![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие (курс лекций для студентов всех специальностей)
Редактор и корректор Т. А. Власова Компьютерная верстка Л. А. Каратановой
Рисунок на обложке Анастасии Огородниковой http:/giljimbo.deviantart.com/gallery
Подписано в печать с оригинал-макета 22.04.2010. Формат 60´84 1/16. Бумага для множ. апп. Печать офсетная. Усл. печ. л. 33,125. Тираж 1000 экз. Заказ 469. Петербургский государственный университет путей сообщения. 190031, СПб., Московский пр., 9.
[1] К. Маркс и Ф. Энгельс, изд. 2, т. 21. – С. 275. [2] См.: Лысенко Т. Д. Естественный отбор и внутривидовая конкуренция. – М.: Сельхозгиз, 1949. – С. 669–670.
[3] По: Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 1, ч. 1. – М., 1968. – С. 72–73. [4] От этого санскритского корня и образовано известное нам слово «локализация» – В. О. [5]Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 1, ч. 1. – М., 1968. – С. 144. [6] Отметим, что любая центральная власть кровно заинтересована в поддержании идеалистического мировоззрения у подданных. [7] Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 1, ч. 1. – М., 1968. – С. 266–267. [8] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20. – С. 369. [9] Учение о бессмертии и перевоплощении душ появилось и в Древней Греции в VIII–VII вв. до н. э. в системе так называемых орфических (по имени мифического певца Орфея) религиозных представлений. [10] Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 1, ч. 1. – М.: 1968. – С. 287–288. [11] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20. – Стр. 19–20. [12] Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 1, ч. 1. – М., 1968. – С. 327. [13] Там же, с. 329. [14] Там же. [15] Там же, с. 335. [16] Там же, с. 310. [17] Там же, с. 313–314. [18] Платон. Соч. в 3-х томах. Т. 1. – М., «Мысль», 1968. – С. 163. [19] Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 1, ч. 1. – М., 1968. – С. 388–389. [20] Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 1, ч. 1. – М., 1968. – С. 401. [21] Опять же, трудно удержаться от комментария о непреходящей актуальности этой метафоры. [22] По: Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 1, ч.1. – М., 1968. – С. 55–58. [23] Дедукция – умозаключение от более общего понятия в посылках-суждениях к менее общему в заключении. При неистинности большей посылки вывод чаще всего ложен. Например: «Все люди грамотны. Все неандертальцы – люди. Следовательно – все неандертальцы грамотны». [24] Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 2. – М., 1970. – С. 197. [25] Там же. [26] Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 2. – М., 1970. – С. 197. [27] Там же, с. 201. [28] Индукция – умозаключение от менее общего (в крайнем случае – единичного) в суждениях-посылках к более общему в суждении-заключении. Простейший пример индукции: «В аудитории присутствуют Дмитриев, Комаров и Чигаров. Дмитриев – студент-заочник. Комаров – студент-заочник. Чигаров – студент-заочник. Следовательно, все присутствующие в аудитории – студенты-заочники». [29] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 2. – С. 143. [30] Дуализм (от лат. dualis – двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Дуализм противостоит монизму (материалистическому или идеалистическому), исходящему из признания в качестве первоосновного лишь одного начала, и может рассматриваться как разновидность плюрализма, утверждающего множественность начал бытия. [31] Пантеизм («все есть бог»: от греч. pán – все и греч. theós – бог), философское учение, отождествляющее бога и мир. [32] Креациони́зм (от лат. creatio – род. и creationis – творение) – теологическая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные творцом, или богом. [33] Интеллигибельный – умопостигаемый, мысленно познаваемый.
[34] Трансцендентный – философский термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что запредельно по отношению к миру явлений и недоступно теоретическому познанию. Трансцендентны, по Канту, бог, душа, бессмертие; недоступные для теоретического познания предметы, по Канту, доступны вере, опирающейся на постулаты практического разума. [35] Антиномия (от анти... и греч. nomos – закон; буквально – противоречие в законе), противоречие между двумя положениями, каждое из которых одинаково логически доказуемо. [36] Карл Маркс из статьи «Критические заметки к статье «Пруссака» «Король прусский и социальная реформа» (по http://www.agitclub.ru/museum/revolution1/lion/blutgericht.htm). [37] Радищев А. Н. Полное собрание сочинений. – М.-Л., т. 1, 1938. – С. 4. [38] Радищев А. Н. Полное собрание сочинений. – М.-Л., т. 1, 1938. – С. 98. [39] Там же, с. 16. [40] Там же, с. 368–369. [41] Там же, т. 2, 1941. – С. 59. [42] По: Ильин В. В. История философии. Учебник для вузов. – СПб., «Питер», 2003. – С. 542–547. [43] Конт О. Курс позитивной философии. по: Антология мировой философии. – М., 1971. Т. 3. – С. 553. [44] Там же, с. 559. [45] К. Поппер. Логика и рост научного знания. Избранные работы. – М.: «Прогресс», 1983. – С. 48. [46] Д. Юм. Исследование о человеческом разумении. – М.: «Прогресс», 1995. – С. 14. [47] К. Поппер. Логика и рост научного знания. Избранные работы. – М.: «Прогресс», 1983. – С. 50. [48] Там же, с. 53. [49] Там же, с. 157. [50] Там же, с. 84. [51] Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983. – с. 25. [52] Там же, с. 26. [53] Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. – М., 1992. – С. 251. [54] Там же, с. IV. [55] Поппер К. Нищета историцизма. – М., 1993. – С. 18. [56] Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975. – С. 31 [57] Там же, с. 11. [58] Там же, с. 70. [59] Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986. – С. 3. [60] Там же, с. 218. [61] Там же, с. 25. [62] Там же, с. 274. [63] Аристотель. Соч., т. 1. – С. 88. [64] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. II. – С. 384. [65] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29. – С. 199. [66] Sartre J. P. Critique de la raison dialectique. V. 1, P., 1960. – P. 247. [67] Sartre J. P. L'Etre et ie néant. P., 1960. – P. 516. [68] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд. Т. 3. – С. 26. [69] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд. Т. 3. – C. 25. [70] Там же, т. 20, с. 43. [71] Г. И. Абелев, академик, вице-президент РГО (Москва); Е. Б. Александров, академик (Санкт-Петербург); Ж. И. Алферов, академик, председатель президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН; В. Л. Гинзбург, академик, член РГО (Москва); Л. И. Корочкин, член-корреспондент (Москва); Э. П. Кругляков, академик, председатель комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при президиуме РАН (Новосибирск); Р. А. Сурис, член-корреспондент (Санкт-Петербург); Г. В. Гивишвили, д.м.н., вице-президент РГО (Москва); В. А. Кувакин, д. ф. н., президент РГО (Москва). [72] Штофф В. А. Проблемы методологии научного познания. – М., 1978. – С. 141. [73] См: Степин В. С. Теоретическое знание. – М.: 2000. – С. 122–127. [74] См.: Фейнман Л. Характер физических законов. – М., 1987. – С. 110, 142. [75] Гегель. «Философия истории» // Соч. Т. 8. – Л., 1935. – С. 13. [76] Шопенгауэр А. Собр. соч. Т. 1. – М., 1992. – С. 142. [77] Там же, с. 151. [78] Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. – С. 64. [79] Белл Д. Постиндустриальное общество, что принесут 1970–80-е годы? // «Америка», 1974, сентябрь, № 215. – С. 3. [80] Тоффлер О. Третья волна. – США. Экономика, политика, идеология. – 1982, № 9. – С. 95–99. [81] Bell D. The social framework of information society. – The computer age. London, 1981. – Р. 166.
[82] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 37. – С. 394. [83] Там же, т. 13. – С. 6. [84] Там же, т. 20. – С. 278. [85] Маркс К.и Энгельс Ф., Соч. изд. 2, т. 13. – С. 7. [86] Маркс К и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. – С.26. [87] Программа КПСС. – М., 1962. – С. 62. [88] Конституция СССР и развитие советского законодательства. – М., Юрид. лит., 1981. – С. 30. [89] Там же, т. 20, с. 475. [90] Там же, с. 476. [91] Там же, т. 46, ч. II, с. 347. [92] Там же, т. 20, с. 295. [93] Там же, т. 1, с. 422. [94] Там же, т. 21, с. 306. [95] Там же, т. 20, с. 495–496. [96] Там же, т. 2, с. 102. [97] Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд., т. 29. – С. 171. [98] Oxford Concise Dictionary of Sociology / Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press: 1996. – P. 246. [99] Сорокин П. Социальная и культурная мобильность // Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М.: Политиздат, 1992. – С. 302. [100] Там же, с. 305–306. [101] Там же, с. 303. [102] Экзогамия (от греч. экзо – вне, снаружи и гамос – брак) – запрет брачных отношений между членами рода в эпоху первобытнообщинного строя. [103] Ленин В. И. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 39. – C. 15. [104] Маркс К., и Энгельс Ф., Соч. изд. 2, т. 4. – С. 449. [105] Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч., т. 6. – С. 237. [106] Здесь хочется привести интересные характеристики Салтыкова-Щедрина. В чем различие понятий: отечество, государство, начальство? «Прежде всего, отечество – привлекает, государство обязывает, начальство – приказывает… Представлению об отечестве соответствует представление о нравах и обычаях, об играх, песнях и плясках, о приметах и суевериях, о пословицах, поговорках, притчах и сказках и, наконец, о том неклейменом, но несомненно ходячем словаре... Представлению о государстве соответствует представление о законах, о комиссиях, издающих сто один том трудов, о географических границах, об армиях и флотах, о податях и повинностях, о казенных учебных заведениях, о дипломатических нотах и о клейменых словарях. Представлению о начальстве соответствует представление о департаментах, канцеляриях и штабах, о предписаниях, подтверждениях и о тщетных ожиданиях на сии предписания ответов, о маршировке и обмундировках, о наградах, повышениях, увольнениях и перемещениях, и, наконец, паки о предписаниях и подтверждениях. Отечество говорит тебе кратко: живи! даже не прибавляя при этом: играй, пой песни, пляши, сказывай сказки и проч. Оно знает, что и без его припоминания все сие тебе свойственно. Государство тоже говорит: живи! Но прибавляет: и повинуйся закону. Начальство выражается так: живи, но ожидай предписаний и подтверждений!» (Салтыков-Щедрин, соч., т. 6. – С. 438–439). [107]Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. – М., 1989. – С. 165–166. [108] Соловьев В. С. Значение государства. Соч. в двух томах, том 2. – М., 1989. – С. 550. [109] Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 37. – С. 417. [110]Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 42. – С. 278. [111] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. – С. 24. [112] Декарт. Соч., т. I. – М., 1989. – С. 266. [113] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 41. – С. 311. [114] О воспитании молодежи. – М., 1951. – С. 125. [115] Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч., т. 5. – С. 293–294. [116] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42. – С. 116. [117]Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. – М., 1989. – С. 44. [118] Здесь использованы работы: Л. Г. Юлдашев. Искусство: философия, проблемы исследования. – М. «Мысль», 1981; В. П. Бранский. Искусство и философия. – Калининград, «Янтарный сказ», 1999.
[119] Плеханов Г. В. Избр. филос. пр. в 5-ти т., т. 2. – С. 247. [120] Щеглова Е. Почему их было интересно читать? – «Нева». 1997, № 4. – С. 181. [121] А. Камю. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. – М., 1990. – С. 223. [122] А. Мень. Избранные произведения. – М., 1992. – С. 11. [123] Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 4. – С. 437. [124] См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 35. – С. 140; т. 19. – С. 222–223. [125] Электронная публикация на сайте www.strana.ru [126] Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2. – С. 102. [127] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 9. – С. 230. [128] Сахаров А. Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе. – «Вопросы философии». 1990, № 2. – С. 7. [129] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21. – С. 307–308. [130] См.: Экономическая теория. – СПб, 2000. – С. 313. [131] Там же, с. 366. [132] Там же, с. 180.
|