Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


НАДСТРОЙКА 3 страница




С развитием производительных сил совершается переход ко второму этапу родового строя – эпохе отцовского рода. У значительной части народов этот переход был связан с распространением пастушеского скотоводства, плужного земледелия и металлургии. Экономической ячейкой общества становится большая патриархальная семья. Род сохраняет преимущественно брачно-регулирующие и религиозно-обрядовые функции. К этому времени относятся и начало разложения родовых отношений и постепенная смена их территориальными. Живущие рядом патриархальные семьи разных родов образуют соседскую общину. Складывается малая семья как экономическая ячейка общества (хотя на первых порах она входит в крупные территориальные объединения – сельские общины).

Семья выполняет ряд функций:

– репродуктивная (производство человека, рождение детей, продолжение человеческого рода);

– воспитательная (воспитание детей,их социализация, передача им традиций, трудовых навыков);

– хозяйственно-бытовая (различные виды домашнего труда, его орга­низация, разделение между членамисемьи);

– рекреативная (обеспечение досуга, организация отдыха);

– психологическая защита (взаимное уважение, супружеский и роди­тельский долг, взаимопомощь).

Сегодняшняя семья – сложное явление, включающее в себя не только естественные отношения полов, но и экономические и нравственные взаимосвязимежду мужем и женой, родителями и детьми. Функции экономической ячейки общества нынешняя семья в основном утратила. Однако функции воспитания детей, вопроизводство человека, вместе с многочисленными экономическими обязанностями, сопровождающими эту деятельность, возложена почти всецело на семью, родителей. Добровольность и равноправность отношений между мужчиной и женщиной должны быть, в принципе, везде, особенно в семье. Брак не должен быть ни результатом экономической необходимости, ни результатом родительского принуждения. Брак в идеале должен быть основан на любви.

Крупное объединение семей составляет этнос. Этнос(греч. этнос – племя, народ) – такая группа людей, членов которой объединяет сознание своейгенетической связи с другими представителями этой группы, общность исторического происхождения, единство языка. В этой группе складывается определенная этническая культура («стереотип поведения», «этническое самосознание»).

В стереотипе поведения выделяют, прежде всего, стереотип бытово­го поведения (его еще называют «образ жизни»). Стереотип бытового поведения складывается из многих факторов: это специфика пищи, одежды, жилища, гигиены, транспорта, характера семейных отношений, рас­пределения семейного бюджета, соотношения и чередования труда и отдыха, стиль общения. Кроме бытового стереотипа, есть стереотип небытовой деятельности; так, существует стереотип поведения дворянства, отличающийся в разных странах. В качестве примера этому можно сопоставить стереотип поведения французского и английского дворянства в ХVII–ХVIIIвв.; первое ориентировалось на служение абсолютному монарху, второе не считало зазорным занятие коммерцией. Совокупность бытового и небытового стереотипа образует в целом поведенческийстереотип этноса.

Поведенческий стереотип этноса отражается в этническом самосознании (как на эмоциональном, так и на рациональном уровне). Достаточно часто в этническом самосознании наблюдается факт эгоцентризма – эмоциональное переживание «превосходства» своего этноса перед другими и, как минимум, переживание оппозиции: мы – они.

Этносы бывают простые и составные. Этнос может включать в себя так называемые субэтносы, со своими специфическими чертами (например, в нашей стране в составе русского этноса – поморы, казаки, староверы). С другой стороны, этносы могут объединяться по некоторым признакам в суперэтносы (например, «христианский мир», «мусульманский мир»).

Этносы стремятся к сохранению своего стереотипа поведения, обра­за жизни. Сохранность стереотипа определяется как объективными, так и субъективными факторами. К первым относятся географический и поли­тический, а также наличие политического института – государства. Ко вторым – устойчивость этнического самосознания, поддерживаемая определенной системой воспитания.

