Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Глава 2. ИСТОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ




Читайте также:
  1. C2 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.
  2. III-яя глава: Режим, применяемый к почетным консульским должностным лицам и консульским учреждениям, возглавляемым такими должностными лицами.
  3. III. История и психология естественного символа
  4. K1] 8. Философская мысль России
  5. XVII век – “бунташный век”. Социальные движения в России в XVII веке. Раскол в русской православной церкви
  6. А. Государственное управление в России. Усиление самодержавия
  7. А. Особенности экономического развития России при Петре I. Мануфактурное производство
  8. А. Промышленное развитие России в 60— 80-е годы XIX в.
  9. А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства.
  10. А. Социально-сословный и национальный состав населения России

 

Самосовершенствование и совершенствование в профессии невозможно без знания опыта предыдущих поколений. Хорошо знать прошлое нужно для лучшего понимания задач настоящего, поэтому, начиная изложение, прежде всего следует остановиться на истории возникновения сестринского дела и процессе его оформления в самостоятельную профессию медицинской сестры.

Полная история сестринского дела охватывает тысячелетия. Не случайно сестринское дело иногда называют самым древним искусством и самой юной профессией. В ходе развития цивилизации о больных и страждущих всегда заботились тем или иным образом. Документ древнеегипетской культуры «Семь заповедей истинного милосердия» гласит: «Накорми голодного, дай воды жаждущему, одень голодранца, приюти больного, захорони мертвого».

На развитии гуманитарной мысли отразилось влияние религий. Если индуизм проповедовал индивидуальный поиск своей судьбы, то буддизм явился с миссией сострадания, защиты слабых, с призывом к взаимопомощи. Особенно много для ухода за больным сделало христианство, ибо в основе христианской идеи - внимание и справедливость к личности, жалость к человеку. Эти чувства всегда были присущи людям. Учение Христа подчеркивало непреходящую ценность каждого отдельно взятого человека, вне зависимости от его положения на социальной лестнице. Христиане верили, что спасение в загробной жизни будет зависеть от доброго отношения друг к другу в этой жизни, отсюда внимание и забота о болящих.

Слово «милосердие» еще совсем недавно так редко употреблялось у нас, что его вполне можно было бы отмечать в словарях как устаревшее. Между тем, этим словом обозначалось важнейшее качество души. Милосердие было отличительным свойством русского народа. Все знали, что это слово означает любовь, исходящую от милующего сердца. Милосердие - высшая, бескорыстная форма любви, свободная от эгоистических устремлений и не нуждающаяся во внешних мотивациях.

Исторически сложилось так, что если врачами чаще являлись мужчины, то выхаживанием больных занимались главным образом женщины. У женщины, в силу ее душевной организации, этот процесс может превратиться в единственную радость и цель жизни.

Мирские женщины осуществляли уход за домочадцами: помогали при рождении, растили детей, ухаживали за больным членом семьи, оказывали первую помощь при бытовых травмах и ранениях, утешали и ободряли умирающих. Так постепенно сложился фольклорный образ «сестра-мать».



Среди женщин Московской Руси была глубоко развита частная благотворительность, она составляла «главное, коренное, неизменное дело всей ее жизни», освященное самим Домостроем, этим житейским кодексом домостроевской Руси, поучавшим: «Церковников, и нищих, и скорбных, и больных, и убогих призывай в дом свой и по силе накорми, и напои, и обогрей, и помоги...».

Свято исполняли женщины это поучение, в особенности московские царицы. Одно из первых упоминаний о стационарном лечебном учреждении на Руси относится к середине X века, когда княгиня Ольга образовала больницу, где уход за больными был поручен женщинам.

Много делали для больных монастыри. Монахи часто приглашались для ухода за больными на дому, а в тяжелых случаях больных отправляли в монастырские больницы. Так сложился второй фольклорный образ: «сестра - божий работник».

Еще до татарского нашествия в летописи упоминаются больницы в Киеве, Переславле Южном, Смоленске, Вышгороде, Чернигове, Новгороде, Пскове, на Волыни, в Галицкой Руси и другие. Больничные здания размещались за монастырскими стенами, к ним примыкали портомойни, бани, огороды, кладбища. Труд «служебников больничных» был очень тяжелым. Богатые были обязаны заботиться о безбедном существовании больниц, неимущие больные за дни, проведенные в больнице, отрабатывали на пашне, на промыслах, в извозе. Таким образом они воздавали богу за исцеление «молением и трудом».



Сестры-монахини ухаживали за больными бескорыстно, так как считалось, что взимание платы за уход отнимает священный характер работы сестры милосердия. Очень характерна надпись над входом в монастырскую больничную палату: «Все, чтобы угодить тебе, Господи, ничего - чтобы удовлетворить себя». Даже настоятельницы монастырей ежедневно посещали палаты, чтобы «иметь счастье послужить больным». При этом монахини совершенно сознательно рисковали жизнью, так как нищета в то время шла бок о бок с инфекционными болезнями: это было время повальных эпидемий, уносивших сотни тысяч жизней.

Начало организованного ухода за больными и ранеными было положено во время правления Петра I. В 1715 г. им был издан указ, в котором шла речь о применении женского труда по уходу за больными детьми. Но основная забота Петра сосредоточилась не на гражданских, а на военных медицинских учреждениях, которые в мирное время обслуживали всех больных. В вышедшем в 1716 году Воинском уставе отмечена преимущественная роль женщины в уходе за больными: «потребно всегда при десяти больных быть для услужения одному здоровому солдату и нескольким женщинам, которые оным больным служить имеют и платье на них мыть».



В 1722 году Петровский указ предписывал богадельням призревать слепых, увечных, дряхлых, престарелых, не могущих работать. Во всех монастырях полагалось учредить странно-приимницы или лазареты для престарелых и больных. Вместе с тем появился указ, говорящий о том, что две трети монастырских финансов должно тратиться на больницы и увечных, и лишь одна треть - на содержание самих монахов. Стали открываться приюты для брошенных младенцев.

В связи с проведением Петром I реформ, создается так называемая «Медицинская коллегия» (канцелярия), которая для работы в госпиталях в 1728 году ввела штатные единицы для женщин по уходу за больными - так называемые «бабы-сидельницы», выполнявшие функции санитарок.

С 1735 года Генеральным регламентом о госпиталях количество работниц при больных определялось характером и тяжестью заболеваний последних.

Однако после смерти Петра I все его начинания были прерваны почти на 100 лет. Отсутствие прочной системы организации женского труда в госпиталях и заинтересованности командования в нем приводило к тому, что в большинстве госпиталей он со временем либо исчез совсем, либо носил временный характер. В результате больные и раненые в госпиталях, особенно в военное время, находились практически на полном самообеспечении. При преемниках Петра, вплоть до Екатерины II, новые больницы не открывались, а открывались богадельни и братства, где заботились и о хронических больных.

Таким образом, до конца XVIII века специально обученных сестер для ухода за больными не было.

При нашествии Наполеона на Россию в 1812 году помощь раненым на добровольных патриотических началах оказывали русские женщины. Они кормили и обогревали раненых солдат, перевязывали им раны, выхаживали вплоть до выздоровления. Это привело к созданию в ноябре 1812 года в Петербурге «Патриотического женского общества», предназначенного для оказания помощи населению, пострадавшему от нашествия врага. Жизнь показала, что при большом поступлении раненых и больных лечебные учреждения были не в состоянии обойтись без вспомогательного женского труда.

Можно считать, что сестринское дело оформилось в России в 1813 году, когда появилась служба «сердобольных вдов». В 1814 году по распоряжению императрицы Марии Федоровны из Петербургского «вдовьего дома» были приглашены и направлены в больницы женщины для «прямого назначения ходить и смотреть за больными». Сердобольные вдовы в отличие от «баб-сидельниц» уже должны были осваивать и некоторые медицинские приемы для оказания помощи. В 1818 году в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени начинается специальная подготовка женского медицинского персонала.

В 1822 году вышло в свет 1-е руководство на русском языке по уходу за больными, которое было написано главным врачом Мариинской больницы Христофором фон Оппелем. В этом учебнике описывались принципы отбора ухаживающего персонала, требования к их физическим и нравственным качествам (испытуемые должны были обладать трезвостью ума, верностью, человеколюбием, совестливостью, терпением, молчаливостью, опрятностью, отсутствием брезгливости и т.д.), т.е. впервые давались основы деонтологии. Отдельные главы пособия были посвящены особенностям ухода за тяжелобольными, выздоравливающими, травмированными, умирающими, ранеными, младенцами и в особенности за больными «с прилипчивыми болезнями». Х.Оппель уделял большое внимание гигиеническим условиям содержания больных. Описаны методики выполнения основных медицинских процедур и приема лекарственных средств.

В 1828 году руководство благотворительными учреждениями приняла на себя великая княгиня Елена Павловна. Она расширила их сеть и способствовала развитию сестринских общин.

В 1844г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было открыто светское сердобольное заведение - первая в России община сестёр милосердия, получившая название «Свято-Троицкая».

В общину принимались девушки и вдовы от 20 до 40 лет. Сестер обучали уходу за больными, выполнению перевязок, фармации, рецептуре. Первый год был испытательным, через год сестры давали присягу и становились полноправными членами общины. В 1847г. звание сестёр милосердия было присвоено первым 10 женщинам, получившим подготовку в общине. Община существовала на средства благотворительных организаций. Прообразом современных поликлиник стал созданный в 1845 г. при Свято-Троицкой общине «покой для приходящих больных», не нуждающихся в больничном лечении.

Для удовлетворения потребностей общества в сестрах милосердия новые подобные общины были созданы в Петербурге, Одессе.

Историческим поводом для более широкого развития женского ухода за больными в России послужили события Крымской войны 1853-1856гг.

Великая княгиня Елена Павловна (сестра императора Николая I) взяла на себя организацию женской помощи больным и раненым на поле битвы. Таким образом, в 1854 г. в Петербурге была создана община сестер милосердия, названая Крестовоздвиженской - первый союз русских женщин, объединившихся для ухода за пострадавшими на полях сражений. Руководство Крестовоздвиженской общиной возглавил великий русский хирург Н.И. Пирогов, он же и составил устав общины. Главной целью Крестовоздвиженской общины была подготовка сестер милосердия для ухода за ранеными и больными в военных госпиталях Крыма, где ощущалась острая нужда в медицинском персонале.

Вступившие в общину женщины в течение 2 – 3 месяцев проходили стажировку, а затем направлялись на фронт. Н.И.Пирогов разделил сестер на группы: сестры перевязывающие, которые помогали врачам во время операций и при перевязках; сестры-аптекарши, которые готовили, хранили и раздавали лекарства; сестры-хозяйки, следившие за чистотой и сменой белья, содержанием больных и за хозяйственными службами, а также дежурные сестры. В октябре 1855г. в Севастополе Н.И.Пирогов для каждой категории сестёр Крестовоздвиженской общины разработал подробную инструкцию деятельности, однако и от врачей, особенно от молодых, он требовал «исполнения опыта сестёр», считая что сёстры «не слепые исполнительницы приказов лица, только что вступившего на врачебное поприще». Много сделали сестры милосердия для улучшения медицинской помощи раненым и больным при введении Н.И.Пироговым сортировки.

Впервые в мировой истории сестры милосердия стали оказывать помощь раненым и больным на поле боя. История сохранила память о сестрах милосердия, помогавших раненым и больным во время этих событий. Среди них Дарья Севастопольская, Екатерина Хитрова, Варвара Щедрина, Прасковья Графова и др. Всего на театре военных действий работало 160 сестер, 17 из них погибли при исполнении своего долга.

Среди блистательных имен русских сестер милосердия видное место занимает дочь Петербургского губернатора Екатерина Михайловна Бакунина. С начала Крымской войны, узнав об организации Крестовоздвиженской общины и преодолев громадное сопротивление родных и знакомых, добилась зачисления в отряд и отправки в Севастополь. Е. М. Бакунина стала постоянной помощницей Н. И. Пирогова при операциях, ухаживала за ранеными и больными при их транспортировке из Севастополя.

Помимо ее незабываемой деятельности в период Крымской кампании Е. М. Бакунина, считается родоначальницей сестринской службы и сельской медицины в России. В 1860 году Екатерина Михайловна отказалась от своего поста настоятельницы Крестовоздвиженской общины сестер и уехала в родовое имение в Тверской губернии, где она организовала на собственные средства лечебницу для больных крестьян. Когда было необходимо, обращалась за советом к врачам, вызывая их на собственные средства из города. Вскоре у себя в лечебнице она поставила несколько кроватей и в собственном доме устроила аптеку, где сама готовила лекарства. Ее самостоятельная деятельность в течение 7 лет принесла свои плоды: местное губернское земство приступило к организации общественной медицинской помощи сельскому населению. Лечебница Е. М. Бакуниной вошла в общеземскую сеть, в помощь был назначен фельдшер и 3 раза в месяц регулярно стал приезжать врач. По предложению земского собрания Е. М. Бакунина приняла на себя обязанности попечительницы медицинских учреждений Новоторжокского уезда Тверской губернии.

После окончания Крымской кампании Крестовоздвиженская община была сохранена и в мирное время сестры продолжали свою работу в госпиталях. По ее примеру появились новые общины сестер милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси и многих других городах. С этого времени сестры стали проявлять инициативу, стараясь активно участвовать в лечении, обеспечивая пациенту питание, чистоту, свежий воздух и безопасность. Врачи начали доверять сестрам выполнение целого ряда медицинских, в том числе врачебных процедур.

Для того чтобы понять дальнейшие пути развития сестринского дела в России, следует сделать небольшое отступление и сказать несколько слов о влиянии и взглядах английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл (1820-1910 г.).

Родилась Флоренс Найтингейл во Флоренции, в аристократической английской семье. Она получила блестящее образование, была сведуща в философии, иностранных языках и других свободных искусствах. Флоренс много путешествовала, изучала организацию госпиталей и существовавшие в них порядки. В то время профессия медсестры была неуважаема в обществе. Сестрами в госпиталях становились представительницы низших слоев общества, плохо образованные и нередко занимающиеся противозаконной криминальной деятельностью. Врачи считали медсестер девушками для приготовления пищи и наведения порядка (Третий фольклорный образ: «Медсестра - служанка врача и больного»). Ухаживая за больными в своей семье, Флоренс все больше убеждалась в необходимости специального образования для организации и исполнения ухода за больными. Всю свою жизнь эта женщина посвятила развитию сестринского дела.

Флоренс Найтингейл явилась создателем научной системы ухода за больными и ранеными, первой модели сестринского дела (подробнее модель Флоренс Найтингейл рассматривается в 7 главе).

Под руководством Флоренс Найтингейл 24 июня 1860 года в Англии в больнице Сен-Томас была открыта первая школа сестер милосердия. Из тысячи претенденток были приняты только 15 девушек. Мисс Найтингейл разработала для этой школы детальный план обучения, распорядок дня для слушательниц и правила их поведения. Следуя ее заветам, выпускницы школы разъезжались в разные уголки мира и становились директорами медицинских школ.

Всемирную известность мисс Найтингейл приобрела во время Крымской компании (1854-1856 г.). Ознакомившись с печальным положением полутора тысяч больных и раненых воинов в военных госпиталях, она с тридцатью «дамами высокой души» отправилась сначала в Скутари, затем в Балаклаву и ввела столь превосходные порядки в деле ведения раненых, что существовавшая до нее ужасающая смертность за счет внедрения принципов гигиены и питания уменьшилась с 50-ти процентов до 2-х. Именно в период Крымской войны Флоренс Найтингейл становится известной под именем «Леди с лампой». Часто вечерами она обходила раненых солдат, заботясь о них, и у нее в руках была лампа.

Флоренс вернулась в Англию в июле 1856 г. в возрасте 36 лет всемирно известной, поскольку ее работы по статистике, показавшие, во что обходятся Англии болезни солдат и какова эффективность улучшения санитарных условий, сделали ее борьбу за реформу системы медицинского обслуживания в английской армии успешной. В 1857 г. ее «Заметки по вопросам, касающимся охраны здоровья, эффективных мер и управления госпиталями в Английской армии» привели к созданию Королевской военно-медицинской комиссии, результатом работы которой явились реформы, улучшившие санитарное состояние казарм и военных госпиталей. Кроме того, в результате реформ было создано военно-медицинское училище, разработаны программы специальной подготовки, предъявляющие высокие профессиональные требования к деятельности сестры.

Благодарные соотечественники собрали в ее честь капитал в 50000 фунтов стерлингов, которые Флоренс Найтингейл использовала для обучения медсестер.

Идеи и практическая деятельность мисс Найтингейл помогли поднять престиж работы медсестры, явились первой попыткой оформиться сестринскому делу в качестве самостоятельной профессии. Профессиональные ценности, описанные Флоренс Найтингейл как обязательные в деятельности сестры, не изменились и сегодня. В 1919 году Лига Международного Красного Креста учредила медаль имени Флоренс Найтингейл, как высший знак сестринского отличия, присуждаемый 1 раз в два года в день ее рождения - 12 мая (международный день медсестры) - только «за исключительные заслуги в сестринском деле, вызывающие восхищение всего человечества».

Мысли об организации международной частной и добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия их званий и национальности возникли у швейцарца Анри Дюнана под влиянием поразившей его деятельности сестер в период Крымской войны: с одной стороны Флоренс Найтингейл, с другой — Крестовоздвиженской общины. В 1862г. Дюнан принимает решение о создании международного союза защиты раненых и больных на войне. Так возникла организация, для которой в честь Дюнана был установлен опознавательный знак, похожий на флаг его Родины. Государственный флаг Швейцарии - белый крест на красном поле. Эмблемой общества помощи раненым стал красный крест на белом полотнище. И само общество стало называться международный Красный Крест. По предложению Красного Креста разные государства заключили между собой Женевскую Конвенцию, запрещающую применять оружие против раненых. В соответствии с условиями Конвенции больные и раненые солдаты должны получать помощь без различия, к какому лагерю они относятся, а медицинский персонал, его оборудование и учреждения - пользоваться правом неприкосновенности. Они обозначаются отличительной эмблемой - красный крест на белом фоне, а для стран с мусульманской религией - красный полумесяц на белом фоне. Последующие конвенции разработали правила ведения войны на суше и на море.

Россия присоединилась к Женевской Конвенции в 1867 году, тогда же на базе Крестовоздвиженской общины было создано общество попечения о раненых и больных воинах. Это общество в 1876 году было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), основной задачей которого являлась благотворительная деятельность и подготовка сестер милосердия.

В 1877 году Россия имела 300 дипломированных сестер милосердия, которые работали в военных госпиталях, городских лечебницах и лечебницах Красного Креста, они направлялись на работу в местности, пораженные эпидемиями и стихийными бедствиями.

Профессия сестер милосердия была уважаема в обществе, требовала особых душевных качеств, человеколюбия и даже самоотречения.

В сестры милосердия в то время принимались женщины всех сословий. Вступая в общины, они брали на себя тяжелый труд и высокую нравственную ответственность. Это была особая форма подвижничества, выдержать которую могли только сильные духом. Вся жизнь сестер милосердия была в нескончаемом труде и заботах. Они не получали ни зарплаты, ни пенсии, не имели ни выходных, ни отпусков. Общины сестер милосердия были своеобразными трудовыми коммунами. При них функционировали детские приюты и школы, больницы и амбулатории, ремесленные и художественные мастерские и обязательно постоянно действующие курсы медицинских сестер. Так, в уставе общины «Утоли мои печали» было прямо записано «Сестры и испытуемые во избежание праздности и связанного с нею нравственною разложения в свободное от дежурства время обязываются заниматься рукоделием в пользу общины».

Неизменными условиями членства были целомудрие и строгость поведения, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству.

Сестры милосердия работали в госпиталях во время русско-турецкой (1877-1878 гг.), русско-японской (1904-1905 гг.), Первой мировой (1914-1918 гг.) войн.

В начале XX века руководство благотворительными учреждениями возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1909 году была открыта Марфо-Мариинская обитель, которая к 1911 году стала центром милосердия в Москве: организовывались бесплатные обеды, лечебницы, визиты сестер милосердия на дом к больным. В 1914 году обитель была превращена в госпиталь. Сюда привозили раненых с фронтов Первой мировой войны.

К 1913 году в России насчитывалось 109 сестринских общин, всего 10 тысяч сестер милосердия. В 1917 году в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд сестер милосердия, на котором было учреждено Всероссийское общество сестер милосердия.

Однако после революции общины сестер милосердия были ликвидированы, само слово «милосердие» объявлено «поповским», вместо него появились термины «красные санитарки», «красные сестры», «помврача», «замврача» и наконец «медицинская сестра».

Первые медицинские школы появились в нашей стране в 1920 году по инициативе Н.А. Семашко. Из программ сестринской подготовки был удалён религиозный компонент (до революции он составлял 300 часов). В 1927 году издано Положение о медицинских сестрах, в котором определены обязанности медицинских сестер по уходу за больными.

Яркая страница истории сестринского дела написана в 30-40 годы. Это объясняется периодом подготовки к войне и военным условиям. В 1934-1938 годах подготовлено 9 тысяч медицинских сестер, насчитывалось 967 медицинских и санитарских школ и отделений.

В Великую отечественную войну только в армии находилось 200 тысяч врачей и 500 тысяч средних медицинских работников. В период с 1941 по 1945 г. организацией Красного Креста было подготовлено 300 тыс. медицинских сестер, 500 тыс. сандружинниц и 300 тыс. санитарок. Впервые в мире в Красной Армии на линию огня была выведена женщина-санинструктор, в обязанности которой входили вынос раненых и оказание им неотложной помощи. Смертность среди санинструкторов рот была самой высокой, иногда из боев выходило только 30% личного состава. Оказание помощи раненым на поле боя приравнивалось к ратному подвигу.

В годы войны медицинская служба Вооруженных Сил СССР совместно с гражданским здравоохранением возвратила в строй после излечения 72,3 % раненых и 90,6% больных. Действующую армию и тыл удалось уберечь от крупных эпидемий инфекционных заболеваний. Своей службой медицинские сестры наряду с советскими воинами приблизили историческую победу над фашизмом. Они выполнили торжественную клятву, данную 24 августа 1941 года в Колонном зале Дома Союзов в Москве, где состоялось собрание медицинских сестер: «Страна доверила нам самое дорогое — жизнь доблестных защитников Родины, и мы оправдаем это доверие».

Многие медсестры за проявленные в годы войны мужество и героизм были награждены правительственными наградами, 24 санинструктора удостоены звания Героя Советского Союза, из них 10 - посмертно, 41 медицинскую сестру Международный комитет Красного Креста и Красного Полумесяца наградил медалью имени Флоренс Найтингейл, 19 сестер награждены орденом Славы всех трех степеней.

В 1946 году Минздрав СССР утвердил новые учебные планы по подготовке квалифицированных специалистов со средним медицинским образованием для работы в крупных лечебно-профилактических центрах страны. В 1953 году медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, которые готовили всех специалистов со средним медицинским образованием. В 1959 году Министерство высшего и среднего специального образования одобрило новые планы обучения медицинских сестер. Длительность программы увеличилась. Практическая подготовка была включена в программу, и ей выделялось большее количество времени. В том же году были введены курсы специализации и программы профессиональной подготовки медсестер. В соответствии с потребностью лечебно-профилактических учреждений в кадрах проводится подготовка специалистов более широкого профиля: фельдшеров, акушерок, санитарных фельдшеров, медицинских сестер, медицинских лаборантов, медицинских сестер для детских лечебно-профилактических учреждений, фармацевтов, зубных врачей, зубных техников, техников по монтажу, ремонту и эксплуатации рентгеновской и электромедицинской аппаратуры. В новых учебных планах увеличилось количество часов на предметы общемедицинского и специального циклов, учебно-производственную практику и т. д.

В 60-х годах для улучшения качества и ухода за больными некоторые больницы в порядке опыта были переведены на двухстепенный метод обслуживания, сущность которого заключается в том, что уход за больными осуществляется младшими медицинскими сестрами, имеющими специальную медицинскую подготовку. Практика работы по двухстепенной системе показала, что это прогрессивная форма обслуживания, особенно в отношении тяжелобольных, но она требует увеличения штата медицинских сестер.

Рост сети медицинских учреждений, развитие специализированной медицинской помощи, внедрение в практику сложных методов лечения, оснащение лечебных учреждений медицинской аппаратурой вызвали необходимость усовершенствования организации труда средних медицинских работников. Им была предоставлена широкая возможность повышать свою квалификацию: написана специальная медицинская литература, серия книг «Библиотека среднего медицинского работника», журналы «Фельдшер и акушерка» и «Медицинская сестра», организуются семинары, декадники и другие формы обучения. В 1965 году были организованы курсы повышения квалификации средних медицинских работников при крупных учреждениях здравоохранения. В 1981 году функционировали уже первые 15 училищ повышения квалификации.

В системе здравоохранения стали появляться должности сестер-руководителей. В частности, в 1965 году приказом МЗ СССР № 395 была утверждена должность главной медицинской сестры. В 1977 году приложением № 45 к этому же приказу в штатное расписание лечебных учреждений вводится должность старшей медицинской сестры, а в 1979 году главные медицинские сестры включены в штатное расписание лечебных учреждений с числом коей более пятидесяти.

В 1987 году в Туле прошел 1-й съезд медицинских сестер России. В 1988 г. был введен новый учебный план по специальности «сестринское дело», а с 1991 года начинается подготовка сестринского персонала не только в медицинских училищах по двух - трех годичной программе, но и в колледжах по 4-годичной программе обучения. В этом же году были открыты факультеты высшего сестринского образования при высших образовательных медицинских учреждениях.

В 1994 году была образована Ассоциация медсестер России (президент Валентина Саркисова), принимающая участие в работе Международного Совета сестер. Кроме того, существуют региональные медсестринские ассоциации.

В 1995 году впервые в истории российского сестринского дела в России Г.М.Перфильева, лидер сестринского дела, инициатор создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова, защитила докторскую диссертацию в области сестринского дела на тему: «Сестринское дело в России».

Кроме того, на сегодняшний день активно развиваются программы по семейной медицине, где одна из ведущих ролей принадлежит семейной медицинской сестре, ежегодно проводятся Всероссийские конференции, совещания, семинары, издаётся пять общероссийских периодических журналов для медицинских сестёр, фельдшеров, акушерок и несколько десятков изданий регионального и местного уровня.

На настоящий момент в стране работает около 1695000 медицинских работников со средним образованием, в том числе 827400 медицинских сестер. Медсестры составляют примерно третью часть всех работников любого лечебно-профилактического учреждения и играют важную роль в лечебном процессе, в значительной степени определяя конечный результат - здоровье пациента.


Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 79; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.017 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты