КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
НАДСТРОЙКА 7 страницаХотя произведение искусства сделано из определенного материала и не существует без него, главное в нем – художественный образ. В процессе художественного творчества материал преобразуется, теряет самостоятельное значение и предстает как художественный образ. Так, краски, нанесенные на холст, становятся портретом человека, звуки – мелодией, игра актеров в спектакле – событием из жизни персонажей и т. д. Художественный образ произведения создан художником в соответствии с его представлениями о реальном или фантастическом мире и является материальным изображением явлений природы и общества или фантастических воображаемых событий. Изобразительность – основное свойство искусства. Но не всякое изображение, созданное человеком, выступает как художественный образ, например, к таковым не относятся обычный документальный фильм, фотоснимки и т. п. Изображение оказывается художественным образом, если оно обладает особыми свойствами, содержанием и формой. Начнем с характеристики этих свойств, к которым относятся эстетический характер изображения, выразительность (передача чувств, характеров, психологии людей, духовного мира художников), идейная направленность. Изображение в произведении искусства явлений становится художественным, если ему присуща выразительность – способность передать публике определенные стороны мира людей. Так, в портрете мы видим внимательный взгляд человека, чувствуем его печаль или радость; читая роман, мы откликаемся на горе или радость его персонажей, сочувствуем им; от музыкальной мелодии на нас веет нежность и грусть и т. д., а ведь, казалось бы, произведение искусства как материальный объект не обладает человеческими чувствами. Как это получается? Художественные образы передают внешние, материальные проявления чувств и характеров. Художники и философы давно обратили внимание на то, что чувства и воля людей проявляются в мимике, позах, жестах, движениях, интонациях голоса и т. д., то есть в эмоциях и эмоциональном поведении. На основе знания связи эмоций людей с чувствами художники создают такие изображения, в которых воспроизводятся, отображаются эмоции людей, и эти изображения предстают перед публикой «живыми», «одухотворенными», мы как бы чувствуем присутствие реальных людей с их чувствами, переживаниями и т. д. В зеркале, воде, фотографии могут отразиться случайные эмоции человека. В искусстве же выражаются не случайные, а общезначимые для людей чувства, черты их воли, которые в своем сочетании образуют характеры. Искусство не копирует действительность, так сказать, один к одному, а концентрирует в художественных образах различные проявления чувств, отбрасывая второстепенное, случайное в жизни людей. Типизация – существенное средство выражения жизни искусством. Таким образом, искусство не просто копирует явления. (Еще Гете как-то заметил, что можно с абсолютной точностью нарисовать на полотне пуделя – будут две собаки вместо одной, а искусства не будет.) Искусство выражает чувства, эмоциональное отношение к характерам людей как посредством изображения их носителей – самих людей с их внешним обликом, так и путем изображения только их эмоций (например, когда в музыке воспроизводятся интонации голоса человека, испытывающего различные переживания). В пейзаже и натюрморте также выражаются чувства людей; так, природа предстает перед нами «окрашенной» (или измененной) переживаниями, например, «радостной» или «мрачной», хотя эти состояния самой природе вовсе не присущи. Но такое изображение природы также выражает чувства человека. Таким образом, произведение искусства обладает изобразительностью и выразительностью. Изобразительность является основным атрибутом искусства, от него зависят выразительность и другие свойства искусства. В произведениях искусства выражается духовный мир художника. В своей жизни художник, как и любой другой человек, на что-то обращает внимание, что-то его радует, что-то заставляет переживать и т. п. Художник не может изобразить или выразить то, что сам не испытал или представил в своем изображении. Самовыражение – также общее свойство искусства. Характерно, что только те произведения искусства, в которых выражены чувства художника, созвучные духовному миру общества, тем или иным социальным группам, оказываются ценными, получают общественное признание. У каждого художника есть представления об эстетическом идеале как совершенном образе. С точки зрения этого идеала он и изображает действительность. Одни явления представляются ему прекрасными и возвышенными, другие – безобразными и низменными, одни он воспевает и возвеличивает, другие – осуждает, высмеивает. Эстетический идеал есть и у общества, социальных групп. Жизнь, какой она должна быть, выражается в общественном идеале. И не случайно, что эстетический идеал всегда связан с политическими взглядами и нравственными принципами. Социальная позиция художника проявляется в том, каков его эстетический идеал; она раскрывается в том, какие явления он отражает, как отражает, какую оценку они получают от автора. Нередко встречается ситуация, когда художник раньше других чувствует новые настроения, мотивы, переживания тех или иных групп людей. В этой связи И. Глазунов пишет: «Художники обогатили нас новыми категориями восприятия мира, открыв их для нас и живописно сформулировав наши зачастую бессознательные, интуитивные чувства». Выражение новых чувств (в новом типе художественного произведения) часто воспринимается публикой сначала негативно, их высоко оценивают редкие знатоки. Но если художник угадал формирующиеся социальные чувства – придет признание. В противном случае – произведение уйдет в забвенье. Передовые художники прошлого свое представление о прекрасном, красоте жизни связывали с борьбой за свободу людей, за счастье человечества, за торжество разума, за гармонично развитую личность. Прекрасное для них – то, что ведет к успеху в этой борьбе, к победе света над тьмой, разума над бессмысленной, животной жизнью. В симфониях Бетховена – образ мятежного, страстно стремящегося к счастью человека; прекрасны женские образы в романах Тургенева – его героини не мирятся с пошлой и ограниченной жизнью, ставят перед собой высокие задачи. А Салтыков-Щедрин дает галерею отрицательных типов, которые выражают все темное, косное, уродливое в русской действительности. Характерно, что, когда общество переживает трудности, переходные ситуации, в искусстве наблюдается дегероизация и дегуманизация – отход от изображения человека как прекрасного и возвышенного, отсутствие положительных эстетических идеалов, на первом плане изображение негармонического, ущербного, разрушенного, безобразного. В произведении искусства художник выражает общественное сознание определенных групп. Идейность – необходимое свойство искусства. В истории эстетики издавна существует концепция, что искусство по самой своей природе безразлично к общественной жизни и составляет особый, сам для себя существующий мир (концепция «чистого искусства», «искусства для искусства»). Но с этой концепцией трудно согласиться. В классовом обществе не может быть «нейтрального искусства», у всякого искусства есть какая-то идейная, мировоззренческая основа. История искусства убедительно показывает, что искусство не стояло в стороне от идейной борьбы в обществе. Можно вспомнить, например, борьбу художников античности против отживших верований и представлений родового строя; вспомнить, как искусство Возрождения с сарказмом осуждало средневековую мораль, или – подвижническую борьбу русского искусства с крепостничеством. Социальная природа искусства особо ощутимо раскрывается в тех случаях, когда художники с разных позиций изображают одни и те же явления жизни. Так, в 60-г годах XIX века на арену общественной жизни в России вышли разночинцы. Их образы у Чернышевского, Гончарова, Лескова, Достоевского четко говорят о различных социальных позициях этих писателей. Идейная направленность искусства может проявляться не только в его классовости, но и в народности. Народность искусства проявляется в том, что оно отображает жизнь народа, его чувства, интересы, передает национальную самобытность, неповторимость каждого народа. Свойства художественного образа произведения искусства (изобразительность, выразительность и др.) зависят от содержания и формы. Содержание произведения искусства – совокупность составляющих его художественных элементов. Художественные элементы (элементы художественного образа) разнообразны: это – изображения глаз, губ, головы, тела человека, его поз и т. п. в живописи и скульптуре; звуковые мотивы и пластические формы в музыке и танце; фразы повествователя или персонажа в литературе; мизансцены в театральном спектакле и т. д. В произведении искусства художественные элементы связаны друг с другом; из их сочетания возникает художественный образ. Так, сочетанием изображения частей человеческого тела в живописи и скульптуре создается портрет человека, в музыке отдельные мотивы сливаются в мелодии, из мизансцен в театральном спектакле складываются сцены, акты. Взаимосвязи художественных элементов в произведении искусства создают художественную форму как определенную структуру этой взаимосвязи. К художественной форме относится композиция – определенный порядок в соотношении элементов относительно друг друга. Этот порядок не однозначен. Так, в живописи имеются фронтальные, пирамидальные или диагональные композиции. В скульптуре для выражения монументальности используется фронтальная композиция (центр равновесия проходит по вертикальной оси фигуры), для выражения динамики центр равновесия смещен от вертикальной оси и т. д. Для выражения определенных чувств создаются изображения людей с различными пропорциями частей тела. Так, в живописи маньеризма (особенно у Эль Греко) удлиненные пропорции фигур способствуют выражению религиозных чувств. Соответствие художественной формы содержанию является важнейшим признаком художественности произведений искусства и принципов их оценки. Композиция произведений искусства связана с симметрией и ритмом художественных элементов (которые сопровождаются асимметрией и аритмией). Симметрия и ритм способствуют слиянию изображенного в единое целое. Плюс к этому, в произведении искусства художественные элементы и материал произведения (речь идет об используемых художником материалах – красках, гипсах, музыкальных инструментах и т. д.) должны быть взаимосогласованными, а потому – образующими гармоничное целое. Гармония художественных элементов и элементов материала, гармония композиции художественных элементов в художественной форме делают произведения искусства высокохудожественными, совершенными и потому составляют «классику». Лишь эти произведения искусства сохраняются в историческом развитии культуры. Искусство в общественной жизни выполняет ряд функций. Прежде всего, это – эстетическая функция. Восприятие людьми произведений искусства является одним из действенных средств формирования у людей эстетического сознания. А эстетическое сознание дает людям большое духовное удовольствие, способность воспринимать и оценивать красоту, выступает духовным стимулом эстетической деятельности людей. Эстетическое сознание имеет два уровня: – обыденное (восприятие, переживание, оценка эстетических ценностей); – теоретическое (понимание, объяснение сущности эстетических ценностей, процессов их создания и восприятия, которое дает эстетика). К формам обыденного эстетического сознания относятся: – эстетические чувства (восприятие и переживание красоты, прекрасного, возвышенного и т. д.); – вкусы (способность оценить эстетические ценности); – интересы (стремление воспринимать красивые вещи, произведения искусства, заниматься эстетической деятельностью); – идеалы (идеальные образы красивых людей, вещей, явлений природы). Эстетические чувства отличаются от познавательных образов. Познавательные образы отражают объекты, их содержание выразимо на обычном («рациональном») языке; в отличие от них чувства отражают не объекты, а отношение субъекта к объекту (оценочное отношение), поэтому чувства имеют своеобразную иррациональность, не выразимую с помощью рациональных образов, сочетаемых по законам логики. Эстетические чувства несут особую эмоциональную информацию: – эмоциональное отношение к реальным объектам; – отношение к отдельным сторонам реальных объектов (покой, движение, величина и т. д.); – отношение к фантастическим объектам; – отношение к процессу художественного творчества и художественного восприятия. Если художественное творчество заключается в обобщении, кодировании художественных эмоций, то художественное восприятие – расшифровка этого кода, сопереживание. Сопереживание имеет различные степени, полюсами которого являются или полное сопереживание, или отсутствие такового вообще (или контрпереживание). Понимание художественного произведения включает в себя эмоциональный момент (сопереживание) и рациональный (осознание сюжета и идеи произведения искусства). Возможность понимания основывается, в конечном счете, на совпадении эстетических идеалов художника и публики. Эстетическая оценка произведений искусства изменчива. Чем больше число людей сопереживает художнику, тем более общезначимой становится оценка произведения. Идеал вообще имеет смысл, когда в действительности чего-то не хватает. Идеал предполагает мир не таким, каков он есть, а таким, каким должен быть согласно желаниям людей. Эстетический идеал, главным образом, связан с человеком. Еще Гегель отмечал: «Из всех форм человеческая является самой высшей и истинной, потому что в ней дух может иметь свою телесность и тем самым свое наглядное выражение». Эстетический идеал говорит о том, каким должен быть человек. Глубокое эстетическое переживание невозможно без развитых эстетических чувств. Вместе с тем, на сопереживание влияют многие другие факторы: редкость произведения искусства, древность, стоимость, экзотичность, труднодоступность, скандальность, запретность и т. д. В области эстетических оценок, эстетического вкуса наблюдается большая субъективность. Каждый может вспомнить многие примеры, когда не сходились во мнениях о кинофильме, книге, артисте и т. д. В чем-то это даже хорошо. Жизнь многообразна, говорят – «о вкусах не спорят». Но, однако, различают людей с хорошим вкусом и «без вкуса». Вкус – сумма представлений человека о красоте, его способность отличить красивое от некрасивого, это выражение его личных эстетических предпочтений, симпатий. Вкус проявляется и в отношении человека к произведению искусства, и в том, как он организует свое жилье, и в одежде, и в характере поведения, в обращении с окружающими. Субъективность вкусов не безгранична. Есть, скажем, такие произведения искусства, которые вызывают эстетические переживания у людей с самыми различными темпераментами и культурным уровнем. Видимо, эти произведения обладают какими-то качествами, обеспечивающими сильное и широкое воздействие. Можно заметить, что большинству нормальных, здоровых, непресыщенных, ведущих трудовую жизнь людей обычно свойственно более или менее общее представление о красоте, более или менее общие вкусы. Нельзя не отметить и социальную оринтированность вкусов. Как уже отмечалось, Н. Г. Чернышевский показал, что эстетический идеал имеет классово-ориентированный характер, определяется тем или иным местом данного класса, социальной группы в системе производственных отношений. Так, представление о женской красоте в крестьянской избе и в дворянском собрании диаметрально противоположны. Эстетические вкусы, идеалы, зависящие от них представления о красоте со временем меняются. В поисках красоты возникали различные направления и стили в искусстве, менялись требования к одежде, оформлению быта. В каждую эпоху складывался ведущий стиль, характеризующийся определенным кругом тем, сюжетов, своими выразительными средствами. Различные направления в искусстве обусловлены различиями эстетических идеалов художников, а также особенностями идеализации или типизации в искусстве. Приведем несколько примеров.[118] В античном искусстве эстетический идеал прекрасного и возвышенного человека воплощен художником в изображении богов и героев античной мифологии. Здесь на первом плане выражаются чувства и черты характеров: достоинства могущественности, храбрости, строгости и т. п. В средневековом искусстве, особенно иконописи, прекрасное и возвышенное предстают в образах Христа, апостолов и т. д. А безобразными и низменными оказываются Иуда и истязатели Христа и святых. В этом искусстве выражаются чувства веры, надежды, любви, смирения, страдания и т. д. Возрождение выражает новый эстетический идеал человека – гармоничного человека в единстве его физических и духовных качеств. В позднем Возрождении, в маньеризме на первом плане негативные черты человека – тяга к мистике, эротике, изнеженности, пессимизму и т. п. В искусстве барокко мы видим людей с глубокими жизненными переживаниями, с драматическими характерами, порожденными трудностями жизни («гедонистически-героический человек»). В искусстве классицизма пропагандируется отказ от личного счастья во имя морального долга. Наоборот, в романтизме – призыв к отклонению от общепринятого («свободный человек»). В искусстве реализма идеалом человека становится деловитость и простота, причем особое внимание уделяется так называемому простому человеку. В искусстве модерна выражается эротизм и мистицизм (символизм), атмосфера сказочности (декоративизм), поэзия мгновения, сиюминутного настроения (импрессионизм) и т. д. Искусство доставляет публике наслаждение, заставляет волноваться и жить жизнью его героев. Но искусство часто изображает и уродливые стороны жизни, говорит о некрасивом, страшном, дурном. Обязательное условие подлинного искусства при этом – правдивость. Хороший вкус умеет оценить именно правдивость произведения искусства. Кроме эстетической, искусство выполняет ряд других функций. Прежде всего, это – познавательная функция. Искусство расширяет социальный опыт людей. Посредством искусства человек приобщается к истории общества, общается с людьми разных эпох, стран и народов, обогащается новыми духовными ценностями. Искусство отображает человека во всем многообразии его отношений к действительности, отражает его как живую и многообразную личность, со всеми ее чувствами и действиями. Такое отношение к человеку обусловливает конкретно-чувственную форму познания в искусстве. Так, к примеру, состояние, поведение, переживания влюбленного человека нельзя выразить понятиями науки, формулами и схемами. Это возможно при образном воспроизведении его чувств и мыслей. Это и осуществляет искусство. Благодаря искусству, мы не просто глубже познаем жизнь и людей. Мы эстетически обогащаем себя. Искусство способствует выработке ценностной ориентации человека, пониманию смысла жизни. Не случайно, например, произведения таких художников, как О. Бальзак или Л. Толстой, называют энциклопедией жизни. У искусства есть еще специфический познавательный аспект – оно подготавливает человека к встрече с новым, будущим (например, в фантастике). Доставляя нам эстетическое наслаждение, углубляя наше познание жизни, искусство также воспитывает людей, то есть осуществляет воспитательную функцию. Искусство влияет на возникновение у людей социальных интересов и оценок. Художник, отображая те или иные стороны действительности, намеренно или ненамеренно изображает ее с позиций той или иной социальной группы, склоняет читателя, зрителя, слушателя к той или иной нравственной, политической и т. д. оценке. Искусство используется классами, социальными группами, партиями и государствами в их идеологической деятельности. Искусство побуждает человека к действию. Высокое, прогрессивное искусство воодушевляет людей, побуждает изменить свою жизнь, рождает стремление быть лучше, чище, благороднее. Морально совершенное обычно выступает в искусстве как эстетически прекрасное. Известно много случаев воздействия искусства на людей, на их жизнь, поступки. И. Е. Репин пишет в воспоминаниях, что картина Пукирева «Неравный брак» произвела громадное впечатление на русское общество того времени. Она воспринималось как художественное и моральное осуждение отвратительных обычаев и нравов, бытовавших в среде привилегированных классов. Картина испортила немало крови многим сановникам, предотвратила некоторые браки. Расширяя познание человека, воспитывая его, искусство дает ему возможность пережить неиспытанное им, компенсирует недостаток различных переживаний (таких, как счастье, любовь, горе и т. д.), которые нужны ему в жизни, т. е. выполняет компенсационную функцию. В этом плане искусство восполняет то, чего недостает человеку в его обычной жизни. С компенсационной функцией связана гедонистическая функция искусства. Искусство вызывает у людей удовольствие. Видеть и слышать произведения искусства становится важным элементом отдыха, развлечения. Вообще без удовольствия, наслаждения жизнь становится ограниченной, односторонней, начинает терять свой смысл. Кроме указанных, у искусства есть ряд побочных функций. Искусство способно успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение (которое особенно усилилось в наше время), преодолевать отрицательные стрессы. Искусство издавна используется медициной в профилактике и лечении психических заболеваний. Танцы, музыка, изобразительное искусство имеют медико-терапевтическое значение, используются при тренировках спортсменов и т. д. Искусство выполняет оздоровительную функцию. Интерес к искусству, знание его является важным показателем духовной культуры человека. Издавна идет традиция: говорить об искусстве, художественных идеалах и т. п. считается признаком хорошего тона. Искусство в некотором смысле считается достоянием «ценителей прекрасного». Чувство красоты, прекрасного, понимание искусства отделяют «элиту» от грубой массы; эстетическое противопоставляется материальной действительности; занятия, связанные с «изящными искусствами», считаются антиподом «низкой» практической деятельности, особой сферой, доступ в которую закрыт для непосвященных и профанов. Такие взгляды культивировались дворянской эстетикой, но они в чем-то проявляются и сейчас. На теоретическом уровне эстетического сознания обсуждаются проблемы эстетического идеала, содержание категорий прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического и др. К этим же проблемам относится проблема соотношения в искусстве принципа подражания (мимесиса) и принципа творчества. Одна из сложнейших проблем теоретического уровня эстетического сознания (эстетики) – проблема законов развития искусства. Обратимся к этой проблеме. История искусства есть процесс возникновения новых художественных направлений. Анализ изменений, происходящий в любом виде искусства, показывает, что эти изменения начинаются с возникновения в нем нового содержания (того, что отражено и выражено в художественных образах произведений искусства). На этой основе более или менее быстро происходит изменение художественной формы, в результате чего и возникает новое направление в искусстве. Но почему изменяется содержание искусства? «Чтобы понять историю искусства, нужно изучить историю общественной психологии.»[119] Это так; с появлением в обществе новой общественной психологии возникает и развивается новое направление в искусстве. Но почему изменяется общественная психология? Новая общественная психология формируется под влиянием состояния и изменений в экономической, социальной и политической сферах общества. Изменение содержания искусства и появление новых направлений в искусстве зависит от изменений в обществе – это закон исторического развития искусства. Искусство – продукт художественного творчества, поэтому этот закон действует, прокладывает себе дорогу через деятельность художников. Именно они создают новые произведения искусства, которые свидетельствуют о зарождении и развитии нового направления в искусстве. Создавая произведения искусства, художник руководствуется как имеющимися знаниями, опытом, так и методом художественного творчества. В основе этого метода, его принципов лежит мировоззрение художника. В результате возникновения у художника нового мировоззрения формируется и новый метод художественного творчества. Зависимость искусства от мировоззрения и метода художественного творчества – еще один закон развития искусства. Художник в своем творчестве всегда исходит из определенного мировоззрения. Великие произведения искусства потому и велики, что они вдохновлялись передовыми, гуманистическими идеями. Что обессмертило трагедию Шекспира «Гамлет»? Прежде всего, ее идейная основа. Шекспир доносит до нас идеи гуманизма, прав человеческой личности, говорит о высоком достоинстве человека. Однако одни, даже самые передовые идеи еще не обеспечивают высокого уровня художественных произведений. Высокие идеи должны найти соответствующее гармоническое выражение в художественном образе. Соответствие идейного содержания и художественного образа – еще один закон искусства. Там, где высоким идеям в произведении искусства не соответствует художественный образ, там нет настоящего искусства. С другой стороны, отсутствие глубокой идейной основы не может быть восполнено художественным образом. Формализм в искусстве иногда понимают, называя формалистическими такие произведения, в которых, будто бы, форма преобладает над содержанием, форма богаче содержания. На самом деле, это не так; формализм там, где у художника нет больших идей, которые вдохновили бы его. Он не ставит перед собой больших жизненных проблем, ему нечего сказать людям, нечем обогатить их. Бедность своих идей он пытается замаскировать изощренной формой. В развитии искусства есть прогресс; он проявляется разнообразно – в возникновении новых направлений, стилей, жанров, в новых темах, «героях», эстетических идеалах, в выражении все более сложного духовного мира людей и т. д. В развитии искусства имеются и периоды упадка, но этот упадок является относительным, временным. Специфика прогресса в искусстве заключается в том, что все его виды и направления не исчезают, а сохраняются обществом (исчезают только малохудожественные произведения и произведения, выражающие интересы реакционных групп общества). Прогрессивное искусство, созданное в прошлом, существует одновременно с настоящим и воздействует на людей. Эта преемственность обусловлена, в частности, тем, что существуют «вечные проблемы»: темы любви, дружбы, долга, призвания личности, смысла жизни. Они всегда волновали и будут волновать людей. Искусство каждой эпохи по-разному решает эти проблемы, но они снова и снова встают перед следующим поколением, требуя своего художественного решения. Новые решения учитывают опыт прошлого. Как обстоит дело с искусством в нашей стране? Вспомним прошлое. Длительный период у нас доминировало так называемое социалистическое искусство. Оно было призвано отобразить общественную психологию рабочего класса, показать его жизнь и борьбу. Возникновение этого направления в искусстве было исторически подготовлено еще в XIX веке (например, «Интернационал» Эжена Потье как образец пролетарской поэзии). У нас основателем социалистического искусства в литературе считали М. Горького. Считалось, что он создал образы положительных героев, которые вобрали лучшие черты рабочего класса; они предстали как новый эстетический идеал. Классиками социалистического искусства были официально объявлены В. Маяковский, М. Шолохов, А. Толстой, С. Эйзенштейн, А. Довженко и др. Методом социалистического искусства был так называемый метод социалистического реализма, который в официальной эстетике описывался следующим образом: – идейной основой социалистического искусства является марксизм-ленинизм; – это искусство основывается на принципе партийности. Партийность этого искусства определяется сознательным служением делу построения социализма и коммунизма, правдивым воспроизведением действительности и ее оценкой с позиций коммунистической партии; – принцип народности искусства. Партия настойчиво проводила политику непримиримой борьбы против проникновения в искусство чуждой идеологии. Требовалось создавать произведения искусства, отражающие пафос труда, коммунистического строительства, понятные народу. Хочешь быть с народом – будь с партией, и наоборот – будешь с партией, будешь и с народом. Одобрялись пропагандистские, лакировочные изделия и осуждались поиски авангардистов под флагом критики формализма. Авангардистов преследовали, им давались отрицательные политические оценки. Но несмотря ни на что, в искусстве нашей страны прорастали новые тенденции, учитывающие опыт зарубежного искусства. После распада Советского Союза, в новой экономической и социально-политической ситуации многое изменилось. С одной стороны, создается мало художественных произведений высокого уровня. А с другой – явное падение интереса публики к высокому, классическому искусству. По данным социологов, сейчас не более 10% населения читает классическую литературу, а треть – вообще не читает книг. Мало кто ходит в театры, на выставки и т. д. А что все-таки читает основная часть людей? Что смотрят по телевизору? Какую музыку любят? Богатое культурное наследие прошлого, шедевры искусства для многих людей – тайна за семью печатями. Духовный вакуум заполняет «массовая культура» («массовое искусство»). В массовом искусстве реализуются принципы эстетики эскапизма – т. е. увода читателя и зрителя от действительности в вымышленный мир мелодраматических и романтических героев, нереальных мечтаний и надуманных проблем или в мир насилия, жестокости и т. д. В этом искусстве на первом месте развлекательный момент. Презрение к гуманизму, культ силы, цинизм, секс, переходящий в неприкрытую порнографию, образ супермена, не стесненного чрезмерной рефлексией относительно моральных последствий своих многочисленных «подвигов» – все это далеко не безобидно.
|