![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика освоения декоративной росписиНародная роспись, как правило, является кистевой, то есть она выполняется свободно, без предварительного рисунка, сразу кистью. Иногда рисунок переносят на изделие с помощью припороха: выполненный на кальке рисунок накалывают мелкими дырочками, накладывают на изделие и набивают угольной пылью с помощью марлевого тампона. Кистевая роспись выполняется масляными, темперными или анилиновыми красителями в основном по дереву, металлу и керамике. Жостовская роспись выполняется по металлу. Хохломская, городецкая, полхов-майданская росписи украшают деревянные изделия. Как правило, расписывая изделие, мастер держит его на весу или на коленях. Для упора руки, например, жостовские мастера используют специальные палочки. Расписывая различные бытовые и декоративные предметы из дерева, необходимо помнить о красоте самого материала. Ощущение его «деревянности» возникает за счет смягченное™ граней и округлости форм. Деревянные чаши, блюда, вазы, разделочные доски, игрушки, мебель в одних случаях расписываются непосредственно по неокрашенному фону, сохраняя красоту фактуры, а в других — по цветным фонам. Как бы ярко ни была окрашена деревянная вещь, желательно, чтобы человек всегда чувствовал, что она сделана из дерева. Многое зависит от колорита росписи. Золотые травы хохломской росписи, алые краски Мезени, многоцветье городецких узоров, радужные цвета Полхов-Майдана удачно подчеркивают красоту токарных деревянных форм домашней утвари, берестяных коробов и туесов, резных изделий. Еще одна важная особенность народных орнаментов России заключается в том, что растительные, зооморфные и геометрические мотивы навеяны образами и красотой русской природы. Эта взаимосвязь природных и орнаментальных мотивов в народном творчестве наиболее ярко проявилась именно в кистевой росписи. Композиционное размещение росписи всегда подчеркивает форму изделия. Народный мастер часто использует традиционные схемы размещения орнамента на квадрате, прямоугольнике, круге или объемных формах, а иногда применяет и свободное размещение узоров. Каким бы ни был ритмический строй композиции, в свободной кистевой росписи чрезвычайно важно понимание движения. Даже при частичном изображении стебля в растительном орнаменте он является осью композиции, организующей элементы орнамента. Ощущение развития растительного мотива помогает создать пластичность движения орнамента. В обучении декоративной росписи необходимо следовать основным принципам народного искусства: повтор, вариация и импровизация. Это не ограничивает творчества, так как только на основе точного знания можно переходить к вариациям орнаментальных мотивов и лишь затем к задачам на импровизацию. Конечно, в условиях образовательных учреждений порой бывает очень сложно повторить традиционную технологию изготовления изделий народных художественных промыслов. Такая задача и не ставится. Важно приобщить учащихся к творчеству мастеров не только на теоретическом, но и на практическом уровне. В процессе подготовки учителей в педучилищах и обучения школьников разрешается заменить сложную технологию, например хохломскую роспись изделий, выполнением эскизов этой росписи гуашью на бумаге. Главное — не допускать небрежности. При всей свободе кистевая роспись требует точности в рамках традиции. В то же время если есть возможность организовать кружок, студию, осуществить непосредственную связь с промыслом, то соблюдение традиционной технологии является обязательным. Опасайтесь подделок под народное искусство. Оно не терпит фальши.
|