КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные средства и принципы композицииФормальное равновесие – абсолютная симметрия слева и справа от оптического центра. Такое равновесие используется, когда требуется подчеркнуть достоинство, стабильность и консерватизм образа. Неформальное равновесие. Размещая элементы разных размеров, форм, цветовой интенсивности на разных расстояниях от оптического центра, можно достичь визуального равновесия. В большинстве случаев используют неформальное равновесие, т.к. оно делает страницу более интересной, образной и эмоционально насыщенной. Принцип построения элементов страницы, благодаря которому внимание читателя перемещается по странице в нужной последовательности, называется перемещением. Это достигается целым рядом приёмов. На странице могут быть помещены люди или животные, следуя взгляду которых, взгляд читателя перемещается на следующий важный элемент объявления. Механические приспособления, такие, как указательный палец, прямоугольник, линия или стрелка переводят внимание с одного объекта на другой. Использование пробелов и цвета выделяет текстовую часть или иллюстрацию. Взгляд будет переходить с тёмного объекта на светлый, с цветного на нецветной. Может быть использована естественная привычка читателя начинать чтение с верхнего левого угла страницы. В первую очередь внимание привлекают элементы большого размера и только потом – более мелкие. Соразмерность. Все элементы композиции страницы должны занимать площадь, соразмерную с их значением в композиции как едином целом. Одинаковость элементов по цвету, размеру или другим качествам вызывает монотонность. Контрастность. Эффективный способ привлечь внимание к одному определённому элементу – использовать контрастный цвет, размер или стиль. Например, использовать негатив (белое на чёрном) в красной рамке или необычный стиль шрифта, контрастирующий с привычным. Единство –Это соединение всех элементов в единое целое. Несмотря на то, что композиция состоит из многих разных частей, они должны быть так взаимосвязаны, чтобы композиция в целом производила гармоничное впечатление. Свой вклад в достижение единства могут внести равновесие, перемещения, пропорциональность, контраст и цвет. Чёткость и простота.Любой элемент, от отсутствия которого композиция не пострадает, должен быть удалён. Перегруженность разными стилями шрифта, слишком мелкими буквами, негативами, иллюстрациями или ненужным текстом, усложняет и загромождает композицию. Страница становится трудной для восприятия, и её эффект снижается. Выделение пробелами (паузами). Пробелы – это часть объявления, не занятая элементами. Пробелы играют важную роль в создании образа, ибо пауза в музыке – тоже музыка. Пятно.Пятно в композиции помогает акцентировать важный объект и определить смысловой центр композиции. Пятно, в зависимости от решаемых задач, может быть как цветовым, так и тональным. Ритм.Чёткость восприятия композиции, её запоминаемость напрямую зависят от ритма. Ритм может проявлять себя по-разному, от блоков в странице до пауз и стоек в шрифтовых композициях. Чем монотоннее ритм – тем скучнее композиция. В страничных объявлениях важен ритм изображений, элементов и пауз. Правила передачи движения: · Если в изображении используется одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным (Серов «Похищение Европы») · Эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом (Рерих «Заморские гости») · Для передачи движения следует выбирать определённый его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией. Правила передачи покоя: · Отсутствуют диагональные направления · Перед объектом нет свободного пространства · Объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия (Малевич «На сенокосе») · Композиция является симметричной, уравновешанной или образует простые геометрические схемы (Коровин «Зимой» - несмотря на то, что есть диагональные направления, сани с лошадью стоят спокойно. Нет ощущения движения по следующим причинам: геометрический и композиционный центры картины совпадают, композиция является уравновешанной, и свободное пространство перед лошадью перегораживается деревом). Контраст.Контраст позволяет выделить и гиперболизировать особенности изображений, предметов, цветов (толстый и тонкий). Этот приём позволяет усилить свойства предмета по сравнению с его антиподом. Силуэт.Силуэт является комбинацией линии и пятна, но в основном проявляет себя как тёмное пятно на светлом фоне. Красота и грациозность очертаний силуэта могут придать композиции неповторимость и некую очаровательную индивидуальность. Движение. Композиционный приём , когда взгляд, войдя в определённом месте в композицию, начинает благодаря линиям, направлениям передвигаться от одного объекта к другому, образуя сложную кривую, охватывающую почти всё рабочее пространство. Зрительные искажения (оптические иллюзии) Среди факторов, влияющих на восприятие композиционного строя рисунков, а также объемных форм, особое место занимают психофизиологические особенности зрения, в частности, физиологическая оптика. Человеку свойственно подаваться оптическим обманам – зрительным иллюзиям. Суть оптических иллюзий заключается в несовпадении подлинного геометрического и зрительного равенства линий, фигур, пробелов между ними, элементов, заполненных графическим материалом и оставленных чистыми. Зрительные искажения наглядно проявляются там, где геометрические правильные фигуры пересекаются параллельными линиями, образующими со сторонами фигуры острые углы и т.д. Все оптические иллюзии можно условно поделить на 2 группы: - искажения собственно фигуры без фона; - искажение фигуры, вызываемые фоном определенного рода. К характерным иллюзиям относятся следующие: 1. В области соотношений: · верхняя горизонтальная линия кажется длиннее нижней – фигура Понцо (иллюзия железнодорожных путей); · квадрат кажется выше круга, если высота первого равна диаметру второго; · вертикали, заключенные в прямоугольник, делают его шире; · малое рядом с большим кажется еще меньше,; · зрительные ошибки в оценке размеров равных по длине линий сторон треугольника, квадрата и пятиугольника (впечатление нарастания размера стороны от фигуры к фигуре); · зрительное неравенство смежных прямых углов, расчлененных и нерасчлененных пучком линий; · предмет и его части воспринимаются по разному в зависимости от окружающих предметов (закон контраста), в частности, кажущееся изменение площади одинаковых кругов, помещенных среди кругов различной величины. 2. В области направлений: · диагональ, пересекающая две параллельные линии, делает их кажущимися непараллельными; · кажущееся расхождение кверху вертикальных параллельных линий значительной протяженности (иллюзия “здание-высота”); · визуальная деформация сторон квадрата, формы круга при пересечении штрихами, образующими тупые углы (закон оптического преувеличения размера острых углов). 3. В области инерции: · заданное направление мысленно продолжается, хотя линия, выражающая это направление, уже оборвалась; · кривые линии заставляют глаз искать центры дуг, из которых они слагаются. 4. В области иррадиации: · кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном (черном) фоне по сравнению с темными фигурами равной величины на белом фоне. Знание основных перцептивных иллюзий и владение арсеналом корректировки визуальных искажений помогает создавать средовые объекты (и плоскостные, и объемно-пространственные) адекватными их функции. В средствах визуальных коммуникаций необходимо предусмотреть следующее: - ширина штрихов светлых надписей, индексов, размеры других графических элементов из-за эффекта иррадиации на темном фоне должна быть меньше, чем темных – на светлом (в среднем на 1/3); - уменьшение ширины должно быть тем больше, чем сильнее контраст яркостей светлого и темного; - буквы, цифры, знаки и графические элементы, имеющие округлую форму, должны выступать снизу и сверху за линию строки, чтобы казаться равными по высоте соседним прямоугольным буквам и элементам; - для ликвидации эффекта визуального “провисания” горизонтальным линиям, опоясывающим криволинейные поверхности несколько ниже уровня глаз, придается некоторый подъем. Эффект “провисания” активизирует соседство наклонных поверхностей и т.д.
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение понятию «визуальные коммуникации» 2. Какую роль визуальные коммуникации играют в нашей жизни? 3. Какие составляющие информационных систем Вы знаете? 4. Какие существуют кодировки визуальной коммуникации? 5. Что необходимо соблюдать при оформлении надписей знаков визуальной коммуникации? 6. Что надо соблюдать при использовании цвета? 7. Назовите основные приёмы композиционной организации. Рекомендуемая литература 6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Мир, 1974. 7. Квентин Ньюарк. Что такое графический дизайн. М.:Астрель. 8. Романычева Э.Т., Яцюк О.Г. Дизайн и реклама. Справочное и практическое руководство. Серия для «дизайнеров». М.: ДМК, 2000.
|