КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема массовой культурыВ XX веке возникает удивительный феномен - массовая культура. Чтобы стоять на уровне высоких достижений культуры, нужно очень много работать над собой. Большинство людей много работать не хочет, и ничуть этим не огорчены. Они прекрасно приспособились к современной жизни благодаря наличию массовой культуры. Возьмем для примера такую форму духовной культуры как науку. В современной науке открытия делают несколько человек. Но эти открытия могут быть использованы каждым. Сейчас необязательно иметь талант в науке, достаточно усвоить технику научно-исследовательского труда, методику проведения и описания экспериментов - и можно делать небольшие открытия, писать книги, защищать диссертации. Но это все — «массовые» ученые. Сегодня необязательно иметь поэтический талант — часто достаточно овладеть техникой стихосложения (имея, конечно, некоторый уровень поэтической культуры и слух) - и можно писать неплохие стихи, издавать книги. Основную массу профессиональных литераторов составляют «массовые» писатели и «массовые» поэты. Массовая культура имеет и положительные стороны: не надо знать основ кибернетики, чтобы работать на компьютере, надо только знать, в каком порядке нажимать кнопки. Массовая культура экономит время и энергию людей. Массовая культура развлекает и отвлекает. Но одновременно она избавляет нас от необходимости думать. Достаточно овладеть техникой, технологией действий — и можно быть преуспевающим человеком. Современный художник, владеющей техникой живописи, может нарисовать такую копию картины Рембрандта, что только эксперты отличат ее от оригинала. Но людьми ценится отнюдь не только техника, не мастерское копирование, а оригинальное видение. Еще Л. Толстой в начале XX века писал по этому поводу: «Техника в наше время во всех родах искусства доведена до совершенства. Но это еще не все, что нужно искусству... Возьмите Достоевского. По своей технике он вне всякой критики. Но он не только нам, русским, — всей Европе открыл целый новый мир». Массовая культура – явление технологичного XX века
|