КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура общей социализацииПроводники социализации
Социальные институты посредники Культура
Cоциокультурные нормативные и информационные влияния Формирование базовых Формирование навыков, ценностных ориентаций Социализация знаний и чувств и установок
Результат: социально компетентная личность
Следует помнить, что помимо посредников (агентов) социализации, социальных институтов важное значение имеет то, что предлагается личности в качестве социального и культурного «меню». Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, с другой - отношением индивида ко всему этому. Со стороны общества социализация выглядит как процесс включения человека в социальную деятельность, общение, группы, причем по правилам, нормам данного общества. Эти предписания во многом обусловлены статусно-ролевой структурой общества, нормами ролевого поведения. Социальное поведение в стандартных, шаблонных ситуациях регулируется с помощью норм-образцов. Их знание позволяет не искать заново решений, а вести себя как бы автоматически в соответствии с принятыми в данной социокультурной среде и усвоенными личностью стереотипами. Напротив, нестандартные ситуации регулируются с помощью норм-принципов, задающих параметры социально одобряемого, ожидаемого, приемлемого и того, что с точки зрения общества, группы, социальной роли является неприемлемым. Нормы – принципы помогают обществу оказывать на индивида социализирующее воздействие более гибко, социально регулировать самостоятельные решения личности. Нормы-образцы и нормы-принципы всегда влияют на процесс социализации, но роль последних в современном обществе возрастает. Это связано с более гибким механизмом социализации в обществе, где человек более свободен в своей социальной жизнедеятельности. Конечно, по-своему прав Г. Тард, подчеркивающий, что подражание является ведущим механизмом социализации. Но правы и Т. Парсонс, Р. Мертон, связывающие процесс социализации с интериоризацией, усвоением системы ценностей, задающей принципы социального поведения, действия человека. Социальные институты, культурные нормы и ценности должны обеспечивать формирование социально востребованной, социально компетентной личности, адаптированной к наличным социальным условиям. Если институты социализации работают неэффективно, то может произойти асоциализация личности – процесс приспособления к негативному, социально неприемлемому опыту. В этом случае типичным становится девиантное, делинквентное поведение людей. Сила влияния социальных институтов зависит от их авторитетности (референтности) для личности. Драматический характер приобретает процесс социализации в период перестройки (ломки) социальных институтов, аномии. Кризисные явления в функционировании политических, экономических институтов, семьи, системы образования и воспитания значительно затрудняют формирование просоциального поведения, стимулируют асоциализацию. Аномия, вызываемая кризисом ценностно - нормативной системы общества, резко снижает социализирующую роль норм-образцов, норм-принципов. В общественном и личном сознании начинается большая путаница с известной дилеммой «что такое хорошо и что такое плохо». Личность зачастую теряет ориентиры. В результате – асоциализация или конфликтная социализация, провоцирующая конфликтность в жизнедеятельности общества и личности. Человек начинает чаще сталкиваться с внешними и переживать внутриличностные конфликты, перерастающие при определенных условиях в острые личностные кризисы. Понятно, что с этими проблемами неэффективной социализации сталкивается и современное российское общество, переживающее системный кризис. По существу, у нас идет перестройка всего механизма социализации. Общество меняется и востребует другой тип личности, изменяет социальный заказ институтам социализации, содержание самой социализации. Многие представители старшего и среднего поколений столкнулись с проблемой ресоциализации. Ресоциализация – процесс социального переобучения, связанный с усвоением новых ценностей, норм, ролей взамен старых, утративших свою эффективность. Однако ресоциализации предшествует болезненный процесс десоциализации – отлучения от старых ценностей, норм, ролей, правил поведения. Если десоциализация произошла, а ресоциализация затягивается, то человек, социальная группа оказываются в незавидном маргинальном положении. В этом смысле радикальные реформы, помимо благ, приводят и к большим социальным издержкам, так как от берега десоциализации до берега ресоциализации доплывают далеко не все. Главное заключается в том, что социализация в нашем обществе становится все более сложным процессом. По существу, мы переходим к новому типу социализации. В прошлом, особенно в традиционном обществе, социализация носила жесткий характер. Она была мало вариативной, ибо в условиях доминирования приписанного статуса жизненный путь индивида во многом был предопределен. Для иного типа социализации у общества не хватало ресурсов и возможностей. В современном обществе истинный смысл социализации – не просто в адаптации к наличным социальным условиям, а в раскрытии потенциала личности, ее творческих возможностей, в актуализации личностного «Я». Следует различать два типа социализации: адаптацию и интеграцию. Адаптация – простой, грубый тип социализации, когда человека приспосабливают к социальной реальности. Интеграция – более сложный, гибкий тип социализации, где личность выступает субъектом взаимодействия с обществом, ищет себя в нем, а не просто приспосабливается. Современный тип социализации требует сочетания ее с процессом индивидуализации. Сейчас, например, все чаще от педагога, работающего в обычной средней школе, требуют не декларированного, а реально индивидуального подхода, личностно ориентированного обучения. Это и есть одно из проявлений новых тенденций в социализации, в работе социальных институтов, ответственных за нее. Развитые в социально-экономическом отношении страны научились включать индивида в социальную жизнь более гибко и органично. Это приводит к росту общественного и личностного потенциала, проявляется в уровне и качестве жизни. Социализация в нашем обществе протекает на разных уровнях сложности. Для одних социальных групп она связана с элементарной адаптацией, для других - с интеграцией, самореализацией личности. Некоторые исследователи пытались более подробно описать искаженные формы социализации. Э. Фромм к этим формам отнес такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция, конформизм. Мазохизм – стремление к подчинению, отказ от «Я», бегство от одиночества, бремени свободы. Социализация в виде садизма осуществляется путем постановки других людей в зависимое положение, приобретения над ними неограниченной власти. Деструкция как способ социализации заключается в избавлении человека от чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира. Разрушить окружающий мир – это последняя, отчаянная попытка, по Э. Фромму, не дать миру разрушить человека. Конформизм – беспринципное приспособленчество к любому социальному давлению, приводящее к отказу от собственного «Я», к превращению в псевдоличность. Примером искаженной социализации может служить известная концепция «одномерного» человека Г. Маркузе. «Одномерный», «массовый» человек, «человек организации», «извне ориентированная личность» – результат жесткой, деформирующей социализации. Одномерному человеку свойственно некритическое отношение к действительности, к поведенческим и пропагандистским стереотипам, отсутствие индивидуальности, манипулируемость, консерватизм, искаженное видение мира, сугубо потребительская ориентация, унификация «Я». Современное общество дает личности возможность большей свободы выбора для осуществления эффективной социализации. Но и к личности, ее компетентности предъявляются соответственно высокие требования. Анализируя роль личности в процессе социализации, Э. Эриксон обратил внимание на феномен идентификации. В широком смысле - это процесс усвоения социальных ролей, отождествления индивида с реальным или воображаемым объектом. Социальный уровень идентичности Э. Эриксон подразделяет на групповой и психосоциальный. Групповая идентичность рассматривается как включение личности в различные общности (исторические, классовые, национальные), подкрепленное субъективным ощущением внутреннего единства и неразрывности со своим социальным окружением. Психосоциальная идентичность дает человеку ощущение значимости своего бытия для общества. Каждый из аспектов идентичности имеет два полюса: положительный (то, каким человек должен быть с точки зрения своего социального окружения) и отрицательный (то, каким человек не должен быть). Формирование идентичности всегда сопровождается противоборством этих двух сторон. В кризисные моменты это противоречие обостряется. Для позитивного результата социализации, развития личности необходим перевес положительной идентичности над отрицательной. Общечеловеческий уровень идентичности понимается как осознание себя представителем человечества, понимание глобальных проблем, формирование ответственности перед будущими поколениями за жизнь на Земле. Групповой уровень идентичности проявляется через осознание своей принадлежности к различным группам (половым, возрастным, расовым, религиозным и др.). Индивидуальный уровень идентичности есть осознание собственной неповторимости, стремление к развитию своих способностей, понимание своего жизненного пути как уникального, особенного. Ход социализации, развития личности зависит как от общества, социальных институтов, групп, культуры, так и от самой личности, от сложного переплетения этих факторов. Нарушения в идентификации приводят к серьезным проблемам в развитии личности, ее социализации, к личностным кризисам. Наиболее сложные, ключевые моменты связаны именно с прохождением через личностные кризисы, когда противоречия социализации проявляются особенно остро. Рассмотрим повнимательнее феномен личностного кризиса.
|