КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
НАДСТРОЙКА 12 страницаПритча показывает, что далеко не всякая практика может быть критерием истинности или заблуждения. Практика, человеческая деятельность должно созреть для этого. Россия начала ХХ века была еще в начале капиталистических преобразований, оставаясь во многом аграрной, полуфеодальной (а в политической жизни – феодальной) страной. Можно ли было, опираясь на это экономико-политическое состояние, за 70 лет построить коммунизм? Вопрос равнозначен многим аналогичным, но более простым. Например, можно ли получить готовый плод прямо из цветка, минуя стадию завязи? То, что достигла наша страна за исторически котороткий период строительства социализма, на который пришлось две разрушительнейшие и страшные войны, – максимум максиморум того, что вообще можно было достигнуть. Идея коммунизма тут, как говориться, «не виновата». Маркс и Энгельс полагали, что коммунизм будет построен не в отдельно взятой стране, а совместно, в группе наиболее развитых в капиталистическом отношении стран, ибо коммунизм – посткапитализм. Первым шагом к этому будет их экономическое объединение и введение единой валюты… Что дает основание говорить сегодня о том, что многие страны Европы приближаются в социализму? Возрастание в этих странах общественных фондов потребления, обеспечивающих, например, многих шведов возможностью безбедно жить, не работая и не обладая никаким капиталом…
Заключение
Окончен курс лекций по философии. Как много материала рассмотрено! Как много славных имен мы вспомнили! И все: философы и не только – они стремились понять сущность бытия, приблизить человека мыслящего к разгадкам природы, познанию смысла человеческой жизни… Авторы надеются, что их труд по адаптации и популяризации подчас сложных философских знаний не пропадет. Новые поколения студентов и просто людей, интересующихся философией, прочтя эту книгу, не только успешно сдадут экзамен, но и поймут мировоззренческую и методологическую роль философии. А это значит – расширится их мировоззренческий горизонт; конгломерат знаний о мире и человеке превратится в достаточно стройную систему; и многое, что представлялось не ясным, станет понятным… Мы живем в сложное время (да и когда оно было простым для людей?!). Многое требует постоянного (в свете притока новой информации) переосмысления. Авторы постарались разъяснить, что без философии в жизни не обойтись. Однако большинство пользуются доморощенными философскими обобщениями, взятыми «на прокат» из малосодержательных фильмов, бульварной литературы – а ведь это плохие спутники! С ними не подняться до современного понимания мира и человека, а вот «соскользнуть» в объятия средневековых взглядов и даже образа жизни – легко. В Законе об образовании Российской Федерации главной задачей всякого образования определяется формирование у обучающихся «картины мира, адекватной современному уровню развития науки». В условиях высшего учебного заведения выполнение данной задачи по плечу содружеству ученых-преподавателей специальных, общенаучных и социально-экономических дисциплин. Окончательное оформление научной картины мира, целостного научного мировоззрения является целью философского образования студентов: именно философия призвана обобщить, систематизировать те элементы знания о мире, обществе и человеке, которые добываются конкретно-научным познанием. Без подобных системных знаний выпускник вуза останется узким специалистом, не способным со знанием дела не только активно включиться в сегодняшние весьма бурные социальные процессы, но и быть по-настоящему творческим работником производства, руководителем коллектива. От того, какие именно философские взгляды выступают основой системного видения мира и общества, зависит не только складывающаяся картина мира, но и соответствующие методы его познания и преобразования, ибо мировоззрение в действии – это универсально-общая методология. Что сегодня противостоит научному мировоззрению и методологии? Известно, что в эпоху социальных кризисов, упадка общественное сознание склоняется к идеалистическому мировоззрению, религиозно-мистической картине мира, суевериям в самых крайних, обскурантистских формах. Показателен в этом отношении и переживаемый нами период. Эмоционально-образное восприятие и интерпретация событий явно доминируют над рационально-понятийной, обыденное мировоззрение попало в объятия всевозможных антинаучных и псевдонаучных домыслов. Астрологи и прорицатели, гадалки и колдуны, маги и волшебники и прочие шарлатаны всех «методик» и рангов, как и в средневековье, собирают обильную дань с суеверий. Наша «перестройка» начиналась с лозунга, выдвинутого еще в пятидесятые годы известным немецким философом К. Ясперсом: «Демократия – это плюрализм». На этом основании осуществлялись и осуществляются еще и по сей день попытки потребовать от преподавателей преподнесения «равными долями» содержания всех существующих точек зрения, без установления какой бы то ни было субординации и даже координации между ними. Тем самым, преподаватель, во-первых, лишался бы возможности выразить свою точку зрения (ибо она волей-неволей была бы рационально и эмоционально приоритетно изложена); во-вторых, студенты не получали бы целостно, системно интерпретированного мировоззрения. Ведь и мозаичная картина предполагает такую субординированную целостность. Мировоззрение может быть только монистичным, т. к. должно представлять единую систему взглядов, а всякая система предполагает организацию, структурирование, неосуществимые без центра, без субординации элементов. Определенность и есть системная субординированность. Без последней не может быть ни целостного мировоззрения, ни целостной методологии познания и действия. Древнеиндийская притча хорошо иллюстрирует ситуацию отсутствия системной целостности в познании. Говорят, как-то к слону подвели слепцов. Первый держался за хобот, второй обнимал ногу, третий ощупывал бок. Прекратив на этом знакомство с животным, первый сказал, что слон – подобие змеи, второй – что это колонна, третий сопоставил слона со стеной. Попытка использования подобного «плюрализма» в деятельности в качестве метода приводит к результату, аналогичному тому, которого достигли Лебедь, Рак и Щука в известной басне И. Л. Крылова. Когда усилия «плюралистов» велики, «воз» разрывается, что мы наблюдаем в нашем обществе сегодня. Системный монизм мировоззрения и методологии – основа активной позиции молодого человека, который ставит перед собой определенную цель и разрабатывает систему действий по ее реализации. Неопределенность плюрализма составляет основу социальной апатии, бездействия, парализует волю и тем самым отнимает свободу. Отсюда можно сделать вывод, что плюрализм – это антидемократия. Идеалистический монизм претендует на существование в двух основных формах: объективной и субъективной. Однако объективный идеализм может представлять основу только мистического мировоззрения, в сути своей противостоящего научной картине мира. Что касается субъективного идеализма, то он связан с метафизической абсолютизацией личностного начала и в познании, и в деятельности людей, возвращающей к плюрализму и в мировоззрении, и в методологии. В данной книге мы постарались показать, что формирование личности молодого человека, студента должно иметь своей основой монистическое мировоззрение, исходящее из принципов диалектики и материализма.
Используемая и рекомендуемая литература
К части I – ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
1. Августин Аврелий. Исповедь; Блез Паскаль. Письма к провинциалу. – Симферополь: Реноме, 1998. 2. Андреев Д. Л. Роза Мира. – М.: Иностр. мир, 1992. 3. Анселъм Кентерберийский. Сочинения. – М.: Канон, 1995. 4. Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. – М.: Наука, 1984. 5. Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969-1972. Т. 1: Философия Древности и Средневековья. Ч. 1,2. – М.: Мысль, 1969. Т. 2: Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. – М.: Мысль, 1970. Т. 3: Философская и социологическая мысль народов СССР XIX в. – М.: Мысль, 1972. 6. Аристотель. Сочинения: в 4 т. – М.: Мысль, 1975–1983. 7. Асмус В. Ф. Античная философия. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1976. 8. Асмус В. Ф. Декарт. – М.: Госполитиздат, 1956. 9. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. – М.: Наука, 1973. 10. Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. – М.: Правда, 1989. Беме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. – М.: Гуманус, 1990. 11. Берг. Д-р Филипп III. Введение в Каббалу. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 12. Бергсон А. Собрание сочинений. Т. 1. – М.: Московский клуб, 1992. 13. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука, 1990. 14. Бердяев Н. А. Русская идея // Вопросы философии. – 1990. – № 1–2. 15. Бердяев Н. А. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990. 16. Бердяев Н. А. Человек и машина // Вопросы философии. – 1989. – № 2. 17. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Правда, 1989. 18. Беркли Д. Сочинения. – М.: Мысль, 1978. 19. Блинников Л. В. Краткий словарь философов. – М.: Наука, 1994. 20. Богданов А. А. Вопросы социализма: Работы разных лет. – М.: Политиздат, 1990. 21. Богданов А. Вера и наука (о книге В. Ильина «Материализм и эмпириокритицизм») // Вопросы философии. – 1991. – № 12. 22. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация, философия, наука, религия. – М.:Наука, 1980. 23. Бонгард-Левин Г. М., Герасимов А. В. Мудрецы и философы Древней Индии. – М.: Наука,1975. 24. Боргош Ю. Фома Аквинский. – М.: Мысль, 1966. 25. Бохеньский. Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков. – М.: Прогресс, 1993. 26. Боэций. Утешение философией и другие трактаты. – М.: Наука, 1990. 27. Булгаков С. Н. Сочинения: В 2 т. – М.: Наука, 1993. 28. Быховский Б. Э. Сигер Брабантский. – М.: Мысль, 1979. 29. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1971–1972. 30. Балла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М.: Наука, 1989. 31. Введенский А. И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии. – Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 32. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990 33. Вехи. Из глубины. – М.: Правда, 1991. 34. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 1. От Возрождения до Канта. – 2-е изд. – СПб., 1908. 35. Виппер Р. Ю. История средних веков. – М., 1947 36. Вундт В. Введение в философию. – М., 1998. 37. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988. 38. Галактионов A.A., Никандров П. Ф. Русская философия IX–XIX вв. – 2-е изд. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 39. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 4. Феноменология духа. – М.: Изд-во соц.-экон. литер., 1959. 40. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. – М.: Мысль, 1974–1977. Т. 1: Наука логики. – М.: Мысль, 1974. Т. 2: Философия природы. – М.: Мысль, 1975. Т. 3: Философия духа. – М.: Мысль, 1977. 41. Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М.: Мысль, 1990. 42. Гегель Г. В. Ф. Философия религии: В 2 т. – М.: Мысль, 1975–1977. 43. Гельвеции К. А. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1973–1974. 44. Герменевтика: история и современность (критические очерки). – М.: Мысль, 1985. 45. Герцен А. И. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1985–1986. 46. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1989–1991. 47. Гольбах П. А. Избранные произведения: В 2 т. – М.: Соцэкгиз, 1963. 48. Го Мо-жо. Философы Древнего Китая. – М.: Иностранная литература, 1961. 49. Гомперц Т. Греческие мыслители: В 2 т. – СПб., 1911–1913. 50. Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. – М.: Высшая школа, 1980. 51. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль, 1986. 52. Гуссерль Э. Логические исследования. Ч. I. Пролегомены к чистой логике. – СПб., 1909 53. Давыдов Ю. Н. Критика социально-философских воззрений франкфуртской школы. – М.: Наука, 1977. 54. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991. 55. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1989–1991. 56. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979. 57. Древнекитайская философия. Т. 1, 2. – М.: Мысль, 1972–1973. 58. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. – СПб.: Изд-во СпбГУ, 1995. 59. Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1, ч. 1, 2; Т. 2, ч. 1, 2. – Л.: Эго, 1991. 60. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуазная философия середины XIX – начала XX в. – М.: Высшая школа, 1988. 61. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века: В 2 т. Т. 1. – М.: Иптерпракс, 1944. 62. Ильенков Э. В. Философия и культура. – М.: Изд-во полит, литер., 1991. 63. Ильин В. В. История философии. СПб: Питер, 2003 64. Ильин В. В. Философия: Учебное пособие. СПб: ПГУПС, 2003 65. Ильин В. В., Кармин А. С., Огородников В. П. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов. Спб.: Питер, 2008 66. Ильин В. В., Солнцев Н. В., Чалое Н. М. Русская философия в лицах. – М.: Изд-во ж. Юность, 1977. 67. Ильин И. А. Сочинения. – М.: Медиум, 1993–1994. 68. Т. 1: Философия права. Нравственная философия. – М.: Медиум, 1993. Т. 2: Религиозная философия. – М.: Медиум, 1994. 69. История античной диалектики. – М.: Мысль, 1972. 70. История диалектики. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль, 1978. 71. История диалектики XIV–XVIII вв. – М.: Мысль, 1974. 72. История китайской философии. – М.: Прогресс, 1989. 73. История марксисткой диалектики. От возникновения марксизма до ленинского этапа – М.: Мысль, 1971. 74. История марксистской диалектики. Ленинский этап. – М.: Мысль, 1973. 75. История современной зарубежной философии: Компаративистский подход. Т. 1,2. – СПб.: Лань, 1988. 76. История философии: Запад–Россия–Восток. Книга первая. Философия древности и Средневековья. – М.: Греко-латинский кабинет, 1995. 77. История философии: Запад – Россия – Восток. Книга вторая. Философия XV–XIX вв. – М.: Греко-латинский кабинет, 1996. 78. Камю А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат, 1990. 79. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. – 2-е изд. – М.: Логос, Владос, Наука, 1997. 80. Кант И. Критика практического разума. – СПб.: Наука, 1995. 81. Кант И. Критика способности суждения. – СПб.: Наука, 1995. 82. Кант И. Критика чистого разума. – М.: Мысль, 1994. 83. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М., 2003. 84. Кессиди Ф. X. От мифа к логосу (становление греческой философии). – М.: Мысль, 1972. 85. Кисселъ М. А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. – Л.: Лениздат, 1976. Классическая йога. – М.: Наука, 1992. 86. Колесников А. С. Философия Бертрана Рассела. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 87. Конт О. Курс положительной философии. Т. 1, 2. – СПб., 1900–1901. 88. Корнфорт М. Открытая философия и открытое общество. – М.: Мысль, 1972. 89. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе – М.: Иностранная литература 1980. 90. Кропоткин П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. – М.: Правда, 1990. 91. Кузанский Н. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1979–1980. 92. Кузнецов Б. Г. История философии для физиков и математиков. – М.: Наука, 1974. 93. Кузнецов Б. Г. Идеи и образы Возрождения. – М.: Наука, 1979. 94. Кузнецов В. Н. Франсуа Мари Вольтер. – М.: Мысль, 1978. 95. Кузнецов В. Н. Французский материализм XVIII века. – М.: Мысль, 1981. 96. Кун Т. Структура научных революций. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 1974. 97. Къеркегор С. Страх и трепет. – М.: Республика, 1993. 98. Лавров П. Л. Философия и социология. Избранные произведения: В 2 т. – М.: Мысль, 1965. 99. Ламетри Ж. О. Сочинения. – 2-е изд. – М.: Мысль, 1983. 100. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. – М.: Политиздат 1990. 101. Ленин В. И. Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов / Избр. соч.: В 10 т. Т. 1. – М.: Изд-во полит, литер., 1984. 102. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм / Избр. соч.: В 10 т. Т. 5, ч. I. – М.: Изд-во полит, литер., 1985. 103. Ленин В. И. Философские тетради / Избр. соч.: В 10 т. Т. 5, ч. И. – М.: Изд-во полит, литер., 1986. 104. Ленин В. И. Три источника и три составные части марксизма / Избр. соч. в 10 т. Т. 6. – М.: Изд-во полит, литер., 1985. 105. Ленин В. И. Государство и революция / Избр. соч.: В 10 т. Т. 7. – М.: Изд-во полит, литер., 1986. 106. Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4 т. – М.: Мысль, 1982–1989. 107. Локк Д. Сочинения: В 3 т. – М.: Мысль, 1985–1988. 108. Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. – М.: Соцэкгиз, 1950. 109. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. – М.: Прогресс, 1990. 110. Лосев А. Ф. Из ранних произведений. – М.: Правда, 1990. 111. Лосский Н. О. История русской философии. – М.: Советский писатель, 1991 112. Маковелъский А. О. Древнегреческие атомисты. – Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1946. 113. Макьявелли. Государь / Жизнь Никколо Макьявелли. – СПб.: Лениздат, 1993. 114. Маритен Ж. Философ в мире. – М.: Высшая школа, 1994. 115. Маркс К. Капитал / Избр. соч.: В 9 т. Т 7. – М.: Изд-во полит, литер., 1985. 116. Маркс К. Нищета философии / Избр. соч.: В 9 т. Т. 7. – М.: Изд-во полит, литер., 1985 117. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / Избр. соч.: В 9 т. Т. 2. – М.: Изд-во полит, литер., 1985. 118. Мельвиль Ю. К. Пути буржуазной философии XX века. – М.: Мысль, 1983. 119. Мерит Ф. Карл Маркс. История его жизни. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1990. 120. Мерло-Понти М. В защиту философии. – М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1996. 121. Монтень М. Опыты: В 3 т. – СПб.: Кристалл, Респекс, 1998. 122. Монтескье Ш. Избранные произведения. – М.: Госполитиздат, 1955. 123. Н. Бердяев в русской философии. Ч. 1, 2. – Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 124. Нарский И. С. Давид Юм. – М.: Мысль, 1973. 125. Нарский И. С. Западно-европейская философия XVII века. – М.: Высшая школа, 1974. 126. Нарский И. С. Западно-европейская философия XVIII века. – М.: Высшая школа, 1976. 127. Нарский И. С. Западно-европейская философия XIX века. – М.: Высшая школа, 1990. 128. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1990. 129. Новиков А. И. История русской философии Х–ХХ веков. – СПб.: Лань, 1998. 130. Новикова Л. И., Сиземская И. Н. Русская философия истории: Курс лекций. – 2-е изд., дополн. – М.: Аспект Пресс, 1999. 131. Ойзерман Т. И. Проблемы историко-философской науки. – 2-е изд. – М.: Мысль, 1982. 132. Ориген. О началах. – Новосибирск: ИЧЛ Лазарев В. В. и О, 1993. 133. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. – М.: Наука, 1990. 134. Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Вопросы философии. – 1989. – № 3–4. 135. Петрици И. Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха. – М.: Мысль, 1984. 136. Писарев Д. И. Исторические эскизы. – М.: Правда, 1989. 137. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. – М.: Мысль, 1990–1994. 138. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. Т. 1, 2, 3. – М., 1956–1957. 139. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. – 1992. – № 8–10. 140. Потгер К. Открытое общество и его враги. Т. 1, 2. – М.: Феникс, 1992. 141. Пурани А. Б. Вечерние беседы с Шри Ауробиндо. Т. 1, 2. – СПб.: Комплект, 1994. 142. Радев Р. Критика неотомизма. – М.: Прогресс, 1975. 143. Радищев А. Н. Сочинения. – М.: Художественная литература, 1988. 144. Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1. – М.: Иностранная литература, 1956. 145. Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. – М.: Изд-во полит, литер., 1990. 146. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. – М.: МИФ, 1993. 147. Рассел Б. Почему я не христианин. – М.: Политиздат, 1987. 148. Сагдеев А. В. Ибн-Рушд (Аверроэс). – М.: Мысль, 1973. 149. Сагдеев А. В. Ибн-Сина (Авиценна). – М.: МысГль, 1980. 150. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М.: Политиздат, 1992. 151. Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения. – М.: Изд-во полит, литер., 1992. 152. Светлов В. А. История философии в схемах и комментариях. – СПб: Питер, 2010. 153. Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1975–1976. 154. Скрибекк Г., Гилъе Н. История философии. – М.: ВЛАДОС, 2000. 155. Соколов В. В. Европейская философия XV–XVII веков. – М.: Высшая школа, 1984. 156. Соколов В. В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. 157. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. – М.: Правда, 1989. 158. Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1, 2. – М.: Госполитиздат, 1957. 159. Сталин И. Вопросы ленинизма. – М.: Госполитиздат, 1953. 160. Тарнас Р. История западного мышления. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. 161. Ткачев П. Н. Кладези мудрости российских философов. – М.: Правда, 1990. 162. Трубецкой Е. Н. Избранное. – М.: Канон, 1995. 163. Успенский П. Д. В поисках чудесного. – СПб.: Изд-во Чернышева, 1992. 164. Фалькенберг Р. История новой философии. – М., 1910. 165. Федотов Г. П. Судьба и грехи России (Избранные статьи по философии русской истории и культуры): В 2 т. – СПб.: София, 1991. 166. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 1, 2. – М.: Госполитиздат, 1955. 167. Философия не кончается... Из истории отечественной философии: XX век: В 2 т. – М.: РОССПЭН, 1999. 168. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. 169. Философы двадцатого века. – СПб–М.: Искусство, 1999. 170. Философы России XIX – XX столетий.Биография, идеи, труды. 4-е изд. М., 2002. 171. Фихте И. Г. Сочинения: В 2 т. Т. 1, 2. – СПб.: Мифрил, 1993. 172. Фишер К. История новой философии. Т. 1–6. – СПб., 1906–1909. 173. Флоренский П. А. Т. 1–2. – М.: Правда, 1990. 174. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989. 175. Франк С. Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992. 176. Франк С. Л. Сочинения. – М.: Правда, 1990. 177. Французская философия сегодня: Анализ немарксистских концепций. – М.: Наука, 1989. 178. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1989. 179. Фрейд 3. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1989. 180. Фромм Э. Душа человека. – M.: OOO Издательство АСТ-ЛТД, 1998. 181. Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1986. 182. Хадеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. – М.: Республика, 1993. 183. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. – СПб.: Евразия, 1998. 184. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. – 1989. – № 9. 185. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. 186. Хесс Р. 25 ключевых книг по философии. – Челябинск: Урал-LTD, 1999. 187. Хомяков А. С. Сочинения: В 2 т. – М.: Медиум, 1944. 188. Цицерон. Философские трактаты. – 2-е изд. – М.: Наука, 1997. 189. Чаадаев П. Я. Сочинения. – М.: Правда, 1989. 190. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991. 191. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М.: Селена, 1944. 192. Чернышевский Я. Г. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1986–1987. 193. Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности: Уч. пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 194. Шеллинг Ф. В. И. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1987–1989. 195. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 196. Шестов Л. Сочинения: В 2-х т. – М.: Наука, 1993. 197. Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М.: Просвещение, 1992. 198. Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. Мир как воля и представление. – М.: Наука, 1992–1993. 199. Шпет Г. Г. Сочинения. – М.: Правда, 1989. 200. Шпренгер Я., Инсисторис Г. Молот ведьм. – Саранский филиал СП Норд, 1991. 201. Шри Шримад А. Ч., Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхавагад-гита как она есть. – Изд-во Бхактиведанта Бук Траст, 1984. 202. Шъеклъ А. История средневековой философии. – М.: Изд-во В. М. Саблина, 1912. 203. Энгельс Ф. Анти-Дюринг / Избр. соч.: В 9 т. Т. 5. – М.: Изд-во полит, литер., 1986. 204. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Избр. соч.: В 9 т. Т. 6. – М.: Изд-во полит. литер., 1987. 205. Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М.: Наука, 1986. 206. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. – М.: Прогресс, 1993. 207. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994. 208. Яхот И. Подавление философии в СССР (20–30-е годы) // Вопросы философии – 1991 – №9–11.
К Части II – ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
1. Адорно Т. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ. – М., 1989. 2. Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. – М.: 1999. 3. Башляр Г. Научный рационализм. – М. – СПб., 2000. 4. Белл Д. Постиндустриальное общество, что принесут 1970–80-е годы? – Америка, 1974, сентябрь, № 215. 5. Бернал Д. Наука в истории общества. – М., 1956. 6. Бек У. Общество риска. – М., 2000. 7. Бранский В. П. Значение релятивистского метода Эйнштейна в формировании общей теории элементарных частиц (к 100-летию специальной теории отнотительности) КомКнига, 2005. 8. Бранский В. П. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ, 2001. 9. Бранский В. П.Теория элементарных частиц как объект методологического исследования: Монография, КомКнига, 2005. 10. Бранский В. П. Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов. Л., 1973. 11. Бирюков Б. В., Гастев Ю. А., Геллер Е. С. Моделирование // БСЭ, т. 14, с. 394. 12. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление – М., 1978. 13. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988. 14. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.) – М., 1987. 15. Гегель. «Философия истории». //Соч.Т.8. Л., 1935. 16. Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук, т.1. – М., 1974. 17. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1987. 18. Гельвеций К. А. Сочинения. В 2-х т. – М., 1973. 19. Гинзбург В. Л. О науке, о себе и о других. – М., 2001. 20. Глобальный эволюционизм. М., 1994. 21. Горохов В. Г. Основы философии техники и технических наук. – М., 2004. 22. Горохов В. Т., Разин В. М. Введение в философию техники. – М., 1998. 23. Грэхем Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991. 24. Грюнбаум Г. Э. Классический ислам. – М., 1988. 25. Декларация об использовании научно-технического прогресса. По: http://www.hro.org/docs/ilex/un/ntpdec.htm 26. Ежегодник «Философия науки», М., Ин-т философии РАН, 2001. 27. Журнал «Философия науки», Новосибирск, Ин-т философии и пр-ва СО РАН. 28. Иванов Б. И., Чешев В. В. Становление и развитие технических наук. Л.:Наука, 1977. 29. Иванов В. Г., Лезгина М. Л. Введение в философию науки. М., 2005. 30. Иванов В. Г., Лезгина М. Л. Горизонты науки XXI века. Этюды философии науки. М., АПК и ППРО, 2006. 31. Иванов В. Г., Лезгина М. Л., Лезгина Д. В. Революция и преемственность в науке. Этюды философии науки. М., АПК и ППРО, 2007. 32. Ильин В. В. Наука. Философия и методология науки. СПб., 2002. 33. Ильин В. В. Философия: Учебное пособие. СПб: ПГУПС, 2003. 34. Ильин В. В., Кармин А. С., Огородников В. П. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов. Спб: Питер, 2008. 35. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. М., 2000. 36. Кармин А. С. Творческая интуиция в науке. М., 1971. 37. Кармин А. С. Культурология. СПб. «Лань», 2001. 38. Кармин А. С. Познание бесконечного. М., 1981. 39. Келле В. Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988. 40. Кезин А. В. Наука в зеркале философии. – М, 1990. 41. Корнфорт М. Открытая философия и открытое общество. – М., 1972. 42. Конт О. Дух положительной философии. – СПб.,1910. 43. Кохановский В. П. Философия и методология науки. Учебник для высших учебных заведений. Р/Д: Феникс, 1999. 44. Котенко В. Н. Основания науки. – СПб.: «Кольна», 2000. 45. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001. 46. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. 47. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.
|