Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Глава 3 2 страница




Huschke E. Iurisprudentiae anteiustinianae reliquiae. Vol.1, ed. Seckel E., Kuebler В.: Lipsiae, 1908.

Gai Institutiones, ed. Kuebler В.: Lipsiae, 1935 (здесь учтены новые папирологические данные).

Остальные, даже новые, издания в лучшем случае просто воспроизводят редакцию Г. Штудемунда и носят прикладной характер.

68 Gai., 2,120; 121; 3,116; 119; 143; 144; 172; 202; 4,125. Следует заме­тить, что часто Гай словами "quaeritur an..." просто указывает на нали­чие проблемы, не предполагая дать ее решение (2,94; 95; 3, 145), или на спорность отдельного положения в науке ("quaeri solet" — 2,90; "veteres quaerebant" — 3,189). To, что вопрос, оставленный без ответа, не обяза­тельно связан с утратой части текста, демонстрирует фрагмент 3,172, ко­торый папирус из Антинои воспроизводит с той же краткостью.


Глава 3. Классический период (17 г. до н. э. — 235 г. н. э.) 47

Отечественное критическое издание с учетом основных рекон­струкций и с русским переводом:

Институции Гая. Текст и перевод с введениями и примечания­ми Ф. Дыдынского. Варшава, 1892.

Значительную роль в творчестве классических юристов за­нимали комментарии к трудам предшественников, авторов об­щих работ по ius civile или фундаментальных монографий по отдельным вопросам. Гай и его современник Помпоний напи­сали комментарии к труду Квинта Муция-понтифика — "Ad Quintum Mucium". Комментарий Гая, о котором он сам говорит в "Институциях" (1,188), более нигде не упоминается. Коммен­тарий Помпония в 39 книгах носил лемматический характер: после цитаты из Кв. Муция автор высказывал свое мнение, часто цитируя и других юристов прошлого. Даже когда имя Помпония, отделяющее комментарий от леммы, опущено во фрагментах, представленных в Дигестах, выделить цитату не­трудно69. Комментарий такого рода — важнейший источник об основном сочинении, тем более что контекст всегда обогащает представление о взглядах комментируемого автора.

В Дигестах Юстиниана представлены также фрагменты из комментариев-сокращений (эпитом с комментарием), в которых комментируется не весь текст оригинала, а лишь отдельные фрагменты. Помимо названных выше эпитом Павла и Яволена из сочинений Лабеона, заслуживает внимания работа Яволена "Ех Cassio" в 15 книгах, которая первоначально также представляла собой лемматический комментарий, где лемма вводилась указани­ем на имя автора или словом IDEM (= "Cassius"), которое сохра­нилось (видимо, по недосмотру позднейшего издателя) лишь в од­ном месте (D. 4,8,39 рг). Поскольку труд Кассия сам представлял собой комментарий (в 40 книгах) к "Ius civile" Сабина, можно усмо­треть в факте появления эпитомы Яволена указание на извест­ную независимость позднейших учителей сабинианской школы от доктрины самого Сабина. Комментарии на тему ius civile получа­ют устойчивое наименование "Ad Sabinum" лишь с отмиранием школ, когда юристы (начиная с Аристона и Помпония) соотносят идею цивильного права с наиболее популярным учебником их предшественников так, будто это сочинение отмечает общий для всей римской правовой науки этап в развитии предмета.

69 Прямое указание на цитату сохранилось в следующих фрагмен­тах: D.9,2,39; 19,1,40; 33,1,7; 34,2,10; 34; 40,7,29,1.



Раздел I. Периодизация и источники


Заметным влиянием пользовалось учение Плавция (Plautius), юриста I в. н. э., стоявшего вне школ. Его сочинение (видимо, про­блемного характера) комментировали Яволен (в 5 книгах), Помпо-ний (в 7 книгах) и Павел (в 18 книгах). Лемматический характер последнего комментария отражен в структуре ряда фрагментов70.

От комментариев следует отличать примечания (notae). Осо­бенность этого жанра в том, что запись делалась непосредственно в тексте сочинения другого юриста. Причем замечания заносились на поля не только личных, но и архивных копий самых влиятель­ных произведений. Такое отношение к книгам связано с тем, что их содержанием было действующее право, тогда как автор при­мечания сам был управомочен на правотворчество, имел значи­тельное влияние и чувствовал ответственность за состояние науч­ного знания в том или ином вопросе, затронутом предшественни­ком. Nota сопровождалась указанием имени ее автора, даже если она делалась на личной копии. В одном из своих сочинений Павел цитирует собственное примечание к "Response" Папиниана: "Ego autem notavi" — "Я же в свое время заметил на полях" (D.27,9,13,1), — не выдавая эту мысль за сиюминутную, но отно­сясь к ней как к объективно существующему (опубликованному) источнику. Эта дистанция между автором и высказанной мыслью позволяет видеть в указанном феномене особый литературный жанр, значение которого для понимания правотворчества римских юристов и нормативного значения юридической науки особенно велико. Отношение к мнению влиятельного в прошлом мастера никогда не переходит в пиетет: каждый из крупных римских юристов обладает редким для людей Нового времени чувством собственной полноценности, ощущением творца, а не эпигона. Римский юрист отдает себе отчет в том значении, которое име­ет его деятельность для самого существования правовой сис­темы, и рассматривает авторитет своего имени как функцио­нально необходимый, относясь к другим носителям этой роли как к равным.

Работая в высших государственных органах и непосредст­венно решая вопросы правового развития страны, юристы време­ни Антонинов и Северов относились к трудам своих коллег (и предшественников) как к нормативным документам, имеющим значение наряду с императорскими конституциями, тексты кото­рых они сами и готовили. Неудивительно, что юстиниановские юристы располагали копиями "Digesta" Юлиана и Марцелла, "Response" и "Quaestiones" Папиниана с аннотациями Цервидия

D.3,3,61; 20,4,13; 34,2,8; 35,1,43 рг; 35,1,44,10; 35,2,49 рг; 39,2,22.


Глава 3. Классический период (17 г. до н. э. — 235 г. н. э.) 49

Сцеволы (член consilium Марка Аврелия), Трифонина (член consilium Септимия Севера), Марциана71, Павла (член consilium и, возможно, префект претория при Александре Севере), Уль-пиана (член consilium и magister libellorum при Александре Севере, префект претория с 222 г.), которые нередко воспроиз­ведены во фрагментах, включенных в Дигесты Юстиниана.

Notae Марцелла (член consilium Антонина Пия и Марка Ав­релия) к главному труду Юлиана, в которых он обычно предлага­ет более обоснованные решения72, привлекали внимание после­дующих юристов наравне с самостоятельными произведениями. Их цитируют Павел и Ульпиан, извлекая непосредственно из из­даний юлиановых "Digesta"73. Компиляторы, даже там, где nota Марцелла представлена как самостоятельный фрагмент (так что текст самого Юлиана вообще опущен), предваряют его следующей надписью (inscriptio): "APUD IULIANUM MARCELLUS... notat" — "На полях сочинения Юлиана Марцелл... замечает" (D.28,5,5).

В дальнейшем переписчик сочинения мог сохранить внесен­ные примечания (что, как правило, и происходило, поскольку юридические произведения имели прикладной характер), а мог и избавить от них текст, воспроизведя только оригинал. Впрочем, примечания знаменитого юриста могли стать причиной переизда­ния малоизвестных работ. Так, составители Дигест располагали аннотированными изданиями сочинений Урсея Ферокса и Мини-ция, которые они представили как комментарии Юлиана "Ad Urseum Ferocem" (в 4 книгах) и "Ex Minicio" (в 6 книгах) к ра­ботам иначе не известных юристов. В этих изданиях текст оригинала сопровождался замечанием великого маэстро, кото­рое вводилось словами: "IULIANUS notat" — "Юлиан делает примечание"74. Компиляторы во многих местах заменили прямую речь Юлиана на косвенную, сопроводив имя юриста глаголом: "Iulianus putat" — "Юлиан полагает" или "respondit" — "отвечает"75.

71 Юрист эпохи Северов; его карьера неизвестна, однако он часто ци­
тирует императорские конституции, что указывает на постоянный до­
ступ к дворцовым архивам.

72 D.4,6,41; 5,1,75; 19,1,23; 23,3,44; 28,5,5; 30,80; 92; 35,1,20; 35,2,34;
36,1,28; 39,6,13 и 15; 46,8,22; 50,17,66.

73 Paul, 22 quaest. D.48,10,14,1: "Et inveni Marcellum apud Iulianum
adnotasse" ("Я нашел, что Марцелл заметил на полях в книге Юлиана").

74 Iul., ad Urs.Fer. D.23,3,48,1; 30,104,1; 46,3,36; Iul, ex Min. D.33,3,1.

75 Iul., ad Urs.Fer. D.16,1,16: "Iulianus autem recte putat" ("Юлиан же
верно полагает"); Iul., ex Min. D.3,3,76; 17,1,33; 46,8,23.



Раздел I. Периодизация и источники


Важнейшую часть литературного наследия prudentes составляют комментарии к преторскому эдикту ("Ad edictum"). Обычно коммен­тировался эдикт городского претора (так Сабин пишет "Ad edictum praetoris urbani"), что после составления окончательной редакции всех эдиктов, выполненной Юлианом при Адриане, стало подразуме­ваться. Комментарий Гая к провинциальному эдикту ("Ad edictum provinciale" в 30 книгах), также типизированному Юлианом, — иск­лючение76. Гай комментировал и эдикт городского претора, но это произведение не дошло до компиляторов целиком (если оно когда-нибудь было написано полностью), и они использовали комментарий к отдельным титулам эдикта (26—33, 36—37).

Крупнейший комментарий к эдикту (до 150 книг)77 написал Пом­поний, который цитируется другими авторами, но компиляторами не использовался. В этом величественном произведении рассматрива­лись и сопоставлялись основные мнения, высказанные римскими юристами (начиная с республиканских, от которых Помпония отде­ляли уже столетия) по всем отраслям права. Помпоний задумал своего рода кодификацию интерпретаций (ius controversum), соотве­тствующую окончательному оформлению самого текста эдикта при Адриане. Этот труд сам стал источником для последующих поколе­ний prudentes, которые, однако, создав более совершенные в практи­ческом плане работы, обрекли колосс Помпония на раннее исчезно­вение. Эта утрата, говоря словами немецкого романиста XX в. Ф. Шульца, тяжелейшая для нашей науки.

Павел написал комментарий в 78 книгах (еще две составил комментарий к эдикту курульных эдилов). Компиляторы Дигест располагали и сокращенным вариантом в 23 книгах: "Brevium" или "Ad edictum de brevibus (scil. libellis)", который использовался и составителем Ватиканских фрагментов (Fragmenta Vaticana) — постклассической коллекции юридических текстов. Поскольку последняя книга содержала комментарии к отдельным законода­тельным актам (FV., 310 и 311), как и произведения другого жан­ра — digesta, предполагают, что это был не собственно коммента-

76 Известны и комментарии к эдикту курульных эдилов: Целия Са­
бина (Gell., 6,4,1—3; 4,2,1—13; ср. D. 21,1,1,7), Вивиана (цитаты в Дигес-
тах) и Гая. В дальнейшем комментарий к эдикту курульных эдилов до­
бавлялся как две последние книги к комментарию к эдикту претора (так
поступили издатели и с комментарием Гая, приложив его к комментарию
к провинциальному эдикту, тогда как в провинциях — сенаторских —
роль эдилов возлагалась на квесторов и эдикт должен был бы назы­
ваться иначе). /

77 83-я книга "Ad edictum" Помпония (D.38,5,1,14 и 27) соответство­
вала 25-му титулу эдикта (иэ 45).


Глава 3. Классический период (17 г. до н. э. — 235 г. н. э.) 51

рий ad edictum, а обобщающее произведение прикладного харак­тера, получившее распространение в постклассическую эпоху78.

Возможно также, что некоторые монографии Павла, названия которых соответствуют титулам эдикта и число фрагментов из которых в Дигестах Юстиниана ничтожно, также представляют собой переработанные выдержки из основного комментария "Ad edictum".

Комментарий "Ad edictum" Ульпиана (83 книги, включая комментарий к эдикту курульных эдилов) — наиболее полно представленное в Дигестах сочинение классической литературы79. Совершенное по форме, оно стало скелетом этой части кодифика­ции Юстиниана. Структура работы строго следовала схеме юлиа-нова эдикта, титул за титулом воспроизводя установления прето­ра, объясняя их значение, цитируя формулу иска и предлагая интерпретацию, которая аккумулировала опыт всей римской пра­вовой мысли. Комментарий сам стал своеобразным кодексом классического права на последней стадии его существования.

Располагая таким источником, ученые прошлого века А. Ф. Ру-дорф и О. Ленель смогли в деталях восстановить систему преторс-кого эдикта, которая в основном установилась уже в I в. до н. э. Эдикт имел четыре части: первая обсуждала права сторон до начала судебного разбирательства (до litis contestatio), вторая относилась к отдельным искам и содержала их формулы, третья была посвящена исполнению судебного решения, четвертая (аппендикс) приводила особые преторские средства защиты (интердикты, процессуальные возражения и преторские стипуляции).

EDICTUM PERPETUUM80

I

1. De his qui in municipio colonia foro iure dicundo praesunt (О тех, кто председательствуют в суде муниципия, коло­нии или города) [D. 50,1]

2. De iurisdictione (О правосудии) [D. 2,1]

Расположение материала в комментарии Павла несколько отли­чается от эдикта городского претора (как и в комментарии Гая). Это свя­зано с тем, что в юлиановой редакции эдикты обоих преторов были соеди­нены, но не слиты в один универсальный эдикт.

79 Ряд фрагментов содержится во Fragmenta Vaticana (FV., 120, 266,
318, 320—324, 339—346) и в Collatio (Coll., 2,4; 7,3; 12,7).

80 Список основан на 2-й редакции ОЛенеля. Названия некоторых титу­
лов реконструируются условно: они отмечены астериском (*). В квадратных
скобках указан соответствующий титул Дигест [D.] или Кодекса [С] Юсти­
ниана.



Раздел I. Периодизация и источники


3. De edendo (Об объявлении иска ответчику) [D. 2,13]

4. De pactis (О соглашениях тяжущихся сторон) [D. 2,14]

5. De in ius vocando (О вызове в суд) [D. 2,4]

6. De postulando (О выдвижении требования) [D. 3,1]

7. *De vadimoniis (Об обещаниях явиться в суд) [D. 2,8—10]

8. De cognitoribus et procuratoribus et defensoribus (О замес­тителях в процессе и правозаступниках) [D. 3,3]

9. De calumniatoribus (О сутягах) [D. 3,6]

10. De in integrum restitutionibus (О видах восстановления в первоначальное положение) [D. 4,1]

11. De receptis (О принятии на себя обязанностей) [D. 4,8]

12. De satisdando (Об удовлетворении) [С. 2,56]

13. *Quibus in causis ne praeiudicium fiat (При каких гипоте­зах пусть не будет предварительного разбирательства) [D. 11,1; 12,2; 9,1; 9,4]

Па

14. De iudiciis (О судебных разбирательствах) [D. 5,1]

15. *De his quae cuiusque in bonis sunt (О вещах, которые пребывают в чьем-либо имуществе)81

16. De religiosis et sumptibus funerum (О религиозных вещах и похоронных издержках) [D. 11,7]

17. De rebus creditis (О вверенных вещах) [D. 12,1]

18. *Quod cum magistro navis institore eove qui in aliena potestate est negotium gestum esse dicetur (Если утвер­ждается, что сделка заключена с капитаном корабля, управляющим или с тем, кто пребывает в чужой власти) [D. 14,1; 14,3—5; 15,1—2; 16,1]

19. *De bonae fidei iudiciis (О судебных разбирательствах, основанных на принципе доброй совести) [D. 16,3; 17,1— 2; 19,1—3]

20. De re uxoria (О вещах супруги)82 [D. 24,3; 25,3]

21. *De liberis et de ventre (О детях и о плоде) [D. 25,3—5]

22. De tutelis (О видах опеки) [D.26,1]

23. De furtis (О видах воровства) [D. 47,3—7]

24. De iure patronatus (О праве патроната) [D. 37,14]

81 Этот титул, название которого — чистая конъюнктура, во всяком
случае должен предшествовать титулу "De iudiciis", поскольку предпо­
лагаемый раздел "In bonis" мог включать только рубрику "De Publiciana
in rem actione" — "О Публициановом вещном иске" [D.6,2].

82 Название рубрики сохранилось в Fragmenta Vaticana: FV., 94—122.


Глава 3. Классический период (17 г. до н. э. — 235 г. н. э.)

Lib

25. De bonorum possessionibus (О видах владения наследст­венным имуществом) [D. 37,1]

26. De testamentis (О видах завещаний)83 [D. 28,7; 29,3—5]

27. De legatis (О видах отказов по завещанию)84 [D. 36,3—4]

28. De operis novi nuntiatione (О заявлении протеста на пе­рестройку)85 [D. 39,1]

29. De damno infecto (О грозящем ущербе)86 [D. 39,2]

30. De aquae pluviae arcendae (Об удержании дождевой во­ды)87 [D.39,3]

31. De liberali causa (О делах, связанных состоянием в рабстве)88 [D. 40,12]

32. De publicanis (Об откупщиках)89 [D. 39,4]

33. De praediatoribus (О покупателях земель, заложенных в пользу государства)90

34. De vi turba incendio ruina naufragio rate nave expug-nata (О насилии, учиненном при панике, пожаре, зем­летрясении, кораблекрушении, захвате плота или ко­рабля) [D. 47,8—9]

35. De iniuriis (О правонарушениях) [D. 47,10]

III

36. De re iudicata (О судебном решении) [D. 42,1]

36а. *De confessis et indefensis (О признавших долг и об отка­завшихся от защиты)91 [D. 42,2]

37. Qui neque sequantur neque ducantur (О тех, кто не подле­
жит ни преследованию по суду, ни вызову в суд)92

83 Название рубрики восстанавливается по заглавию отдельного ком­
ментария Гая иэ разрозненного издания его "Ad edictum praetoris ur-
bani": D. 28,5,32 и 33.

84 Часть комментария Гая носит это название: D.30,65; 69; 73.

85 Название восстанавливается по части комментария Гая: D.39,1,9.

86 Случай, сходный с пред. прим.: D.9,4,30; 39,2,8 и 19.

87 Известна часть комментария Гая с таким названием: D.39,3,13, но
содержание титула богаче: D.39,3,11; С.3,34,4.

88 Случай, сходный с прим. 83: D.40,12,2; 4; 6; 9; 11.

89 Случай, сходный с пред. прим.: D.39,4,5.

90 Соответствующего титула в Дигестах нет. Известна часть коммен­
тария Гая к титулу эдикта: D.23,3,54.

91 Существование титула не засвидетельствовано.

92 Известно название комментария Гая к титулу эдикта: D.50,16,48.



Раздел I. Периодизация и источники


38. Quibus ex causis in possessionem eatur (В каких случаях осуществляется введение во владение) [D. 42,4]

39. De bonis possidendis proscribendis vendundis (О владении имуществом неоплатного должника, объявлении об аук­ционе и о распродаже)93 [D. 42,5; 43,4]

40. *Quemadmodum a bonorum emptore vel contra eum agatur (Какимобразом вчиняет иск покупатель имущества неоплат­ного должника или вчиняется иск против него) [D.42,5; 42,6]

41. De curatore bonis dando (О предоставлении надзирателя за имуществом) [D. 42,7]

42. De sententia in duplum revocanda (О приговоре к возме­щению в двойном размере)94

IV

43. De interdictis (Об интердиктах) [D. 43,1—33; 42,8]

44. De exceptionibus (Об исковых возражениях) [D.44,1—5]

45. De stipulationibus (О стипуляциях) [D. 46,5—8; 35,3; 7,9; 36,3] Appendix: Edictum aedilicium [D. 21,1]

До Юлиана все формулы исков приводились в конце эдикта: именно он сократил эту часть, оставив в ней только особые пре-торские средства защиты. Другие изменения, внесенные Юлиа­ном, незначительны. Структура эдикта имеет строго процессуаль­ную ориентацию. До вызова ответчика в суд истец был обязан до­вести до его сведения содержание иска (editio actionis); дело не доходило до вызова в суд, если стороны заключали мировую сделку (pactum conventum); изложение требования перед прето­ром (postulare) происходило в присутствии ответчика, после его вызова в суд (in ius vocatio); повторная явка обеспечивалась осо­бой клятвой (vadimonium); на этом этапе становилось возможным оставить вместо себя представителя для ведения дальнейшего процесса (cognitor); основательность судебного преследования также выявляется на этом этапе (вопрос о сутяжничестве); пре­тор мог дозволить повторное вчинение иска по тому же делу, признав предшествующую неудачную попытку несуществующей (восстановление в первоначальное состояние); лицо, принявшее на себя обязанности арбитра (третейского судьи), несло ответствен­ность за исполнение этой роли; сомнение в платежеспособности

93 Формулу эдикта сохранил Валерий Проб (Prob., 5,24):
B.E.E.P.P.V.Q.I. — bona ex edicto possideri proscribi venirique iubebo (я при­
кажу на основании эдикта владеть имуществом (должника), объявить об
аукционе и продать его).

94 Титул посвящен actio iudicati.


Глава 3. Классический период (17 г. до н. э. — 235 г. н. э.) 55

ответчика или его представителя снималось предоставлением га­рантии исполнить приговор суда (satisdatio); процесс прекра­щался, если по предложению истца ответчик приносил присягу в том, что долг не существует (iusiurandum); отрицание домовлады-кой того, что раб или сын, нанесший ущерб истцу, находится в его власти, делало невозможным ноксальный иск (actio noxalis); в некоторых случаях для правильного составления формулы иска требовалось получение дополнительных сведений от ответчика (interrogatio). Логика группировки материалов очевидна.

Лишь впоследствии, на ассоциативном основании, титул о pacta приобрел обобщающее значение (D.2,14,7,7: "Pacta conventa... servabo" — "Я буду признавать... неформальные соглашения"); раздел о процессуальном представительстве включил и вопросы ведения чужих дел вообще (negotiorum gestio, — D. 3,5); титул о восстановлении в первоначальное положение, помимо actio quod metus causa (которая позволяла избавиться от обязательства по сделкам, заключенным под влиянием угроз), стал включать и сходный иск на случай умышленного введения в заблуждение (actio doli), при котором, однако, in integrum restitutio не преду­сматривалась; титул о принятии на себя обязанностей арбитра (receptum arbitri) дополнился другими случаями принятия на себя обязанностей (receptum cauponum и receptum argentarii), не связанными с процессом. Очевидно, схема эдикта оформилась доста­точно рано, что отразилось и на разделении второй части на две группы исков. Критерий О. Ленеля, считавшего, что первая группа обнимает те судебные разбирательства, которые могли произво­диться только в фиксированные сроки (actus rerum)95, тогда как те, что из второй группы, — в любое время, — поверхностный, хотя и исходит из требований самого процесса. Разный режим разбира­тельства сам мог быть следствием более глубокого различия. Так, от­четливо выражен публичный аспект отношений второй группы, в ко­торой иски последних пяти титулов относятся исключительно к ком­петенции судов рекуператоров, а предмет первых — связан с заве­щательными распоряжениями (testamenti factio имеет публичную природу) и с защитой от вреда со стороны соседа (ограничениями прав собственника в интересах общественной пользы).

Первая группа исков второй части эдикта посвящена сугубо частным отношениям: вопросам защиты вещных прав96 и соблю­дения fides. To, что furtum (воровство) рассматривается среди от-

В провинциях — во время особых судебных сессий (conventus). 96 Примечательно выделение религиозных вещей в отдельную груп­пу: основанием оказывается пребывание вещи в коммерческом обороте (res in commercio — res extra commercium, или, что то же, res quae cuiusque in bonis sunt — res quae nullius in bonis sunt).



Раздел I. Периодизация и источники


ношений, построенных на fides (опека и патронат), выявляет древнейшую трактовку этого противоправного деяния как основа­ния для утраты собственной личности и подчинения другому ли­цу. Здесь мы оказываемся в кругу доклассических представлений и соответствующей систематики, которая удержалась на протя­жении всей истории римского права и была воспринята кодифи­кацией Юстиниана.

Фиксированная структура не препятствовала развитию эдикта, который совершенствовался и в эпоху Принципата97, в то же время оказывая влияние на строй правового мышления и господствующие ассоциативные связи. Эдикт, который (в отличие от законов, так и не собранных воедино) издавался отдельной книгой98, был основным ис­точником писаного права и юридической рефлексии.

Жанр, который непосредственно связан с практической про­фессиональной деятельностью юрисконсультов — response (ответы на консультациях), стал выражением наивысшего рас­цвета правовой мысли классической эпохи. Если основатели классических школ оставили незначительные по объему проблем­ные (problemata) сочинения ("Coniectanea", "Epistulae", "Respon-sa"99), то Цельс, Юлиан, его ученик Секст Цецилий Африкан (Caecilius Africanus), Ульпий Марцелл (Marcellus), Клавдий Три-фонин (Tryphoninus), Цервидий Сцевола и его ученик Папиниан (Papinianus)100 создавали крупные произведения ("Digesta", "Responsa", "Quaestiones"), которыми нередко исчерпывается ли­тературное наследие отдельного юриста.

Digesta — собрание отдельных решений — наиболее общий вид этого жанра. Материал располагался в порядке преторского эдикта; заключительную часть собрания составляли проблемы, связанные с отдельными законодательными актами (начиная с lex Cincia). Epistulae (письма) — это вид юридической консультации, обычно да­ваемой в ответ на запрос близкого знакомого. Quaestiones (вопросы) отличаются от собственно responsa искусственным характером обсу-

97 Известны нововведения Кассия, Цельса, Юлиана, Павла: D.4,6,26,7;
29,2,99; 42,8,11; 44,4,4,33.

98 Так, после унификации Юлиана Авл Геллий (Gell., 11,17) читает
эдикт в библиотеке. Ср. Dessau, 8987: "praetoris volumen".

99 Помимо упоминавшихся выше, в Дигестах Юстиниана представлены
фрагменты следующих произведений: "Epistulae" Прокула (видимо, в 12
книгах) и Яволена (в 14 книгах); "Responsa" (в 3 книгах) и "Membranae" (в 7
книгах) Нерация. "Membranae" (листы пергамена), собственно, означает
"заметки", поскольку они делались на отдельных листах.

100 Magister libellorum (глава канцелярии "a libellis") при Септимии
Севере, префект претория 203—212 гг.


Глава 3. Классический период (17 г. до н. э. — 235 г. н. э.) 57

зкдаемых ситуаций, которые воображал сам юрист или его ученики с целью детального изучения института или принципа.

"Digesta" Цельса в 39 книгах состояли из "Commentarii", "Epistulae", "Quaestiones", которые в свою очередь были разделе­ны на книги. Так, Ульпиан, цитируя эту работу, указывает и но­мер книги всего собрания, и номер книги его составной части (D.4,4,3,1; 12,1,1,1; 28,5,9,2; 34,2,19,6). Возможно, сам Цельс собрал это произведение из своих неоконченных работ.

"Digesta" Юлиана в 90 книгах — величайшее произведение римской юридической мысли. В Дигесты Юстиниана включены фрагменты практически из всех книг этого труда, что позволяет узнать о многих новаторских решениях юриста из первых рук.

"Quaestiones" Африкана (в 9 книгах)101 обычно воспроизводят ответы его учителя, который часто не назван по имени, но за сло­вами "ait", "respondit" всегда стоит Юлиан. Иногда отличить мне­ние самого Африкана от мнения Юлиана невозможно. Помогают в этом отношении пояснения (глоссы) Дорофея (Dorotheus), юсти-ниановского юриста, одного из составителей Дигест, собранные в Базиликах (Basilica).

"Epistulae" Помпония в 20 книгах — последнее произведение этого автора102, который и на исходе лет сохранил незаурядную силу ума и память. Некоторые фрагменты в Дигестах Юстини­ана103 сопровождает inscriptio, в которой "Epistulae" объединены с другой работой Помпония "Variae lectiones" ("Разные выдержки") в 15 книгах, будто два произведения были собраны в одном изда­нии с общей нумерацией книг. "Lectiones" Помпония первона­чально содержали не менее 41 книги и представляли собой собра­ние подготовительных материалов к другим сочинениям. Его часто цитируют Марциан, Павел и Ульпиан104. Компиляторы рас­полагали лишь сокращенным вариантом (в 15 книгах) и читали его вместе с "Письмами" Прокула так, что фрагменты из сочине­ний двух юристов нередко дополняют друг друга105, — отсюда можно сделать вывод о жанровом сходстве. Известно также, что эти сочинения Помпония прорабатывались в двух разных комис­сиях составителей Дигест Юстиниана, которые, видимо, имели в

101 Африкан написал также "Epistulae", по меньшей мере в 20 кни­
гах, от которых дошла лишь одна цитата (D.30,39 pr). Судя по этой цита­
те, работа включала переписку с Юлианом, в ходе которой ученик обсу­
ждал с учителем правовые проблемы.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты