КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных стран и народовОдни и те же сюжеты, мотивы и темы можно увидеть в орнаментах разных народов. Темы народного искусства общие для всех, и образный язык орнаментов родствен всем народам. Это характеризует народное искусство как общечеловечное, «планетарное». Однако при этом сохраняется его ярко выраженный национальный характер. Орнамент одного народа может отличаться от орнамента другого не просто мотивами, цветом, но самим строем. Основу орнаментальных мотивов, как правило, составляют образы окружающей природы. Например, основа многих орнаментов Греции — декоративно переработанные морские волны, пальмовые ветви и лотосы, а у северных народов — оленьи рога, горы. Если присмотреться к греческим орнаментам, то здесь можно найти черты, близкие творчеству других народов. Во все времена в орнаменте проходила тема космоса. Символы отражают взаимосвязь человека и природы. В орнаментах предстает поэтический образ животворящего мира, что очень характерно для искусства народов Севера и Дальнего Востока, свойственно русскому народному творчеству. И это не только повторяющиеся мотивы солярных знаков, неба, облаков в ткачестве, вышивке, керамике и росписи по дереву, варьируем䕋䬄㠄 㜄ека в век, это живое чувство природы. Главная сила народного искусства состоит в том, что оно понимается всеми. У разных народов есть одинаковые символы узоров. Прямая линия в орнаментах многих народов мира означает землю, а волнистая — воду. Сочетание этих линий, расположенных горизонтально, — символ «мать-сыра земля», волнистые линии, расположенные вертикально или наклонно, — символ дождя. Ромб — знак поля, точка в нем — зерно, а в целом — символ засеянного поля. Розетки разных видов — излюбленный орнамент архитектурного декора и прикладного искусства многих стран и народов. Иногда розетка напоминает цветок. В орнаменте человек выразил свои представления о космосе, жизни, земле, красоте, о любви к природе и человеку, о счастье. В народном творчестве мотивы орнамента запечатлели поэтическое отношение к миру. Особенно популярны у разных народов мира знаки, связанные с различными природными стихиями: Солнце (солярные), Земля, Вода, Огонь и др. Символические мотивы солярных знаков изображают в виде круга, креста, розетки, спирали. Иногда крест помешают в круг, это напоминает колесо и символизирует движение солнца по небосводу. Движение солнца передают в орнаменте знаком, который нам известен как свастика. Его загнутые концы могли быть направлены как в одну, так и в другую сторону, в зависимости от того, какое солнце, утреннее или нечернее, хотел изобразить художник. Этот знак также трактовался как пожелание благополучия. Орнамент со знаком свастики встречался уже в эпоху неолита на территории Передней Азии, особенно Ирана. Этот символ был известен с древнейших времен в Европе, на Крите, в Индии. Такие знаки были обнаружены на различных предметах среди материалов раскопок Трои. Часто этот знак встречается на античных памятниках. В доколумбовой Америке свастика была распространенным символом. Слово «узор» в славянских языках имеет тот же корень, что и слова «заря», «зарево», «зарница». Это значит, что и само понятие «узор», или, как прежде говорили, «узорочье», тоже связано с солнцем. Составляя узоры, художник древнего мира тем самым писал целые фразы — заклинания, в магическую силу которых он верил. Символы орнамента — это его поэтический язык. С течением времени древние орнаментальные мотивы утратили свой первоначальный смысл, магическое значение, роль оберегов от злых сил. Содержание символов менялось в зависимости от назначения предмета, события или обряда. Постепенно первоначальное значение узоров забывалось, но они продолжали жить благодаря своему декоративному значению. Например, вязь, любимый древнерусский орнамент, используемый для украшения книг, искусно вплетает фигурки людей, силуэты зверей и птиц в кружевную сетку узора. Народные мастера, выполняя орнаменты, не копировали природу, а создавали свой поэтический мир. В нем реальные образы переплетались со сказочными. Путешественники, побывавшие в странах Востока, рассказывали о таких животных, как слон, обезьяна, лев, носорог. Они были очень популярны, например, в орнаментах на тканях и рельефах Индии. Однако неведомых еще животных русский мастер изображал на основе собственных представлений и фантазии. Так, носорог превращался в сказочного единорога, и похож он был на хорошо знакомого коня, только с рогом на лбу. Причем этот рог наделялся таинственной силой, способной поразить любого врага. В росписях и резьбе по дереву часто встречается изображение льва, о котором русские мастера могли знать из рассказов заморских странников. Каменные изваяния львов крестьянин мог увидеть около барской усадьбы. На Руси льва изображали не злым, а добродушным, нередко он радостно улыбался, чем-то напоминая человека. В народной вышивке и ткачестве славянских народов встречается такой сюжет: две птицы со сросшимися спинами. Эту композицию из-за ее формы называют ладьёй. А из центра ладьи может вырасти сказочное дерево, усыпанное цветами, — древо жизни. Славянские народы охотно селились по берегам рек. А где вода, там и русалки, по-другому их называли «русалии». Русалки у древних славян считались берегинями. Слово «берегиня» произошло от слова «берег», так как русалки помогали добраться людям до берега целыми и невредимыми. Берегинь изображали на небольших дощечках, которые всегда носили с собой. Такие дощечки назывались «обереги». Считалось, что они оберегают человека от злых сил. Мастера многих волжских городов топором и долотом создавали рельефные узоры для украшения домов. Среди причудливых гирлянд и листьев, цветов и виноградных лоз размещались русалки-берепши, которые перекочевали сюда из корабельной резьбы. Иногда рядом с русалкой изображали Русла-вика, ее мужа, а похож этот добродушный персонаж был на нижегородских мужичков. Женская фигура с поднятыми вверх руками — это изображение матери-земли. Древо жизни — один из самых популярных мотивов у разных народов мира, например, в мифах Месопотамии упоминается священное дерево, растущее в раю. Библия называет его древом жизни, растущим сада». Вероятно, этот образ основан на более древних представлениях о магическом дереве в центре мира. Сказания и обряды, связанные с почитанием «мирового дерева», существовали вплоть до XIX в. По якутским мифам, в дереве живет дух богини деторождения. В Древней Индии священное дерево олицетворяло верховную богиню. В Древнем Египте с культом дерева было связано поклонение женским божествам. В мифах Египта богиня Нут обитала в «небесном дереве». Во многих древних мифах небо опирается на столб или на дерево, таким образом, «мировое дерево» представляется опорой неба или стержнем мироздания. Поклонение природе воплотилось в символах, используемых в орнаментах разных стран: конь, птица и др. Декоративность, глубокое образное и смысловое значение определили долгую жизнь многих орнаментальных мотивов, воспроизводившихся напротяжении столетий. Сочетание живописности с четкой или свободной орнаментальной структурой отличает русское искусство, с одной стороны, от изысканной декоративности восточных и южных народов, а с другой стороны, от суровой первозданной красоты искусства северных народов. Напевность и ритмичность русского орнамента сродни российским просторам и плавным ритмам народных песен. Преобладание растительных форм — особенность русского народного искусства. На кружевах, вышивках, росписях по дереву и металлу можно увидеть изображения цветов, ветвей, листьев и древа жизни. Даже геометрические формы в русских орнаментах (тиснение по бересте, ткачество, кружево) порой приобретают растительную живость и плавность. В русском искусстве ярко проявилась любовь народа к узорочью, своеобразие декоративного таланта и высокое мастерство. Самые различные предметы быта, одежда, оружие, ювелирные изделия и многое другое издавна на Руси украшали орнаментами. Их особенно отличали разнообразные цветовые решения с преобладанием красного, золотистых и желтых тонов, а также белого, зеленого, синего и голубого. Русское узорочье создает праздничное, мажорное настроение. Огромную роль в орнаменте играет цвет. Древние орнаменты выделяются удивительной цветовой гармонией. Особенно любили мастера разных стран использовать для своих орнаментальных мотивов красный цвет, который считался символом солнца и земного плодородия. В орнаментах славянских народов встречаются сочетания белого, красного и черного. Орнаменты могут строиться на цветовых контрастах или в единой цветовой гамме. Например, в росписях Жостова преобладают мягкие плавные переходы от цвета к цвету, росписи Северной Двины строятся на цветовых контрастах. В любом случае для создания ярких и динамичных орнаментов важна цветовая гармония. Необыкновенное жизнелюбие и поэтический талант мастеров разных стран помогают сохранить древние образы и мотивы орнаментов.
|