КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приобретение владенияПриобретение владения воспринимается римскими юристами как чисто материальный акт, в котором даже animus ставится на одну линию с corpus и обсуждается как возможный компенсатор дефекта материального господства над вещью (Labeo in D.41,2,51). Дефект воли и animus у малолетних может возмещать утверждение сделки опекуном (auctoritas tutoris), но, по мнению учителей про-кулианской школы, оно вовсе не требуется для установления фактического отношения, которым является владение (D.41,2,1,3; 43,26,22,1; 41,2,29). Для приобретения владения необходима правоспособность приобретателя: лица in potestate всегда приобретают в пользу их домовладыки (господина), даже если он не ведает об этом (igno-rante domino). Возможно, что и при наличии правоспособности на стороне непосредственного держателя владение не возникнет: если оно принято по приказу или по поручению. Юридические последствия от приобретения такого владения, однако, скажутся на стороне другого лица, которого фактически представляет держатель и на чьей стороне признается possessio civilis. Владение через опекуна (tutor) или через поверенного (procurator) приобретается в пользу другого лица по модели приобретения через подвластных. Оригинальным способом приобретения владения (независимым от права предшественника и соглашения с ним) был захват (occupatio). Нормальным способом передачи владения — производным способом приобретения — считалась передача вещи (traditio). В отношении недвижимости traditio представляла определенные трудности и выражалась в допущении вступления во владение: in possessionem ire iubere. Глава 2. Владение (possessio) Развитие этой формы, видимо, и привело к появлению способа абстрактной передачи вещи — traditio longa manu(передача длинной рукой). lav., 10 epist, D. 46,3,79: Pecuniam, quam mihi debes, Если деньги, которые ты мне дол- Для абстрактной передачи требуется, чтобы отчуждатель утратил владение вещью (согроге) и эксплицитно дозволил приобретателю завладеть ею. Вместо введения приобретателя во владение отчуждатель покидает вещь с целью уступить ее конкретному лицу. Телесный аспект отношения сводится к минимуму: требуется, чтобы вещь была покинута на глазах у приобретателя (ср. D.41,2,18,2, где Цельс говорит о передаче поля, видимого с башни). Этот способ был особенно удобен при передаче недвижимых вещей. В источниках рассматриваются и другие виды абстрактной traditio, хотя терминология выработалась только в средние века. Traditio symbolica(символическая передача) имеет место при передаче ключей от склада, когда вступающий во владение получает непосредственную возможность отправлять господство над вещью (D.41,1,9,6). Реальная структура акта отвечает требованию, чтобы ключи передавались в непосредственной близости от склада ("apud horrea", — Pap. D.18,1,74). Traditio brevi manu(передача короткой рукой)18 имеет место в отношении держателя, который на основании соглашения с владельцем улучшает свое право (possessio naturalis становится possessio civilis). Iusta causa в данном случае — необходимое условие и результат установления владения (D.41,1,9,5). Наоборот, если владелец, передав владение, удерживает у себя вещь на другом основании (на правах либо нанимателя, либо ссудопринимателя или устанавливая на вещь узуфрукт) и становится таким образом держателем, — говорят о constitutum possessorium(средневековый термин, основанный на: Ulp. D.41,2,17,1). 18 Термин взят из текста Ульпиана (D.23,3,43,1), в котором, однако, усматривают юстиниановскую интерполяцию. Раздел VII. Вещное право Глава 3 Право собственности
|