Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Виды и структура орнаментов




По композиционной структуре орнаменты разделяют на три широко распространенные разновидности: ленточные, замкнутые, сетчатые.

Ленточные, или фризовые, орнаменты имеют вид длинной полосы. Они обычно состоят из одного или нескольких мотивов, повторяющихся в определенном ритмическом порядке. Ритм может быть простым или сложным. Мотив может прерываться или быть непрерывно текущим.

Ленточный орнамент широко применяется для украшения одежды в виде вышивки, каймы, поясов, шарфов, головных уборов, для украшения предметов быта, архитектурных сооружений и т. д. Ленточный орнамент может быть расположен по краю предмета, может подчеркивать его конструктивно важные части, выделять высоту или ширину предмета. Это придает предмету выразительность, устойчивость, законченность.

Можно выделить несколько видов построения ленточных орнаментов. Они будут отличаться разным расположением орнаментального мотива относительно линии его переноса, которая является линией симметрии. Линия переноса в ленточном орнаменте может быть расположена в поперечном и продольном направлениях.

Асимметричный ленточный орнамент может быть построен на свободно развивающемся мотиве, имеющем отдельные элементы ритма.

Другим видом орнамента является замкнутый орнамент.

Здесь декоративные элементы сгруппированы так, что образуют замкнутое движение. Замкнутый орнамент компонуется на ограниченной плоскости любой формы. Он может быть расположен в квадрате, прямоугольнике, треугольнике, овале, круге и др. Подобные орнаменты используются при оформлении платков, салфеток, скатертей, ковров, головных уборов, посуды, мебели и т. д.

Замкнутый орнамент, как и ленточный, может иметь несколько видов построения. Каждый вид построения орнамента характеризуется разным количеством линий симметрии.

Орнамент, не имеющий линии симметрии, может быть построен на свободно развивающемся ритмическом расположении мотива, отдельные элементы которого, пропорционально согласуясь, уравновешивают композицию.

Третьей разновидностью композиционного построения орнамента являются сетчатые узоры. Мотивы этого орнамента располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях. Эти орнаменты предназначаются для оформления больших плоскостей: тканей, обоев, ковров и др. Они подчеркивают плоскостный характер поверхности, ее непрерывность.

Каждый сетчатый орнамент имеет одну из систем построения: квадратную, прямоугольную, ромбовидную, треугольную и др. На осях полученной сетки и в ее ячейках размещают мотивы орнамента или его отдельные звенья.

Особенности построения ленточных, замкнутых и сетчатых орнаментов помогают придать каждой орнаментальной композиции определенную выразительность и разнообразие.

Большое значение для построения композиции орнамента, кроме того, имеют уравновешенность его мотивов и фона, строгая последовательность их размещения на плоскости, ритмическое чередование орнаментальных мотивов и цветовых пятен. Работа с орнаментом помогает приобрести знания и навыки в построении композиции других живописных работ: натюрморта, пейзажа, портрета и т. д.

10.Орнаментявляется одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения обладают исключительной способностью доставлять эстетическое наслаждение, оказывать сильное воздействие на человека, подчас пробуждая у него неосознанные чувства, связанные с генетической памятью, вызывают цепочки ассоциаций.
Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, и именно это производит эстетическое впечатление. Для орнамента характерны также перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).
Орнамент(от лат. ornamentium — украшение) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.

Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Орнамент — это узор, построенный на ритмическом чередовании и организо­ванном расположении элементов. Термин «орнамент» связан со словом «украшение». Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни. Орнамент как часть декоративного образа вещи играет очень важную роль в формировании ее облика. Один и тот же сосуд, украшенный разными орнаментами, каждый раз приобретает новую образность, а значит, и дру­гую выразительность. Большое значение имеют расположение орнамента. При декорировании объекта обязательно надо учиты­вать взаимосвязь орнамента и формы предмета. Большой цветок и такой же маленький цветок совершенно по-разному украшают чашку. Керамическую посуду, металлические подносы или шкатулки из папье-маше украшают не только орнаментами, но и сюжетными рисунками. Обыч­но их выполняют без учета перспективы, так как рисунки должны подчерк­нуть плоскость, а не показывать глубину. Орнамент может быть много­цветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), вы­полнен на поверхности пред­мета выпукло, рельефно или, наоборот, углублен.

11.Орнаменты подразделяются на следующие виды: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.
К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.
Один из основных путей создания геометрического орнамента — это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер.
Элементы геометрического орнамента: линии — прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры — треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.

Растительный орнамент – изображение конкретных предметов и форм реального мира — растений.

Зооморфный орнамент - изображение животных.

Антропоморфный орнамент - изображение человека.

6.Композиция (от лат. composito) — составление, расположение, построение; структура художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением. Орнаментальная композиция — это составление, построение, структура узора.
12. Элементы орнаментальной композиции и одновременно ее выразительные средства:точка, пятно, линия, цвет, фактура.Эти элементы (средства) композиции в произведении преобразуются в орнаментальные мотивы.
13.Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм — главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними.
14. Стилизация.Стилизация — это декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить _или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. Однако упростить форму вовсе не значит обеднить ее, упростить — значит подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали. Народные орнаменты создаются, как правило, на основе стилизации природных форм. На при­мере орнамента хорошо видно, как формы расте­ний, животных и даже фигуру человека можно превратить в геометрические элементы. Отбирая главное, мастер преобразует предмет, подчиняет его форму и цвет ритмическому строю орнамента. В основе творчества народного мастера эмоционально-ассоциативное восприятие, его образное решение может значительно отличаться от натуры. Цветок, лист, ветвь можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить при­родные плавные очертания. Упражнениям по сти­лизации растений должны предшествовать зари­совки с натуры. Исходя из реальных образов, художник на основе творческого воображения создает новое. По рисункам вы можете проследить последова­тельность стилизации растений с использованием следующих приемов: постепенное обобщение фор­мы в ее границах, добавление деталей, изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превра­щение объемной формы в плоскостную, упроще­ние или усложнение конструкции, разворот цвет­ка или листьев в другую плоскость, выделение силуэта, замена реального цвета, различное цве­товое решение одного мотива и др. В декоративном искусстве в процессе обобще­ния формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное.

В основе орнаментального творчества лежат два источника: это мир природы во всем его многообразии и народное искусство как самобытное явление национальной культуры каждого народа. Однако природа и произведения народного искусства требуют не слепого копирования и механического перенесения элементов и образов, а определенной их переработки.

Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются, а не воспроизводятся, как в живописи или графике. В орнаменте природные формы требуют той или иной меры упрощения, стилизации, типизации и, в конечном счете, — геометризации.

Стилизация— намеренное, сознательное использование  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Художник/" художником форм, способов и приемов  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Формообразование/" формообразования, ранее созданных в  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/История%20искусства/" истории искусства. Декоративная стилизация наиболее полно проявляется в декоративном и  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Монументально-декоративное%20искусство/" монументально-декоративном искусстве: в оформлении  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Интерьер/" интерьера, монументальной  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Роспись/" росписи,  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Мозаика/" мозаике,  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Фреска/" фреске,  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Витраж/" витраже. В крайнем выражении декоративная стилизация приводит к  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Геометризация/" геометризации и  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Орнамент/" орнаментализации изобразительных форм. Вот почему стиль наиболее ярко проявляется в орнаменте, который часто называют "почерком эпохи".

Орнаментальные формы наиболее  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Абстрагирование/" абстрагированы от внешних факторов и их стилистические свойства легко узнаются. Природа и окружающий нас мир лежат в основе орнаментального искусства. В творческом процессе проектирования орнамента приходится отбрасывать несущественные детали и подробности предметов и оставлять только общие, наиболее характерные и отличительные черты. Например, цветок ромашки или подсолнуха может выглядеть в орнаменте упрощенно.
Природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных форм, линий, пятен в нечто совершенно новое. Существующая форма упрощается до предельно обобщенной, знакомой геометрической формы. Это дает возможность многократно повторять форму орнамента. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, возвращается к ней при использовании художественных орнаментальных средств: ритмичности поворотов, разномасштабности, плоскостности изображения, колористических решений форм в орнаменте.

15.Значение народного и декоративно-прикладного искусствав том, что они являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства от­ражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Народное искусство развивается по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный тип творчества взаимодействует с дру­гим типом творчества — искусством профессиональных художников.

Особенно важно отметить, что народное искусство, как часть духовной культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных художников. В живописных полотнах замечательных старых мастеров А.Вене­цианова, В.Васнецова, М.Врубеля, К.Петрова-Водкина, В.Попова вопло­щены народные представления о мире, величии человека и природы, общ­ность традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве. Ряд современных художников-профессионалов, работающих в области живописи, графики, текстиля, ковроткачества, художественной обработки стекла, керамики, дерева, металла, также обращаются к народному творчеству.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 414250; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты