над выгодами и экономической эффективностью, тогда как в современной семье родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида.

2. Аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство, где все взрослые работают дома, и не за плату, а на себя. Современная модель семьи связана с разделением дома и работы, происходит переход от семейного производства к семейно-бытовому самообслуживанию, семейное производство не исчезает совсем, но перестает быть главным, ведущим элементом экономики. В урбанизированных регионах распространяется потребительский тип семьи, где общесемейная деятельность, помимо гигиенических и физиологических процессов, дополняется потреблением услуг внесемейных учреждений за счет зарплаты (прачечные, химчистка и др.).

3. В традиционной семье сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию отца, на стадии индустриализации осуществляется внесемейная мобильность детей.

4. Система «семьецентризма» уступает место системе «эгоцентризма». Система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах долг, семейная ответственность, ценность детей как вклада в благополучную старость родителей, доминирование авторитета родителей и родственников, по мере «модернизации» становится менее устойчивой и престижной, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений.

5. Происходит переход от расширенной семейно-родственной системы, состоящей из 3-х поколений, с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых – родительских, причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида.

6. Переход от развода по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездетностью брака) к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.

7. Переход от «закрытой» к «открытой» системе» выбора супруга: личный выбор партнера, независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупа невесты (хотя и с сохранением имущественных интересов, закрепляемых брачным контрактом).

8. Переход от культуры многодетности с жестким табу на применение контрацепции к индивидуальному вмешательству в репродуктивный период (предупреждение и прерывание беременности). Устраняется необходимость в удлинении репродуктивного периода жизни: исчезает ранняя и сплошная брачность, репродуктивная активность на протяжении всей жизни, традиции пожизненного брака.

Интегральным выражением всех перечисленных семейных изменений является переход от стабильной системы многодетности семьи на протяжении всей письменной истории к эре исчезновения многодетности (вплоть до массовой однодетности). В настоящее время нет никаких биологических и стихийных социальных «защитных механизмов», останавливающих эти тенденции на каком-то безопасном для общества уровне.

В результате трансформации брачно-семейных отношений основным типом стала конъюгальная, т.е. супружеская семья, изменения в структуре которой фиксируются данными статистики и социологических исследований:

· массовая нуклеаризация семьи, увеличение доли престарелых одиночек, получающих уход вне семей их взрослых детей;

· снижение брачности и увеличение числа нерегистрируемых сожительств и удельного веса незаконнорожденных детей в этих сожительствах, увеличение доли матерей-одиночек (материнство вне брака); рост доли «осколочных» семей с одним родителем и детьми;

· распространение повторных браков мужчин и в меньшей степени женщин и соответственно семей, где один из родителей не является кровным и воспитывает «чужого» ребенка;

· увеличение доли семей смешанного типа, где есть дети от повторного брака и от первых браков каждого из супругов;

· массовая малодетность и однодетность семьи без каких-либо помех в реализации потребности в детях.

Происходящие изменения оцениваются учеными в понятиях «дезорганизация», «крах» и «кризис семьи», которые связаны с различием в степени невыполнения основных функций, рассматриваются как различные формы неблагополучия в общественном устройстве жизни. Если под дезорганизацией понимать прекращение деторождения, неспособность родителей содержать детей, а также выращивание правонарушителей и преступников, то тогда следует говорить о полном крахе семьи, как социального института. Кризис семьи состоит в том, что в ее функциях возникают дисфункции, сбои. Ценностный конфликт общества и личности по поводу рождения и социализации детей (семьецентризм – эгоцентризм) также называют кризисом семьи.

Справедливости ради следует сказать, что не все ученые являются пессимистами. Есть точка зрения, что вне – или антисемейные формы жизни людей следует поощрять и приветствовать, так как «рассасывание» семьи, построенной на закрепощении женщин и детей – это благо для общества. Считают, что термин « семья» не применим в сложившейся ситуации. Например, при переписи населения в статистике уже используется понятие «домохозяйство». Другая часть оптимистов вообще считает, что кризис семьи есть, но он является не показателем гибели, отмирания семьи, а процессом становления нового типа семьи.

Все точки зрения имеют право на существование, но они все-таки не объясняют проблему до конца. Очевидно это связано со сложной системой отношений между человеком и обществом. Человек в семейной сфере стремится к тому, что ему хочется, а не к тому, что является общественно полезным или что не имеет отрицательных последствий глобального характера.


Вопросы для самоконтроля.

1. Почему усилился интерес к проблемам брака и семьи?

2. Брак и семья – это одно и то же?

3. Как изменились функция семьи, чем современная семья отличается от традиционной?

4. Как Вы относитесь к идее гибели семьи? Обоснуйте свою точку зрения.

Литература

1. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): Учебное пособие для вузов. М.,1998.

2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1997.

3. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России ХХI в. М., 2000.

4. Бодрова В.В. Репродуктивное поведение как фактор депопуляции в России//Социс.2002, № 6.

5. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге ХХI в. (социологические проблемы). С-Петербург, 1999.

6. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. С-Петербург, 1998.

7. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества//Социс. 2003. № 7.

8. Рейнхард Зидер. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец 18 – 20 вв). М.,1997.



Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты