Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Культура и контркультура




Почти в каждую эпоху существуют взгляды, идеи, которые противоречат общепризнанным культурным ценностям. Совокупность таких взглядов, идей, поступков можно назвать контркультурой. В отличие от антикультуры, которая просто есть отрицание культуры, призыв возвратиться к животному состоянию, контркультура призывает к новому пониманию традиционных идеалов.

Типичным представителем контркультуры был Диоген. Сейчас мы считаем Диогена вполне органичным явлением древнегреческой культуры, но тогда он был вызовом для современных ему традиций и норм — нахальным и шокирующим.

Контркультурным движением были толстовские коммуны — они также были вызовом и государству, и церкви, и самому образу жизни людей того времени. В толстовских коммунах, совместно обрабатывающих землю, были не только крестьяне, там было много бывших учителей, офицеров, священников и даже артистов. Этим людям надоело унылое мещанское существование, они искали цель своей жизни в новом понимании христианства.

Контркультурные движения всегда будоражили общество, в этом смысле контркультура — необходимыйэлемент любой культуры.

В XX веке контркультура приобрела массовый характер. Огромное количество людей оказалось недовольным сегодняшней культурой: разрушением природы, стандартизацией воспитания и образования, насилием средств массовой информации над человеком и т.д.

Ярким контркультурным движением стало движение хиппи. Ему уже больше тридцати лет, но оно по-прежнему живет. Молодые люди, подобно Диогену, отказываются от всяких благ, от родительской помощи, нигде не работают, избегают службы в армии, живут впроголодь, одеваются во что попало, часто вообще уходят из семьи, и, встречаясь друг с другом, осуждают современное общество. Центр современных хиппи — столица Непала — Катманду. Они приезжают туда тысячами со всего мира, лежат в парке на газонах, живут подаянием или редкими заработками и более абсолютно ничего не делают, выражая своим недеянием протест против сегодняшней чересчур активной культуры.

Своеобразной формой контркультуры являются буддийские, кришнаитские секты, общины, движения последователей Махариши, Кришнамурти и т.д. В США таким культам посвящают себя десятки тысяч молодых людей. В связи с этим Карл Юнг писал, что люди не знают своей собственной религии, не чувствуют ее душу, поскольку давно ее потеряли. Свою душу они ищут в чужой религии. Но такие находки для западного человека, считал Юнг, всегда будут суррогатом истинной духовности.

Контркультура призывает к новому пониманию традиционных идеалов

 

4.1.7. Слова Ницше: Бог умер!

Кризис современной европейской культуры, как и кризис западной цивилизации, начался уже давно, почти сто лет философы говорят об этом. Первым, кто возвестил кризис, был Фридрих Ницше. В своей книге «Так говорил Заратустра» он возвестил всему миру зловещие слова: «Бог умер!». Бог европейской истории, а именно христианский Бог, утратил свою значимость для человеческой жизни.

На место Бога пришел нигилизм - полное безверие, вседозволенность, крушение моральных норм. Люди еще ходят в церковь и молятся, однако любовь уже не является действенным принципом всего совершающегося. Богочеловек подменяется Человекобогом, который может вмешиваться в историю, поворачивать вспять реки, утвер­ждать свои законы взамен божественных заповедей.

Культура утеряла свою связь с природой. Исчез контакт человека с природой, а вместе с ним исчезла глубокая эмоциональная энергия. Нет больше такой реки, писал Карл Юнг, в которой обитали бы духи, нет теперь голосов, которые говорят с человеком из камней, расте­ний, животных, точно так же, как и человек больше не говорит с ними, не верит, что они могут его услышать.

Собственно, и у Ницше, и у Юнга речь идет не о кризисе, а о конце культуры. XX век, заметил Мартин Хайдеггер, так и не избавился от иллюзий относительно прогресса, светлого будущего, от надежд на сверхъестественное спасение. Но никто не спасет человека, кроме него самого.

Мы сейчас находимся на полпути к возникновению новой культуры, в смутное время всевозможных крушений и переломов. Какова будет эта новая культура, в чем будут заключаться ее новые ценности — сейчас еще никому не известно.

Европейская христианская культура сегодня подходит к своему критическому состоянию


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты