КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объект и предмет социологического изучения образованияОбразование, как гласит «Закон об образовании», есть обучение человека с целью передачи накопленных знаний и умений, культурных норм, ценностей. В социологии образование рассматривается в качестве относительно самостоятельной системы, «функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его цивилизационного развития». А результатом является социально компетентная личность, способная создавать новый социальный опыт на основе ценностных представлений о человеке и обществе. Объектом социологии образования является сфера образования т.е. та социальная сфера, где реализуются функции образовательной деятельности. Если объект социологии образования очевиден, то взгляды на ее предмет, т.е. ту существенную сторону объекта, которая составляет специфику этой отрасли социологии, различны. Можно выделить три подхода к исследованию образования: институциональный, деятельностный, социокультурный. Институциональный подход был разработан Ф.Р. Филипповым, В.Н. Турченко и другими специалистами, которые исследовали систему образования как социальный институт, его функции и взаимодействие с обществом, прежде всего с социальной структурой. Деятельностный подход (В.Н. Шубкин и др.) позволил сформировать взгляд на образование как сферу социальной активности индивида и социальных групп, прежде всего, молодежи, как особую деятельность всех социальных субъектов, связанных с образованием. И, наконец, складывается социокультурный подход к образованию (Л.Н. Коган, В.Я. Нечаев и др.), которое понимается как ценность, благо, как социальный капитал. Освоение культурных ценностей в процессе учения рассматривается как вид социокультурной деятельности. Социокультурный подход - это взгляд на образовательный процесс с позиции личности, ее интересов и ценностей, активности в нем, что дает возможность раскрыть изменения личности под воздействием образования. Все это определяет новый взгляд на предмет социологии образования, который обогащает другие подходы с позиции требований современного этапа развития общества, когда возрастает роль самого человека. Социология образования – самостоятельная отрасль социологического знания, предметом которой является система образования как социальный институт, деятельность, ценность. Она исследует: место и роль образования в обществе, состояние и динамику социокультурных процессов в сфере образования; взаимодействие сфер образования с другими сферами общественной жизни; социокультурную структуру сферы образования и ее главных субъектов - учащихся и обучающих, их положение, интересы и взаимодействие; влияние образования на целостное развитие личности. Высокий статус социологии образования как самостоятельной отрасли социологического знания обусловлен ее результатами и вкладом в развитие общей социологии. В США толчок развитию социологии образования дали работы О. Уорда («Динамическая социология», 1883 г. ) Дж. Дьюи («Школа и общество», 1889 г.). В Германии социология образования создавалась М. Вебером и К. Манхеймом. Во Франции у истоков ее стоит Э. Дюркгейм («Социология образования», 1902 г.). В России социологические подходы к проблемам образования появляются в середине XIX века, еще до собственно социологических трудов, в связи движением общественности за новые идеи в образовании. Первые социологические работы непосредственно по проблемам образования связаны с именами П. Сорокина и Н. Кареева, значительное внимание уделяли им в своих трудах Н.К. Михайловский, Е. де Роберти и др. Политизация исследований в первые годы советской власти и последующие события надолго (до 60-х) задержали становление в России социологии образования как позитивной науки. В ее возрождении и развитии можно выделить три периода: период становления, (1960-70 г.г.), экстенсивной период развития (1970-80 гг.), и современный (с начала 90-х гг.). В 80 – 90-е гг. в условиях проведения трудных социально-экономических и политических реформ в России создаются новые исследовательские коллективы, которые изучают проблемы современного состояния школы, ценностные ориентации старшеклассников в связи выбором будущей профессии. Это работы ученых Центра социологии образования при Российской Академии образования под рук. В.С. Собкина, научных коллективов в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Барнауле, Нижнем Новгороде и др. Был проведен также международный кросскультурный социологический опрос учителей, учащихся и родителей г. Москвы и Амстердама, выявлены различия в их оценках и мнениях о современном состоянии образования. Реализованы несколько исследовательских проектов по изучению роли образования в самоопределении молодых поколений, социального самочувствия групп, связанных с образованием, социальных последствий трансформации образования. Новые подходы в отечественной социологии образования связаны с ввыявлением скрытых механизмов монополизации образования элитарными слоями общества, с исследованием лидерства в образовании. Сегодня главная задача социологии образования у нас в стране – изучить позитивные и негативные последствия либеральных моделей образования, которые уже функционируют в ряде стран, раскрыть роль образования в социокультурном воспроизводстве личности и общества, способствовать выбору российским обществом демократической модели образования, опирающейся на ценности отечественной культуры, обосновать возможности и необходимость вхождения в европейское и мировое образовательное пространство.
2. Образование как социальный институт и ценность, «личностный капитал» В социальные институты и организации люди объединяются для удовлетворения конкретных и особо важных потребностей и целей – иметь работу, создать семью, получить образование и др. Есть в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких институтов в развитых обществах всего шесть. Это базовые социальные институты – семейные, экономические, научные, образовательные, религиозные, политические. Они способствуют воспроизводству общества, социальной стабильности и интеграции, а также обеспечивают социальные изменения и развитие. Современный институт образования характеризуется массовостью и общедоступностью. Он представляет собой дифференцированную многоступенчатую систему, позволяющую человеку улучшать и обновлять полученные ранее знания и навыки. В России функционируют более 140 тыс. образовательных учреждений, в которых работает около 6 млн. и обучается более 33 млн. человек. Образовательный комплекс имеет контакт с более чем четвертью населения России. Он может быть представлен как совокупность подсистем (табл. 1)
Система образования имеет статус базового социального института, где действуют свои закономерности, отражающие наиболее устойчивые связи, детерминирующие его функционирование и развитие. Закономерностью развития системы образования является ее обусловленность состоянием культуры труда, общественных отношений, состоянием науки, политики, сферы быта и другой социокультурной деятельностью. Другой важной закономерностью является относительная самостоятельность внутренней социокультурной организации образования и его влияние на общественный прогресс. Оно служит воспроизведению существующих форм деятельности, аккумулирует и перерабатывает ведущие достижения культуры, создает принципиально новый потенциал личности, который должен опережать достигнутый уровень культуры общества. Имеет место и закон расширения сферы действия, освоения новых областей культурной деятельности, повышения роли образования в развитии общества. Искажение, сбои в действии социокультурных механизмов, задержки в действии экономических, технологических, нравственных факторов жизни учащихся и обучающих могут вызвать культурный регресс. Уже несколько лет школа пытается противостоять давлению негативных тенденций, проявившихся в условиях радикального преобразования российского общества. Однако ей все меньше это удается, и бумеранг в виде духовно-нравственного потенциала нового поколения может оказаться тяжелым. Как важнейший социальный институт общества образование выполняет ряд специфических функций. В них отражена социальная ценность образования, его роль в обществе. Функционирование института образования связано с созданием условий для удовлетворения фундаментальных потребностей общества в социализации его членов и подготовке их к различным социальным ролям. Отметим наиболее важные из функций. Главная - это трансляция социального опыта и распространение культуры в обществе; она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, научных знаний, достижений в области искусства, моральных ценностей и норм, правил поведения, социального опыта. Другая функция - формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, действующих в данном обществе. Благодаря этому молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от имеющихся в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В нашем обществе обязательная в недавние годы идеологизация и классовая направленность образования сменилась явным ослаблением нравственной, мировоззренческой ориентации. Парадигма гуманистической, этической педагогики признана педагогической теорией, но остается в значительной мере декларативной и не реализуется в практике деятельности учреждений образования. Функцию социализации выполняет в обществе прежде всего институт семьи, но современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний, навыков, умений, так как большинство социальных ролей во взрослом обществе требует систематического и длительного обучения. Именно эту двойную задачу – первичной социализации средствами культуры и подготовки к будущему статусу решает институт образования. В современном обществе все большую значимость играет подготовка индивидов к размещению их по определенным социальным позициям в социальной структуре общества, т.е. наделение человека определенным статусом. Эта задача решается не общеобразовательной школой, а специальными профессиональными учебными заведениями – училищами, институтами, университетами. Однако тенденция усиления участия школы в воспроизводстве социального неравенства в нашем обществе может оказать негативное влияние на выбор модели российского общества и модели образования в будущем. Это собственно социальная (в узком смысле) функция института образования – социальная селекция. Конечным результатом, когда различные группы молодежи завершают образование в различных учебных заведениях, является размещение людей по неравным позициям в социальной стратификации общества. Посредством этого достигается воспроизводство и обновление структуры общества, без чего невозможно нормальное его функционирование. Другая важная сторона этой функции размещения в социальном пространстве заключается в том, что она запускает механизм социальной мобильности: получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той или иной организации, как правило, открывает для многих людей путь к профессиональной карьере. Этим объясняется высокая личностная ценность образования в индустриально-развитых странах мира и распространение во многих слоях общества «синдрома достижения», когда родители с малых лет прививают ребенку потребность в образовании, в достижении успеха. Уровень образования, наряду с властью, собственностью и доходом, является важнейшим показателем социального статуса человека в современном обществе. Мы же, уйдя от «синдрома образования», когда практически все выпускники школы хотели продолжить свое образование в высшей школе, пока не пришли к «синдрому достижения», а интерес к образованию проявляется волнообразно, через взлеты и падения. Многие еще путают образование и «корочки-дипломы», решив, что нужно последнее, а не первое. Сегодня во всех сферах требуются специалисты, способные не только обучаться, но и самостоятельно переучиваться. Поэтому особенно важно помочь молодому поколению осознать ценность образования как «личностного капитала», когда знания, опыт, умения, здоровье, физическое развитие становятся определяющими в развитии общества и самого человека. Именно человеческий, «интеллектуальный капитал» является основным национальным богатством, а образованность, понимаемая как культурно - мировоззренческая, нравственно - эстетическая зрелость, как профессионализм – основой самореализации личности. Образование на микроуровне – это «личностный капитал», запас, резерв, из которого человек черпает возможности для удовлетворения самых разнообразных потребностей и который поэтому надо пополнять, вкладывая в него свои личные, а не только общества и семьи средства, усилия и труд. Образование есть прежде всего процесс самостановления, саморазвития человека, «делания» из себя личности, способной самореализоваться в современном динамично развивающемся обществе, особенно когда оно перестраивается кардинально и быстро.
|