Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


НАДСТРОЙКА 4 страница




Существуют также конфедерации, когда между государствами осуществляется соглашение о совместной деятельности в ряде направлений, но при этом сохраняется суверенитет этих государств.

Основоположники марксизма ставили целью политической борьбы пролетариата завоевание государственной власти, установление диктатуры пролетариата.

Понятие диктатуры (лат. диктатура – неограниченная власть) имеет два смысла. В первом, широком смысле оно означает систему политического господства какого-нибудь класса в обществе над другими классами. В узком смысле диктатура означает способ осуществления государственной власти путем применения вооруженной силы в чрезвычайных условиях, при обострении классовой борьбы.

В модели государства диктатуры пролетариата утверждается, что промышленный пролетариат, представляющий в развитых капиталистических странах наиболее организованную и сплоченную часть трудящихся, должен взять власть в свои руки, преодолеть сопротивление свергнутых эксплуататоров и создать социалистическое общество, передав основные средства производства в руки трудящихся и установить народовластие, т. е. участие всех трудящихся в процессе управления государством. Диктатура пролетариата поэтому не противопоставляется демократии, а понимается как наиболее полное ее воплощение.

Если «государственники» призывали к установлению диктатуры и лишь затем, в перспективе, переходу к самоуправлению, то теоретики анархизма в принципе отрицали необходимость государства для трудящихся масс, утверждали, что любое правительство враждебно трудящимся. Вот характерное рассуждение Бакунина. «Правительство, не злоупотребляющее властью, не притеснительное, нелицеприятное и не ворующее, действующее только в смысле общесословных интересов и не забывающее их очень часто в заботе об исключительном удовлетворении лиц, стоящих во главе его, – такое правительство – это квадратура круга, идеал недостижимый, потому что противный человеческой природе. А природа человека, всякого человека, такая, что дайте ему власть над собою, он вас притеснит непременно, поставьте его в положение исключительное, вырвите его из равенства, он сделается негодяем. Равенство и безвластие – вот единственные условия нравственности для всякого человека. Возьмите самого яростного революционера и посадите его на всероссийский престол или дайте ему власть диктаторскую, о которой так много мечтают наши зеленые революционеры, и он через год сделается хуже самого Александра Николаевича.»[107]

После Октябрьской революции 1917 г. Н. Махно призывал к установлению «вольного строя», в основе которого будут самостоятельные хозяйственные и общественные самоуправляющиеся организации. В годы гражданской войны предпринимались попытки создать самоуправляющиеся товарищества, причем по инициативе самих трудящихся. Разгром махновского движения положил конец этим инициативам.

Революция совершилась в стране, где преобладало крестьянство, со средним уровнем развития капитализма. У рабочего класса была сильная партия. В реальных исторических условиях захватить и удержать власть рабочий класс и его партия могли, лишь отказавшись от ряда демократических институтов, например, от всеобщего, прямого и равного для всех избирательного права.

В ходе гражданской войны в стране установилась система «военного коммунизма» с неэкономическими методами управления хозяйством, введением командно-административных методов руководства, внедрением контроля над печатью, созданием репрессивно-карательного аппарата.

После окончания гражданской войны жизнь заставила перейти к новой экономической политике, были предприняты действия, направленные на развитие демократических институтов. Это дало положительные социально-экономические результаты. Но после смерти Ленина и постепенной концентрации власти в руках Сталина произошло возвращение к командно-административным методам руководства государством. Трудящиеся фактически отстранены от участия в государственных делах. Быстро растет бюрократия.

В середине 30-х годов было объявлено, что у нас уже построен социализм. А поскольку диктатура пролетариата нужна для построения социализма, то в последующем был сделан вывод о том, что государство диктатуры пролетариата превратилось в «общенародное государство», «всенародное государство». В 50–60-х годах оптимистически утверждалось, что у нас давно исчезли социальные и национальные антагонизмы,размываются грани между рабочим классом и крестьянством, между физическим и умственным трудом и т. п. На деле рамки демократии не расширялись, а сужались. Сосредоточение власти (и, подспудно, средств производства, которыми он распоряжался и пользовался) в руках государственно-партийного аппарата таило опасность измены государственным интересам в пользу личных со стороны этого аппарата. Что и произошло. В итоге дело завершилось кризисом социалистического государства, распадом Советского Союза, переходом к капиталистическому типу государства при полном сохранении, а затем и многократном увеличении всего государственно-бюрократического аппарата (даже конретные «випперсоны» – представители партноменклатуры – остались на своих местах).

Сегодня много говорится о необходимости развития демократии, создания гарантий против узурпации власти, включения трудящихся в управление страной, учета интересов всех социальных групп, классов, наций, развития общественного самоуправления. Призывы хорошие. Но остается актуальной задача ликвидации разрыва между словом и делом. Похоже, никто не выступает против создания у нас настоящего правового государства (по крайней мере публично). Но становление правового государства неосуществимо без развития общественного самоуправления, а самоуправление несовместимо ни с частной собственностью на средства производства, ни с бюрократическим аппаратом – в той форме и в том объеме, как это существует сейчас.

Необходимо коренное, качественное преобразование общества, а не принятие «хороших» законов, остающихся только на бумаге.

 

 

2. Право и правосознание

 

В своей общественной жизни и деятельности люди придерживаются определенных норм и правил поведения. Эти нормы и правила возникают, изменяются и отмирают с развитием общества. В доклассовом обществе поведение членов рода, племени регулировалось обычаями и традициями, передававшимися из поколения в поколение. Они определяли, что можно и чего нельзя делать, что хорошо и что плохо, и выражали общие интересы. Исполнение норм и правил поведения обеспечивалось всем коллективом, нарушение их было редким явлением. Такое регулирование общественных отношений возможно для общества, не знавшего противопоставления классовых интересов.

Когда общество раскололось на классы, когда сложились противоположные интересы, обычаи и традиции не могли уже регулировать поведение всех людей.

Понятия хорошего и плохого, полезного и вредного, справедливого и несправедливого стали различными у представителей различных классов.

С возникновением частной собственности, классов и государства возникает право. На место обычаев и традиций стало право как принудительно-обязательные нормы поведения людей, устанавливаемые государством и выражающие волю экономически и политически господствующего класса. Поскольку важным назначением права была защита частной собственности, именно с этим были связаны самые жестокие законы древности (например, законы Дракона в Афинах).

С точки зрения марксизма, право – это воля господствующего класса, возведенная в закон. Право формулирует и конкретизирует те требования, которые стремится провести в жизнь господствующий класс, спектр общественных и частных свобод поведения членов общества.

Существуют иные концепции права. Так, в одном варианте считают, что право исходит из авторитета священного писания, в другом, что право выражает неизменную сущность человека, в третьем, что право – изъявление народной воли, постоянной во времени и т. д. Как пример приведем утверждение Спенсера: «Каков бы ни был общественный организм, порочная природа граждан всегда будет давать себя знать своими дурными действиями. Нет такой политической алхимии, при помощи которой возможно было бы превратить свинцовые инстинкты в золотые нравы».

Но право – продукт исторического развития общества, и само оно изменяется. Правовые нормы складывались в истории общества двумя путями: путем перерастания первобытных обычаев и традиций в нормы права и путем правотворчества государственных органов. Формирование права привело к возникновению в обществе нового вида отношений – правоотношений. Участники правоотношений выступают как субъекты – носители прав и юридических обязанностей.

Право и правоотношения в конкретных исторических типах общества соответствуют определенному экономическому базису.

Так, в рабовладельческом обществе рабы не являются субъектом права. Раб лишь охраняется правом как собственность рабовладельца, подобно другим объектам собственности. В феодальном обществе право закрепляет собственность феодалов на землю и зависимость от них непосредственных производителей (наиболее тяжелая форма этой зависимости – крепостное право).

Феодальное право юридически закрепляет неравенство различных сословий перед законом.

В правовых нормах государства (в конституциях и других актах) закрепляется экономическое, политическое и т. д. равенство или неравенство людей, социальных групп, выражаются их интересы и воля путем установления прав и обязанностей людей и социальных групп.

Право выполняет следующие функции:

– регулятивно-статистическую – возложение на лиц обязанностей воздерживаться от определенных действий (например, запрет на воровство и хищения);

– регулятивно-динамическую – предписывает гражданам совершать активные действия (например, защита страны от внешних посягательств);

– охранительную – охрана существующих общественных отношений.

Нормы права, с одной стороны, предоставляют людям права и возможности действовать определенным образом, а с другой, – возлагают на людей обязанности, необходимость определенного поведения. Право определяет меру социальной свободы индивида и в то же время ограничивает, регламентирует нормативно-обязательные элементы социальной деятельности.

Нормы права, юридические законы должны удовлетворять определенным требованиям. Небезынтересно привести мнение В. С. Соловьева по этому поводу. «Три отличительных признака закона:

1) его публичность – постановление, не обнародованное во всеобщее сведение, не может поэтому иметь силу закона;

2) его конкретность – закон выражает норму действительных жизненных отношений в данной общественной среде, а не какие-то отвлеченные истины и идеалы;

3) его реальная применимость, или удобоисполнимость в каждом единичном случае, ради чего с ним всегда связана так называемая «санкция», т. е. угроза принудительными и карательными мерами, – на случай неисполнения его требований или нарушения его запрещений.»[108]

В государстве имеются специальные учреждения, которые разрабатывают и издают законы (законодательные органы), следят за их выполнением (прокуратура), карают за их нарушения (суды, органы охраны порядка) и поддерживают одобренный законом общественный порядок. В государстве существует гражданское, уголовное, трудовое, брачно-семейное, международное и другие области права, создаются своды законов (кодексы).

Право, связанная с ним правовая деятельность учреждений отражаются и осознаются особой формой общественного сознания – правосознанием. Правовое сознание оперирует такими понятиями как справедливость, законность, общественный порядок, преступление, наказание.

Правовые взгляды изменяются в ходе истории. Так, в рабовладельческом обществе торговля рабами рассматривалась как законное действие, а в современном обществе торговля людьми оценивается как грубое нарушение законности, справедливости.

Право и правосознание взаимосвязаны. Когда государство устанавливает правовые нормы, оно в ходе воспитания стремится сформировать в обществе правосознание, соответствующее установленному праву. Но, с другой стороны, устанавливая новые правовые нормы, государство должно считаться с уже существующими традициями, моралью, правом, правосознанием.

Как и в других формах общественного сознания, в правовом сознании есть обыденное сознание и правовая идеология. Правовое обыденное сознание основывается на представлении о социальной справедливости. С этой точки зрения, оно оценивает нормы права и юридическую деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов. Характерно, что обыденное сознание обычно поддерживает идею порядка в обществе.

Правовая идеология – систематизированное выражение правосознания социальных групп. Оно теоретически обосновывает равенство или неравенство людей в обществе, права и обязанности людей и социальных групп, объясняет, что такое свобода и справедливость. Правовая идеология обосновывает назначение правовых отношений, норм и учреждений, структуру и функции законодательства, суда и прокуратуры и т. д. В конечном счете правовая идеология ставит своей целью защиту или установление правового порядка (правоотношений), соответствующего интересам определенной социальной группы.

Уровень правосознания играет важную роль в жизни общества. Сознавая свои права, человек должен сознавать и свои обязанности, что ему разрешено и что запрещено, а также сознавать, что и у всех других есть права, которые нужно признавать. Правопорядок связывает людей друг с другом; он представляет собой систему взаимно признаваемых прав и обязанностей. Правосознание в целом – своеобразная духовная дисциплинированность, чувство ответственности и чувство меры во всех социальных проявлениях деятельности человека.

И. А. Ильин указывает на следующие признаки правосознания.

Правосознание – воля человека к соблюдению права и закона, воля к законопослушанию.

В правосознании человеку присущи чувство правоты, справедливости, ответственности, свободы, чувство уважения к законности, чувство долга и чувство связующей дисциплины.

Правосознание включает любовь к своему народу, своей стране, отечеству. В целом, заключает И. А. Ильин, правосознание без чувств и любви будет формально-педантичной, угнетающей человека бюрократической машиной.

Когда у человека развито правосознание, он чувствует предел своих возможностей, у него есть внутреннее побуждение к исполнению своих обязанностей, своеобразное отталкивание от запрещенных действий.

Правосознание не присуще человеку от рождения, его необходимо воспитывать с детства. Также нет везде и всегда одинакового правосознания. Оно формируется исторически под влиянием многих факторов – экономических, политических, религиозных, семейных и т. д. В одних случаях есть тяготение к так называемому монархическому правосознанию, когда единство народа олицетворяется в живом носителе (монархе, президенте). Монархическое правосознание смотрит на государство как на большую семью, отец которой – монарх. Монархическое правосознание утверждает неравенство людей в правах. В отличие от него так называемое республиканское правосознание тяготеет к идее равенства людей. У республиканского правосознания – предубеждение против всякого неравенства.

Но само понятие равенства требует осмысления. Вот в современном обществе обычно провозглашается равенство всех граждан перед законом. Право по форме выступает здесь не как воля господствующего класса, а как регламентация надклассового характера, обеспечивающая путем точного разграничения прав и обязанностей интересы людей. Но формальное равенство прикрывает социальное неравенство; в обществе, где нет равенства во владении средств производства, фактически равенства нет; свобода одного оборачивается подчинением другого.

В нашей стране, начиная с социалистического государства, утверждается, что право выражает волю всего народа. Но на самом деле равенства перед законом фактически не было и нет. Одно и то же нарушение закона наказывается по-разному или в одних случаях наказывается, в других – нет. На органы правосудия оказывается сильное воздействие. Снизился уровень правовой культуры и правосознания.

Сегодня много говорят о необходимости становления правового государства. Что это значит? Правовое государство предполагает соответствие слова и дела, норм и действительной юридической практики, однозначное действие законов. Необходимо развивать правосознание. Действительная демократия невозможна без того, чтобы каждый человек в полной мере осознавал свои права и обязанности, имел сформировавшиеся представления о справедливости, законности, понимал характер правовых отношений, специфику работы правовых учреждений, их компетенцию. Демократия предполагает не только юридическую грамотность, но и реальное участие граждан в общественных отношениях, в самоуправлении.

Демократия предполагает, далее, не только развитое правовое сознание, но и дисциплину, основывающуюся не на принуждении, а на сознательном выполнении правовых норм, поскольку они выражают волю народа, соответствуют интересам народа, а тем самым и каждой личности. Как уже было показано, такая демократия невозможна ни в условиях частной собственности, ни в условиях централизованной государственной собственности на средства производства.

Право возникает и существует только в классовом обществе, а в последнем оно всегда было и останется, как убедительно доказали Маркс и Энгельс, «возведенной в закон волей господствующего класса».

 

3. Политические организации и политическое сознание

 

В политической системе общества государство – важнейший, но не единственный компонент. В систему политической организации общества входят также политические партии и общественные организации.

Партии – организованные группы, формулирующие, выражающие и проводящие в жизнь интересы определенного класса, нации или их отдельных слоев. Партии разрабатывают стратегию и тактику борьбы за власть, выдвигают и пропагандируют идеалы общественной жизни. Теоретики, идеологи партий, выполняя социальный заказ той группы, интересы которой выражает партия, стараются доказать, что только эта партия способна осчастливить свою страну, свой народ. Это характерно и для партий, стоящих у власти, и тех, которые рвутся к власти.

В тоталитарных политических режимах обычно существует одна правящая партия; если и допускаются другие, то они не играют реальной самостоятельной роли на политической арене. В демократических государствах существует многопартийность. Многопартийность основана на том, что у разных социальных групп существуют различные цели, идеалы; даже если цель одна, предполагаются различные средства и методы ее реализации.

Наряду с государством и партиями в политическую систему входят различные общественные организации. Они создаются как в господствующих, так и подчиненных слоях общества. Примером первых, защищающих интересы господствующих классов, в феодальном обществе были дворянские союзы, церковные организации; в капиталистическом – союзы промышленников, крупных фермеров и т. д. С ростом классового сознания трудящихся они также создают общественные организации в защиту своих интересов. В капиталистическом обществе это, прежде всего, профессиональные союзы. Их основная цель – организация борьбы рабочего класса за улучшение экономического и социального положения. Кроме того, существуют общественные организации, объединяющие людей одной профессии, одних интересов в проведении досуга и др. (творческие, молодежные, женские, пацифистские, экологические и т. д.).

Общественные организации, их деятельность могут иметь как политический, так и неполитический характер, хотя грань между ними достаточно неопределенна и переходима. Так, в нашей стране, казалось бы, церковные организации являются неполитическими, но фактически они включаются в политическую деятельность, участвуя в различных государственных делах, одобряя или порицая определенные политические ситуации и т. д.

Политическое сознание представляет собой отражение социально-классовой структуры общества, политической деятельности. Возникновение политического сознания непосредственно связано с возникновением политики, политических отношений и политических организаций в классовом обществе. Политическое сознание опосредованно отражает также экономические отношения в обществе: экономические отношения социальных групп получают свое продолжение в политических отношениях, а затем – в политическом сознании.

Политическое сознание, как и другие формы общественного сознания, имеет два уровня: обыденный и теоретический. На обыденно-практическом уровне – порожденные политикой чувства, настроения, симпатии и антипатии, иллюзии, надежды и т. д. (например, чувства вражды или дружбы по отношению к определенным социальным группам, политическим деятелям и т. п.). Обыденное сознание возникает стихийно, на основе практической деятельности людей, влияния непосредственного окружения. В обыденном сознании, с одной стороны, сильно влияние стереотипов, традиций, а с другой, – ему присущи нестабильность, зависимость от меняющегося непосредственного опыта.

На идеолого-теоретическом уровне – теоретическое выражение взглядов определенного класса (или социальной группы) на политическую жизнь общества, на отношения между классами, нациями и т. д. Политическое сознание формулирует цели и задачи, последуемые политическими субъектами в их борьбе за свои интересы.

Политическая идеология обосновывает и направляет внутреннюю и внешнюю политику государств, определяет цели и задачи классов, стратегию и тактику партий, систему взглядов не только на современную действительность, но и на перспективу общественного развития. Форма выражения политического сознания – программы и уставы партий, конституции государств, теоретические выступления идеологов, политических деятелей и т. п.

Политическая идеология – важнейшее оружие в борьбе за политическую власть, в защите, обосновании и укреплении определенного общественного порядка и его экономических основ. Каждая идеология имеет свою организацию, свой тип пропаганды и другие формы идеологического воздействия на массы. При этом, нередко происходит сознательное манипулирование общественным мнением, когда под видом насущных интересов масс, тех или иных социальных групп, в их сознание внедряются чуждые и даже прямо противоположные интересы.

Политические интересы затрагивают каждого человека. Нельзя быть вне политики. Даже, например, отказ участвовать в выборах, сопровождаемый словами о том, что человеку не интересна политика, он в нее не верит, – тоже своеобразное участие в политике.

В политическом сознании большую роль играют убеждения. Убеждение – сложная форма индивидуального сознания, объединяющая знания, положительное или отрицательное оценочное отношение к социальным явлениям, готовность действовать. Убежденность в политическом сознании обычно опирается на политическую теорию, которая выражает экономические и политические интересы людей. Но, кроме убежденности, есть вера. И здесь очень важную роль играет личность политического деятеля. Политическое сознание, особенно на обыденном уровне, сильно подвержено влиянию личных качеств политических лидеров. В политике логика ученого может оказаться бесплодной, если не соединится с вдохновением и интуицией артиста. На обыденном уровне часто место убеждения занимает вера политическому лидеру.

Политическое сознание организует социальную активность людей, иными словами, выполняет (вместе с правом и моралью) регулятивную функцию.

Существуют различные типы и виды политического сознания в современном мире. Можно, во-первых, выделить буржуазное политическое сознание, в котором есть два основных направления: консервативное и либеральное. Различие их в том, что консервативная идеология ориентирует массовое сознание на необходимость усиления государственной власти, либеральное же призывает к реформам, которые, не затрагивая частной собственности, обеспечивали бы большую действенность официально провозглашаемых принципов равноправия и социальной справедливости.

В течение XX века заметное место в мире занимала социалистическая политическая идеология. Она ориентировала на переход от капитализма к социализму и далее к коммунизму, уничтожение частной и становление общенародной собственности, движение к социальной однородности общества и т. д. В реальности произошло, как мы уже указывали, несовпадение социальных интересов и официальной политической идеологии.

В настоящее время стоит вопрос о выработке так называемого нового политического мышления. Оно предполагает высокий уровень знаний о власти и политике, стремление к политической активности. Новое политическое мышление в сфере внутренней политики исходит из того, что старые административно-командные методы руководства экономикой и социальной жизнью исчерпали себя. Критическое осознание негативных явлений (теневая экономика, коррупция, бюрократизм и т. д.) в рамках нового мышления дополняется конструктивным пониманием новых методов руководства всеми сферами общественной жизни на основе гласности, демократизма, гуманности.

Демократия как форма организации общества предполагает информационную открытость, образованность, компетентность, сознательную дисциплину, массовую активность, желание брать на себя ответственность.

Если тоталитарное мышление предполагает единообразие, всеобъемлющий контроль сверху, отторжение самостоятельно мыслящих личностей, то демократическое мышление предполагает сопоставление различных концепций, гарантию прав меньшинства, консенсус (принятие компромиссных решений на основе единогласия), разделение законодательной, исполнительной и контрольно-судебной властей.

В области международной политики новое политическое мышление нацелено на осознание «общечеловеческих» интересов, состоящих в необходимости сохранить мир, предотвратить ядерную войну, спасти человечество от самоуничтожения. Следствием такого осознания являются конструктивные мирные инициативы, нацеленные на создание нового мирового порядка, новых взаимоотношений между государствами с различным уровнем экономического и социально-политического развития. Новое политическое мышление ориентирует на поиск не военных, а политических решений международных проблем и конфликтов, расширение взаимовыгодных международных связей, уважение суверенитета и независимости всех стран и народов, стремление к социальной справедливости и равноправию в международном масштабе. Новое мышление нацеливает на деидеологизацию государственных отношений, на ориентацию к объединяющим людей – выживанию, здоровью и т. д. Однако все это – «дымовая завеса». Пока существует частная собственность, классы, государственная система управления обществом, не может не быть борьбы за политическую и экономическую власть, никаких «общечеловеческих» абстрактных интересов и, следовательно, никакой «деиделогизации». Экономика и политика неразрывны.

С точки зрения марксизма, экономика – это реальный базис общества и, будучи таковой, она оказывает определяющее воздействие на другие сферы общества. При этом, нужно учитывать, что зависимость политической жизни общества от экономики во многом опосредована социальными явлениями и процессами.

Для понимания взаимодействия экономики и политики нужно учитывать классовую структуру общества. Экономика, прежде чем получить выражение в политике, преломляется через экономические интересы той или иной социальной группы.

Политика, отражая экономику, в то же время оказывает активное обратное воздействие на развитие экономики, на темпы и эффективность общественного производства. Характер этого воздействия может быть разным.

Говоря о политической власти, Энгельс писал, что ее «обратное воздействие… на экономическое развитие может быть трояким. Она может действовать в том же направлении – тогда развитие идет быстрее; она может действовать против экономического развития – тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или же она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях. Этот случай сводится в конце концов к одному из предыдущих»[109].

Политика, адекватно отражающая назревающие потребности общественного развития, служит активным фактором социального прогресса, средством реализации возможностей, заключающихся в экономическом строе общества. Если же политические действия противоречат тенденциям экономического развития или учитывают эти тенденции частично, то эти политические акции приводят к тяжелым экономическим и социальным деформациям общества. И совсем плохо, когда принимаются политические решения без экономического обоснования, без анализа их социальных последствий.

В. И. Ленину принадлежит формула: «Политика есть концентрированное выражение экономики»[110].

Исторический опыт убедительно показал, что любой отрыв политики от экономики, всякое насилие над экономикой оборачивается серьезными экономическими и социальными трудностями. Чтобы направлять политику на реализацию коренных интересов общества, необходимо глубоко и всесторонне познавать эти интересы, анализировать объективные условия, выявлять возможности, пути достижения реализации этих интересов и т. д.

Политика должна опираться на науку, а не на волюнтаристские решения.

 


Лекция 22. Общественное сознание и его структура.
Духовная жизнь

1. Общественное сознание – типы, сферы, уровни и формы.

2. Роль общественного сознания, его обратное воздействие на общественное бытие.

3. Духовная жизнь общества.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты