КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
НАДСТРОЙКА 1 страница
Единство способа производства и надстройки представляет конкретный исторический этап развития общества – общественно-экономическую формацию. По Марксу, таких формаций в истории европейского общества (100 тысяч лет) можно выделить следующие пять. 1. Первобытно-общинная (первая бесклассовая формация, первобытный коммунизм) (около 90 тысяч лет). 2. Рабовладельческая (первая классовая формация) (около 5 тысяч лет). 3. Феодальная (около 2 тысяч лет). 4. Капиталистическая (около 600 лет). 5. Коммунистическая (вторая бесклассовая формация, результат отрицания-отрицания первобытно-общинной формации) (в проекте).
Общественно-экономические формации Развивая материалистическое понимание общества, Маркс ввел понятие общественно-экономической формации. Дело заключается в следующем. Этносы, страны, государства отличаются как в одно и то же время, так и в ходе истории. Вместе с тем, между ними есть что-то общее. Это общее искали то в религии, то в брачно-семейных отношениях и т. п. Маркс предложил понятие общественно-экономической формации, в котором фиксируется то общее, что присуще различным странам на определенном этапе их развития. По Марксу, общественно-экономическая формация – это система устойчивых общественных отношений, социальных групп и учреждений, а также форм общественного сознания, функционирующая и развивающаяся на основе определенного способа производства. Главное в учении Маркса об общественно-экономических формациях – признание способа хозяйствования, форм собственности на средства производства как главного фактора различных типов социальных организмов. Маркс выделил в формации производственные отношения как ее базис. Если в различных странах сложились одинаковые производственные отношения, значит, они находятся на одном историческом этапе развития, входят в одну и ту же обшественно-экономическую формацию. Энгельс отмечал: «Экономическая структура общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется в конечном счете вся надстройка, состоящая из правовых и политических учреждений, равно как и из религиозных, философских и иных воззрений каждого данного исторического периода»[86]. В марксизме принято, что все многообразие социальных систем сводится к пяти общественно-экономическим формациям: – первобытно-общинная; – рабовладельческая; – феодальная; – капиталистическая; – коммунистическая. (Правда, Маркс говорил еще об «азиатском способе производства», но затем этот способ стали включать в рабовладельческую формацию.) Общественно-экономические формации отличаются друг от друга прежде всего способом производства материальных благ. Во все времена люди производили пищу, одежду и др., но в каждую эпоху делали это по-разному. И отличие формаций, по Марксу, не столько в том, что производится, сколько в том, как производится. С этой точки зрения, история общества предстает как последовательная смена способов производства. За прошедшие несколько тысячелетий в истории сменялись один экономический строй за другим, каждый из них пережил юность, зрелость и период старческого распада и заменялся следующим строем. Дадим бытующую в марксистской литературе краткую характеристику формациям.
Первобытно-общинная формация
Первые орудия труда – из дерева, костей животных, камня (каменные топоры, ножи, наконечники стрел и т. д.). Первый тип производственных отношений – совместная деятельность людей на основе общего владения орудиями труда членами первобытного коллектива – рода, члены которого связаны кровным родством. Добытые продукты распределялись между всеми членами коллектива. Во главе рода (или союза родов – племени) стояли вожди, отличавшиеся силой, опытом и мудростью. Власть обычно была выборной; иногда передавалась по наследству от отца к сыну. Все взрослые мужчины были и воинами. В духовной жизни господствовало мифологическое мировоззрение. Сложились нормы и правила обязательного для всех поведения, любые нарушения норм нравственности строго пресекались. Этот период часто не без основания называют «первобытным коммунизмом». Что такое «первобытный коммунизм»? Что дает основание назвать так эту грандиозную по продолжительности (95 тысяч лет из 100 тысяч лет истории Homo sapiens!)? Приведем главные отличительные особенности первобытного коммунизма. 1. Общественная (общинная) собственность на средства производства. Леса – место охоты, реки, озера, моря – места рыбной ловли, земля под пашни, пастбища, изготовленные орудия труда – все это принадлежало не одному человеку, а являлось общинной собственностью, охраняемой от вторжения и использования другими племенами (до создания союза племен). 2. Распределение добытого продукта питания, жилья, орудий труда, помощи (вплоть до медицинской) по потребностям. Надо, однако, отметить, что потребности были минимизированы, доведены до того «прожиточного минимума», получение ниже которого было равнозначно голодной смерти, поэтому невозможно было превращать в рабов плененных в межплеменных столкновениях. Нельзя было отнять у человека, присвоить даже малую часть произведенного им продукта, иначе он умрет. 3. Общественное, подлинно демократическое самоуправление. Именно тогда, в первобытную эпоху, и никогда позже действовала настоящая «советская власть» – власть советов старейшин, а позже – советов племен. Отметим, что основой такой демократии является именно общественная собственность на средства производства, поэтому все разговоры о демократии в условиях частной собственности (например, о «буржуазной демократии») – не более чем дымовая завеса, призванная скрыть истину. В рамках первобытно-общинного строя постепенно развивались производительные силы, создавались и использовались бронзовые и железные орудия труда, развивается гончарное дело и ткачество. От охоты и собирательства – переход к скотоводству и земледелию. Возникает обмен продуктами труда между разными коллективами людей. В начальном периоде этой формации не было привилегированной группы людей, которая жила бы за счет других (поскольку производство находилось на таком уровне, который позволял людям только поддерживать свое существование), но по мере развития производительных сил создалась возможность производить больше продуктов, чем нужно для удовлетворения необходимых потребностей. Появилась возможность сохранять и накапливать эти излишки; их стали брать в свои руки вожди, старейшины, жрецы. Сложились предпосылки для имущественного неравенства. Начинается переход к новой общественно-экономической формации.
Рабовладельческая формация
Древнейшие рабовладельческие общества сформировались примерно в III–II тыс. до н. э. в Древнем Египте, Месопотамии, Индии, Китае. Здесь возникли большие государства с большими городми. Во главе государств – правящий класс монархов, жрецов, воинов, аристократов, эксплуатирующий крестьян, ремесленников и рабов. Источниками рабства были войны и долговая кабала. В этих странах, где требовалось проведение гигантских осушительных и обводнительных каналов, необходимых для земледелия, преобладало государственное рабовладение. В ранних цивилизациях немногочисленный правящий класс жил в роскоши, а трудящиеся массы жили в нужде. В Древней Греции и Древнем Риме (I тыс. до н. э. – начало I тыс. н. э.) была другая разновидность рабовладельческой формации, где рабы принадлежали отдельным рабовладельцам. Рабы трудились в земельных латифундиях, в мастерских, в рудниках, на строительстве дорог и т. д. В рабовладельческой формации умножаются и совершенствуются орудия труда. Ворот, мельница, архимедов винт, винтовой пресс, механизмы для орошения, приводимые в движение животными – вот часть изобретений нескольких столетий до нашей эры. В работах Аристотеля рассказывается о следующих технических устройствах: рычаг с противовесом у колодца-журавля, равноплечные весы, клещи, клин, топор, ворот, вал, колесо телеги, ролик, блок, праща, руль. В кузнечном деле с помощью молота, наковальни, щипцов, клещей, напильника изготовлялись топоры, молоты, мотыги, подковы, гвозди, цепочки, вилы, лопаты. Аристотель указывает на профессии кузнецов, плотников, каменщиков, ткачей, рудокопов, тележников, шорников, токарей, гончаров, красильщиков и т. д. В этой формации была частная собственность на средства производства и рабов. В Греции и Риме, кроме монархий и тираний, существовали демократические республики, но демократия и политические свободы существовали только для свободных граждан. Труд рабов освобождал рабовладельцев от повседневной производственной работы. Вообще физический труд как удел рабов и бедных свободных граждан презирался; достойной для настоящего гражданина считалась лишь духовная деятельность. Не случайно представители господствующего класса много времени и внимания уделяли искусству, риторике, философии. К началу нашей эры рабовладельческие цивилизации Греции и Рима начали медленно клониться к упадку. Экономической основой этому было все более расширяющееся использование рабов. Замедлился технический прогресс. Часто проще было использовать больше рабов, чем создавать и использовать технику. Рабы и беднейшие слои свободных не раз восставали против своих угнетателей. Эти восстания обычно жестоко подавлялись; но даже в редких случаях, когда рабы побеждали, рабство не исчезало, победители сами становились рабовладельцами. В рамках древнеримского рабовладельческого государства и некоторых других государств стали складываться предпосылки новой формации – так называемый колонат. Сохранялась частная собственность на основные средства производства, главным образом, на землю, но колоны уже не находились в полной зависимости от земельных собственников. Становилось экономически выгодным применять уже не труд рабов, а труд частично зависимых производителей.
Феодальная формация
Основа феодализма – сельское хозяйство. Крестьянин владел орудиями труда, феодал – землей. В раннем периоде феодализма крестьяне могли уйти от господина, позднее они были прикреплены к земле. Крестьяне, ведущие самостоятельное хозяйство, подчинены феодалам, они отдают им прибавочный продукт – феодальную ренту. Преобладает натуральное хозяйство; товарное производство на втором месте. В городах сложились организации ремесленников – цеха со сложными иерархическими отношениями. В структуре общества сложилась иерархия: императоры, короли – дворянство разных рангов, крестьяне. Нижестоящие – в вассальной зависимости от вышестоящих, пользуются землей, полученной от вышестоящих (феод). Невыполнение вассалом обязательств перед вышестоящим лишает права на феод. Если вышестоящий (сеньор) отказывается оказывать покровительство, то это освобождает вассала от необходимости повиноваться и служить. Кроме «вертикальных» отношений господства и подчинения, сформировались «горизонтальные» связи людей в сельские общины, городские коммуны, купеческие гильдии, монашеские ордена. Феодалы всех уровней образовали новый господствующий класс, крепостные крестьяне и беднейшие ремесленники – эксплуатируемый класс. Большим политическим влиянием пользовалось военное сословие. В феодальном государстве господствующий и угнетенный классы имели различные правовые установления. Важная роль принадлежала церкви. Господствовало религиозное мировоззрение. Феодализм оказался более прогрессивным, чем рабовладельческий строй. С Х по ХV в. вводятся новые орудия труда: усовершенствованный плуг и другие сельскохозяйственные орудия, почти во всех отраслях производства применяется сила воды, ветряные мельницы получают широкое распространение, вводится современная упряжка для лошадей, современный корабельный руль, магнитный компас, развивается печатное дело, распространяются механические часы, прядильный станок и другие технические новинки. Возрос жизненный уровень населения. Подсчитано, например, что даже в Х веке, в период раннего средневековья, в европейских странах крестьянин был обеспечен лучше, чем раб в период высшего расцвета рабства. Жизнь феодального общества имела и ряд негативных моментов. Государственная раздробленность, бесконечные феодальные войны, слаборазвитые пути сообщения, отсутствие единой денежной системы, плюрализм законодательства и т. д. – все это тормозило развитие производительных сил. Вместе с тем, ряд изобретений средневековья создавал возможность для крупного промышленного производства. Но мелкоцеховая организация ремесла не могла разрешить проблемы накопления капитала, необходимого дли развития промышленного производства. К концу средневековья в условиях усиливающейся эксплуатации крестьяне и беднейшие ремесленники не раз поднимали восстания против феодалов, заканчивающиеся поражениями. Городам в Западной Европе после упорной борьбы удалось завоевать независимость от феодалов. В ХVI–ХVII вв. в государствах Западной Европы начинает складываться новый способ производства, формируются новые классы – буржуазия и класс наемных рабочих, лишенных средств производства. Англия в период революции 1640–1660 гг. указала миру дорогу к новому общественному строю – капитализму.
Капиталистическая формация
Она основана на частной собственности буржуазии на средства производства и эксплуатации наемных рабочих, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу. Классический капиталистический способ производства – крупное машинное производство – результат промышленного переворота, который начался в середине ХVIII века. На смену кустарному производству, например, самопрялке, ручному ткацкому станку, ручному кузнечному молоту и т. д., пришли прядильная машина, механический ткацкий станок, паровой молот и т. д. В связи с изменением орудий труда изменился и процесс производства. Если в феодальном обществе производство осуществлялось, как правило, отдельными производителями в мелких мастерских, то в капиталистическом обществе производство сосредоточивалось на больших фабриках и заводах, с совместным трудом сотен и тысяч рабочих. Уже в середине ХIХ в. в капиталистическом обществе обостряется противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения, между трудом и капиталом. Классовая борьба принимает не только экономическую, но и политическую форму. В этой обстановке основатели марксизма пришли к выводу о том, что в самом капиталистическом обществе созрели предпосылки для его отрицания, переходу к новой формации. Но капиталистическое общество оказалось устойчивым, способным к дальнейшему развитию. В конце XIX в., по характеристике В. И. Ленина, начинается новая стадия капиталистической формации, так называемый империализм. На этой стадии – господство монополий, приход к власти промышленно-финансовой олигархии, неравномерность экономического и социального развития разных стран, борьба за рынки сбыта, войны, на которые расходуются колоссальные средства. В течение второй половины ХХ века идет дальнейшая концентрация и интернализация капитала, усиливаются транснациональные корпорации. Идет научно-технический прогресс в ряде важнейших отраслей – электронике, биотехнологии и т. д. Социологи говорят, что произошел переход к постиндустриальному, информационному обществу. В то же время в мире сохраняются существенные различия между передовыми и остальными странами капиталистического мира. В передовых странах господствующему классу удалось за счет улучшения условий жизни трудящихся ослабить классовую борьбу, интегрировать их в существующую экономическую систему, подчинить умы масс буржуазной идеологии. В противоборстве с социалистическими странами выяснилось, что капиталистическая формация не исчерпала своих возможностей дальнейшего существования и развития.
Коммунистическая формация
Основатели марксизма дали набросок модели коммунистической формации. По убеждению Маркса и Энгельса, коммунизм – это общественный строй, представляющий собой «ассоциацию производителей», «общество, основанное на началах коллективизма», базирующееся на крупной промышленности, единой общественной собственности, с бесклассовой структурой, прямым снабжением граждан из общественных фондов. Буржуазные производственные отношения граждан являются последней антагонистической формой производства. Капитализм завершает предысторию человечества. Октябрьская революция 1917 г. в России явилась первой исторической попыткой начать переход человечества к коммунизму. Партия большевиков на протяжении всего своего существования указывала на конечную цель – построение коммунизма. Однако уместно вспомнить, что ни в первой, ни во второй программах партии не было развернутой (кроме указанной выше) характеристики коммунистического общества; в официальной идеологии сложилось определенное представление о нем. После того, как была проведена индустриализация и во многом насильственная коллективизация на селе, после объявления о том, что в нашей стране социализм как первая фаза коммунизма одержал полную и окончательную победу, после разоблачения Н. С. Хрущевым культа личности Сталина характеристика коммунизма была введена в Программу КПСС. Приведем ее. «Коммунизм – это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Коммунизм – это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа.»[87] В теоретическом прогнозе коммунистическая формация включает две фазы: социализм и собственно коммунизм. Общие черты этих фаз усматривались в том, что в основе их – один и тот же способ производства на базе общественной собственности, ликвидирована эксплуатация и эксплуататорские классы, цель производства – не извлечение прибыли, а удовлетворение растущих потребностей общества; пропорционально развивается народное хозяйство. Отличия же виделись в степени развития производительных сил, существования при социализме двух форм собственности (общенародной и колхозно-кооперативной), а при коммунизме – одной общенародной, в сохранении при социализме некоторых классовых различий, различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом и их отсутствия при коммунизме. Особое внимание обращалось на различие в принципе распределения. Принцип социализма «от каждого по способностям, каждому – по труду» необходим постольку, поскольку еще недостаточно развиты производительные силы, люди не привыкли работать без учета и контроля. Общество должно пройти через фазу строжайшего учета над мерой труда и потребления, чтобы стал возможен переход к распределению по потребностям. Принцип социализма создает материальную заинтересованность и не допускает переход к уравнительному распределению. Далее, предполагалось отличие в отношениях обмена: при социализме торговля как форма обмена продуктами и деньгами, при коммунизме – обмен и распределение без торговли и денег. Будущее коммунистическое общество понимается в марксизме как результат отрицания отрицания первобытного коммунизма, который длился 95 тысяч лет из 100-тысячелетней истории Homo sapiens. Это обстоятельство является самым убедительным аргументом в пользу теории научного коммунизма. Вместе с тем, после Октябрьской революции в России вслед за ней ряд стран пошли по пути строительства социализма. На этом пути были поистине грандиозные достижения, но реальная практика не только не приближала к коммунизму, а привела к ряду деформаций коммунистического идеала и, в конце концов, к отказу от социалистического пути развития. Это характерно для республик, ранее входивших в состав СССР, для стран Европы, Вьетнама. Несколько иная ситуация в Китае, на Кубе, в Северной Корее, которые продолжают считать себя социалистическими странами. Доказывает ли новейшая история, что коммунизм – утопия? Нет! Дело в том, что развитие общества происходит не менее закономерно, чем развитие природы. В природе нет случаев «перепрыгивания» через этапы развития – например, плод не может появиться раньше соцветия. Маркс, раскрывший основные законы развития общества, предполагал, что социализм не может появиться раньше зрелого капитализма, и предрекал, что социализм как посткапитализм появится не в отдельной, а сразу в нескольких, наиболее развитых в капиталистическом отношении странах Европы. Первым шагом на этом пути будет экономическая консолидация и введение единой валюты (Маркс предвидел «евро»!). Россия же к 1917 году была наиболее отсталой европейской страной (к тому же, наполовину азиатской!). В связи с этим мы не могли достичь большего, чем достигли. А достигли мы многого: стали мощной индустриальной державой, победили во Второй мировой войне, получили бесплатное образование и здравоохранение, защиту материнства и детства, достойные пенсии, на которые можно было жить. Все это сейчас потеряно в результате «демократических реформ». Нельзя не отметить, что во всех конституциях СССР, начиная от первой, 1924 г., закрепившей образование СССР, и кончая «брежневской» 1977 г., государственная собственность как экономическая основа СССР прямо или косвенно отождествлялась с общенародной.Так, статья 10 Конституции СССР 1977 г. гласила: «Основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности»[88]. Но государственная собственность на средства производства может быть основой только одного строя – государственного капитализма. Подчеркивая это, Ф. Энгельс в своем знаменитом произведении «Анти-Дюринг» пишет: « … в последнее время, с тех пор как Бисмарк начал гоняться за государственными монополиями, появился особого рода фальшивый социализм, проявляющийся то там, то тут в виде особого рода добровольного лакейства, объявляющего без всяких затруднений социализмом всякое, даже бисмарковское обращение средств производства в государственную собственность. Если табачная монополия есть социализм, то Haполеон и Меттерних, несомненно, должны быть занесены в число основателей социализма. Когда бельгийское правительство, из самых обыденных политических и финансовых соображений, взялось за постройку главных железных дорог; когда Бисмарк без малейшей экономической необходимости превратил в государственную собственность главнейшие прусские линии ради удобства эксплуатации и пользования ими в случае войны, ради образования из железнодорожных чиновников послушно вотирующего за правительство стада, а главным образом для того, чтобы иметь новый, не зависимый от парламента источник дохода, – то все это ни в коем случае не было социализмом, ни прямым, ни косвенным, ни сознательным, ни бессознательным. Иначе прусское королевское общество морской торговли, королевская фарфоровая мануфактура и даже ротные швальни в армии должны быть признаны социалистическими учреждениями [или даже всерьез предложенное при Фридрихе Вильгельме III в тридцатых годах каким-то умником огосударствление... домов терпимости!]»[89]. Основой политической власти всегда была и остается собственность на средства производства, и чем больше этой собственности сосредоточивается у некоторого владельца – тем больше у него власти. Напротив, отсутствие собственности на средлства производства порождает отсутствие власти. Не может быть никакой демократии, как власти народа, если этот народ не владеет никакими средствами производства. Сосредоточение собственности у государства создает государственный капитализм, но это, как подчеркивал Энгельс в «Анти-Дюринге», – подготовка к социализму: «Какие бы формы ни принимало современное государство, оно остается механизмом чисто капиталистическим, государством капиталистов, идеальным совокупным капиталистом. Чем больше производительных сил захватит оно в свою собственность, тем полнее будет его превращение в совокупного капиталиста и тем большее число граждан будет оно эксплуатировать. Рабочие останутся наемными рабочими, пролетариями. Капиталистические отношения не устранятся, а еще более обострятся. Но это обострение будет последним шагом их развития. Превращение производительных сил в государственную собственность не разрешает противоречий капитализма, но оно заключает в себе формальное средство, возможность их разрешения. Это разрешение может состоять лишь в фактическом признании общественной природы современных производительных сил, следовательно, в приведении способов производства, присвоения и обмена в соответствие с общественным характером средств производства. А этого можно достигнуть только прямым и открытым переходом в общественную собственность производительных сил, переросших всякий другой способ применения их к делу. Общественный характер средств производства и его продуктов, проявляющийся теперь с разрушительной силой слепого закона природы, обрушивающийся против самих производителей, периодически нарушающий ход производства и обмена, будет тогда сознательно проведен в жизнь производителями и превратится из причины неурядицы и периодических катастроф в сильнейший рычаг производства»[90]. На этом основании некоторые теоретики сделали вывод, что у нас, в СССР, социализма вообще не было. Был! И основой его выступала общенародная собственность в виде общественных фондов потребления. Именно благодаря этим фондам мы могли – бесплатно учиться, бесплатно лечиться, фактически бесплатно получать жилище и пользоваться им, бесплатно отдыхать. Но фонды не возникают из воздуха, они производятся. Те государственные предприятия и организации, которые производят и возобновляют общественные фонды потребления, являются социалистическими. Но бывают и обратные процессы, которые и возобладали в СССР, приведя его к развалу. Юридически государственное предприятие, организация могут быть частично фактически приватизированы. Как это происходит? Рассмотрим такой пример. Работает за пивной стойкой некий гражданин. Пиво ему не принадлежит – государственное, сама стойка (ларек), оборудование и даже надетый на нем фартук – тоже государственная собственность. Но этому гражданину принадлежат «Жигули», кооперативная квартира, дачка... Откуда это у него при зарплате в 90 р. в месяц? Можно догадаться: из пива, которое он частично приватизировал, используя в свою пользу – разбавляя водой, недоливая… Ясно, что данный «труженик» должен делиться этим доходом с директором магазина, к которому приписана пивная «точка», директор – с директором главка… Размер приватизации определяются достаточно точно – он эквивалентен размеру незаконно получаемого дохода от использования государственного помещения, оборудования, сырья, транспорта… Масштабы фактической приватизации возрастали до государственного уровня. А дальше фактические частные собственники захотели стать юридическими частными собственниками – вот экономическое основание «перестройки» и «реформирования» нашего общества, разрушения СССР. Главные завоевания социализма у народа были отняты благодаря фактической, а затем и юридической приватизации тех средств материального и духовного производства, которые обеспечивали существование общественных фондов потребления – домостроительных комбинатов, колхозной собственности, зданий, оборудования, всей учебной базы школ, ПТУ, техникумов, вузов (включающей спортивные залы, площадки, базы отдыха, многочисленные производственные мастерские, базы обучения и т. п.). Приватизировали помещения и оборудование яслей, детских садов – и они стали платными, пионерских лагерей – и десятки тысяч школьников остаются на лето дома; заводов и фабрик – и десятки тысяч рабочих, инженеров стали безработными в результате принудительных банкротств предприятий; больниц, поликлиник, диспансеров, санаториев – и квалифицированное лечение стало недоступно миллионам трудящихся, преодолен эпидемический порог туберкулеза, СПИДа и других болезней… На этом фоне Россию захлестнула организованная преступность, коррупция, наркомания… Смертность уже почти два десятилетия превышает рождаемость, Россия вымирает.
|