Исторически первой формой этносов была родоплеменная общность людей. Она сложилась, когда завершалось образование современного типа человека. Ее возникновение было обусловлено характером производительных сил. Когда орудия труда были весьма примитивными, люди могли добывать средства для жизни лишь путем коллективного труда, взаимно помогая и поддерживая друг друга. Таким коллективом стал род – группа людей, связанная совместным коллективным трудом, общ­ностью имущества и кровным родством. Люди объединялись для совмест­ной жизни по признаку кровного родства, хотя само это объединение диктовалось потребностями производства. Члены рода считали себя по­томками общего предка – реального или мифологического

Последним объединением людей, основанным на кровном родстве, является союз племен. Однако в нем исходным является территориальное единство разных по кровному родству племен лишь в последующем развитии и консолидации, превращающееся в единство кровных родственников. Это происходит в период разложения родового строя. Создание союза племен свидетельствует о возросшей независимости людей от природы за счет резкого усиления производительности труда.

Когда отдельный производитель начинает устойчиво производить примерно в два раза больше своего «прожиточного минимума», возникает экономическое основание для перехода к принципиально новым производственным отношениям, основанным на частной собственности на средства производства и эксплуатации чужого труда. Последняя была немыслима в условиях низкой производительности труда, ибо изъятие у производителя хотя бы части произведенного продукта вело его к неминуемой гибели. Поэтому-то пленников, захваченных в первобытных межплеменных войнах за пастбища, плодородные земли, лесные угодья и т. п., не могли сделать рабами и чаще всего съедали или обращали в соплеменников.

В период разложения родового строя начинается новое укрупнение сложившихся форм общности людей. Оно выражалось в постепенном смешении племен, замене прежних кровно-родственных связей территориальными и консолидации племенных союзов – формировании народности. Первыми сложились народности рабовладельческой эпохи (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). В Европе процесс образования народностей завершился в основном в период феодализма (древнерусская, польская, французская и др.). В остальных частях света этот процесс продолжался и в последующие эпохи. Народности обычно складывались из нескольких племен, близких по своему происхождению и языку (польская – из славянских племен: полян, вислян, мазовшан и др.), или из разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания одних племен другими (французская – из галльских племен, римских колонистов и германских племен: франков, вестготов, бургундов и др.). В процессе складывания народности, по мере усиления связей между отдельными ее частями, язык одного из этнических компонентов (более многочисленного или более развитого) превращается в общий язык народности, а остальные племенные языки низводятся до роли диалектов, а иногда совсем исчезают; формируется территориальная, культурная и хозяйственная общность с общим самоназванием.

Таким образом, народность является переходной формой общности – от родового слоя к классовому обществу, от кровно-родственного, этнического к социально-экономическому основанию единства, поэтому народность несет в себе и те и другие начала. Кровно-родственная «составляющая» народности является генетическим основанием национальности.

Национальность– этническая, кровно-родственная общность людей. Главное, что отличает человека определенной национальности – его специфический генотип и внешние (фенотипические) характеристики: цвет кожи, овал лица, разрез глаз, фигура и т. п. То, что часто писали и пишут в отношении характеристик национальности: «особенности языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни» – не соответствует сегодняшним реалиям. Так, люди одной и той же национальности (быть может, даже близкие родственники), выросшие и проживающие в разных странах, чаще всего не обладают общностью ни по одному из указанных признаков, кроме фенотипических.

Частная собственность выступает экономическим основанием принципиально новых форм общности людей, прежде всего, классов.

Классаминазываются «... большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»[103].

Первые шаги к объяснению экономических основ разделения общества на классы совершили английские экономисты конца XVIII – начала XIX вв. Адам Смит (1723–1790) и Давид Рикардо (1772–1823).

Особенный вклад в учение о сущности классов сделал Д. Рикардо. В своей главной работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) Рикардо, отвергнув положение А. Смита, будто стоимость определяется трудом только в «первобытном состоянии общества», доказал, что стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе доходов различных классов буржуазного общества – заработной платы, прибыли, процента и ренты. Рикардо показал, что прибыль капиталиста есть неоплаченный труд рабочего, хотя он и не сумел объяснить возникновение прибыли с точки зрения закона стоимости, не раскрыл закона прибавочной стоимости. Сформулировав закон обратно пропорциональной зависимости между заработной платой рабочего и прибылью капиталистов, Рикардо фактически обнаружил противоположность экономических интересов пролетариата и буржуазии. Однако Рикардо считал капитализм единственно возможным и естественным строем, а его экономические законы – всеобщими и вечными, в чем проявились внеисторичность и буржуазная ограниченность его учения.

Связав существование классов с определенными историческими фазами в развитии производства, т. е. с определенными способами производства, К. Маркс вскрыл материальные основы классового деления общества и глубочайшие источники антагонизма классов. Он доказал, что разделение на классы присуще не всем фазам развития общества и представляет собой исторически возникшее, а, следовательно, и исторически преходящее явление.

Крупнейшей социально-экономической общностью является нация.

Нация – экономическая общность людей в составе капиталистического государства, приобретающая в процессе совместной деятельности и жизни те характеристики, которые неправомерно приписывают национальности – общность территории, языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. Нация возникает как новое социально-историческое явление в период преодоления феодальной раздробленности общества и укрепления политической централизации на основе капиталистических экономических связей.

Нет обязательной генетической линии, связывающей этнические свойства племени, народности и нации. Фактически не существует гомогенных (однородных) наций. Все нации возникли из различных народностей, национальностей, племен, а некоторые и из различных рас (например, американская нация США). Нация не определяется также религиозной общностью. Существуют разные нации, исповедующие одну и ту же религию, и, наоборот, существуют нации, части которых исповедуют разные религии.

Нации, возникшие на основе капиталистического способа производства, характеризуются тем, что руководящей силой их формирования являлись буржуазия и ее националистические партии. Характер буржуазных наций определяет взаимоотношения между ними. Погоня за прибылью и конкуренция побуждает к поискам источников дешевого сырья и рабочей силы, новых рынков сбыта. Отсюда – стремление к захвату чужих территорий, разжигание недоверия к другим нациям, угнетение одних наций и народностей другими. К началу XX века горстка капиталистических государств (Англия, Франция, Германия, Италия, Япония и др.) захватила много чужих территорий, угнетала и эксплуатировала народы колоний и зависимых стран, составляющих большинство населения земного шара. Это вызвало рост национально-освободительных движений. После Второй мировой войны кризис колониальной системы обострился и она почти полностью под ударами национально-освободительного движения распалась.

Взаимоотношения между нациями при капитализме противоречивы. С одной стороны, имеется тенденция к хозяйственному сближению наций, ломке национальных перегородок. С другой стороны, имеется тенденция к освобождению от национального угнетения, созданию национальных государств. В определенные периоды истории преобладает то та, то другая тенденции.

После произошедших в ХХ в. в ряде стран социалистических революций в марксистской идеологии утверждалось, что возникли так называемые «социалистические» нации. Отличие их от буржуазных виделось в том, чтоих руководящей силой является рабочий класс в союзе с крестьянством и интеллигенцией. В последующем был сделан вывод о том, что в нашей стране сложилась новая историческая общность людей – «советский народ». Его важнейшими признаками считались: теснейшая общность народов Советского Союза в экономической жизни; суверенность и равноправие каждой союзной республики, добро­вольностьих союза; духовная общность народов; руководящая и направ­ляющая роль партии, которая воспитывает народы страны в духе совет­ского патриотизма, солидарности с международным коммунистическим и рабочим движением и т. д.

Так как нация включает в себя противоположные по своим экономическим и, следовательно, политическим, нравственным, эстетическим и всем социокультурным интересам и ценностям классы, национальная культура неоднородна и противоречива. Моральные, эстетические, мировоззренческие установки и идеалы эксплуатируемого класса резко отличаются от соответствующих идеалов класса эксплуататоров. Правда – что хорошо видно по усилиям сегодняшних российских СМИ – эксплуатирующий класс, обладая монополией на собственность и власть, старается привить сознанию эксплуатируемого класса свою ценностную ориентацию. «Господствующими идеями любого времени были всегда лишь идеи господствующего класса»[104], – писали в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс.

Обратим внимание на проблему соотношения классовых и национальных интересов. Национальные интересы заключаются в обеспечении национальной независимости и развитии национальной экономики и культуры. Классовые интересы определяются в конечном счете борьбой классов за средства производства, за господство в производстве и распределении материальных благ. Хотя классовые интересы и национальные интересы различны, между ними может существовать тесная взаимосвязь. Так, национальная независимость может способствовать развитию классовой борьбы против буржуазии, В борьбе за национальную независимость интересы рабочего класса могут временно совпадать с интересами буржуазии, если она принимает участие в этой борьбе (речь идет о местной буржуазии). Бывают ситуации, когда господствующий класс старается свои интересы представить как общенациональные интересы и преуспевает в этом (что было, например, во время Первой мировой войны). Буржуазия, разжигая чувство вражды к другим нациям, желает противостоять интернационалистическим настроениям и идеологии рабочего класса. Все это обусловливает необходимость четкого осознания соотношения национальных и классовых интересов.

 


Лекция 21. Политическая организация общества

 

1. Происхождение и сущность государства, его типы, формы и основные функции.

2. Право и правосознание.

3. Политические организации и политическое сознание.

 

 

1. Происхождение и сущность государства, его типы,
формы и основные функции

 

Греческое слово «политике» переводится как искусство управления государством. В более широком смысле слова политика – это сфера жизни и деятельности людей, связанная с отношениями людей, объединенных в социальные группы, классы, нации, страны. Эти отношения регулируются особыми институтами, учреждениями, организациями, которые в своей совокупности составляют политическую систему общества. Ее элементы – государство, политические партии, общественные организации, принимающие участие в политической жизни общества. Политические отношения складываются и проявляются в деятельности этих элементов политической системы общества.

Политические учреждения и организации в своей деятельности стремятся реализовать определенные политические идеи и концепции. Структура политической деятельности включает в себя:

постановку ближайших (тактических)и перспективных (стратегических) задач;

– выработку методов, средств организации социальных сил для достижения поставленных задач;

– подбор и расстановку кадров.

Первичным, определяющим моментом политики являются отношения между социальными группами по поводу власти:

– в чьих руках находится власть в обществе?

– чьи интересы эта власть защищает?

– как осуществляется управление обществом?

Сама по себе власть – это способность влиять на людей и контролировать их действия. Цель политической деятельности, прежде всего, – овладение и удержание власти. Но политическая деятельность не сводится только к завоеванию и удержанию власти. Она направлена на удовлетворение потребностей общества, сохранение и совершенствование социальной структуры, сочетание интересов различных социальных групп, защиту и реализацию интересов данного общества по отношению к другим обществам (например, защита интересов населения страны на международной арене). Для поддержания общественного порядка используются специальные институты, которые упорядочивают общественные отношения с помощью материальной силы и на основе определенных правил.

Любое общественное явление можно глубоко понять тогда, когда оно рассматривается в процессе возникновения, изменения и развития, когда выясняются причины этого явления. Соответственно этой предпосылке обратимся к характеристике государства.

Существуют различные концепции происхождения и сущности государства. Всех их можно сгруппировать по философскому основанию на объективно-идеалистические, субъективно-идеалистические и материалистические (метафизические и диалектические).

Одной из самых древних является объективно-идеалистическая теократическая концепция, утверждавшая, что государство возникло вследствие божественного установления. Так, еще в Древнем Египте жрецы учили, что первым фараоном был бог Осирис, который научил людей всем ремеслам, учредил государство, дал людям законы. Теократическая концепция была одним из основных звеньев христианской идеологии: «царь – помазанник божий».

В античной философии привлекают внимание концепции государства Платона и Аристотеля. Платон проводил аналогию между тремя аспектами души (разумная, страстная и вожделеющая) и тремя необходимыми классами в обществе (правители, воины-стражи, работники). Исходя из этой аналогии утверждалась необходимость управления обществом определенной группой лиц.

Аристотель выстраивал историческую последовательность: семья – селение – государство. Первый вид власти в государстве – монархическая власть – продолжение власти главы, патриарха в семье.

В философии Нового времени была широко распространена субъективно-идеалистическая концепция общественного договора. Согласно этой концепции, у человечества первоначально было некое «естественное состояние», когда не было государства. При этом жизнь людей подвергалась опасности («война всех против всех», по Гоббсу). Чтобы избежать неурядиц, люди решили создать государство, заключили общественный договор. Согласно этому договору, для ограничений негативных проявлений человеческой природы создана государственная власть, которая, по Локку, состоит из трех частей: законодательной, исполнительной и судебной власти. В основе правления – законы. Демократия – это правление по законам. Государство должно служить народу, а если оно этого не делает, то, говорил Руссо, его нужно заменить другим.

Локк пропагандировал идею правления большинства; Д.-С. Милль добавлял к этому условие зашиты меньшинства от возможной тирании большинства.

Марксистская концепция государства исходит из того, что в первобытном обществе не было государства. Но это вовсе не означает, что там была какая-то хаотичная, неорганизованная жизнь людей. Род, племя, союз племен возглавляли люди, выполняющие определенные общественные функции: организацию совместных работ, защиту, наблюдение за поддержанием обычаев. Отсутствие частной собственности (что обеспечивалось низким уровнем производительности труда) и малая численность общества (семьи, племени, рода) были основой подлинного демократического общественного самоуправления. В то время была настоящая… советская власть – власть советов старейшин, советов племен. Это был, как уже отмечалось, первобытный коммунизм.

Государство появилось с повышением производительности труда до такого уровня, когда каждый участник материального производства стал устойчиво производить вдвое, втрое больше продукта, чем требовалось ему и семье для поддержания жизни. Появилась возможность присвоения прибавочного продукта. Так возникли частная собственность, разделение умственного и физического труда, расслоение общества на классы.

Возникла необходимость в учреждении, которое охраняло бы частную собственность. Таким учреждением стало государство. Оно призвано было защитить имущих от неимущих, прежде всего, интересы рабовладельцев против рабов.

В этой связи Энгельс пишет: «Так как государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно, по общему правилу, является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Так, античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство – органом дворянства для подавления крепостных крестьян, а современное представительное государство есть орудие эксплуатации наемного труда капиталом»[105].

Государство представляет собой исторически такую форму организации общества, при помощи которой господствующий класс реализует свои интересы, в первую очередь, – экономические интересы (охрана и закрепление определенного экономического строя классового общества, определенной системы производственных отношений). Кроме того, государство регулирует отношения между классами, членами классов, регулирует семейные, этнические, национальные и другие отношения, устанавливает и следит за определенным порядком, решает ряд культурных задач.

В государстве устанавливается право. Право – система общеобязательных норм,в которых выражена воля государства и выполнение которых гарантируется государством. В рабовладельческом и феодальном обществе рабы и крепостные крестьяне были юридически неравноправны и лично зависели от владельца средств производства. В этих обществах классовые различия при помощи государства закреплялись в сословном делении общества. Для каждого сословия устанавливалось место в государстве, права и обязанности. Так, например, в феодальном обществе высшие сословия – дворянство и духовенство – имели определенные юридические привилегии; дворяне освобождались от податей, не подлежали телесным наказаниям, могли быть судимы только особым, дворянским судом и т. д. При капитализме нет сословного деления: все – и рабочие, и крестьяне юридически свободны, но находятся в экономической зависимости от владельцев средств производства.

 

 
 

 

 


Государственная организация общества характеризуется следующими основными признаками:

– разделение людей по территориальному признаку (в отличие от первобытного строя, где разделение шло по кровно-родственным связям). Государственная власть распространяется на определенную территорию, с определенным населением;

– учреждение так называемой публичной власти, отделенной от народа. Эта власть осуществляется особой частью общества – в нее входит бюрократический аппарат, вооруженные силы, суды и т. д.;

– для содержания аппарата с населения взимаются налоги;

– государство устанавливает правовые нормы;

– устанавливается государственный суверенитет (независимость от других государств).

Не следует смешивать государство и страну. Под страной естественно понимать некоторую территорию, населенную людьми, каким-то народом. А государство – это политическая организация общества, система учреждений, институтов, организаций, выполняющих властные функции на территории определенной страны с ее населением.[106]

Основные направления деятельности государства называются его функциями.

Выделяют две функции: внутренняя и внешняя. Внутренняя функция государства, прежде всего, – поддержание нормальных условий для хозяйственной жизни. Поскольку экономическое неравенство инициирует борьбу классов, социальных групп, государство должно определенным образом осуществить баланс противоположных сил, иногда для этого применяется принуждение, насилие (например, запрет забастовок). Но одного экономического и политического принуждения недостаточно. Государство духовно, идеологически воздействует на население. Для этого используется система образования, гигантская пропагандистская машина, искусство, церковь и т. д. Общественное мнение обрабатывается в нужном властям направлении. Здесь нужно отметить, что пропаганда влияет на людей, если она не находится в полном противоречии с жизнью. Пропаганда покажет то, что есть, но только то, что полезно государству, а не всю панораму действительности.

Не следует думать, что внутренняя функция государства сводится только к принуждению, подавлению. Любое государство выполняет ряд экономических, социальных задач, осуществляет регуляцию поведения людей, охрану общественного порядка и т. д.

Внешняя функция государства, прежде всего – защита суверенитета. Но не только. Внешняя политика государства обусловливается экономическим строем данного общества и является продолжением внутренней политики государства.

Внутренняя политика, в которой на первом плане подавление угнетенных классов, дополняется агрессивной внешней политикой; усиление эксплуатации сопровождается внешней политикой, направленной на агрессию против других государств. Война и угроза войны – традиционно методы внешней политики эксплуататорских государств. Но, кроме того, государство осуществляет внешнеэкономические, политические, культурные связи с другими государствами, регламентирует перемещения граждан в другие государства и т. п. Важное место при выполнении государством его внешней функции занимают дипломатия, разведка и контрразведка.

Различают типы и формы государства. Тип государства определяется экономическим базисом и тем, господство какого класса оно представляет. История показала три типа государств, основанных на частной собственности (рабовладельческое, феодальное и капиталистическое), и тип государства, основывающийся на так называемой общенародной собственности (социалистическое государство).

В рамках каждого из типов имеются различные формы государства. Под формами государства понимаются:

– формы правления, т. е. организация государственной власти, структура и порядок образования органов власти, распределения компетенции между ними. Наиболее характерны две формы правления – монархия и республика.

Монархия – форма правления, при которой высшая государственная власть представлена лицом, занимающим престол по наследству (иногда избираемый). Монархия бывает абсолютная (неограниченная) и ограниченная (ограниченная законами, так называемая конституционная монархия).

Республика – норма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному органу, избираемому на определенный срок. Республики были – аристократические и демократические;

– формы политического режима, т. е. применение определенных методов государственного руководства обществом, многообразны. Это могут быть методы насилия и обмана, более мягкие формы («политика кнута и пряника»).

Различают следующие формы политического режима: тоталитарный, авторитарный,либеральный,демократический,анархический.

Формы государственного устройства

Здесь имеются:

а) унитарные (единые) государства, в которых существуют единые для всей страны высшие органы государственной власти;

б) федеративные (союзные) государства, в которых осуществление государственных функций распределено между высшими органами всей страны и высшими органами входящих в состав федерации государственных единиц.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты