Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


РТУТНЫЕ КРАСКИ




 

Краски этой небольшой группы содержат в своем составе различные соединения ртути.

Всем представителям ее свойственна ядовитость; лучшие из них имеют условную прочность, худшие — безусловную не­прочность.

Киноварь

 

Vermillon de Chine, frangais, anglais, permanent, cinabre. Zinnober, chinesischer Karmin, Patent-Scharlach. Cinnabaris, Vermilion, french, chinese, exua.

 

Залежи натуральной киновари (руды) встречаются во мно­гих частях света; вот почему вполне естественно, что киноварь как краска была известна уже в глубокой древности; присут­ствие киновари установлено в живописи древнего Египта, Гре­ции и Рима; греки называли киноварь «миллос», римляне — «минимум». Натуральная киноварь встречается в СССР, Испании (Альмадена), Австрии (Идрия), в Калифорнии, Китае, Япо­нии. Лучший сорт киновари привозится из Китая, где краска эта особенно популярна.

Натуральная киноварь, носящая название горной киновари, имеет различные оттенки,— от ярко-красного до темно-красного; перед употреблением в дело подвергается только очистке и из­мельчению: чем тоньше размол киновари, тем ярче и красивее ее цвет.

Химический состав киновари — сернистая ртуть.

Сернистая ртуть имеется в двух видах (модификациях): один из них — вещество аморфное, черного цвета, другой — вещество кристаллическое, красного цвета. Киноварь есть кристаллическая сернистая ртуть. В производстве она получается сперва в виде сернистой аморфной ртути, а затем уже превра­щается в кристаллическую красную сернистую ртуть. Под про­должительным действием дневного света кристаллическое строе­ние киновари в большей или меньшей степени изменяется в аморфное, в зависимости от чего краска более или менее чер­неет. Такое видоизменение киновари является характерным свойством этой краски, и с ним знакомы были уже в старину.

Действие света на киноварь аналогично действию тепловой энергии на краску, под влиянием которой происходит почернение ее. Киноварь, нагретая до 100° Ц, чернеет, но по охлаждении красный цвет ее снова возвращается. При нагревании же кино­вари до более высокой температуры, не менее 400° Ц, она, сде­лавшись черной, остается таковой и по охлаждении. Таким же образом действует свет на краску. Легко потемневшая киноварь при непродолжительном действии света на краску восстанавли­вает свой прежний цвет при отсутствии света. Так, мало чувстви­тельные к свету сорта киновари, потемнев днем, возвращают значительную часть цвета ночью, краска же, долгое время на­ходившаяся под действием света, приобретает уже стойкое по­чернение, которое более не восстановимо. Позднейшие изучения свойств киновари указывают на то, что краска чернеет тем сильнее, чем бОльшую она имеет теплоемкость, и что превраще­ние сернистой ртути из черной в красную сопровождается уменьшением ее в объеме; при почернении же красной серни­стой ртути замечается обратное явление.

Кроме натуральной киновари, существует и искусственный продукт, который в наше время все более и более вытесняет натуральный. Начало изготовлению искусственной киновари было положено уже в XIII в. алхимиками, сделавшими первый почин в этом деле. В средние века были знакомы с производ­ством искусственной киновари и в Китае.

Приготовление искусственной киновари в различных местах ее фабрикации различно; оно ведется двумя способами: так наз. сухим и мокрым, которые имеют много различных вари­антов. При фабрикации сухим способом в Идрии поступают таким образом: 200 ч. ртути перемешивают с 35 ч. серы в про­должение 2—3 часов; полученную черно-коричневую порошко­образную массу помещают в специальные металлические котлы и слабо нагревают до химического соединения ртути с серой, затем огонь усиливают, киноварь возгоняется и осаждается в холодном приемнике. Мокрый способ (по проф. Бруннеру) со­стоит в следующем: 200 ч. ртути тщательно перемешиваются с 76 ч. серы; в образовавшуюся массу приливается раствор едкого кали (состоящий из 265 г воды и 50 ч. кали), и смесь нагревают до 45° Ц, помешивая вначале постоянно, а потом изредка. Спустя 8—12 часов процесс образования киновари закончен.

Приведенные выше описания способов приготовления кино­вари нужно считать в настоящее время устаревшими, так как позднейшие научные изучения краски дали возможность по­лучать искусственным путем киноварь, не только не усту­пающую по прочности киновари натурального происхожде­ния, но и превосходящую ее. Чтобы приготовить наиболее устойчивую по отношению к свету киноварь, оказалось необхо­димым придать ей наименьшую теплоемкость. В новом способе фабрикации киновари последняя получается не прямо из серы, ртути, как это практиковалось раньше, а из ртутных соедине­ний (хлористой ртути, сулемы) и соединений серы (серной пе­чени).

Свойства киновари были хорошо изучены уже в старину; известна была и способность ее чернеть от действия света, равно как и те условия, при которых этот недостаток про­является в большей или меньшей мере. Позднее, однако, знания эти были утеряны и забыты как для живописного, так и для малярного дела; даже в кругах ученых-специалистов сведения о свойствах киновари были весьма ограничены.

Изучение киновари и ее производства в начале XX в. позво­ляет сделать следующие заключения:

1) Всякая киноварь (кристаллическая сернистая ртуть), ка­кого бы она происхождения ни была (натурального или искус­ственного), под влиянием дневного света более или менее чернеет, переходя из кристаллической сернистой ртути в аморф­ную того же химического состава, причем наиболее устойчи­выми являются сорта настоящей китайской и голландской киновари.

2) С различными связующими веществами киноварь имеет различную прочность. Вреднее всего действует на нее копай­ский бальзам; затем следуют смолы и, наконец, растительные жирные масла, с которыми киноварь следует растирать только перед самым употреблением в дело. Чем дольше лежит без употребления киноварь, тертая на масле, тем скорее и сильнее она чернеет.

3) Очень вредно действуют на киноварь и лаки, под кото­рыми она чернеет особенно скоро; чтобы предохранить краску от действия лака, необходимо последний отделить от киновари слоем клея.

4) В масляной живописи лучше сохраняются тонкие слои киновари, нежели толстые.

5) На масляном грунте киноварь сохраняется хуже, чем на клеевом. Этим отчасти объясняется хороший цвет киновари у Рубенса, писавшего, как известно, на клеевом грунте.

6) Всего лучше сохраняется киноварь в темпере и акварели, но без покрытия лаком. При раскрывании темперы лаком необ­ходимо места, написанные с киноварью, покрыть слоем клея (желатины), дабы киноварь не приходила в непосредствен­ное соприкосновение с лаком, так как в лаках могут содер­жаться некоторые смоляные кислоты, которые действуют на краску.

7) Тяжелые сорта киновари прочнее легких.

8) Уксус, употреблявшийся в старину для очистки кино­вари, действует на многие сорта ее благоприятно, придавая ей более огненный тон и делая ее более прочной. Однако не все сорта киновари улучшаются от действия уксуса.

Мои проверочные опыты с киноварью дали нижеследующие результаты.

Киноварь, растертая с гуммиарабиком и яйцом, после трех­месячного действия на нее солнечных лучей темнеет очень незначительно. Та же краска, тертая с копайским бальзамом и скипидарно-даммаровым лаком, при тех же условиях сильно почернела; с маслом почернела несколько меньше. Масляная ки­новарь (с той же краской), крытая непосредственно скипидарно­даммаровым лаком и vernis á tableau Вибера, сильно почернела; крытая же ретушью Shonée frères потемнела очень мало. Масля­ная краска, крытая теми же лаками с промежуточным слоем гуммиарабика, яйца и белка, сохранилась очень хорошо.

Масляная киноварь названной фирмы и многих других, дол­го лежавшая без употребления, сильно почернела на свету — в некоторых случаях до полной потери красного цвета — без по­крывания лаком. Свежеприготовленная масляная краска за тот же период времени лишь слегка потемнела.

Итак, киноварь чернеет со смолами всего сильнее, затем сле­дует масло и, наконец, клеевые связующие вещества.

Но чем же объясняется это явление? Факт тот, что в данном случае мы не имеем дела с химическими явлениями, так как по­лучившаяся от действия света черная краска состоит, как было уже указано выше, из той же сернистой ртути, изменившей лишь свое кристаллическое строение на аморфное. Разрешение этого любопытного вопроса, таким образом, упрощается. Раз свет изменяет своим действием физическое строение сернистой ртути, то ясно, что действие его будет тем сильнее, чем более краска проницаема для света. Киноварь в порошке мало про­ницаема для лучей света и потому в этом состоянии чер­неет слабее; со связующими веществами она приобретает большую проницаемость и потому и бОльшую способность чер­неть. Связующие вещества, особенно хорошо пропускающие лучи света, позволяют им глубже проникать в вещество краски и тем сильнее производить свое действие. Масло имеет боль­ший коэффициент преломления, нежели клей и ему подобные вещества, и потому масляная киноварь чернеет значительно сильнее, нежели клеевая, темпера и т. п. Так как показатель преломления у смол выше, чем у масла (1,54 против 1,48), то киноварь со смолами чернеет еще сильнее.

Воск имеет коэффициент преломления 1,52 и потому в этом отношении близок к смолам. Разумеется, и различные смолы обладают различной проводимостью световых лучей. Так как из опытов видно, что киноварь с копайским бальзамом чернеет сильнее, нежели с другими смолами, то очевидно, что этот пос­ледний имеет больший коэффициент преломления, нежели дам­мар или шеллак.

Киноварь обладает большим удельным весом (8,21), кото­рый значительно колеблется в различных сортах краски. Она требует тончайшего измельчения, которое, однако, имеет извест­ный предел. В. Оствальд относит ее к разряду мощных по цвету красок, но теряющих при излишне тонком измельчении часть своей яркости, причем краски становятся светлей и ничего не выигрывают в смысле чистоты тона. Киноварь применяется во всех способах живописи, а также и во фреске, где сохраняет свою способность чернеть на свету, хотя и не чернеет здесь так сильно, как в масляной живописи. Во всяком случае, здесь вы­годнее заменять ее красным хромом. Масла берет небольшое количество (около 15—20%), смотря по удельному весу крас­ки, но сохнет медленно.

Киноварь мало ядовита. В последнее время в масляной живописи она часто заменяется красным кадмием, но вслед­ствие своей сравнительной дешевизны она долго еще не поте­ряет своего значения.

Распознавание. Киноварь очень часто содержит в себе примеси, состоящие из сурика, красного хрома, окиси железа, тертого кирпича, драконовой крови, красного аурипигмен­та, талька и пр. Худшими примесями нужно считать свинцо­вые подмеси и аурипигмент, грубейшей фальсификацией — подкраску киновари органическими красками.

При испытании киновари следует руководствоваться следую­щими ее свойствами:

1) в воде и спирту она не растворяется и не окрашивает их;

2) при накаливании испаряется без остатка;

3) разведенные щелочи и кислоты на нее не действуют;

4) в царской водке (смесь 2 вес. ч. соляной кислоты и 1 вес. ч. азотной кислоты) растворяется без остатка.

Киноварь - экарлат

Ecarlate. Jodquecksilber. Scarlet vermillon.

 

Яркого цвета краска, средняя по тону между суриком и ки­новарью. Открыта около 1849 г. Химический состав ее — йодная ртуть.

От действия света разлагается на составные части; сначала желтеет, а потом чернеет, вредя соседним краскам своим ио­дом. В акварели улетучивается, оставляя пустые места; не может быть смешиваема со свинцовыми белилами.

Минеральная желтая

Минеральный турбит. Jaune minéral. Mineralischer Turpeth.

 

Краска лимонно-желтого цвета. Состоит из соединения сер­нортутной соли с окисью ртути.

Чернеет на свету и разлагается в смеси с органическими красками.

 

V группа


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты