КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия и религия. В соотношении философии и религии интересны, прежде всего, два момента: проблема веры и проблема смысла жизни
В соотношении философии и религии интересны, прежде всего, два момента: проблема веры и проблема смысла жизни. Обе эти проблемы, с одной стороны, составляют важнейшую часть любой религии и, с другой стороны, имеют глубоко философскоезначение.
Вера Вера, с точки зрения русских религиозных философов, – это возможность сверхчувственного опыта. Но что представляет собой такой опыт? Есть ли, например, религиозно одаренные люди? Рассмотрим религиозный опыт, сравнивая его с опытом эстетическим (музыкальным). Слушая прекрасное музыкальное произведение, человек, музыкально одаренный, кроме звуков и мелодии слышит еще что-то запределами звуков, то невыразимое, что называется красотой, то, что непосредственновоспринимает наша душа. Видимая форма, писал русский философ Семен Франк (1877-1950), потому прекрасна, что она воспринимается как знак незримой, но опытно данной реальности. Невидимой, но абсолютно реальной. Звуки музыки, стихотворение, красота человеческого лица - вдруг! – ударяют в самое сердце, пробуждают в нас волнение, смутную весть об инойжизни. Мы абсолютно достоверно сталкиваемся с силой высшего порядка. И эстетический, и духовный опыт связаныс опытом религиозным. Но поскольку внимание человека приковано к видимому, осязаемому, то все незримое склонно от него ускользать. Был знак - реальное присутствие сверхчувственного - в любви, музыке, молитве – и оказался утерянным. В том числе по закону энтропии – рассеивания духовной энергии. Для глухих нет красоты в музыке, но гораздо больше людей не глухих, но немузыкальных. То есть для очень большого числа людей сверхчувственный опыт – пустой звук. Можно наслаждаться музыкой и при этом считать, что ее суть – это «приятные» эмоции. Можно верить в Бога, но сомневаться в возможности встречи с Ним. Можно вообще превратить веру в акт послушания, покорность религиозных фанатиков. Франк же считал, что вера – это прямое усмотрениеистины веры, то есть личная,достовернаявстреча с Богом. Это возможно, если мы, живя целиком в настоящем (а не в мечтах и религиозном млении), живя глубиной сердца, будучи «собранными» людьми (прежде всего, в духовной практике молитвы), сможем воспринять сверхчувственное присутствие Его. Современный ученый и философ Сергей Аверинцев (1937-2004) предупреждает – не надо в религиозном опыте искать мистики: «…Всуе мудрецы Об адамантовых учили гранях, О стенах из огня, о кривизне пространства: тот незнаемый предел, что отделяет ум земной от Бога, есть наше невнимание. Когда б нам захотеть всей волею – тотчас открылось бы, как близок Бог. Едва достанет места преклонить колена» (из стихотворения «Благовещение») Вера – не только связь с невидимыми вещами, с Богом. Само существование внешнего мира зачастую утверждается верой, держится на ней. Все, что лежит в основе знания, - недоказуемо (как аксиома о параллельных прямых, без которой не построить основание науки). Кстати, многие выдающиеся ученые XX века были искренно верующими людьми. Мы также достоверно знаем о том, что глубокие отношения не построить с человеком, если в него не верить.
|