КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика работы над тематической декоративной композициейХудожники, создающие гобелены, панно, росписи интерьеров, мозаики, витражи, работают над тематическими декоративными композициями. Как правило, выполнение начинается с эскизов: определяется содержание и пластическое решение. Возможно как тоновое решение эскиза, так и его решение в различном колорите. Здесь продумывается взаимосвязь композиции и материала, в котором она будет воплощена, определяется, какими будут формат и размер композиции. На следующем этапе выполняют рисунок композиции в натуральную величину. Если композиция очень большая, то рисунок можно перевести на декорируемую поверхность методом припороха. А далее композиция воплощается масляными или темперными красками, если это живописное панно, или в других техниках художественной обработки материалов. При выполнении декоративных заданий необходимо найти оригинальное образное решение каждой темы. Не надо стремиться рассказать обо всем. Иногда художник перенасыщает работу массой равноценно решенных изобразительных элементов, которые спорят между собой. В результате тема раскрыта плохо, перенасыщена деталями, непонятна зрителю. Для цветового решения тематической декоративной композиции есть разнообразный выбор средств. Здесь возможен частичный или полный отказ от цвета натуры. Серебряные или золотые краски, бусины и блестки деликатно дополнят колорит композиции. Техника коллажа, позволяющая сочетать раз-нофактурные объекты с живописным изображением, очень уместна для создания декоративной композиции. Существует несколько приемов, с помощью которых декорируют поверхность. В одном случае следует расчертить всю композицию в строгом геометрическом или свободном порядке и по-разному насытить декором полученные кусочки, при этом желательно, чтобы отдельные фрагменты чередовались по орнаментальным мотивам и цвету.
Декоративной цельности можно достигнуть введением в изображение какого-нибудь модуля, например прямоугольника или круга. Подобный прием использовал в своей живописи П.Филонов. В другом случае какая-либо часть изображения может быть увеличена, как под лупой. Такой прием обладает сильным декоративным эффектом. В третьем варианте предметы делают будто прозрачными, места пересечения поверхностей выделяют различной штриховкой и окраской, тем самым превращая реальное изображение в декоративное. Кроме этого, реальные образы можно насыщать орнаментами. Это тоже придает декоративность композиции. Можно сознательно подчеркнуть структуру разрезанных фруктов и овощей, фактуру раковин, оперение птиц, шерсть животных и все это превратить в затейливый орнамент. Важно, чтобы при этом орнамент подчеркивал структуру объекта, не было излишней дробности. Интересных декоративных эффектов можно достигнуть разнообразным сочетанием всех перечисленных выше приемов в одной работе. Познакомимся с некоторыми методическими рекомендациями по выполнению эскиза тематической декоративной композиции. Сначала подумаем о том, как же наилучшим образом в эскизе раскрыть содержание темы. Например, создавая декоративную композицию на тему «Народное искусство», прежде всего необходимо позаботиться об отборе материала и разработке замысла. Советуем воздержаться от изображения всех изделий традиционных народных художественных промыслов, всех орнаментов. Даже если произвести отбор и включить в композицию только два-три промысла, например Хохлому, Филимоново и Гжель, можно не достигнуть успеха. Механическое объединение таких разных по стилевым особенностям произведений еще не решает проблему. Необходимы не только строгий отбор основного материала, но и поиск обшей идеи, цельность и лаконичность. Для воплощения замысла надо подняться на уровень художественного обобщения, прочувствовать тему.
Положительные результаты дает не только строгий отбор главного, но и некоторая недосказанность, ассоциативность эмоционально-образного решения темы. Необходимо проделать большую творческую работу по выявлению типичного и характерного для предмета или явления. Например, придумать орнамент, включающий различные виды традиционных росписей. Такой узор может быть символом народного искусства. Можно какую-либо одну народную игрушку поместить в центр композиции, а остальные промыслы представить орнаментально. Шрифт, раскрашенный различными народными орнаментами, достойно представит тему «Народное искусство». Вариантов множество. Когда содержание композиции будет определено, следует позаботиться о размещении ее элементов: определить, что будет в центре, будет ли он выделяться, что будет главным, а что второстепенным. В целом здесь действуют общие композиционные закономерности размещения орнаментальных изображений в квадрате, прямоугольнике, круге. В тематической декоративной композиции может быть четко выделена широкая или узкая кайма. Декоративная композиция может состоять из нескольких повторяющихся фрагментов. Пространство может члениться совершенно произвольно или в четком ритмическом порядке. В тематической декоративной композиции возможно доминирование орнамента над сюжетными изображениями или отдельными образами, но может быть и наоборот — орнамент только дополнит сюжет, а образы будут доминировать. Полезно выполнить не один, а несколько вариантов цветового решения одной и той же тематической композиции: в теплой гамме, в холодной,или нюансных сочетаниях и др. На этом этапе желательна имитация техники и художественного материала, в котором будет воплощена композиция {батик, гобелен, витраж, коллаж и др.).
Еще один пример. Предположим, что необходимо создать декоративную композицию на тему «Ярмарка». Работа будет успешной при определенной степени обобщения и нахождении необходимых символов. Творческих композиций на тему «Ярмарка» может быть сколько угодно, важно понять, что эмоционально-образное решение должно соответствовать поставленным целям и замыслу автора. Как правило, сама тема подсказывает художнику правильное решение. Допустим, надо создать панно для украшения большого торгового павильона. Здесь подойдет фризовое построение композиции на сильно вытянутом в длину формате. Колорит панно должен гармонировать с общим цветовым решением интерьера, его освещенностью. Целесообразно показать длинную процессию торговцев с различными товарами, возможны и другие подходы. В другом случае потребуется создать гобелен на тему «Ярмарка* для игровой комнаты детского сада. Здесь более уместной будет прямоугольная или квадратная композиция во всю стену с четкими, цельными и легко узнаваемыми образами, Цветовая гамма гобелена должна быть хорошо сгармонирована и передавать радостное, праздничное настроение. В третьем случае понадобится композиция «Ярмарка» для поздравительной открытки или броши. Небольшие размеры, определенная форма и назначение изделия подскажут необходимый формат и наиболее удачное композиционное решение. Например, если брошь круглая, то и композиция будет строиться с учетом этого формата. Формат открытки допускается любой: вытянутый по горизонтали или вертикали, обычный, квадратный, фигурный и др. На открытке тоже можно поместить круг с изображением ярмарки. Композиция может быть решена как в реалистической, так и в абстрактной манере, главное — передать ощущение ярмарочного веселья. Создание декоративной композиции с реальным или абстрактным пейзажем имеет свои особенности. Процесс трансформации реальных образов в декоративные может быть как длительным, так и быстрым. Отказ от линейной перспективы и светотени, деформация формы и пространства, совмещение разновременных и разнопространственных моментов в одной композиции помогут достигнуть декоративного решения темы. Знание определенной последовательности работы и приемов декорирования поверхности способствует успеху в создании тематической композиции для декоративных изделий. Кроме этого, очень важно, чтобы художник обладал яркой творческой индивидуальностью и большим запасом знании в различных областях культуры, так как его личность всегда будет проецироваться на его творчество.
Практическая работа. Изготовление народного костюма.
Самостоятельная работа. Оформление народного костюма (изготовление кокошника) -2 ч. Практическая работа.
|