КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 5. ПОНЯТИЕ О ТЕОРИЯХ И МОДЕЛЯХ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
В сестринской литературе понятия «модель» и «теория» часто используются как взаимозаменяемые, хотя на самом деле между ними есть существенные различия. В широком понимании модель (от франц.- образец) – это образ (изображение, описание или схема какого-либо объекта или процесса), используемый при определенных условиях в качестве его «заместителя» или «представителя». В этом смысле модель сестринского дела позволяет визуализировать, иными словами, наглядно представить сложный процесс профессиональной деятельности медсестры в виде некого образа (условного или мысленного), упрощенного изображения, схемы или словесного описания, сохраняя при этом его суть, существующие связи и взаимодействия между отдельными составляющими (основополагающими элементами, понятиями). Модель в целом – менее сложна по сравнению с теорией; ее можно рассматривать как скелет или основную структуру теории. Между моделью и предметом, явлением, интересующим исследователя, должно существовать подобие в сходстве характеристик и функций. В каждом конкретном случае модель может выполнять возложенную на неё роль в том случае, если степень её соответствия реальному объекту, его функциям, предназначению, задачам определена достаточно точно. Особенностью модели является то, что она позволяет, как выявить относящиеся к проблеме составляющие элементы, так и исключить те из них, которые к конкретной практике прямого отношения не имеют. В ней получает отражение суть той или иной концептуальной теории, и, таким образом, она может служить руководством для определенной профессиональной деятельности. Построение и изучение моделей сестринского дела, иными словами, моделирование профессиональной практики медсестры – прием, позволяющий уточнять, рационализировать и совершенствовать сущность этой деятельности, развивать не только теорию, но и практику сестринского дела. Модели сестринского ухода иногда называют концептуальными, поскольку они выстраиваются на основе различных понятий и концепций. Райхл и Рой (1980) их определяют так: «...систематически построенный, научно обоснованный и логически связанный набор понятий, которые составляют элементы сестринской практики...» Исторически сложилось несколько базисных моделей сестринского дела. В настоящее время в мировой практике сестринского дела насчитывается более 30 концептуальных моделей сестринского дела, существенно отличающихся друг от друга - например, врачебная модель сестринского дела, модель Вирджинии Хендерсон, модель Доротеи Орем, Каллисты Рой, Доротеи Джонсон и др. На развитие действующих сестринских моделей оказали влияние представления, знания, опыт, условия страны их авторов, а также открытия и исследования в области физиологии, социологии, психологии и других наук. Ядро каждой модели - различия в понимании потребностей пациента, особенности понимания этапов сестринской процесса и роль сестры в его осуществлении. Фундамент моделей сестринского дела составляет философия сестринского дела. Модель сестринского дела должна быть ориентирована: § на человека, а не на болезнь; § на сохранение жизни человека; § на сохранение здоровья человека, улучшение качества жизни и независимости от болезни; § на определение ответной реакции человека, его родственников, семьи на болезнь; § на нарушенные потребности и возникающие проблемы; § на решение проблем, связанных со здоровьем человека, семьи, групп людей и общества. Модель сестринского дела должна учитывать конкретные условия страны, для которой она разрабатывается: § принципы и задачи системы здравоохранения, её состояние; § демографические показатели; § социально-экономическое состояние общества; § доминирующие морально-этические принципы, культуру. Наличие различных моделей, отражая существующие концепции сестринского дела в разных странах, позволяет оценить их преимущества, недостатки и выбрать из каждой модели то, что применимо в условиях конкретной страны. В структуру каждой модели входят 6 основных характеристик ухода: 1) определение пациента как объекта деятельности сестринского персонала; 2) источник проблем пациента; 3) способы и направленность (фокус) сестринского вмешательства; 4) цели и задачи ухода; 5) ожидаемый результат и оценка результатов и качества сестринской помощи; 6) роль сестры. Многообразие моделей и их отличие друг от друга связано с тем, что их авторы по-разному определяют структурные компоненты модели (пациента, источник проблем, цель сестринской помощи и др.). Сегодня не существует не только единой модели сестринского дела, но и единого мнения о необходимости использования одной или нескольких моделей. Ниже приводится обзор некоторых моделей сестринского дела. ВРАЧЕБНАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ, ТРАДИЦИОННАЯ) МОДЕЛЬ
Врачебная модель хорошо знакома большинству сестер, так как именно на нее была ориентирована подготовка сестринского персонала в нашей стране. Исследователи в области сестринского дела обратили внимание, что представления о хорошей врачебной подготовке в разные эпохи были неодинаковы. До XVIII в. врачебная практика носила в основном целостный характер: при постановке диагноза и при назначении лечения принимали во внимание связь между пациентом и окружающей средой. Однако при современном врачебном (лечебном) вмешательстве внимание концентрируется на установлении анатомических, физиологических и биохимических причин и проявлениях заболевания. Такой подход часто преуменьшает или даже полностью игнорирует политические, социальные и экономические факторы при установлении причины заболевания.
|