КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные сведения. Среда – окружение чего- либо (кого-либо), совокупность пространств, вещей, красок, элементов ландшафтаСреда – окружение чего- либо (кого-либо), совокупность пространств, вещей, красок, элементов ландшафта, природных или физических условий, среди которых находится данный предмет, личность и т.д. В дизайне С. распадается на ряд взаимосвязанных структур (пространственная среда, предметная, световая, цветовая и т.д.), обладающих собственными законами построения и проектирования, своими сферами творческой и профессиональной деятельности. Синтезом названных структур в единое целое занимается дизайн среды. Понятие С. многогранно : его можно рассмотреть с позиций структуры (пространство, наполнение, визуальная организация, идейно-образное содержание), с точки зрения функционального назначения (производственная, жилая, рекреационная, среда общественных зданий и сооружений), уровня потребления (открытое пространство, городская среда, интерьеры). Предметная среда – совокупность окружающих человека вещей, изделий, элементов оборудования и декоративного убранства средового объекта, состоящая из отдельных предметов и из их комплексов. П.Р. обладает высокой динамичностью, связанной с постоянной сменой технологий, запросов потребителей, моральной амортизацией и т.д. Основные категории объектов промышленного производства: · бытовые предметы (посуда, аудио-, видеоаппаратура и т.д.); · объемные элементы оборудования интерьера (мебель и крупногабаритное оборудование); · технологическое или производственное оборудование; · транспортные средства; · инженерные устройства и сооружения; · визуальные коммуникации и пр. Художественное конструирование (дизайн-процесс) – процесс конкретного решения проектной задачи с применением категориального аппарата дизайна: анализ объекта, разработка концепций, вычленение конкретных целей, проведение операций проектирования (моделирования, макетирования и пр.), разработка проектной документации. Модернизация- изменение структуры или компонентов объекта, вызванное необходимостью соответствия социокультурной ситуации. М. сообщает объекту новые или улучшенные потребительские качества и образ, более соответствующий эстетическим запросам социума. Модификация – изменение отдельных параметров изделия (объекта), с целью более полного соответствия иго изменившимся требованиям - эксплуатационным, технологическим или эстетическим. При подобном изменении структура изделия практически не затрагивается. Стайлинг – художественно-проектная деятельность, направленная на формирование коммерчески выгодного внешнего решения объекта, не затрагивающая его технологических качеств. Стиль (в дизайне) – художественно-пластическая однородность предметно-пространственной среды и ее элементов; выделяемая в процессе восприятия материальной и художественной культуры как единого целого. Стилизация – формирование визуального образа изделий путем использования внешних признаков выбранного дизайнером стиля. С. используется для сознательного выделения изделия из ряда аналогов в коммерческих целях, а также для лучшего включения изделия в тот или иной средовой контекст. Основным отличием промышленного дизайна от других областей проектного творчества считается его ориентация на массовое промышленное производство. Традиционное отличие П.Д. – нацеленность на рынок. Наряду с изделиями архитектурного и средового дизайна изделия П.Д. играют решающую роль в формировании окружающей нас предметно-пространственной среды. Глобализация дизайна сопровождается специализацией проектировщиков, хотя эти процессы достаточно условны и многие дизайнеры успешно работают в нескольких сферах одновременно. Индустриальный дизайн (пром.дизайн) охватывает широчайший круг объектов. Главенствующее место занимает проектирование изделия группы “А”, наиболее наукоемких, технически сложных, определяющих хозяйственно-экономический потенциал государства. Продукция машиностроения и станкостроения, средства транспорта, вооружение. Наиболее массовый характер имеет дизайн группы “Б” – предметов потребления. Группа в свою очередь членится на специфические подгруппы. · бытовые приборы, аппаратура, инвентарь и пр.; · мебель и оборудование для интерьеров, посуда, столовые приборы; · медицинское оборудование, изделия для инвалидов; · изделия для детей (игрушки и пр.) и т.д.
Инженерный дизайн – область дизайнерского творчества, связанная с формированием объектов и систем инженерно-технического назначения. Произведения И.Д. отличает принципиальное подчинение утилитарно прагматическим установкам и задачам проектирования, неукоснительность соблюдения требований эффективной эксплуатации и безаварийного функционирования. Объекты И.Д.: мосты, дороги, путепроводы, тоннели, плотины, шлюзы, канатные и подвесные дороги, лифты, эскалаторы, установки инженерных коммуникаций (линии электропередач, трансформаторные подстанции); уникальные научно-исследовательские приборы (реакторы, телескопы и пр.). Формообразование объектов этого класса внешне как бы отделено от задач эстетики. Однако лежащая в основе их форм рациональность, тектоничность, техническая целесообразность, базирующаяся на оригинальных конструктивных и технологических разработках, безусловная масштабность, значимость этих объектов делают их мощнейшей частью эстетики нашего окружения, элементами среды, являющихся источниками композиционных мотивов в формообразовании других сфер дизайна. И.Д. – особая форма интеграции художественного и прагматического отношения человека к действительности, лежащая на стыке архитектуры, ландшафтного дизайна и различных направлений технического искусства. Транспортный дизайн – проектирование средств транспорта – воздушного, водного, наземного рода, транспортеров, трубопроводов, лифтовых и эскалаторных устройств и соответствующих информационных, сервисных и управляющих инфраструктур. Одна из областей дизайна, где максимально тесно переплетены интересы инженерно-технического и научного творчества и функционального, коммерческого обслуживания населения, что предопределяет особую роль Транспортного дизайна в развитии цивилизации. С одной стороны, он является своего рода генератором идей научно-технического прогресса, использующего новейшие достижения металлургии, механики, электроники, химии, машиностроения, эргономики в деле обеспечения эффективности и безопасности работы транспортных средств. С другой — активность визуальных решений Транспортного дизайна, его эстетических ориентиров, фиксирующих в образной форме особый дух «владения скоростью», оказывают неоспоримое воздействие на формообразование всех видов дизайна. Третье — вызванное массовым развитием средств транспорта изменение образа жизни человека привело к коренным переменам в человеческой психике, которые воплотились в организационные формы общественных отношений современного мира. Масштабность, необратимость, кардинальность трансформаций образа жизни, вызванных бурным развитием транспорта, сделали Транспортный дизайн одной из ведущих сфер современной проектной культуры, привлекли сюда лучшие силы дизайнеров-художников — У. Тиг, Р. Лоуи, Л. Колани, Ф. Порше, X. Эрл, — работы которых стали своего рода символом дизайна XX века. Профессионально Транспортный дизайн делится на два обширных крыла — самостоятельно движущиеся экипажи и устройства и интегральные транспортные установки, соединяющие в одном объекте элементы мобильные (лента транспортера, контейнеры трубопроводной связи и пр.) и несущие их неподвижные конструкции и сооружения (каркас эскалатора, рельсы фуникулера и т.п.). Обширность и специфика задач проектирования средств транспорта, от компоновочных до графического совершенствования облика заданных техническими схемами машин и механизмов, предопределяют разброс профессиональных интересов и образовательных технологий в Транспортном дизайне Очевидно, что неизбежное дальнейшее развитие Транспортного дизайна — появление новых видов местного и скоростного транспорта, вплоть до космических, механизация перемещения сырья, товаров и услуг в производственной и общественной сфере, необходимость информационного и сервисного обслуживания разнообразных транспортных систем, усиление роли коммуникационных процессов в жизни общества — делают эту область проектной деятельности на многие десятилетия вперед лидером дизайнерского творчества.
|