КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
НАДСТРОЙКА 6 страницаВ процессе социализации люди осознают общественные интересы, понимают, какие поступки соответствуют общественному благу или могут принести вред обществу, в связи с чем у них формируется нравственное сознание. Нравственное сознание включает в себя моральную оценку; в акте оценки устанавливается соответствие или несоответствие поступков, образа жизни человека моральным требованиям. Когда оценка обращена на себя (самооценка), возникают такие нравственные чувства, как совесть, стыд, раскаяние и т. д. Нужно заметить, что нравственность определяется не одним конечным результатом, а направленностью поведения человека в целом; в морали оцениваются не только поступки людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Определение достойного (или недостойного) поступка может происходить на различных уровнях – чувственном и рациональном. На первом – по какому-нибудь штриху (например, мимике, интонации, жесте и т. п.) складывается впечатление о моральных качествах личности. На втором – происходит рациональное различие добра и зла. Оценивая поступок как зло, люди тем самым уясняют себе, что они не должны так поступать. Оценочное суждение «Этот поступок – зло» можно преобразовать в предписание: «Люди не должны поступать так, как поступил этот человек». Поэтому мораль выполняет не только ценностно-ориентирующую, но и регулятивную функцию. Предписания морали содержат программу поведения человека. При этом нравственные предписания могут быть различной степени сложности: простые, которые предписывают конкретный поступок в конкретной ситуации, и более сложные, которые предписывают не отдельное действие, а образ поведения, жизненные принципы. Структура нравственного сознания включает в себя нравственные чувства, категории морали, ценностные ориентации. Рассмотрим некоторые из них. К основным нравственным чувствам относятся долг, совесть, стыд, честь, счастье. Долг, в общем случае, – осознание человеком своих обязанностей. В основе долга лежит чувство необходимости сочетания личных и общественных интересов. Поведение человека, не соответствующее общественным интересам, осуждается обществом. Как индивидуальное чувство долг связан с пониманием человеком своей ответственности перед обществом, стремлением построить свое поведение в соответствии с моральными нормами общества. Люди с развитым чувством долга скромны, думают о деле, а не о том, как они будут выглядеть в деле, уважают других людей и т. д. Воспитанное чувство долга – база для красоты поведения личности. Совесть – чувство моральной ответственности, самооценка своего поведения, «внутренний суд». Иногда, движимый влечениями, человек может идти вразрез с долгом; тогда совесть не оставит его в покое. А если человек поступает по долгу – совесть молчит. Когда чувство совести развито, человеку стыдно и за неблаговидные поступки других. Жизнь показывает, что нередко имеется несоответствие между долгом и влечением. Слабые люди долг приносят в жертву влечениям; такие люди ненадежны. Честь – чувство, выражающее представление о человеческом достоинстве. Для чести характерно сознательное выполнение человеком общественного долга. Поведение людей, которые общественные интересы ставят выше личных, оценивается обществом очень высоко (говорят о доблести и героизме). Счастье. Всем свойственно стремление к счастью. Говорят о том, что счастье – в любви, здоровье, материальном благополучии и др. Но если взять что-то одно, то нет полного счастья. Взять, например, понимание счастья как здоровья. Человек, возводящий это в принцип («плюнь на все, береги здоровье»), легко может стать мнительным, нытиком, трусом, не могущим перенести физические страдания. Здоровье – лишь предпосылка для счастья. Счастье – нравственное чувство радости, гордости, удовлетворения, полноты жизни, которое возникает у человека в процессе и результате осуществления личных интересов и в то же время в результате признания другими его поступков как достойных. Без такого признания чувство счастья оказывается неполным. Счастье – нравственное удовлетворение от сознания правильности основной жизненной позиции. Фундаментальные категории морали – добро и зло, смысл жизни, свобода воли. В категориях добра и зла положительно или отрицательно оцениваются поступки людей. Лгать, воровать, обижать слабых, льстить вышестоящим; лицемерие, высокомерие, жадность, завистливость, тщеславие и т. д. – большинство людей такие поступки и черты характера считает отрицательными, вредными, нежелательными. Напротив, трудолюбие, честность, доброжелательность, вежливость, щедрость, дружелюбие, верность долгу, принципиальность и т. д. люди обычно считают положительными поступками и чертами характера. Относительно смысла жизни существуют разные позиции. Здесь можно выделить оптимизм (смысл жизни есть, и он в принципе осуществим), скептицизм (неясно, если ли смысл жизни, а если есть, то неясно, осуществим ли он) и пессимизм (жизнь представляется бессмысленной). Когда признается, что есть смысл жизни, он понимается по-разному. Здесь можно увидеть мнения о том, что смысл жизни – в получении удовольствий, наслаждении (так называемый гедонизм), в достижении успеха (прагматизм), признании в группе, к которой принадлежит человек (корпоративизм), личном самоусовершенствовании (перфекционизм), в служении другим людям (гуманизм) и т. д. Важная категория морали – свобода воли; свобода воли – возможность выбора человеком линии своего поведения. Декарт отмечал: «Наша воля стремится к какой-нибудь цели или избегает ее в зависимости от того, представляет ли ее наш разум хорошей или дурной»[112]. Нужно отметить, что поступки в полном смысле нравственны, когда они совершаются не в результате внешнего принуждения, а из побуждения делать добро. Саморегуляция, самовоспитание и самооценка – важные черты моральной регуляции поведения. На теоретическом уровне нравственного сознания формируются этические системы, создаются моральные кодексы. Одним из первых вопросов, на который пытается ответить этика, является вопрос о том, что есть правильная человеческая жизнь. Этические концепции древности исходили из предпосылки, что если мы знаем, что такое правильная жизнь, то, конечно, будем поступать так, чтоб ее достигнуть. Дело в знании. Так, Платон считал, что зло порождается недостатком знаний. Отсюда он ставит задачу представить картину идеального государства, в котором люди смогут достичь блага, вести добродетельную жизнь. В этических системах древности было сформулировано так называемое «золотое правило нравственности» – чего в другом не любишь, того сам не делай. Это правило в разных формулировках вошло в состав разных этических систем (вспомним, например, категорический императив Канта). Еще одним распространенным принципом нравственности была идея «золотой середины». Чтобы достичь счастья, нужно избегать крайности в поступках, соблюдать меру. Правда, отмечал Аристотель, у разных людей эта «середина» разная. В последующей истории этики можно выделить два распространенных варианта: либо на первое место выдвигаются интересы отдельного индивида (т. е. эгоизм) либо общие интересы (т. е. альтруизм). В первом варианте утверждается особая роль: – наслаждения, удовольствия (гедонизм). Классическим представлением этой точки зрения в античности был Эпикур, который считал высшим благом наслаждение. Но в то же время он призывал к разумной жизни, которая не будет стремиться к неограниченному умножению удовольствий, к скромности. Стоики также призывали к удовольствиям, но говорили, что при этом не следует становиться рабами вещей; – счастья (так называемый эвдемонизм). Но, как уже отмечалось, представления о счастье различны. Отметим еще один вариант – взгляды киников. Они считали, что все плоды цивилизации бессмысленны, нужно возвратиться к простой жизни. Поскольку мир преисполнен зла, нужно отстраниться от участия в его делах. Конечно, можно иметь деньги, вещи и т. п., но все это непрочно, в стремлении к счастью на это нельзя полагаться. Спасенье нужно искать в себе; – пользы (так называемый утилитаризм). «Принцип пользы» у Бентама, Милля и др. утверждал, что действие, поступок правилен, если он приносит пользу человеку. При этом говорилось, что конкретный поступок может приносить и пользу, и вред, но если пользы он приносит больше, то он правилен. Во втором варианте этических концепций в основу ставился моральный принцип, предписывающий сострадание к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотрешению во имя их блага и счастья. Этот принцип нашел свое выражение, в частности, в христианской морали – «возлюби ближнего своего как самого себя». Этика альтруизма обычно ориентируется на благодеяние и филантропию. Специфическая позиция представлена в марксистской этике. Здесь делался акцент на классовый характер морали и соответственно этому формулировался критерий нравственности. «Мы говорим: нравственность – это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, создающего новое общество коммунистов.»[113] Аналогично Л. Троцкий заявлял, что нравственно только то, что выражает и служит интересам пролетариата. История нашей страны показала, к каким трагическим последствиям приводит такая позиция. У человека есть две группы интересов: личные и общественные. В зависимости от того, каким будет их соотношение, в значительной мере будет определяться жизненный путь человека. Одним из главных принципов марксистской этики было утверждение главенства общественных интересов. А. С. Макаренко писал: «Наша коммунистическая этика должна быть рассчитана на миллионы счастливых, а не на счастье только мое. Логика старая – я хочу быть счастливым человеком, мне нет дела до остальных. Логика новая – я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я буду поступать, чтобы все остальные были счастливы, тогда и я буду счастлив. В каждом нашем поступке должна быть мысль о коллективе, о всеобщей победе, о всеобщей удаче»[114]. В соответствии с такой установкой в нашей стране строилась воспитательная работа. Людей убеждали: признание главенства общественных интересов вовсе не приводит к принижению личности; думай об обществе – оно будет думать о тебе. В программе воспитания большое внимание уделялось формированию нравственно положительной личности. На это были ориентированы семья, школа, вуз, трудовой коллектив. Марксистская этика ориентировала на проведение в жизнь принципов коллективизма, трудолюбия, патриотизма, гуманизма, интернационализма. Об этом были исписаны горы литературы, эти принципы широко внедрялись в общественное сознание. А что было на самом деле? В нашей стране продолжительное время происходила деформация морали, существовала «двойная мораль», углублялся разрыв между благородными моральными лозунгами и аморальными действиями. На основе социально-политических изменений в обществе разлагалась казавшейся прочной коммунистическая идеология и ее моральная составляющая. В настоящее время в России отмечается резкое ухудшение морально-психологического климата. Иногда даже говорят о моральном кризисе общества. Расслоение общества, формирование новых социальных групп привели к отказу от многих прежних моральных установок. О каком коллективизме, гуманизме, патриотизме и т. д. говорить, когда разворовывается государственная собственность, когда возрастает разрыв между богатыми и неимущими, процветает коррупция и т. д.? Для нормальной жизни общества необходимо соответствие реально-практического и теоретического уровня морали. Это соответствие должно идти не по пути «заземления» нравственных принципов, а «возвышения» реального поведения людей до высокого уровня нравственных принципов. Но это недостижимо, если ограничиваться призывами, декларациями, увещеваниями, а должно основываться на изменении всего комплекса экономических, социальных и политических аспектов общественной жизни.
Религия
Одна из древнейших форм общественного сознания – религия. Определяя ее место в общественной жизни, Маркс и Энгельс говорили о том, что религия и философия – наиболее отдаленные от экономического базиса формы общественного сознания, но они образуют мировоззренческую основу общества, что и определяет их важную роль в жизни общества. Религиозное сознание имеет своим оппонентом атеизм – учение, направленное на опровержение религиозных взглядов. Атеистические взгляды сопровождали религиозное сознание, начиная с древних времен; после эпохи Просвещения атеизм приобретает ярко выраженный наступательный характер. Несмотря на это, религия сохраняет свои позиции. В литературе приводят следующие данные. В настоящее время в мире более 1,6 млрд. человек считают себя христианами (в совокупности католицизма, православия и протестантизма); Всемирная исламская лига считает мусульманами более 800 млн. человек в 50 государствах, где мусульмане составляют большинство населения; в 18 странах насчитывают более 300 млн. буддистов (при этом в кругах буддистов высказывается мнение, что симпатизируют учению Будды более 2 млрд. человек). Можно ставить под сомнение эти цифры; так, неясно, кого включают в число верующих – взрослое население или всех членов семьи, начиная с рождения? Но, так или иначе, хотя бы формально, большинство населения Земли охвачено тремя мировыми религиями. А есть еще менее распространенные религии (например, иудаизм, синтоизм и др.). Содержание религии как надстроечного явления включает в себя три элемента: – религиозное сознание (религиозные чувства, представления, идеи); – религиозные культы и религиозная обрядность; – религиозные организации (церковь). Сущность религиозного сознания – иллюзорное удвоение мира: признание наряду с реальным природным и социальным бытием иного, потустороннего мира. Религиозное сознание включает в себя совокупность религиозных чувств, взглядов и представление о боге, бессмертии души и т. д. Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Любая форма религии в той или иной мере утверждает, что мир создан и управляется вечной и неизменной духовной сущностью – богом (или богами). Следует напомнить, что религиозная вера не тождественна вере в общем смысле; кроме собственно религиозной веры существуют многообразные другие виды веры. Так, есть у некоторых людей вера в судьбу, гороскопы, приметы, гадания, «сглаз» и т. п.; существует преданность, поклонение выдающимся, харизматическим личностям, преданность идеалам; есть какое-то рабское следование моде, культ вещей, экстатическое благоговение и преклонение перед кумирами эстрады, спорта и т. д. Религия вырастает из мифологии. В ранних формах религии происходит обожествление природных сил, растений, животных. В истории религии обычно сначала был политеизм (вера в нескольких богов), затем монотеизм (единобожие). Переход к монотеизму был характерен в ту историческую эпоху, когда образовались крупные монархии; вместо многих культов, характерных для союзов племен и ранних государств, создается культ единого, всемогущего бога, на которого переносятся признаки других богов. Религиозное сознание начиналось с проблем, вызванных природными явлениями, затем на первый план постепенно выдвигаются проблемы, вызванные социальной жизнью. Энгельс дает следующую характеристику религии: «Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются, прежде всего, силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворения… Но вскоре, наряду с силами природы, вступают в действие и общественные силы, – силы, которые противостоят человеку в качестве столь же чуждых и первоначально столь же необъяснимых для него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним с той же кажущейся естественной необходимостью… Религия может продолжать свое существование как непосредственная, т. е. эмоциональная форма отношения людей к господствующим над ними чуждым силам, природным и общественным, до тех пор, пока люди фактически находятся под властью этих сил»[115]. Маркс писал, что религиозного сознания не будет, когда будет «действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом»[116]. Не только в марксизме многие философы, как материалисты (например, Фейербах), так и идеалисты (например, Вл. Соловьев), видели источник религии в чувстве зависимости человека от чего-то иного, лежащего вне человека. Религиозное сознание проявляется в выполнении религиозного культа – поклонении богу, исполнении обрядов (молитва, ритуал крещения и др.). Если взять христианскую религию, то главные моменты жизни человека обозначаются в «таинствах». «Эта жизнь зарождается (в крещении), получает начало правильной организации, роста и укрепления (в миропомазании), восполняет или интегрирует единичное существо человека (в браке), создает духовное отечество как основу истинного общественного (в священстве или рукоположении) и, наконец, освящает болеющую и умирающую телесность для полной целостности будущего воскресения (в соборовании или елеосвящении.)» (Вл. Соловьев) Поскольку у всех народов есть религия, следовательно, есть какая-то потребность, какие-то социально-психологические интересы, которые так или иначе удовлетворяются различными вариантами религии. Дело в том, что посредством определенных обрядовых действий и запретов верующие стремятся получить помощь от бога. Выделяют ряд функций религий. Указанная выше – так называемая компенсаторная. Кроме того, религия влияет на отношения людей (вместе с моралью), религия способствуют общению и объединению людей и т. д. Религиозное сознание формировалось, главным образом, как учение о праведной жизни. Л. Н. Толстой (1828–1910) писал, что религия есть не что иное, как ответ на вопрос о смысле жизни, а Ф. М. Достоевский (1811–1881) утверждал, что искать бога – значит разобраться в понятиях добра и зла. Согласно религиозным воззрениям, если человек осуществил в себе акт веры, то есть принял идею существования бога, то он тем самым придал смысл своей собственной жизни, обосновав идею добра и справедливости. Бог для религиозного сознания – гарант торжества светлых начал, победы добра над злом, справедливости над несправедливостью. Тысячелетиями в сознании людей внедряется идея, что без веры в бога не может быть нравственности, что источник морали – бог. В христианстве нравственным идеалом является образ Христа. Если религиозное сознание направлено на удовлетворение определенных потребностей человека, достижение нравственных ценностей, то отсюда следует вывод атеиста о том, что опровергнуть религиозное сознание можно только тогда, когда будет сформирована такая система ценностей, которая удовлетворит указанные социально-психологические потребности человека. Объединение верующих для совместного выполнения религиозного культа приводит к возникновению третьего элемента религии – религиозной организации верующих, церкви, во главе которой стоят священнослужители. Церковь – общественный институт, при помощи которого поддерживается религиозный культ, распространяется религиозная вера и объединяются сторонники той или иной религии. В истории религии можно заметить своего рода закономерность. В начале религия выступает как новое вероучение, осуществляется его распространение, проповедь. Затем идет период догматического толкования вероучения, разрабатывается формальная обрядность. Все это завершается формированием церковной иерархии, весьма озабоченной охраной своих привилегий. На протяжении многих веков господствующая церковь обычно в большей или меньшей степени служила интересам тех классов, в руках которых находилась государственная и экономическая власть. Но бывало и так, что религиозные учения вступали в конфронтацию с властью. Это особенно характерно в периоды возникновения сектантских движений. В сектантских движениях имеются некоторые общие черты: – предшествующая основанию секты эпоха характеризуется как время заблуждений и страданий; – основатель секты считается человеком, которому открылась абсолютная истина; – основатель секты гарантирует поверившему этой истине спасение при условии выполнения им определенных предписаний и запретов; – современная эпоха расценивается как эпоха переходная, когда истина уже достигнута, но еще не победила, когда идет борьба добра и зла; – секта верит в неизбежность победы открытой ею истины и призывает к радикальному преобразованию мира. Религиозные разногласия неоднократно выливались в религиозные войны. Бывали случаи, когда в форме религиозных движений развивались национально-освободительные движения. Классовая борьба приобретала вид конфронтации господствующей религии и религиозных ересей. Любопытно, что войны, жесткая конфронтация в обществе часто инициируются политическими или религиозными расхождениями, но нет случаев, чтобы они возникали из-за конкурирующих научных гипотез или различных эстетических взглядов. Религия играет большую роль в жизни человека. Церковь всегда стремилась подчинить своему влиянию все стороны жизни человека, особенно его досуг и семейные устои, привычки и обычаи, праздники, отношение к близким и самому себе. Но церковь старалась открыто об этом не говорить; наоборот, атеисты подчеркивали эту роль, часто давали резко негативную оценку роли религии в обществе. Так, М. А. Бакунин писал: «Не в обиду будь сказано всем полуфилософам, всем так называемым религиозным мыслителям: существование Бога обязательно предполагает отречение от человеческого разума и человеческой справедливости; оно является отрицанием человеческой свободы и неизбежно приводит не только к теоретическому, но и к практическому рабству. И если мы не хотим рабства, мы не можем и не должны делать ни малейшей уступки теологии,… всякий, кто хочет поклоняться Богу, должен отказаться от свободы и достоинства человека… К тому же, история показывает, что священники всех религий, за исключением преследуемых, были союзниками тирании. И даже преследуемые священники, хотя они и боролись против притеснения властей, и проклинали их, разве они не дисциплинировали своих верующих и не приготовляли тем самым элементы новой тирании? Каким бы ни было духовное рабство, оно всегда будет иметь своим естественным последствием рабство политическое и социальное»[117]. На теоретическом уровне религиозного сознания – теология и религиозно-идеалистическая философия. Центральная проблема здесь – доказательство существования бога. В ранней схоластике Ансельм предложил так называемое онтологическое доказательство существования бога, в котором утверждение о существовании бога следует из самого понятия бога как совершенного существа. Это доказательство использовалось в философии Нового времени Декартом, Спинозой и др. Отождествляя понятия бога и субстанции, Спиноза писал: «Бог или субстанция, состоящая из бесконечного количества атрибутов, каждый из которых выражает вечную и бесконечную сущность, необходимо существует». «Если бы это было не так, представь, если сможешь, что Бога нет. Тогда его сущность не включает существования. Но это абсурд (то есть противоречит определению Бога). Следовательно, Бог с необходимостью существует.» Против онтологического доказательства выступал, в частности, Фома Аквинский. Ведь нужно сначала знать о существовании бога, а затем – говорить об его природе, что он – совершенное существо. Фома, а сегодня и неотомизм принимают апостериорные доказательства существования бога, в которых от факта движения, причинности и т. д. в мире заключают о боге как источнике движения, причинности и т. д. Скептицизм Нового времени утверждает, что нет удовлетворительного рационального доказательства существования бога, равно как нет такого доказательства его несуществования. Ряд религиозных философов не принимает никаких доказательств существования бога. Так, Вл. Соловьев утверждал, что «все эти доказательства, основываясь по необходимости на известных предположениях, имеют характер гипотетический и, следовательно, не могут дать безусловной достоверности». Наконец, последовательный фидеизм утверждает, что религиозное знание в целом не может быть основано на рациональных доказательствах, а опирается исключительно на веру. Нет ни логических, ни эмпирических доказательств существования иного мира, в основе признания его – акт веры. Говоря о вере, нужно вспомнить, что вера понимается как в широком смысле (уверенность в чем-то), так и в узком (как религиозная вера). Вера в широком смысле представляет собой необходимый компонент познания. Если бы существовала полная информированность о мире, то не было бы необходимости в вере. Тем более, в суждениях о будущем, например, об идеале и движении к нему, неизбежен аспект веры. Но когда фидеисты апеллируют к вере, они имеют в виду религиозную веру, веру в сверхъестественный мир, бога. В конце XVIII – начале XIX веков в христианстве появилось течение, позднее получившее название фундаментализма, утверждавшее, что Библия – слово бога, и нужно буквальное толкование ее текста, без каких-либо модернизаций. После Второй мировой войны фундаментализм приобретает заметное влияние не только в христианстве, но и в иудаизме и исламе. Его приверженцы говорят, что то, что происходит в современном мире: возвращение евреев в Палестину, возникновение исламских республик, холодная война и т. п. – это исполнение пророчеств божественных книг. Все это было изложено в священных книгах. В нашей стране в современном состоянии общества произошло изменение соотношения между знанием и верой, наукой и религией, религией и атеизмом. Если раньше усиленно пропагандировался и господствовал атеизм, то падение авторитета официальной идеологии сопровождается усилием интереса к вненаучным и антинаучным концепциям. Возрастает интерес ко всякого рода мистике, эзотерическим учениям, астрологии и т. п. Как реакция на грубые атеистические действия против церкви усиливается внимание к религии. Раздаются голоса, призывы к союзу между наукой и религией. Стало признаком «хорошего тона» выводить развитие русской культуры из православия. Возможно, что все это – дань моде. Думается, что выход общества из кризисного состояния создаст объективные предпосылки для определения действительного места и значимости религии в нашем обществе.
Искусство
К искусству в широком смысле относятся эстетическое сознание и те явления общественной жизни, которые переживаются как эстетические ценности. К последним относятся и продукты материального производства (которые воспринимаются с эстетической оценкой; особый случай здесь – произведения декоративно-прикладного искусства, дизайн), и явления природы, и сам человек (оцениваемый с позиции красоты), и собственно искусство как совокупность художественных произведений. Начиная разговор об искусстве в собственном смысле слова, отметим, что искусство предстает перед воспринимающими его людьми («публикой») в виде художественных произведений, созданными живописцами, скульпторами, писателями и т. д. – всеми художниками в различные периоды истории общества. Художественные произведения по сходным признакам разделяются на разные виды. М. С. Каган (известный советский философ) предложил следующую классификацию видов искусства. 1. Пространственные (статические) виды. Сюда относятся: а) прикладные (архитектура, декоративное искусство); б) изобразительные (живопись, графика, скульптура). 2. Временные (динамические): литература, музыка. 3. Пространственно-временные (синтетические): хореография, кино, цирк, эстрада. Виды искусства, в свою очередь, включают в себя различные жанры. Заметим, что понятие «жанр» первоначально употреблялось в живописи: под жанровой живописью понималось изображение современного художнику повседневного быта. Со временем термин «жанр» стал обозначать определенную разновидность искусства. Так, в области живописи выделяют жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер, батальный жанр, исторический, бытовой и др., когда идут от содержания произведения. В ином аспекте говорят о жанре, когда исходят из используемого материала; тогда в изобразительном искусстве различают монументальную живопись (большие полотна и фрески – настенные изображения), станковую живопись, прикладную, декоративную, графику. В музыке выделяют жанры: народно-бытовая (песенная и инструментальная), легкая бытовая или эстрадно-развлекательная (сольная, вокальная, инструментальная), камерная (предназначенная для одного или нескольких исполнителей и звучащая в условиях небольших концертных помещений), симфоническая (для больших симфонических оркестров и обширных концертных залов), хоровая музыка, театрально-драматические произведения (опера, музыкальная комедия, балет) и т. д. Выделяют исторические эпохи: говорят о первобытном, античном, средневековом и т. д. искусстве. Также выделяют художественные направления. Так, в живописи говорят об искусстве эпохи Возрождения, барокко, рококо, романтизме и т. д. Различают также искусство различных стран. Таким образом, можно видеть достаточно пеструю картину классификации искусства. Отдельные произведения искусства – продукт художественного творчества как единства духовной и практической деятельности человека. По способу своего существования произведение искусства – материальный продукт художественного творчества. Художественное произведение создано из некоторого материала: краски в живописи, камень в скульптуре и архитектуре, звуки голоса и инструментов в музыке и т. д. Художественное произведение существует как материальный объект (картина, статуя, архитектурное сооружение). В тех случаях, когда произведение искусства неотделимо от процесса художественного творчества, оно предстает как объективный процесс (танец, музыка).
|