Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


НАДСТРОЙКА 5 страница




1. Общественное сознание – типы, сферы, уровни и формы

 

Стержнем духовной сферы является общественное сознание (или как его иначе называют – сознание общества). В каждой стране, в каждой социальной группе есть специфическое сознание и самосознание. Комплекс общественных переживаний и идей создает своего рода «духовную атмосферу», в которую погружена общественная жизнь, которой «дышат» общество и человек.

Общественное и индивидуальное сознание связаны друг с другом, но не тождественны. Индивидуальное сознание человека – это его духовный мир, его разнообразные чувства, знания, интересы, взгляды на окружающую среду и т. д., в которых отражается действительность – природная и общественная среда. Индивидуальное сознание складывается на основе личного опыта, непосредственных условий жизни человека, а также в результате общения с другими людьми, образования, воспитания. Индивидуальное сознание умирает вместе со смертью данного человека.

Выражая повседневные, ближайшие разнообразные интересы человека, его индивидуальное сознание не всегда способно отобразить все его бытие. Так как опыт отдельного человека ограничен в пространственном и временном отношении видом деятельности, то его отражение действительности всегда неполное, неточное, оно не всегда способно подняться, например, до глубокого отражения условий существования, целей общества, социальной группы, к которой принадлежит этот человек.

Но индивидуальное сознание каждого отдельного человека имеет общие черты с сознанием других людей. Духовный мир отдельного человека представляет собою единство отдельного и общего. Индивидуальное сознание включает в себя не только его специфические (профессиональные, возрастные, половые) особенности, но и общие для его народа чувства, взгляды, мифы, теории.

Индивидуальное сознание отражает факты жизни общества и оценивает их. Оценка зависит, прежде всего, от того, как отразились конкретные события на личной судьбе участников этих событий и их ближних, поэтому, например, следствия различных политических событий могут восприниматься как личная удача или неудача. Ограниченность возможностей непосредственного опыта может приводить к поверхностным обобщениям.

Сознание общества никак не сводится к сумме индивидуальных сознаний. Дело, прежде всего, в том, что общество в целом отражает действительность гораздо глубже, чем отдельные индивиды. Подобно тому, как общество не есть простая сумма составляющих его людей, так и сознание общества не есть простая сумма сознаний отдельных личностей. Оно – качественно особая духовная система, которая, будучи порождена социальной действительностью, живет своей относительно самостоятельной жизнью, оказывая влияние на каждого человека. Оно – своего рода коллективный ум.

Мысль отдельного человека может стать фактом сознания общества, когда она выходит за пределы личного существования, становится достоянием других людей.

Носитель, материальный субстрат индивидуального сознания – конкретный человек. А кто или что является носителем сознания общества? Конечно, если бы людей не было вообще, то о сознании общества говорить было бы бессмысленно.

Сознание общества не существует без сознания отдельных индивидов. Но кто является носителем общественного сознания? Отдельный человек не является элементом сложной общественной системы. В качестве этих элементов выступают группы людей – семьи, племена, роды, этносы, народности, классы, национальности и нации. Они-то и выступают носителями различных типов, форм, сфер и уровней общественного сознания.

Но его носителем является также вся система общества, социальные образования, вся совокупность созданных человеком социальных объектов, в которых «опредмечено» человеческое сознание.

Общественное сознание исторично; оно изменяется в связи с изменением социальной практики, изменением других сфер общественной жизни. Содержание общественного сознания специфично для общества на определенном этапе его существования, у различных социальных групп, которые по-разному отображают и оценивают социальные явления и процессы. Но это не исключает того, что в этих обществах и социальных группах имеются общие для всех социальных групп элементы общественного сознания.

Общественное сознание представляет собой сложную систему. Для того чтобы в ней разобраться, необходимо выяснить сущность общественного сознания. С позиций материализма сущность сознания составляет то, что оно явлеется отражением объективно-реального мира. В связи с этим общественное сознание можно определить как отражение в различных субъективных типах, сферах, уровнях и формах многообразия системы общественного бытия.

В процессе отражения выделяют субъект отражения (что или кто отражает), объект отражения (что или кто отражается) и характер отражения (как, каким образом происходит процесс отражения).

1. По субъектуотражения можно выделить следующие типы общественного сознания:

– семейное;

– племенное;

– этническое;

– сознание конретных народностей;

– классовое;

– национальное (сознание конкретной национальности);

– национальное (сознание конкретной нации);

– профессиональное (моряков, археологов, железнодорожников, полярников, космонавтов и т. п.);

– половое (мужское и женское);

– групповое (спортивная команда, группа болельщиков, нумизматов, театралов, любителей классической или современной музыки и т. п.).

2. По характеру отражения выделяются:

а) сферы отражения:

– идеологическая – рассудочное отражение в формах понятий, суждений и умозаключений;

– психологическая – эмоционально-образное отражение в формах ощущений, восприятий и представлений;

б) уровни отражения:

– научно-теоретический – отражение на уровне обобщения результатов научных исследований в форме научных гипотез, теорий;

– обыденный отражение на уровне обобщения данных личного опыта.

3. По объекту отражения выделяются различные формы сознания:

– экономическое;

– политическое;

– религиозное;

– этическое;

– эстетическое;

– правовое;

– историческое;

– экологическое и тому подобные формы.

Конретное сознание определенных групп людей синтетично, поэтому можно говорить, например, об эстетической обыденной психологии футбольного болельщика или об экономической обыденной идеологии рабочего класса.

Приведенные примеры показывают, что в приведенной классификации «обыденное» не совпадает с «психологическим», а «научно-теоретический» уровень с идеологией.

Если подойти к классификации форм общественного сознания с исторической точки зрения, то можно сначала указать на те формы, которые возникли еще в первобытном обществе. Это – экономическое, нравственное, религиозное, эстетическое. К этому, возможно, следует добавить зачатки экологического, демографического и исторического сознания. Затем в классовом обществе появляются политическое, правовое, а также философское сознание.

Выделение в общественном сознании форм и уровней не означает, что формы и уровни существуют как-то независимо друг от друга; каждая форма общественного сознания, как мы уже отмечали раньше, имеет два уровня.

Обыденное сознание отражает общественную жизнь в эмпирических знаниях и социальных чувствах, которые возникают у социальных групп в процессе их повседневной жизни и деятельности, в повседневном общении – обмене этими знаниями и чувствами. Процесс отражения общественных явлений сопровождается более или менее сознаваемыми переживаниями. Единство отражения и переживаний образует социальные чувства людей: нравственные, эстетические, религиозные и т. д.

Социальные чувства неразрывно связаны с потребностями людей, социальных групп. В социальных чувствах проявляется удовлетворение или неудовлетворение потребности; в них – переживание явлений природной и социальной среды как полезных или вредных. Человек определяет для себя то, что ему «нужно», «важно», «интересно» и т. п.

В составе обыденного сознания выделяют общественную психологию. Это – совокупность чувств, настроений, привычек, склонностей, направлений воли, переживаний, мыслей, возникающих на основе деятельности социальной группы, в которую входит индивид.

В общественную психологию включаются также мотивы поведения, привязанность людей к определенному образу жизни. В общественную психологию входят те мысли и идеи, которые еще не нашли себе вполне четкого и точного оформления и систематизации.

В составе общественной психологии формируются:

– разнообразные интересы (осознанное желание, стремление удовлетворить потребности);

– ценностные ориентации (понимание ценности явлений, понимание того, где и как можно удовлетворить потребности);

– представления о будущем, образ желаемого, того, что нужно достигнуть (например, чувство возможности достижения благосостояния, справедливости, свободы и т. п.);

– представления о смысле жизни, о том, к каким целям нужно стремиться. Хотя смысл жизни связан с определенной личностью, но в вопросе о смысле жизни есть нечто, связывающее индивида с целями, интересами определенной группы. К тому же, смысл жизни осознается на определенной мировоззренческой (религиозной или философской) основе;

– состояние счастья или несчастья (от осознания осуществимости или неосуществимости цели и смысла жизни);

– воля (состояние уверенности в способности достижения цели, решительность, смелость и т. д.) или безволие (нерешительность, трусость);

– убеждения и социальная установка (готовность к практическим действиям по осуществлению цели).

Отмеченные черты общественной психологии находятся в сложной взаимосвязи. Люди, находящиеся в социальной группе, постоянно воспринимают, переживают, понимают, оценивают разнообразные социальные явления, деятельность своей и других социальных групп. История свидетельствует, что каждая социальная группа имеет свои социальные чувства, взгляды, складывающиеся на основании специфических потребностей этой группы.

Общественная психология формируется двумя путями:

– стихийно, как переживание условий бытия людей. На их сознание накладывает отпечаток принадлежность к той или иной социальной группе, условия жизни в городе и деревне, особенности истории страны, традиции и т. п.;

– целенаправленно, через механизмы «заражения» (внушение и подражание). Господствующие слои стараются привить угнетенным массам свою психологию, свои социальные чувства, чтобы массы оценивали события не с позиций своих интересов, а с позиций интересов господствующих слоев. При целенаправленном формировании общественного сознания используются разнообразные приемы, в том числе заслуживающие порицания с нравственной точки зрения.

Отметим некоторые:

– подлоги – полностью сфабрикованные или частично подделанные варианты существующих документов, материалов, литературы;

– дискредитация отдельных лиц, общественных организаций, политических мероприятий и т. д. (выискиваются теневые стороны, они гипертрофируются, выдаются за сущность);

– барраж – отвлечение внимания от каких-то явлений путем шумной кампании вокруг другого явления;

– слухи – искаженная информация, не имеющая реального основания;

– кража лозунгов – в сложившиеся понятия, призывы и т. п. пытаются вложить иное, чуждое им содержание;

– наклеивание ярлыков (без всяких доказательств).

Несмотря на все приемы, народные массы в общем понимают, кто их враг. Объективный ход событий, особенно в периоды бедствий и лишений народных масс, не укладывается в рамки навязываемой психологии, требует иного объяснения. Возникает сомнение в правильности проводимой политики, падает авторитет существующей власти, появляется стремление самим разобраться в происходящем, пробуждается активность сознания. Создаются, таким образом, предпосылки для создания и восприятия массами новой идеологии.

Высший уровень общественного сознания включает в себя теоретические знания об обществе. Заметим, что не всякое суждение можно отнести к теоретическому уровню общественного сознания. Достаточно сопоставить, например, суждения: «Я живу в Петербурге» и «Религия есть искаженное, фантастическое отражение реальных общественных сил», чтобы убедиться, что к теоретическому сознанию относятся не суждения об отдельных фактах, а о сущности или существенных связях общественных явлений. В теоретическом сознании общественная жизнь, явления общественной жизни не только описываются, но и объясняются (раскрываются их законы, причины, противоречия и т. д.).

В обществе, состоящем из различных социальных групп, теоретическое сознание имеет идеологическую окраску. Идеология включает в себя представления об идеалах общества, о стратегии и тактике в достижении идеалов.

Идеология – совокупность идей, теорий, отражающих и оценивающих явления общественной жизни с позиции той или иной социальной группы. Пока существуют социальные группы со своими различными интересами, будет существовать идеология.

Идеология создается сознательно теоретически подготовленными и преданными представителями социальных групп, их идеологами. Они специально изучают общество, создают концепции общественного развития. Идеологию разрабатывают люди умственного труда. Создавая теории, идеологи учитывают общественную психологию своих социальных групп и общества в целом. Так как интересы социальных групп различны, их идеологи создают концепции, по-разному объясняющие одно и то же общество. Эти концепции могут быть научными, ненаучными и эклектическими. По своей роли в обществе идеология может быть прогрессивной, консервативной или реакционной.

Соотношение идеологии и науки достаточно противоречиво. Научное познание стремится отобразить объективные законы, достичь объективной истины при определенном отвлечении от интересов людей, а идеология выражает интересы социальных групп. Но это одна сторона дела. С другой стороны, идеология имеет познавательный аспект, а наука – идеологический, особенно, если иметь в виду общественные науки. Кроме того, идеология может строиться и часто строится на обыденном уровне.

Господствующий класс в обществе заинтересован в пропаганде так называемой идеологической иллюзии, согласно которой:

– умственный труд представляет собой самостоятельный процесс;

– господство класса выдается за господство идей;

– интересы господствующего класса выдаются за единственно разумные, всеобщие и общезначимые;

– для разрешения социальных проблем достаточно произвести изменения в сфере мыслей, идей.

В классовом обществе неизбежна идеология, поэтому за тезисом об деидеологизации (будто бы идеология вообще препятствует развитию общества, и поэтому нужно отбросить идеологию вообще) нужно видеть не более как выступление против определенной идеологии.

Особое место в общественном сознании занимает так называемое массовое сознание (его еще иногда называют «психологией толпы»). Масса, «толпа» характеризуется рядом специфических качеств. У людей, объединенных в «толпу», теряется независимость суждений, резко возрастает чувство своей силы, падает сознание индивидуальной ответственности, растет внушаемость. «Толпа» легко поддается влиянию «вожаков». Интересно, что еще Платон писал, что демос («толпа») – это особое животное, а демагог («вожак») – дрессировщик, умеющий им управлять. В толпе не обретается, а теряется свобода.

В формировании массового сознания особую роль играют механизмы заражения и подражания. Вообще говоря, убеждения человека основаны на знании и понимании, человек без убеждений легко поддается манипулированию его сознанием. Известно также, что чем ниже уровень развития личности, тем выше подражательность, конформизм.

Массовое сознание играет немаловажную роль в формировании общественного мнения. Так, на собраниях и митингах формируется оценка политической ситуации, отношение к отдельным личностям и т. д. Иногда инициируются массовые психозы, приводящие к трагическим последствиям.

В настоящее время развитие средств информации оказывается все более сильным фактором массовизации общественного сознания.

Массовая информация формирует стандарты мышления, поведения, спрос потребителей и т. д.

 

 

2. Роль общественного сознания, его обратное воздействие
на общественное бытие

 

В первобытном обществе умственный труд, сознание людей, как отмечал Маркс, было «непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни»[111]. Такое состояние называется синкретизмом. С разделением труда появился слой людей, для которых духовная деятельность становится основной формой деятельности. Развитие и усложнение общественной жизни привело к развитию общественного сознания, его дифференциации, выделения в нем самостоятельных форм и уровней.

На формирование и развитие общественного сознания влияет ряд факторов, среди которых можно выделить следующие:

– уровень материальной жизни и характер потребления;

– формы общественной жизни;

– географическая среда, в которой живет социальная общность;

– историческое прошлое и т. д.

На определенном этапе развития общественного сознания оно более или менее соответствует характеру общественного строя, общественной жизни. Объективным основанием этого соответствия является соответствие производительных сил и производственных отношений. Когда же это соответствие нарушается, создается возможность для возникновения нового общественного сознания, которое побеждает в конкуренции со старым общественным сознанием. Новое общественное сознание будет соответствовать новому соответствию производительных сил и производственных отношений.

Но переход к новому общественному сознанию не является полным отрицанием старого. С изменением общества, с возникновением нового общественного сознания сохраняются элементы старого. Так, не уходят в небытие произведения искусства, нравственные нормы и т. д. Они продолжают существовать, хотя и претерпевают определенное переосмысление. И хотя давно нет ни античного общества, ни общества эпохи Возрождения, но и сегодня сохраняют художественную ценность произведения искусства этих эпох. Хотя общественное сознание зависит, в целом, от уровня развития общественной жизни, вместе с тем, оно обладает относительной самостоятельностью.

Здесь нужно отметить то обстоятельство, что традиции, привычки играют большую роль в сознании людей, особенно в обыденном сознании. Общественное сознание каждой эпохи опирается на обычаи, традиции, взгляды и теории предшествующих эпох. Относительная самостоятельность общественного сознания поэтому связана с его устойчивостью. При этом, общественное сознание может в определенном смысле отставать от нового уровня общественной жизни, когда в нем сильны пережитки прошлого, но, с другой стороны, новые идеи и теории могут опережать уровень развития общественного строя.

Далее нужно отметить известную неравномерность развития общественного сознания. В различные исторические эпохи преимущественное развитие получают те или иные формы общественного сознания. Так, в античности ведущее положение в общественном сознании принадлежало философии и искусству, в средневековье доминирует религия, в Новое время возрастает роль светской идеологии (политическое, правовое сознание и т. д.).

Вышесказанное показывает сложность связей общественного сознания с изменяющейся жизнью общества.

Общественное сознание оказывает активное воздействие на все сферы общественной жизни. На основе своих взглядов и теорий люди осуществляют свою практическую деятельность в экономике, политике и т. д. Общественное сознание оказывается духовным стимулом, направляющим людей на преобразование природы и общества, создание разнообразных ценностей.

Рассмотрим это детальнее:

– экономическое сознание становится стимулом практической деятельности по созданию продуктов и услуг, необходимых для жизни людей;

– нравственное сознание ориентирует на поступки, поведение, способствующие достижению общественного порядка, сочетание личных и общественных интересов;

– экологическое сознание способствует сохранению природы;

– демографическое сознание влияет на динамику народонаселения;

– эстетическое сознание стимулирует деятельность по созданию художественных ценностей, обогащению духовного мира людей;

– религиозное сознание способствует преодолению страха, страданий от зависимости людей от стихийных сил природы и неизвестных им общественных влияний;

– политическое сознание социальной группы направляет ее политику на завоевание или сохранение власти с целью осуществления ее интересов;

– правовое сознание ведет к практической деятельности по созданию и сохранению порядка, законов государства в интересах господствующих групп;

– историческое сознание способствует сохранению социального наследия.

 

Если иметь в виду уровни общественного сознания в целом, то обыденное сознание выступает духовным стимулом практической деятельности людей, направленной на удовлетворение их повседневных, ближайших потребностей – труда, деятельности по производству и потреблению материальных и духовных благ, поступков, исполнения религиозных обрядов и т. д. А идеология является духовным стимулом практической деятельности социальных групп, направленной на осуществление их коренных экономических, социальных, политических и духовных интересов.

Таким образом, общественное сознание формируется как отражение социальной действительности, но оно и обратно влияет на всю общественную жизнь, стимулируя возникновение и совершенствование различных видов деятельности.

В предыдущих разделах уже шла речь о некоторых формах общественного сознания, но пока еще не было более-менее детального разговора о морали, религии и эстетическом сознании. Обратимся к их характеристике.

 

Мораль

 

Понятие морали включает в себя два аспекта: совокупность правил и норм поведения людей, которые регулируют отношения людей друг к другу и обществу, и способность человека оценивать свои намерения и поступки. Кроме понятия морали, используется понятие нравственности. Их соотношение трактуется по-разному. Иногда их различают, понимая мораль как совокупность норм поведения, а нравственность – как способ поведения людей, осуществляющих (или нарушающих) нормы морали. Иногда мораль и нравственность понимаются как синонимы. Будем придерживаться последней версии.

Мораль регулирует поведение человека в различных сферах общественной жизни, внутри- и межгрупповых отношениях. С точки зрения норм морали оцениваются те действия, через которые проявляются общественные взаимоотношения людей, т. е. отношения индивидуума к индивидууму, одного коллектива к другому, коллектива к индивидууму и т. д. Нормы морали регулируют лишь сознательное, волевое поведение; поступки душевнобольных, а также маленьких детей нравственно безразличны.

Нравственная деятельность состоит из поступков как ее элементов. Сам же поступок слагается из мотива, намерения, цели, деяния, последствий, самооценки и отношения человека к оценке окружающих. Нравственное поведение закрепляется в обычаях и традициях (устойчивом, повторяющемся из поколения в поколение поведении). Особая разновидность поступков – проступок; проступок – это поступок, по своему содержанию представляющий нарушение требований морали. Проступки могут быть намеренные и ненамеренные, умышленные и непредумышленные.

Мораль и право сходны в том, что они предлагают систему правил поведения. Некоторые нормы морали и права совпадают. Но между моралью и правом имеются и различия. Некоторые поступки подлежат суду морали, но не включаются в компетенцию права (например, с точки зрения морали, следует уступать в метро место пожилому человеку, но это не входит в правовые нормы).

Моральные нормы распространяются на такие отношения людей, которые не регулируются правом (например, дружба, товарищество, любовь). Исполнение норм права обеспечивается при необходимости мерами принуждения (административными, уголовными и экономическими санкциями) с помощью специального аппарата правосудия. Мораль, в отличие от права, не имеет специального учреждения, которое принуждало бы к соблюдению моральных норм. Моральная регуляция осуществляется всем обществом; за моралью стоит сила убеждения, примера, общественного мнения, традиций, сила нравственного авторитета отдельных лиц. Моральная санкция осуществляется, главным образом, мерами духовного воздействия. Общественное мнение выступает как коллективная оценка поведения, проявляющаяся в поощрении людей, поступки которых являются общественным благом, или осуждение за поступки, не соответствующие нормами морали. Мораль выполняет свою функцию регулирования поведения людей, опираясь на общественное мнение.

Мораль, как и все другие социальные явления, исторически сформировалась и развивалась. Возникновение морали связано со становлением общества, прежде всего, общественного труда. Общественно-трудовая деятельность людей, как бы примитивна она ни была на начальных стадиях, предполагает более или менее устойчивые отношения между людьми. В первобытном обществе силами коллектива обуздывался зоологический эгоизм. Критерий добра и зла определялся тем, что шло на пользу или во вред роду и племени. Европейцев, знакомившихся с народами, стоявшими на уровне первобытного общества, поражали такие черты их, как храбрость, справедливость, правдивость. Руссо говорил о золотом веке в прошлом, а Вольтер сказал, что ему захотелось на четвереньках убежать в лес.

Однако не стоит идеализировать первобытное общество. Низкий уровень производства выдвигал два требования к человеку: физическая сила и способность переносить страдания. Обряд посвящения (инициация), татуировка (когда, например, в глубокие надрезы вкладывалась соль) направлены были именно на формирование этих качеств. Когда же человек слаб – он обуза для коллектива. Не случайным поэтому было оставление стариков на покидаемом месте стоянки рода и племени, что фактически приводило к смерти.

Регулировка отношения личных и общественных интересов первоначально осуществлялась через систему запретов определенных поступков – табу. Появляется дифференциация поступков на позитивные и негативные, т. е. поступки, которые следует выполнять, и поступки, которые запрещаются. Мораль становится средством ориентации человека в социальной среде.

С формированием классового общества возникают новые моральные отношения и нормы. В рабовладельческом обществе складывается система нравов, которая не распространяется на рабов: они не считались личностями. Эта мораль, в частности, воспитывала презрение к физическому труду. Но в этой морали были и прогрессивные моменты, она, в частности, покончила с людоедством, групповым браком.

В эпоху феодализма распространяется религиозная мораль. В христианской Европе идеал человека – полный смирения, отрешившийся от мирских благ. За этим идеалом виден социальный смысл – воспитание масс в духе повиновения. А с другой стороны, экономические соображения обусловливают положительную моральную оценку браку по расчету. Здесь ни слова о любви.

С формированием капитализма складывается новая система нравов. Жажда жизни молодой буржуазии несовместима с идеалом средневекового аскетизма. Мораль ранней буржуазии откровенна: частная собственность священна и неприкосновенна; нормой становится принцип индивидуализма; человек стремится к наслаждению и избегает страдания; пороки так же необходимы, как и добродетели.

Противоречивость капиталистического общества отражается и в несоответствии нравственной практики моральным нормам. Горький с сарказмом писал: «Вы говорите всем – не укради. Ибо вам крайне неприятно, если вас начнут обкрадывать, – не так ли? Но в то же время, хотя у вас и есть деньги, – вам нестерпимо хочется украсть еще немного... Вы строго исповедуете принцип – не убий. Потому что жизнь вам дорога, она приятна, полна наслаждений. Вдруг в ваших угольных копях рабочие требуют увеличения платы. Вы невольно вызываете солдат – и – трах! – несколько десятков рабочих убито».

Острую характеристику современной морали дает Э. Хемингуэй: «Добродетель большинства людей уменьшается с ростом их богатства. Дайте человеку необходимое – и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами – он будет стремиться к роскоши. Осыпьте его роскошью – он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получить изысканное – и он возжаждет безумств. Одарите его всем, чего он ни пожелает, – и он будет жаловаться, что его обманули и что он получил совсем не то, что он хотел».

В классовом обществе существует мораль различных классов. Но в то же время в каждой морали есть общечеловеческие моменты, так называемые простые нормы нравственности и справедливости. Во все времена так или иначе осуждались жадность, жестокость, трусость, лицемерие, вероломство, клевета, зависть, высокомерие и поощрялись смелость, честность, самообладание, великодушие, скромность. Правда, в разные времена и у разных социальных групп по-разному понимались условия и границы применимости этих качеств и их относительное значение.

Многие века пропагандировалась идея, что источник морали – бог, что без веры в бога не может быть нравственности. Однако еще раз хочется заметить, что правила и нормы морали зависят от условий и характера общественной жизни. Заповеди «не убий», «не укради» и т. д. – не какие-то вечные заповеди. Например, осуждение воровства приобретает смысл лишь с появлением частной собственности, а заповедь «не убий» не распространяется на массовые убийства в результате военных действий или на убийство в целях самообороны.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты