Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


КОБАЛЬТОВЫЕ КРАСКИ




 

Первой кобальтовой краской, вошедшей в живопись, была шмальта, открытие которой относится к половине XVI в.

Шмальта является одним из видов синего кобальтового стекла, обращенного в порошок, а потому и не имеет кроющих способностей. Вследствие дороговизны натурального ультрама­рина ею очень часто пользовались мастера эпохи Возрождения, которым она приносила немало затруднений вследствие отсут­ствия у нее способности крыть на масле. Шмальтой пользуют­ся и в наше время; высшие сорта ее носят название королев­ской лазури (Königsblau), которая получается сплавлением окислов кобальта с песком и поташом.

Синюю кобальтовую краску, обладающую всеми необходи­мыми для живописи свойствами, удалось открыть значительно позже (в 1804 г.).

В конце XIX в. открыта зеленая кобальтовая краска.

В 1859 г, был открыт фиолетовый кобальт.

Кобальтовые краски очень красивы по цвету (за исключе­нием шмальты), прочны во всех отношениях и применяются во всех способах живописи. Цена их в продаже высока.

Синий кобальт

Синяя Тенара. Bleu de cobalt, bleu de Thénard, bleu céleste. Kobaltblau, Thenardblau. Cobalt blue.

 

Краска имеет своеобразный синий цвет, напоминающий цвет натурального ультрамарина. В продаже имеются различные сорта кобальта светлого и темного оттенков с большим или меньшим содержанием окислов кобальта.

Химический состав краски — соединение глинозема с за­кисью кобальта (кобальт-алюминат) в смешении с глинозе­мом. Так как примесь глинозема придает кобальтовой краске несвойственный ей красноватый оттенок, то в последнее время она часто заменяется окисью цинка. Красящего начала, т. е. окисла кобальта в синей Тенара, не более 2 %; все же осталь­ное принадлежит глинозему и окиси цинка.

Вследствие малого процентного содержания в краске кра­сящего начала — окисла кобальта — синий кобальт теряет до известной степени в цвете: в масляной живописи — при пожел­тении масла, в акварельной — при пожелтении бумаги. На осно­вании сказанного у многих живописцев возникает сомнение в прочности этой краски. Между тем в данном случае изменение цвета кобальта лишь кажущееся, и при устранении желтизны в бумаге и масле изменившийся в цвете синий кобальт снова приобретает свой первоначальный цвет.

Кобальтовая синяя имеет лессировочные и кроющие способ­ности, масла берет до 140%, но сохнет с ним быстро и сушит смешанные с ним краски, причем слой ее нередко покрывается трещинами. Последнее обстоятельство объясняется тем, что ко­бальтовые соединения (уксуснокислый кобальт особенно) явля­ются сильнейшими сиккативами для масел. Сиккативы эти в позднейшее время стали приобретать широкую популярность.

Смесь кобальтовой синей и парижской лазури идет в про­дажу под названием краски цианин.

Приготовление синего кобальта ведется различно. По спо­собу Тенара водная фосфорнокобальтовая соль смешивается со свежеосажденным глиноземом; смесь высушивается и подвер­гается в тигле вишнево-красному калению, под влиянием ко­торого соли глинозема и кобальта обезвоживаются и вступают между собой в химическое соединение.

Распознавание. Едкие щелочи не действуют на крас­ку. К действию кислот она значительно более устойчива, не­жели ультрамарин.

Зеленый кобальт

 

Риннманова зелень. Vert de cobalt. Kobaltgrün, Rinnmans grün. Cobalt green.

 

Имеет очень красивый цвет, оттенки которого различны; темные из них прозрачны.

Химический состав краски — соединение окиси цинка с за­кисью кобальта.

Приготовление краски ведется таким образом: азотноко­бальтовая соль (не содержащая солей железа) растворяется в самом малом количестве воды и сюда прибавляются затем цин­ковые белила (безупречной чистоты); образовавшуюся массу высушивают и подвергают тёмно-красному калению, после чего измельчают в порошок. От пропорции взятых составных эле­ментов зависят разнообразные оттенки краски. В позднейшем способе гидраты окиси цинка и кобальта смешиваются с водой, высушиваются и прокаливаются.

Риннманова зелень имеет среднюю кроющую силу, масла берет сравнительно много и сохнет хорошо. Применима во всех способах живописи.

Прокаливанием хромовой окиси, глинозема и закиси кобаль­та получается краска, носящая название Grünblauoxyd[8], ко­торая, подобно зеленому кобальту, обладает большой проч­ностью.

Распознавание. С концентрированной соляной кисло­той (при нагревании) образуется раствор с розовой окраской. При обыкновенной температуре разведенные кислоты и щелочи на краску не действуют.

Церулеум

 

Целин. Bleu coeruleum. Cölinblau, Cöruleum. Cerulean blue.

 

Краска светло-голубого цвета с зеленоватым оттенком. По химическому составу близка синему кобальту (глинозем заменен в ней окисью олова).

Пригодна во всех способах живописи.

Фиолетовый кобальт

Violet de cobalt. Kobaltviolet. Cobalt violet.

 

Красивая фиолетовая краска, близкая по цвету анилиновой Маджента. Химический состав ее — фосфорнокислая закись кобальта.

Сливая растворы какой-либо кобальтовой соли с фосфорно­кислым натром, получают в осадке розово-красную водную фосфорнокислую закись кобальта, которая при прокаливании теряет свою воду и обращается в фиолетовый кобальт.

Он обладает всеми достоинствами лучших кобальтовых кра­сок и применяется во всех способах живописи, не исключая жи­вописи по фарфору и стеклу.

Краска, носящая название в продаже «светлый фиолетовый кобальт», не должна быть смешиваема с первой. Она состоит из мышьяковокислой закиси кобальта, ядовита и не обладает достоинствами фиолетового кобальта. При прокаливании она выделяет белые пары с запахом чеснока.

Ауреолин

Желтый кобальт. Aureolin. Kobaltgelb. Aureolin.

 

Прозрачная краска блестящего желтого цвета, напоминаю­щая индийскую желтую. Открыта в 1851 г.

Главный состав ее заключается в соединении азотисто­калиевой соли с основной азотистокобальтовой солью.

Прочность ауреолина выяснена мало. Имеются, однако, ука­зания на то, что он непрочен в смешении с другими красками, среди которых значатся и цинковые белила. Одни из исследо­вателей считают эту краску неустойчивой в отношении к свету; у других же сложный состав ауреолина возбуждает недоверие к нему, тем более, что он выходит в различных нюансах, а потому и производство его различно. В Англии ауреолин пользуется большим успехом у художников в масляной и акварельной жи­вописи. Его считают краской светопостоянной в акварели в том случае, если она не смешивается с такими непрочными красками, каковы кармин и индиго. В результате многих опытов ауреолин в виде акварельной краски в чистом виде при действии пря­мых солнечных лучей в продолжение 10 лет утратил только одну часть своего первоначального тона; пробы, выстоявшие на солнечном свету 3 года, совершенно не изменились. Ауреолин до некоторой степени растворим в воде. Испытанный светом ауреолин по опытам Ф. Рерберга[9] остался без изменения. Полагают, что различное содержание кристаллизационной воды в различных экземплярах краски отзывается так или иначе на их прочности, и считают, что необходимо дальнейшее изучение краски как научное, так и практическое.

 

VIII группа


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты