КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Противоречия глобализацииГлобальные закономерности и тенденции утверждающегося информационного общества, характер которых определяется главным образом интересами и возможностями небольшого количества ведущих держав и наднациональных корпораций, все более мощно воздействуют на жизнь отдельных стран. А большинство стран второго и третьего эшелона, скорее, подстраиваются, приспосабливаются к их требованиям, чем самостоятельно и активно действуют в направлении реализации собственных национальных интересов. Во всемирном масштабе на сегодняшний день сложилась жесткая иерархическая система, которая основывается на гегемонии Запада, прежде всего, в информационной, валютно-финансовой и военно-политической сферах. Информационная гегемония в наше время начинает играть решающую роль в мировом развитии, все более выразительно доминируя над производственной сферой и определяя характер и возможности последней так же, как производственная в земледельческо-промышленных обществах определяла характер присвоения людьми природных богатств. Глобализация и становление информационного общества выступают двумя сторонами, гранями, аспектами единого процесса, под знаком которого проходит современный этап истории человечества. При рассмотрении процессов глобализации, прежде всего бросается в глаза все увеличивающаяся пропасть между мировыми лидерами и большинством прочих стран. Общее социально-экономическое состояние, в частности качество жизни большинства населения незападных государств, в течение последнего десятилетия не улучшается, а, скорее, деградирует. Это особенно заметно в таких регионах, как Тропическая Африка и постсоветская Евразия. Данная тенденция, как о том уже говорилось, не нова. Такого рода процесс происходит все усиливающимися темпами в течение двух последних столетий, со времени промышленного переворота в Англии в конце XVIII в. и дальнейшего колониального раздела мира между ведущими государствами Европы. Последние, а также США, употребляя свое экономическое и военно-техническое преимущество, смогли организовать вокруг себя (и в собственных интересах) все остальное человечество, мобилизовать ресурсы планеты в интересах собственного ускоренного развития и обогащения.Глобализация как феномен цивилизационного развития 659 В последние годы при оценке состояния и перспектив отдельных государств эксперты всё более ориентируются на уровень развития человеческого потенциала. Учет последнего особенно важен в силу его решающей роли в возможности развития любой страны. Так, по данным ООН, основанном на исследовании 192 стран, экономический рост на современном этапе обусловлен накоплением капитала и природными ресурсами только, соответственно, на 16% и 20%, тогда как человеческим и социальным потенциалом — на 64%. В современном мире в условиях глобализации имеем дело с взаимосвязанными, но разнонаправленными тенденциями исторического движения. Развитые страны Запада во главе с США уверенно и со все большим ускорением опережают подавляющее большинство прочих государств по росту объемов потребления и качества жизни. Параллельно быстрыми темпами, значительно опережая в этом отношении Запад, развиваются многие страны Дальнего Востока. На первых порах это наблюдалось в Японии, потом — в Южной Корее, на Тайване, в Гонконге и Сингапуре, а в течение последней четверти XX в. — прежде всего, в континентальном Китае. В последние годы ускорение развития наблюдаем также в Индии и некоторых других южноазиатских государствах. При этом в большинстве стран Латинской Америки существенных положительных сдвигов в отмеченном направлении не наблюдается, а Тропическая Африка просто деградирует. Стагнация, а затем и явственная деградация многих сфер производства и социальных показателей в течение 80—90-х гг. имели место также в "перестроечном" СССР и тем более в постсоветских государствах (за исключением Прибалтики). В Советском Союзе в послевоенные десятилетия уровень нищеты значительно снизился, но к началу 80-х гг. этот процесс приостановился и вскоре пошел в обратную сторону. Соответственно, возникает вопрос о шансах Украины, как и прочих постсоветских государств и иных незападных народов, хоть когда-нибудь подняться на уровень постиндустриального, информационного общества современных стран Северной Америки, Западной Европы и частично Дальнего Востока, которые "правят бал" в современном мире и определяют, направляют и контролируют процессы в глобальном измерении. Утверждение глобального общества осуществлялось и осуществляется в соответствии с меняющим свои формы, но неизменным по сути принципом неэквивалентного обмена. Его следствием является истощение ресурсов большинства регионов планеты и ухудшение качества жизни их обитателей, вынужденно включенных в осуществляемый Западом в его собственных интересах процесс глобализации. Эти регионы в качестве периферии стран информационного уровня развития стали основными ареалами нищеты на планете. В силу вышеизложенного основной контраверзой глобализации представляется все усиливающееся противоречие между группой наиболее развитых стран Запада и прочим человечеством, эксплуатируемым мировыми лидерами и все более в своем большинстве отстающим от них. Это отставание во многих случаях, если не почти повсеместно, приобретает необратимый характер. В такой ситуации декларирование равных возможностей и свободного соревнования заведомо неравных по всем основным показателям стран выглядит ханжеством и лицемерием. Основное противоречие глобализации раскрывается множеством аспектов. Среди них можно выделять: информационно-технологический, экономический, социальный, политический, демографический, экологический и куль-660__________Западная цивилизация, макрохристианский мир и глобализирующееся человечество турный или культурно-языковой аспекты. Основное внимание ниже будет уделено последнему, однако для полноты картины современности следует вкратце остановиться и на других. Информационно-технологический аспект. Как лидер в разработке новейших электронных и прочих технологий, Запад обеспечил за собой монопольное право контроля над информационными потоками со всеми вытекающими из этого преимуществами ежесекундного обзора состояния всей планеты. Продуцируя новейшие производственные технологии, он реализует на мировом рынке новейшие товары лучшего качества и успевает обновить свою технологическую базу и наладить выпуск следующего поколения товаров до того, как где-либо в мире успеют достичь и реализовать эти его стандарты. Прочие страны обречены или тиражировать его уже морально устаревшие производственные возможности, получая от этого минимальную прибыль, или довольствоваться сферами, не требующими высоких технологий, в частности сельским хозяйством и добывающей промышленностью, цены на продукцию которых в целом не высоки. Монополизировав контроль над информацией и производством передовых технологий, Запад обеспечил информационно-технологическое господство и поставил этим в зависимость от себя все прочие страны. В результате на планете возникло непреодолимое противоречие между ним и остальным миром в информационно-технологическом отношении, которое в принципе не может быть преодолено со стороны большинства отстающих государств. Экономический аспект. Все возрастающее экономическое неравенство между группой передовых в информационно-технологическом отношении и отстающих, зависимых от нее государств ныне реализуется ускоренными темпами. За счет неэквивалентного обмена последних столетий сперва между Европой и Новым Светом, а затем между Западноевропейско-Североамериканс-ким центром опережающего развития и всем прочим человечеством Запад аккумулировал в своих руках огромный капитал. В настоящее время он приобретает характер капитала транснациональных компаний, базирующихся в силу ряда причин в странах Запада, прежде всего в США. Страны базирования и получают выгоду от его функционирования, тогда как большинство прочих государств оказывается в зависимости от неконтролируемых никакими международными организациями потоков этого капитала, угождает ему, как правило, за счет интересов собственных народов. Капитал транснациональных компаний в угоду себе, не считаясь с интересами отдельных регионов и человечества в целом, определяет темпы и направленность развития отдельных государств. Он закрепляет с выгодой для Запада характер международного разделения труда, тем самым обеспечивая искусственно завышенные жизненные стандарты странам своего базирования, обрекает прочее человечество на существование в экстремальных условиях. Включенные в глобальную экономическую систему незанадные страны и народы получают лишь средства для воспроизводства своей рабочей силы (включая и необходимый минимум образования). Там же (как, например, в Тропической Африке), где по отношению к потребностям Запада наблюдается избыточный прирост населения, речь не идет даже об обеспечении его физического выживания. Социальный аспект. В результате возрастающего информационно-технологического и экономического неравенства образуется все более расширяю-Глобализация как феномен цивилизационного развития 661 щаяся и углубляющаяся социальная пропасть между богатой и бедной частями человечества. Можно говорить об утверждении глобальной, надстрановой социальной структуры. Ее образуют сверхкласс богатых и сверхкласс бедных. Представители первого, господствующего сверхкласса являются владельцами и совладельцами мирового капитала, функционирующего через национальные, а более через транснациональные финансовые структуры, базирующиеся в наиболее развитых странах Запада. Они представлены большинством населения западных стран, а также теми слоями и прослойками населения незападных государств, которые работают в интересах этих структур (компрадорская буржуазия, обеспечивающие интересы западных корпораций в своих государствах коррумпированные правительства и интеллектуалы, создающие для этого идеологическое обеспечение и т. д.). Представители второго, эксплуатируемого сверхкласса образуют основную массу трудящегося населения планеты и имеются во всех странах мира. Однако в чистом виде они представлены подавляющим большинством населения незападных государств, поскольку в странах Запада, благодаря перераспределению его структурами мирового богатства, на высокий уровень поднята система социальной поддержки малоимущих, и трудящимся в целом обеспечены высокие стандарты жизни, не эквивалентные реальному их участию в мировом производстве товаров и услуг. Поэтому, огрубляя и схематизируя реальность, можно сказать, что в современном мире основное социальное противоречие разворачивается уже не столько на внутристрановом, сколько на глобальном уровне. В пределах развитых стран эффективно работает система социального обеспечения, благодаря которой социально-классовые противоречия утрачивают остроту. Но с тем большей силой эти противоречия проявляются в планетарном масштабе, определяя избыточное благополучие на одном полюсе и крайнюю нищету на другом. Политический аспект. Все возрастающий информационно-технологический разрыв, неэквивалентный межстрановой обмен и социально-имущественное неравенство в мировом масштабе требуют обеспечения необходимых для продолжения такого развития событий политических средств. Запад и господствующие в его системе транснациональные корпорации подкрепляют свое информационно-технологическое, экономическое и социальное господство политическими и военными методами. Они, будучи вуменьшинстве численно, обеспечивают в международных организациях (ООН, МВФ и пр.) большинство голосов разнообразными средствами шантажа и давления на более слабых и зависимых партнеров в лице их в высокой степени коррумпированных и своекорыстных правителей. Этим создается видимость единодушного мнения "мирового сообщества" по тому или иному вопросу, при остракизме тех, кто выказывает непокорность. По отношению к "строптивым" применяются разнообразные санкции, вплоть до нарушающих все принципы международного права военных операций (по отношению к Югославии даже без санкции Совета Безопасности ООН и пр.). В большинстве случаев страны, вставшие наперекор Западу, действительно запятнали себя нарушениями прав человека, управляются тоталитарными или по крайней мере авторитарными режимами и пр. Ярчайший тому пример — разгромленный к концу 2001 г. режим талибов в Афганистане. Однако преступных режимов достаточно и среди тех государств, которыеІ І 662__________Западная цивилизация, макрохристианский мир и глобализирующееся человечество идут на поводу у Запада, а потому и не подвергаются с его стороны сколько-нибудь существенному порицанию. Вместе с тем на международной арене и после краха СССР остаются государства, достаточно мощные для того, чтобы проводить самостоятельную политику. Среди них не только Япония, занимающая в современном мире весьма двойственное положение, но и Китай, Индия и Иран, а в некоторых ситуациях даже Россия, периодически демонстрирующая амбиции "великой державы". Эти страны, в особенности быстро развивающийся Китай, создают некоторый политический противовес планетарной гегемонии Запада. В перспективе они (главным образом Китай) могут оказаться способными поддерживать антизападные силы и в некоторых из тех государств, где ныне у власти находятся сообщества, обслуживающие интересы транснациональных компаний. Запад, естественно, всеми средствами стремится не допустить усиления антизападных сил. Демографический аспект. Выведенные колониальным и неоколониальным вмешательством Запада из состояния социоприродного равновесия различные регионы планеты, а значит, и Земля в целом, оказались перед лицом неконтролируемых демографических изменений. Стремительный рост народонаселения характерен для бедных и беднейших народов, сохранивших на бытовом уровне традиционные для их культур-цивилизационных систем смыс-ложизненные ценности, как правило, стимулирующие увеличение рождаемости. Быстрое возрастание численности людей при невысоких темпах экономического развития, а то и вовсе его отрицательных показателях определяет умножающуюся нищету в государствах Тропической Африки, многих регионах Азии и Латинской Америки. При развитии глобальных информационных систем и средств сообщения естественным образом наиболее активные индивиды массово стремятся в страны с высоким уровнем благополучия, преодолевая противодействие со стороны последних разнообразнейшими, зачастую криминальными методами. Благополучный Запад снизу пропитывается нелегальными эмигрантами, что порождает дополнительные антагонизмы в его собственной системе. Однако вместе с тем он сам все более нуждается в притоке дешевой, готовой на любую работу, бесправной массе эмигрантов, среди которых определенный процент составляют самые натуральные рабы, в большинстве — рабыни, находящиеся вне закона. Они используются в сферах, где механизация и компьютеризация невозможны или малоэффективны. Этим, в то же время, слаборазвитые перенаселенные страны лишаются наиболее энергичных, трудоспособных и во многом образованных лиц — того человеческого материала, который мог бы содействовать своими знаниями и трудом подъему отсталых регионов планеты. Еще более тяжелые и далеко идущие последствия происходящие в современном мире процессы имеют для стран, где традиционные ценностные мотивации на бытовом уровне оказались разрушенными и при резком ухудшении качества жизни основной массы населения рождаемость снизилась настолько, что смертность ее превысила. В условиях экономического падения и начавшегося вымирания (прежде всего, речь идет о славянских народах постсоветского пространства) значительная часть наиболее активных, деятельных, трудоспособных, талантливых представителей этих наций, особенно среди молодежи, стремится всеми законными и противозаконнымиГлобализация как феномен цивилизационного развития 663 средствами перебраться на Запад. Во многих случаях это удается. Тем самым в условиях массового оттока мозгов и рук собственные страны оказываются в еще более бесперспективном положении, что определяет их дальнейшую деградацию. Запад же подпитывается дополнительными порциями жизненной энергии и интеллекта, развившимися за счет потенциала стагни-рующих или вовсе деградирующих наций. Экологический аспект. Вполне закономерно то обстоятельство, что экологическая проблема в широком масштабе встала перед человечеством лишь вследствие утверждения индустриального, порожденного капитализмом общества. Традиционные цивилизации ориентировались на простое, а не расширенное воспроизводство и применительно к природно-хозяиственным условиям отдельных регионов планеты уже в древности выработали оптимальные формы социально-экологического баланса. Но поддерживать этот баланс можно было только при условии простого, а не расширенного воспроизводства. Последнее же, как известно, является сущностью капиталистической экономики в любой ее исторической разновидности, включая современную. Основываясь на индустриальной экономической системе расширенного воспроизводства, Запад развернул глобальное использование ресурсов планеты в собственных интересах, тем самым необратимым образом истощая их и нанося непоправимый ущерб среде обитания. Со временем, заботясь о качестве собственной жизни, он начал заботиться и об охране окружающей среды в своем Западноевропейско-Североамериканском ареале, вынося вредные производства и размещая их отходы в других частях планеты. В результате стали складываться два качественно разных типа искусственных ландшафтов (естественных на планете уже почти не осталось). Первый создается и поддерживается с учетом требований к среде обитания со стороны богатой части человечества. Он отвечает научным требованиям и определяет экологическую ситуацию в развитых и богатых странах. Второй образуется стихийно в бедных регионах планеты, специализирующихся на грязных производствах при несоблюдении экологических требований. Понятно, что все возрастающее фактическое неравенство между богатыми, динамически развивающимися и бедными, зависимыми от них стагниру-ющими или вовсе деградирующими странами, как и усугубляющийся мировой экологический кризис, угрожают благополучию'и самого Запада. Однако сегодня эти угрозы еще не настолько сильны, чтобы реально отражаться на качестве жизни основной массы его представителей, тем более его господствующей прослойки. Утверждающийся новый мировой порядок вполне устраивает западное общество, взятое в целом. Более того, оно находит в нем реализацию идейно-ценностных, общекультурных установок Западной цивилизации Нового времени, наиболее четко выраженных в протестантизме, в особенности в кальвинизме, с его верой в богоизбранность удачливых предпринимателей, использующих остальное человечество и природную среду в качестве средства для достижения своих (осмысливаемых в качестве "богоугодных") целей. Однако в сложившихся условиях глобализации мы наблюдаем и глубокие культурные противоречия как между западными формами массовой культуры и традиционными ценностями незападных народов, так и в самой социокультурной системе Запада.664 Западная цивилизация, макрохристианский мир и глобализирующееся человечество Культурно-ценностные аспекты глобализации Можно различать два основных уровня культурных контраверз эпохи глобализации: в самой западной культуре и в масштабах культурного развития всего человечества. Основное социокультурное противоречие современного западного общества хорошо раскрыто американским социологом культуры Д. Беллом. Оно состоит в несовместимости протестантских в своей основе духовных ценностей, обеспечивших саму возможность утверждения капитализма в европейском и планетарном масштабе, и навязываемыми рекламными средствами установками массовой культуры потребительского общества. Потребительски-гедонистическое отношение к жизни прямо противоречит аскетически-трудовому духу раннего и классического капитализма, блокирует самовоспроизводство его идейно-ценностно-мотивацион-ных оснований, а значит, и всего базирующегося на них в своей смысложизнен-ной программе западного социокультурного типа. Поэтому вполне естественным представляется внедрение в западную массовую культуру африканских или латиноамериканских ритмов, наркотиков и медитативных практик. Однако для западного социокультурного типа данное противоречие может представлять лишь потенциальную угрозу, которая вовсе не обязательно будет иметь для него фатальные последствия. Все великие цивилизации имели в своей социокультурной сердцевине некий баланс рационально-мобилизационного и эмоционально-экстатического начал. Достаточно вспомнить выявленные Ф. Ницше в основании античной культуры аполлоновское и дио-нисийское начала, динамическое равновесие конфуцианского и даосского начал в традиционной культуре Китая и пр. Вполне вероятно, что Запад, максимально использовав в интересах обогащения и утверждения мирового господства рационалистически-аскетически-субли-мационный принцип стадии восходящего капитализма, в течение XX в. обретает социокультурное равновесие, дополняя классический этос буржуазности, проанализированный М. Вебером, потребительски-гедонистическим отношением к жизни широких слоев населения Северной Америки и Западной Европы. И вопрос состоит лишь в том, удастся ли достичь динамической сбалансированности этих принципов или же противоречие между ними будет иметь деструктивный, подтачивающий сами основания Западной цивилизации характер. Вполне вероятно, что это противоречие будет иметь различные последствия для США и Западной Европы. Последняя, при всем наплыве эмигрантов, все-таки достаточно гомогенна и имеет глубокие культурные традиции, далеко не исчерпывающиеся связанными с буржуазным этосом. В нынешнем состоянии она более самодостаточна, чем США, не способные к существованию без использования планетарных ресурсов и изначально содержащие в своей социокультурной основе взаимно не конвертируемые ценности совершенно различных этно-расовых групп. По мере того как "плавильный тигель" США начинает давать сбои, англосаксонский буржуазно-протестантский социокультурный тип перестает выступать абсолютной самодовлеющей доминантой, сталкиваясь с ограничениями со стороны афро-американских, латиноамериканских и дальневосточных стереотипов. Высокоформализованная, наделенная всем арсеналом новейших электронных и административных средств англосаксонско-протестантская система подтачивается в самой своей основе коммерческой выгодностью тиражированияГлобализация как феномен цивилизационного развития________________________________665 пользующихся высоким спросом экзотических для США культурных форм. И в конечном счете Северная Америка может оказаться бессильной перед ними так же, как и Западно-Римская империя перед наплывом восточных культов и инфильтрацией варваров во все ее поры. В этом отношении более органичная Западная Европа в перспективе в социокультурном отношении выглядит более устойчивой. Она имеет достаточно мощное культурное основание для того, чтобы оставаться самой собой даже при наплыве эмигрантов и в случае утраты Западом мировой гегемонии. В этом она может быть сравнима с восточными провинциями Римской империей, население которой весьма плавно перешло от эллинства к византийству. Более острым, нежели в рамках самого Запада, культурное противоречие раскрывается ныне в планетарном масштабе. На этом уровне мы видим непреодолимое противоречие между специфическими идейно-ценностно-мотивацион-ными основаниями великих традиционных цивилизаций, прежде всего Мусуль-манско-Афразийской, Индийско-Южноазиатской и Китайско-Дальневосточной, и псевдоценностями коммерционализированной квазикультуры одномерного общества массового потребления. Речь идет о противоречии ценностей высоких традиционных культур и мировой квазикультуры — квазикультуры именно потому, что ее американизированная продукция производится не во имя собственно культурных целей, ориентированных на ценности истины, добра и красоты, а во имя получения прибыли в системе расширенного воспроизводства. Поэтому следует говорить именно о квазикультуре и квазиценностях того, что обычно называют современной массовой культурой. Ее смысл является в своей сущности не культурным, а экономическим, и потому для нее не имеет основополагающего значения, с каким образно-идейно-ценностным материалом работать, лишь бы в конечном счете была получена максимальная прибыль. Однако на практике получается, ч го именно в силу своей коммерционализи-рованности массовая квазикультура выступает по преимуществу (хотя, разумеется, не в каждом конкретном случае) в качестве антигуманного (и в этом отношении антикультурного) начала. Наибольшим спросом пользуется демонстрация асоциального именно в силу того, что в организованной общественной жизни его проявления табуированы. Нервы щекочет то, что осуждается обществом, но интенционально скрыто в каждом: запретный плод сладок. На эксплуатации этих потаенных асоциальных первичных позывов и делается прибыль. Но осуществляющаяся в коммерческих целях демонстрация асоциального (при всех различиях в идентификации в качестве такового в различных культурных традициях) прямо противоречит базовым ценностным установкам всех цивилизаций. Она противоречит и ценностям Западной цивилизации, однако в то же самое время вестернизированная продукция имманентно содержит и общепринятгле на Западе, особенно в США, ценности индивидуализма, активизма, прагматизма, рационализма, благодаря чему она вписывается в западный социокультурный контекст, адаптируется к собственно культурным основаниям Западной цивилизации. Совершенно иная ситуация складывается в отношении квазикультуры общества массового потребления с идейно-ценностно-мотивационными основаниями высоких традиционных цивилизаций, расшатанных в большей или меньшей степени, но в корне не сокрушенных ни навязыванием западных стереотипов (Япония, Индия, частично Мусульманский мир), ни даже страшным коммунистичес- 666__________Западная цивилизация, макрохристианский мир и глобализирующееся человечество ким экспериментом (как в Китае). Здесь мы видим антагонистическое, деструктивное противоречие, работающее на подрыв социокультурных оснований великих цивилизаций Востока и потому порождающее реакцию со стороны последних против внедрения форм коммерционализированной квазикультуры. Кроме того, в противоположность многообразию идейно-ценностных оснований традиционных цивилизаций Старого Света, вступивших между собой в продуктивный диалог с рубежа эр, всемирная вестернизация, точнее (как и в случае с квазикультурой) квазивестернизация, ведет к культур-цивилизацион-ному нивелированию человечества. Используя терминологию К. Леонтьева, можно сказать, что на смену цветущему разнообразию приходит вторичное упрощение, источником которого он уже более столетия назад полагал Запад. Речь идет не о вестернизации человечества, а именно о его квазивестерни-зации. Происходит не утверждение во всемирном масштабе западных ценностей (свободы, равенства, представительной демократии, достоинства личности, прогресса и пр.) в их собственном смысле. Имеет место совершенно иной процесс. Распространение установок меркантильно-гедонистического сознания разрушает механизм естественного воспроизводства традиционных смысло-жизненных ценностей, не давая взамен чего-то равноценного. Разрушая традиционные социокультурные основания, квазивестернизация насаждает фрагментарные, поверхностные стереотипы. Последние, противореча местным традициям, переносятся без того дополнительного культурного сопровождения, которым уравновешиваются на Западе. Поэтому на культурные основания незападных регионов планеты глобализация оказывает не менее разрушительное воздействие, чем на их экономику или экологию. Следует подчеркнуть, что наиболее разрушительное воздействие квазивестернизация оказывает на культуры наиболее близких в цивилизационном отношении к Западу регионов: Латинскую Америку и постсоветскую Евразию. Их собственные цивилизационные основания в силу множества причин не настолько отработаны и сильны, чтобы эффективно противостоять квазивес-тернизационному потоку. Последнее усугубляется и тем обстоятельством, что значительная часть их образованных представителей считают себя "почти-западными", не желая видеть тех принципиальных и непреодолимых барьеров, которые никогда не позволят Бразилии с Колумбией и Эквадором или России с Украиной и Белоруссией стать полноправными членами Западного мира. В контексте рассматриваемого вопроса особое значение имеет языково-культурный аспект глобализации. В условиях глобализации наметился переход от языка понятий, предполагающих многомерность смыслов каждого из них относительно многообразия допустимых дискурсов, к языку наглядных образов, предполагающих одномерность их значений относительно многообразия используемых контекстов. Реклама и пропаганда в одинаковой степени пользуются наглядно-уплощенным, предельно упрощенным языком смыслообеднен-ных стереотипов. В этом отношении они противоположны смыслообогащен-ным идейно-образным системам знаковых кодов традиционных цивилизаций или западной культуре в ее некоммерциализированных, доминировавших где-то до времен Первой мировой войны формах. И дело не в том, что в современной массовой культуре наглядно представленные образы (эйдосы) господствуют над словесно выраженными понятиями (логосами). Те или другие относительно преобладают в каждой высокой циви-Глобализация как феномен цивилизационного развития________________________________667 лизации: к примеру, первые в Китайской или Древнеегипетской, а вторые — в Западной или Мусульманской, обнаруживая, как кажется, наибольшую степень сбалансированности в Античной и Византийско-Восточнохристианской социокультурных системах. В каждом таком случае понятие-логос или образ-эйдос имеют трансцендентное, "софийное" измерение, несут некую высшую нагрузку, выражая что-то определенное, свидетельствуют и о чем-то большем, не вполне выразимом, что глубоко осмысливалось или, по крайней мере, осознавалось представителями высоких традиционных культур в широкой вариативности от японского синтоизма до христианского платонизма. И в этом смысле ветка сакуры или платоновское понятие блага оказываются соизмеримыми как выразители глубинных смыслоорганизующих основ бытия. Но в ходе культурных трансформаций эпохи глобализации понятия-логосы и образы-эйдосы в одинаковой степени претерпевают огрубление и примитивизацию через выхолащивание их прежде богатого содержания, становятся элементами массовой квазикультуры, предметами кича. Это в равной степени относится и к базовым идеям-ценностям западного общества, таким как свобода, демократия, права человека, которые дискредитируются и девальвируются на наших глазах средствами повседневной политической практики, и к его образам-ценностям, инфляция которых определяется их коммерционализиро-ванным рекламным использованием. Их собственный общественный, нравственный, эстетический смысл подменяется совершенно чуждым им по сущности меркантильным значением, и они начинают становиться элементами языка квазикультуры массового потребления и массовой пропаганды. Многомерная смыслосодержательная потенциальность заменяется одномерной прагматической актуальностью, идейно-ценностная сущность элиминируется, и оставшийся в результате этого пустой наглядный образ или расхожее понятие становятся средствами коммерческих или политических манипуляций, утрачивая при этом свой самостоятельный и самодостаточный смысл. Квазикультура порождает квазиязык, утрачивающий важнейшее свойство любого языка — свойство аккумуляции и трансляции смыслов, не важно средствами ли понятий-логосов или образов-эйдосов. Таким образом, глобализация в ее квази-вестернизаторской форме содержит грозный вызов для естественных языков традиционных цивилизаций, но в наиболее уязвимом положении оказывается язык самой Западной цивилизации. В настоящее время именно он преимущественно и оказывается жертвой редукции глубинных смыслов к банальным, расхожим клише. Можно различать, таким образом, два аспекта культурных контраверз эпохи глобализации: в самой западной культуре, в своей суррогатной форме ныне доминирующей в мире, и в масштабах всего человечества. Основное социокультурное противоречие современного западного общества состоит в несовместимости протестантских в своей основе духовных ценностей, обеспечивших саму возможность утверждения капитализма в европейском и планетарном масштабе, и навязываемых рекламными средствами установками массовой культуры потребительского общества. В планетарном же масштабе мы видим непреодолимое противоречие между специфическими идейно-ценностно-мотивационными основаниями великих традиционных цивилизаций, прежде всего Мусульманско-Афразийской, Индийско-Южноазиатской и Китайско-Дальневосточной, и псевдоценностями коммерционализированной квазикультуры одномерного общества массового потребления.668__________Западная цивилизация, макрохристианский мир и глобализирующееся человечество Распространение установок меркантильно-гедонистического сознания разрушает механизм естественного воспроизводства традиционных смысложиз-ненных ценностей, не давая взамен чего-то равноценного. И этот процесс разрушает культурно-ценностные основы Западной цивилизации не менее, чем других цивилизационных миров. Когда речь идет о глобализации, часто создается видимость, будто определяющие ее характер процессы знаменуют сложение действительно общечеловеческой культур-цивилизационной системы. Но если бы это было так, то правомерно было бы предполагать сколько-нибудь равное участие идейно-ценностных компонентов хотя бы основных цивилизационных миров. Однако о "равенстве" в этом деле речи идти не может. Конечно, на Западе пользуются популярностью различные восточные учения (точнее, их суррогаты) и художественные штампы. Но то, что основой мирового культурного синтеза должны выступать ценности Западной цивилизации не только на Западе, но и у нас или в Латинской Америке, воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Иными словами, когда речь идет о глобализации, то подразумевается и сложение некоей системы мировой культуры, базирующейся на западных ценностях и идеалах. Однако при этом не учитывается, как минимум, два обстоятельства: во-первых, в какой мере западные ценности и идеалы могут быть совместимы с базовыми культурными основаниями прочих цивилизаций; во-вторых, в какой мере культурная продукция, предлагаемая Западом остальному человечеству в качестве эталонной, репрезентирует собственно базовые ценности самой Западной цивилизации, позволившие ей во второй половине истекшего тысячелетия занять ведущие позиции в мире. Ценностные основания Западной цивилизации неразрывно связаны с духом индивидуализма и рационализма, тогда как все прочие цивилизационные миры так или иначе основывались на ценностях коллективизма и традиционализма. Наивно было бы полагать, что сам факт грандиозных успехов Запада в течение нескольких последних столетий является достаточной причиной того, чтобы китайцы, арабы или индусы отказались от своих вековых культурно-мировоззренческих (выступающих фундаментом всего их жизненного строя) основ. Попытки проведения такой политики вызывают лишь отторжение и обратную реакцию, что в XX в. ярко продемонстрировали Россия, Китай, Иран и многие другие страны. Следует признать, что ценности индивидуализма и рационализма, определяющие весь идейно-мировоззренческий строй народов Запада, ни в коей степени не являются общечеловеческими. Они не присущи даже народам ближайшего к Западу православно-постсоветского пространства, не говоря уже о Мусульман-ско-Афразийском, Индийско-Южноазиатском и Китайско-Дальневосточном мирах. Будучи порожденными Западнохристианским миром в эпоху его глубочайшего кризиса позднего Средневековья, во времена Возрождения и Реформации, они стали духовным стержнем Новоевропейско-Североатлантической цивилизации. Однако эти ценности не имеют оснований в системе прочих цивилизационных миров, не прошедших через трансформации Возрождения и Реформации и, соответственно, не выработавших внутри себя атомарной индивидуальности западного типа. Перенесение же на прочий мир западных социально-экономических, политических и юридических норм порождает уродливых квазивестер-низированных монстров и взрывы протеста, примерами чего могут служить мно-Глобализация как феномен цивилизационного развития________________________________669 гочисленные революции XX в., почти всегда приводившие к установлению авторитарных или даже тоталитарных режимов. В том же ряду стоят и преступления, совершенные экстремистами И сентября 2001 г. Между тем в наше время Запад однозначно уже и не предлагает остальному человечеству свои, достаточно жесткие идейно-ценностные основания Нового времени. Всплеск неолиберализма, апеллировавшего к мифам о свободном рынке и самодостаточности частного предпринимательства, на рубеже 80—90-х годов породил, особенно у нас, иллюзии относительно возможности быстрой вестерниза-ции по рецептам МВФ. Однако следование монетаристским предписаниям привело взявшие их на вооружение страны лишь к экономическому краху со всеми вытекающими из этого факта последствиями для жизни людей и культурной сферы. То, что неолиберализм в экономике во времена Р. Рейгана и М. Тетчер означал для развитых стран Запада, и то, что под этим названием предлагалось слаборазвитым странам, имело между собой мало что общего, кроме фразеологии. На Западе это означало лишь меры по активизации рыночных регуляторов в хорошо налаженной экономической системе, стабильность которой определялась всеми возможными, в том числе и государственными, к свободному рынку никакого отношения не имеющими механизмами. Для нас же монетар-но-рыночная система должна была стать чем-то самодостаточным, при том что внутренней почвы для такой роли она не имела. Это и привело к общеизвестным плачевным результатам. Менее навязчивым, но более импонирующим мироощущению интеллигенции разлагающихся незападных цивилизационных миров оказался постмодернизм, утверждающий самодостаточность релятивизма и мультикультурализма. Опять-таки, как и в предыдущем случае, для Запада и остального мира, прежде всего для нас, он имеет совершенно различное содержание при общности основных декларируемых положений. Для Запада, прежде всего для покоящихся на многовековой западнохристи-анско-новоевропейской культурной традиции стран Приатлантической Европы, постмодернизм стал естественной фазой культур-цивилизационного развития, типологически близкой "второй софистике" поздней Античности. Такого рода процессы типичны для всех мировых цивилизаций, причем не только Запада, но и Востока, на той стадии их исторического пути, когда изначально заложенные в них культуротворческие потенции начинают иссякать^но само культуротворче-ство по инерции, как норма жизни, продолжается. Тогда распространяется убеждение, что все главное уже сказано, создать что-то высокое невозможно, а значит, остается раскладывать карточные пасьянсы из имеющихся в наличии достижений — заниматься гессевской "игрой в бисер". При этом такого рода умонастроения в значительной мере утверждаются и как форма протеста против авторитаризма (не только политического, но и культурного) прежних времен. Для решения смысложизненных проблем постмодернизм ничего дать не может, осознает это и потому не пытается ответить на вечные вопросы, а только иронизирует над ними или вовсе их высмеивает и отрицает. Но если на Западе постмодернизм может выступать в качестве избыточной интеллектуально-культурной роскоши, своего рода плющей и лиан на еще весьма прочном цивилизационном здании, то у нас он обвивает лишь руины и крайне обветшалые постройки, прикрывая их дыры и провалы, но никак не способствуя их восполнению.670 Западная цивилизация, макрохристианский мир и глобализирующееся человечество Для нас постмодернизм — избыточная роскошь, перенятая у богатых соседей и не имеющая отношения к задачам преодоления вставших на нашем пути трудностей. Его антитоталитарный пафос в наших условиях, без наличия самодостаточной личности новоевропейского типа, провоцирует одну лишь ценностно-мировоззренческую сумятицу, естественной реакцией на которую является авторитаризм и фундаментализм. Для нас, не имеющих индивидуалистически-рационалистических духовных оснований культуры, он выступает не стимулятором культуротворчества, а расслабляющим, препятствующим поиску позитивного выхода из кризиса наркотическим средством. Полагаю, что подобное значение постмодернизм имеет и для всех остальных незападных культур. На сознание их вестернизаторски настроенных культурных элит он действует так же наркотически, как неомонетаристская демагогия на экономически полуобразованные круги, определяющие направление политической и хозяйственной жизни деградирующих стран Третьего и Четвертого (постсоветского) миров. Третьим аспектом современной культурной жизни, на котором я остановлюсь лишь вкратце, является засилие в мире массовой квазикультуры, прежде всего в виде кинопродукции голливудского образца. И здесь мы вновь сталкиваемся с двойными стандартами. В Америке существует целая киноиндустрия, ориентированная на слаборазвитые страны Латинской Америки, Африки, а теперь, все более, постсоветского пространства. В большинстве своем эти фильмы вообще не попадают на экраны стран Северной Америки и Западной Европы, тем более что во многих, к примеру, штатах США, они попросту запрещены к трансляции по общедоступным каналам. Однако весь прочий мир потребляет кинопродукцию, потакающую самым примитивным и низменным инстинктам, составляя по ней представление о Западе и его ценностях. Рекламно-массовая квазикультура стремительно разрушает ценностные основания культур, не имеющих против нее врожденного иммунитета. И если народы Востока, опирающиеся на вековые традиции Мусульманско-Афра-зийской, Индийско-Южноазиатской и Китайско-Дальневосточной цивилизаций, еще могут противостоять этому, то ситуация в Латинской Америке, Тропической Африке и на постсоветском пространстве становится катастрофической. Вместо действительных ценностей Запада, связанных с идеями прав и свобод человека, экранная квазикультура пропагандирует полное презрение к личности, ее жизни и духовным запросам. Это обстоятельство, определяемое, похоже, не одними лишь коммерческими соображениями, еще более усугубляет негативные моменты процесса глобализации, одной из существеннейших сторон которого западные идеологи пытаются представить якобы имеющую место в современном мире тенденцию демократизации политической жизни в планетарном масштабе. Демократия и квазидемократия в глобализирующемся мире Мало какой политический режим в XX в. не называл себя демократическим или, по крайней мере, создающим демократическое общество. Но подвести под это понятие в одинаковой мере политические системы Швейцарии и Северной Кореи, США и СССР невозможно. Поэтому возникает проблема, где мы имеем дело с демократическими, а где с квазидемократическими системами. Ее рассмотрение предполагает наличие ответов на несколько предвари-Глобализация как феномен цивилизационного развития 671 тельных вопросов. Среди них: что такое "демократия" и какие формы ее извращений мы имеем в истории XX в. и в современном мире? Сегодня слово "демократия" используется преимущественно не в научном, логическом, а в оценочном, эмоциональном смысле. Политические системы, к которым высказывающийся относится положительно, получают название демократических, в противном случае — недемократических (тоталитарных, олигархических и тому подобное). Это обстоятельство отражает тот факт, что в современном мире понятие "демократия" скорее указывает на некий идеал общественно-политического устройства (не очень четко определенный, как и любое иное идеальное понятие), чем об общественно-политической реальности, пусть даже и наиболее зажиточных стран. Так было не всегда. Авторитетнейшие социальные мыслители античности (Платон, Аристотель, Полибий) относились к демократии как к форме общественно-политического строя отрицательно, а политическая мысль эпохи Просвещения в большинстве своем признавала ее (а чаще даже не ее, а просто республиканский строй) допустимой лишь в небольших социумах, считая более целесообразным в крупных государствах просвещенный абсолютизм или парламентскую монархию английского образца. Широкое увлечение демократическими идеалами начинается лишь со времен Американской революции. Но там демократия изначально являлась формой политического строя отдельных штатов, и уже потом (как надстройка над ими) на уровне всего Североамериканского союза. Ей к тому же предшествовала практика функционирования самоуправляющихся протестантских, в большинстве своих пуританских, общин на Восточном побережье Северной Америки. Но уже Великая французская революция продемонстрировала недостатки механического, декретного введения демократических принципов и институций в относительно большой стране при отсутствии традиций самоуправления. XIX—XX вв. засвидетельствовали, что широкое вовлечение масс избирателей в политический процесс дает положительные следствия лишь там, где институты народного представительства вызревали долгим эволюционным путем — через самоуправление на местном уровне при формировании общегосударственных органов на этой основе, в большинстве своей под эгидой старых монархических институтов (Нидерланды, Англия, Швеция). В исключительных условиях это наблюдалось и без монархии (Швейцария). / Но в случае революционного упразднения монархии общество, как правило, не было застраховано от форм авторитаризма или откровенного тоталитаризма (Франция Наполеона I, Луи Филиппа или Наполеона III, Испания Ф. Франко, Германия А. Гитлера). Очень часто соответствующие режимы провозглашали себя политическими системами с настоящим "народоправством", как то было в большевистской Россие-СРСР, фашистской Италии, национал-социалистической Германии или коммунистическом Китае. Как же определить содержание понятия демократия? Оно, как представляется, включает в себя непреодолимое внутреннее противоречие и, похоже на то, вообще не может претендовать на статус научной категории. Аутентичное значение этого слова — "власть народа". Но само слово "народ" крайне многозначительно. Кто составляет народ: все обитатели определенной страны или так называемая ее "титульная нация"? люди, безотносительно к их половым и возраст-672 Западная цивилизация, макрохристианский мир и глобализирующееся человечество ным отличиям? совершеннолетние женщины и мужчины в одинаковой степени или лишь совершеннолетние мужчины (а только они имели право голоса в демократиях XIX в. и более ранних времен) ? та или иная из указанных категорий безотносительно к социальному и имущественному статусу или лишь те, кто принадлежит к определенному классу (те, кто соответствует определенному имущественному цензу, или, наоборот, — неимущие) ? Античность и варварские (в том числе и славянские) общества древней Европы в большинстве своем предусматривали участие в политической жизни всех мужчин-хозяев, которые имели гражданское полноправие в границах соответствующего самоуправляющегося социума. Это же наблюдаем и в вечевом строе древнерусских волостей, и в казачьей среде. Но и при таких условиях власть осуществлялась почти всегда меньшинством над большинством (в которое входили неполноправные категории населения, все женщины и тому подобное). Следовательно, даже при условиях непосредственной демократии, демократия ("власть народа") как такая — лишь метафора, а не политическая реальность. Еще в большей мере это касается обществ, политические институты которых базируются на принципе представительской демократии. Представительская демократия в своем классическом виде формально признает равные политические права (прежде всего, избирать и быть избранным) практично за всеми совершеннолетними гражданами. Но такое формальное равенство никаким образом не отвечает фактическому неравенству субъектов политического процесса. В любом обществе, в том числе и в таком, которое называет себя демократическим, всегда существует группы людей, которые имеют реальную власть. Как справедливо писал по этому поводу С.Л. Франк: "Во всяком обществе и при всех формах правления, хотят того люди или нет, в силу неизменного и ненарушимого вечного закона общественной жизни, подлинная власть и влиятельность принадлежит всегда не большинству. А именно меньшинству; и разница между различными порядками и идеалами лишь в том, признают ли они открыто и покорно это начало и стараются ли сознательно его осуществить, или они его отрицают и потому вынуждены использовать его лицемерно, исподтишка и в известной степени случайно и непланомерно"1. Это правящее меньшинство, или властвующее сообщество, в известной мере соотносимо с теми лидирующими общественными группами, представителей которых А.Дж. Тойнби называл "творческим меньшинством", а Л.Н. Гумилев "пассионариями" (понятия далеко не тождественные). Однако их ("творческого меньшинства" и реальных носителей власти) определенное совпадение, как отмечают оба названных мыслителя, имеет место лишь в некоторые периоды истории тех или иных народов и государств, когда те движутся по восходящей линии. Чаще же имеет место только некоторое их пересечение, а то и вовсе отчужденность между носителями власти и "творчески-энергичным" меньшинством. Мировая история, в частности XX в., знает множество форм властвующих сообществ, равно как и видов борьбы между их группировками и социальными группами. Соответствующие вопросы обсуждали такие мыслители, как К. Маркс, М. Вебер, В. Парето. Можно сказать, что общественная жизнь в большинстве 1 Франк С. Л. Религиозные основы общественности // Путь Орган русской религиозной мысли. Книга 1 (I-VI). — М„ 1992. — С. 24.Глобализация как феномен цивилизационного развития_______________________________673 своем определяется двумя феноменами: властью и собственностью, которые или органично единые (феномен "власти-собственности", проанализированный Л.С. Васильевым2), или институционально разграничены. В первом случае те, кто имеет власть, фактически выступает сообществом корпоративных собственников общественного богатства. В XX в. наиболее выразительно это проявилось в коммунистических странах. Такому положению дел соответствует господство государственной формы собственности и однопартийная система. Идеология государств с однопартийной системой и господством государственной формы собственности как экономического базиса класса номенклатуры провозглашает соответствующий политический порядок демократией ("народной демократией", "социалистической демократией"). В таких странах формально функционировали все основные демократические институции и атрибуты: выборы, парламенты, конституции с задекларированными правами и свободами граждан и тому подобное. Но реально все это было лишь прикрытием, декорацией диктатуры партийно-административного класса власть имущих. В его рамках происходила своя борьба за власть и контроль над ресурсами по горизонтали (между отдельными группировками номенклатурных лидеров) и вертикали (между высшими и старшими и низшими и младшими до возрасту, при определенных различиях их ментально-ценностных параметров сознания). В соответствии с совокупным вектором интересов и воли господствующей в партии в данный момент группы через механизм выборов в руководящие органы в партии и государстве продвигались определенные наверху кандидаты. Разногласия в самом классе номенклатуры от рядовых граждан скрывались. Такой тип политического строя М. Джилас определил как партократию. На стадии своего утверждения она предусматривает жестокую личную тиранию (И. Сталина, Мао Цзедуна), но при дальнейшей эволюции приобретает больше олигархических черт (при Л. Брежневе, Ден Сяопине). То, что такая политическая система является квазидемократической (в сущности — тоталитарной с переходом в авторитаризм) вполне очевидно. Рассмотрим другую политическую форму, которая преобладает в странах Запада и заявляет о себе на весь мир как о настоящей демократии. Она предусматривает такое общество, где власть и собственность институционально разведены, то есть преобладает частная или, все чаще, корпоративная собственность. В этих условиях, при наличии демократических институций и механизмов (парламентаризм, местное самоуправление, выборная система), реальный шанс прийти к власти имеют лишь те, кто представляет интересы крупного капитала и получает от его представителей финансовую поддержку (на агитацию через средства массовой информации, прямой подкуп или давление на избирателей или членов счетных комиссий и тому подобное). Когда непосредственная опасность угрожает представителям большого бизнеса как класса, последние объединяются и, пренебрегая демократическими формами, ставят при власти откровенного диктатора (типа А. Пиночета). Когда же такая угроза отсутствует, между их конкурирующими группами идет борь- 2 Васильев Л. С. Феномен власти-собственности //Типы общественнных отношений на Востоке в Средние века. — М., 1982.674 Западная цивилизация, макрохристианский мир и глобализирующееся человечество ба, последствия которой в определенной мере зависят от голосования на двух-или многопартийных выборах. Классический пример — США, где республиканцев традиционно поддерживают нефтяные компании и ВПК, а демократов — большинство банков и производители информационных технологий. Собственно говоря, это и есть максимумом политической демократии в условиях XX в. и на сегодняшний день. Случаи, подобные тому, что имели место в России с конца февраля до конца октября 1917 г., являются историческими нонсенсами, частично подпадают под понятие охлократии (власти толпы) и непременно заканчиваются утверждением диктатуры. Рассмотренную политическую систему (тем более в таких ее адаптированных к потребностям рядового гражданина формах, как то видим в современной Западной Европе) можно называть реальной демократией индустриально-информационного общества массового потребления, но совсем не в том смысле, которое семантически содержит понятие "демократия". В таком случае понятие "демократия" оказывается словом для обозначения определенной общественно-политической системы, которая вследствие многовековой эволюции сложилась в наиболее развитых странах Запада. По отношению же к понятию "народовластие" эта форма также по своей сути является квазидемократией. Особо стоит вопрос о функционировании политических форм и технологий, которые принято называть демократическими (западного образца), в незападных странах. Здесь имеем большую вариабельность форм: от Японии до Турции, от России до Индиии или от Украины до Колумбии. В своем большинстве они подходят под определенное А.А. Зиновьевым понятие "колониальная демократия", но иногда (Япония, Южная Корея) демонстрируют непривычный синтез национальных политических традиций с внешне воспринятыми формами западных институций. Сущность "колониальной демократии" состоит в том, что незападная страна внешне воспринимает политические формы западных стран, прежде всего парламентаризм и многопартийность, но фактически остается страной, где принципиальные вопросы власти и перераспределения собственности решаются на уровне отношений олигархических группировок (плутократий) при решающей, по крайней мере весьма весомой, роли давления со стороны транснациональных компаний, правительств преимущественно западных стран и международных (контролирующихся Западом) организаций, прежде всего финансовых (как МВФ, МБРР и пр.). Соответственно, в политической жизни таких стран выразительное преимущество приобретают те олигархические, властно-собственнические силы, которые непосредственно связаны с транснациональными компаниями, фондами и западными правительствами — в той мере, в которой они выполняют указания последних и работают на их интересы. Примеров тому в Африке и Латинской Америке, а в последние 10 лет и на постсоветском пространстве предостаточно. В современном мире такого рода "колониально-демократические" страны и являются наиболее выразительными примерами квазидемократий, поскольку реликты традиционного тоталитаризма (образца Северной Кореи) или непосредственные личные диктатуры (Хуссейна в Ираке, Каддафи в Ливии) на статус демократий в глазах мирового сообщества фактически и не претендуют. Несколько отличные от классических квазидемократий африканско-латино-американского образца политические формы наблюдаем в тех странах Востока, где в той или иной форме осуществляется сознательное объединение местныхГлобализация как феномен цивилизационного развития________________________________675 многовековых принципов общественной жизни с заимствованными с Запада формами политических институтов, без решающей роли давления на этот процесс со стороны Запада. Этот процесс приобретает различные формы в Японии и Южной Корее (где, впрочем, институты западной политической системы по окончанию Второй мировой войны в значительной степени были внедрены в "приказном порядке"), а также в Индии (которой англичане оставили формы парламентской демократии), Китае, Вьетнаме, Иране, Саудовской Аравии. В таком диапазоне, от Японии до Аравиии, видим как почти полное перенесение западных политических декораций, так и крайне осторожное, выборочное восприятие их отдельных элементов. Но вполне понятно, что реальной вестернизации политической жизни не происходит ни в одном таком случае. Восточные общества принимают парламентско-многопартийную внешность так же, как китайцы или негры одеваются в европейские костюмы — и не больше. Ни цвет кожи, ни разрез глаз, ни сущность механизмов выработки и принятия политических решений от этого не изменяются. Таким образом, можем сделать вывод, что в течение XX в. в мире имело место утверждение и преимущественное распространение трех типов квазидемократий: западного (так сказать, базового, матричного), колониального и традиционно-восточного (с его вариациями на почве мусульманско-афразийских, индуистско-юж-ноазиатских и конфуцианско-(коммунистически)-дальневосточных традиций). Ни один из этих типов не отвечает собственному смыслу понятия "демократия" как "народовластие". Но если не наделять этот термин оценочной нагрузкой и опираться на формальные признаки (парламентаризм, многопартийность, задекларированные конституцией права и свободы граждан), то он может применяться к большинству современных государств в формах "западная демократия", "колониальная демократия" и "восточная (японская, китайская, иранская и тому подобная) демократия". Посмотрим под таким углом зрения на политические процессы, которые происходят в Украине после провозглашения ею независимости. Формально видим развитие демократических институций: президентская власть, парламент, Конституционный суд, многопартийная система и тому подобное. Но при условиях нарастающего социально-имущественного расслоения, пропасти в качестве жизни и фактических правах между горсткой олигархов и нищим большинством говорить о демократизации нашего общества неправомерно. Со времен Аристотеля известно, что политический строй, соответствовавший в его терминологии нашему представлению о настоящей демократии — полития — возможен лишь при условии наличия мощного, способного к самоорганизации и борьбе за свои интересы общими усилиями среднего класса: мелких и средних собственников. А у нас все эти годы происходило и продолжает происходить не укрепление, а наоборот, размывание этого класса, поляризация общества на олигархов (плутократов) с их окружением и обслуживаю-дцим персоналом, с одной стороны, и огромного числа обнищавших и деморализованных людей. Последние в большинстве своем теряют интерес к политической жизни, а незначительное меньшинство, как в Галиции, радикализируется, создавая партии типа "социал-националистической". Уже одно это заставляет скептически относиться к разговорам о развитии демократии в Украине в последние годы. Люди в своем большинстве расходуют все силы на добывание средств повседневного существования и не верят676 Западная цивилизация, макрохристианский мир и глобализирующееся человечество никаким политическим декларациям. При таком состоянии общества мы можем иметь дело лишь с откровенно деспотическими или квазидемократическими, олигархическими (плутократическими) в своей сущности политическими формами. Первого у нас сейчас нет. Поэтому речь может идти о втором. Среди трех отмеченных выше форм квазидемократий современного мира наиболее человечной, удобной для жизни большинства граждан соответствующих стран является ее западная модель. То, что у нас ее нет, не требует доказательств. Лучше поставить вопрос: велика ли возможность того, что она у нас в принципе возможна и когда-нибудь утвердится. Ответ на него потребовал бы специальной разработки, однако и беглый взгляд на суть проблемы повода для оптимизма не дает. Во-первых, нет никаких оснований надеяться на то, что в обозримом будущем качество жизни большинства населения существенным образом улучшится. Наоборот, все свидетельствует о том, что у нас и дальше будет закрепляться социальная структура латиноамериканского типа (даже не современного, а образца 20-*-40-летней давности). Впечатляющих масштабов достиг процесс сращения финансово-промышленных олигархов с властными структурами. Если посмотреть на это исторически, то следует отметить, что это отражает лишь новую форму трансформации типичных советских властно-собственнических структур, которые в течение последнего десятилетия приобрели несколько западнообразные формы. Во-вторых, в отличие от стран Запада, которые органически (хотя и не без кровавых эксцессов) двигались к их современным политическим формам столетиями, опираясь на собственные западные ценности неприкосновенности частной собственности, трудовой этики, личного достоинства, утилитарно-прагматического отношения к окружающему миру, рационализма и тому подобного, Украина, как и все прочие (кроме прибалтийских) постсоветские страны, прошла принципиально иной исторический путь — от элементарных форм местного самоуправления княжеских и казачьих времен через бюрократический авторитаризм Российской империи к тоталитаризму советских времен. В течение трех последних столетий мы не приближались, а отходили от западной модели развития и западных институций (при крайне противоречивых формах этого процесса в западноукраинских землях). Социальные сдвиги последних 15 лет, при всей их демократической внешности, в своей сущности не сломали, а в чем-то и усилили эту тенденцию. В России перелом произошел между августом 1991 г. (когда "гекачеписты" не отважились применить оружие) и октябрем 1993 (когда "демократы" безжалостно открыли огонь по толпам протестующих против политики ограбления народа и танковыми снарядами разгромили парламент). В Украине зачатки парламентаризма были раздавлены менее варварски, но не менее основательно. И речь здесь не о том, что хуже в наших условиях — бездарный авторитаризм или беспомощный парламентаризм, а о том, что в таких условиях разговоры о построении демократического общества стоят не более, чем еще памятная многим болтовня о построении коммунизма. На смену одной политической демагогии пришла другая — и не более. А социально-политическая система развивается сама собой: через произошедшую приватизацию государственной собственности вышедшими из недр старой номенклатуры плутократическими группировками, прикрывающими свои реальные действия разговорами о сози-Глобализация как феномен цивилизационного развития 677 даний национального государства. В России набор пропагандистских штампов несколько иной, но суть дела от этого не меняется. Поэтому складывается впечатление, что в обозримом будущем мы можем рассчитывать в лучшем случае лишь на более или менее приличную демократическую внешность (да и то вряд ли), и не больше. По сравнению с последними годами (достаточно вспомн
|