КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рюрик ютландский
Еще одна гипотеза о личности и происхождении Рюрика возникла благодаря двум предположениям. Первое было высказано немецким историком-любителем Германом Фридрихом Хольманом, который в 1793–1825 годах занимал должность ректора и профессора провинциальной школы в немецком городе Евер (Иевер). В 1816 году он издал в Бремене на немецком языке книгу, которая была вскоре переведена на русский язык и издана в 1819 году (имя автора при этом было транскрибировано как Г. Ф. Голлманн). Она называлась «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт». Русское издание было осуществлено стараниями членов Румянцевского кружка — неформального сообщества историков, филологов и археографов, группировавшихся вокруг выдающегося деятеля просвещения начала XIX века графа Николая Петровича Румянцева (1754–1826). Сын знаменитого полководца графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского, Николай Петрович оставил яркий след в истории России и в качестве государственного деятеля, и в качестве ревнителя науки и просвещения. Прославился он и как выдающийся организатор научных исследований в области русской истории. Участники возглавлявшегося им кружка занимались собиранием и изучением письменных источников по истории русского Средневековья, причем как внутри государства, так и за рубежом (в архивах и библиотеках Германии, Италии, Франции, Швеции и других стран)[140]. В 1811 году по инициативе Румянцева была учреждена Комиссия печатания государственных грамот и договоров при Московском архиве Государственной коллегии иностранных дел, на издания которой он пожертвовал свыше 60 тысяч рублей. Он собрал огромную библиотеку (более 28 тысяч томов), коллекции рукописей (более 700), карт (около 1500), этнографических материалов, нумизматики, которые «завещал на пользу Отечества и благое просвещение». Коллекции Николая Петровича легли в основу Румянцевского музея, на базе библиотеки которого (с 1861 года находившейся в Москве) после революции была организована Российская государственная библиотека. Г. Хольман подчеркивал, что впервые основная идея его книги была вскользь высказана именно Румянцевым. В чем же она заключалась? По мысли автора, Рюрик происходил из Рустрингии (Рюстрингена) — исторической области на побережье Северного моря между современным районом Фрисландия в Нижней Саксонии и устьем реки Везер (по левому берегу реки). Рустрингия находилась в восточной части исторической Фрисландии (Фризии), включавшей побережье Северного моря от нидерландского озера Эйсселмер (бывший залив Зёйдерзе) до полуострова Ютландия. Сейчас это территория двух государств — Голландии (Нидерландов), на севере которой существует провинция Фрисландия, и Германии. Основанием для предположения о происхождении Рюрика из Рустрингии послужило формальное сходство названий этой области и Руси. На самом деле никакой связи между ними нет, но, как мы помним, на заре лингвистики, тем более в любительских кругах, подобного рода сопряжения названий не были редкостью. Почему же Хольман и Румянцев обратили внимание на Рустрингию? Немецкий историк был жителем Евера — этот город является центром германской Фрисландии. Историческая Рустрингия находилась совсем недалеко от Евера, и таким образом, идея Хольмана служила местному патриотизму — это было такое же историческое краеведение, как и разыскания мекленбургских историков о корнях Рюрика. Так же как и идеи мекленбургских любителей древности, версия Хольмана была связана с династическими отношениями немецких государств и Российской империи. Дело в том, что у Евера была интересная судьба — в XVIII веке этот город находился во владении князей Анхальт-Цербстских, а после смерти князя Фридриха Августа в 1793 году права на Евер перешли к его сестре, которая была российской императрицей Екатериной Великой. Таким образом, Евер оказался под властью российских императоров — Павел I и Александр I титуловались «Государями Еверскими». В 1807 году Евер был занят войсками Наполеона и следующие несколько лет был частью Голландского королевства, вассального по отношению к наполеоновской Франции (голландским королем был один из братьев Наполеона — Луи Бонапарт). В 1813 году Евер вернулся под власть России, но в 1818 году Александр I передал этот город герцогству Ольденбургскому. Герцогство (с 1829 года — великое герцогство) Ольденбургское занимало значительную территорию по левобережью Везера и непосредственно примыкало к еверским владениям Александра. Кстати, средневековая Рустингия тоже входила в состав герцогства. Столицей этого немецкого государства был город Ольденбург (его не следует путать с одноименным городом в земле Шлезвиг-Гольштейн, бывшим славянским Стариградом). С Ольденбургом у русских государей были давние связи. Дело в том, что династия гольштейн-готторпских герцогов, к которой принадлежали по мужской линии все российские императоры, начиная с Петра III, была ветвью Ольденбургского владетельного дома. Иными словами, Ольденбург был действительным «первоначальным отечеством» династии Романовых с 1761 года. А в 1809 году сестра Александра I, великая княжна Екатерина Павловна, вышла замуж за сына герцога Ольденбургского Петера Фридриха Георга (в России его звали Георгий Петрович), своего двоюродного брата; от этого брака произошла так называемая «русская ветвь» Ольденбургского дома — принцы Ольденбургские, натурализовавшиеся в России. Таким образом, в 1816 году Евер не только находился под властью русских царей, но и соседствовал с родовыми владениями немецких предков Романовых. Из этих же земель, как оказывалось, происходили и Рюриковичи. Таким образом, обе русские правящие династии как бы возводились к одним истокам — но на этот раз не славянским, а германским. В этом, вероятно, и следует искать истоки мысли Румянцева (стремившегося, по всей видимости, подчеркнуть права России на Евер), трансформировавшейся в гипотезу Хольмана. Второе предположение, как бы связанное с первым, было высказано ординарным профессором Дерптского (ныне Тартуский в Эстонии) университета Фридрихом Крузе (1790–1866), между прочим, уроженцем того же Ольденбурга. В 1836 году Крузе в очень авторитетном тогда «Журнале Министерства народного просвещения» опубликовал статью «О происхождении Рюрика»[141]. Историк обратил внимание на деятельность ютландского (датского) хёвдинга Рорика, который в середине IX века участвовал в нападениях викингов на земли Франкской империи и даже получил в лен (или бенефиций), то есть владение на определенный срок, земли во Фрисландии. Этого Рорика Ютландского (по своему происхождению) или Фрисландского (по своим владениям) Крузе отождествил с Рюриком Новгородским. До революции гипотеза Крузе не пользовалась особой известностью. Доказать ее было невозможно, поскольку западноевропейские источники ничего не сообщают о присутствии Рорика на Руси, а древнерусские ничего не говорят о его деятельности до прихода на Русь. Опровергнуть сложно, поскольку ни биография Рорика, ни биография Рюрика досконально неизвестны. В 1929 году появилась еще одна работа, в которой был проведен подробный анализ сведений о Рорике и Рюрике и в целом всей военно-политической и этногеографической ситуации в Северо-Европейском регионе в середине IX века. Автором ее был историк-любитель Николай Тимофеевич Беляев (1878–1955), по профессии ученый-металлург, до революции служивший профессором Михайловской артиллерийской академии. После 1917 года он оказался в эмиграции в Англии, а потом во Франции, где и скончался (похоронен на знаменитом кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем). Беляев очень интересовался историей, причем исследования его были выполнены на достаточно высоком уровне, свидетельством чего является публикация его работы о Рюрике в трудах семинара имени выдающегося историка искусства академика Никодима Павловича Кондакова (1844–1925), после революции также жившего в эмиграции. Публикация масштабной работы Н. Т. Беляева (по сути, это небольшая монография) в третьем томе сборника трудов этого семинара[142]придала гипотезе Крузе новую жизнь. Идея о тождестве Рорика Ютландского и Рюрика Новгородского нашла поддержку в эмигрантской, а позднее и в современной российской историографии. Так, например, уже упоминавшийся Георгий Владимирович Вернадский, который был одним из ведущих русских историков за рубежом, в своей книге «Древняя Русь» изложил биографию Рорика как Рюрика и дополнил хронологию ранней русской истории датами, связанными с жизнью и деятельностью Рорика[143]. Нужно сказать, что Вернадский был одним из научных руководителей семинара имени Кондакова. Хотя выдающийся польский историк Хенрик Ловмяньский (1898–1984) опубликовал в 1963 году в СССР специальную работу, в которой доказывал невозможность тождества двух Рюриков[144], гипотеза Крузе — Беляева в 1980-е годы стала завоевывать все больше и больше сторонников. О ней, как о весьма вероятной, писали Б. А. Рыбаков, Г. С. Лебедев, М. Б. Свердлов, А. Н. Кирпичников, А. А. Молчанов и другие историки[145]. Дискуссия время от времени возобновляется и сейчас[146]. Кем же был ютландский Рорик и что известно о нем? Сведения о Рорике сохранились в латиноязычных источниках Франкской империи — анналах, то есть, по сути, западноевропейских летописях. Как уже упоминалось, официальной придворной летописью Франкского государства были «Анналы королевства франков» («Большие королевские анналы»), которые охватывают события с 741 по 829 год. Одним из их авторов был известный биограф Карла Великого Эйнхард. Продолжением этих анналов в Восточно-Франкском королевстве были «Фульдские анналы», названные так по монастырю Фульда на реке Везер, где хранилась их рукопись. «Фульдские анналы» охватывают события с 714 по 901 год. Автором их первой части также считается Эйнхард, автором второй (838–863) был монах Фульдского монастыря Рудольф, третью часть (863–882) составил ученик Рудольфа, монах того же монастыря Мейнхард, а продолжения были написаны в Майнце и Регенсбурге. В Западно-Франкском королевстве «Большие королевские анналы» продолжили «Вертинские анналы», в которых изложены события с 830 по 882 год. Названы они так по Сен-Бертинскому монастырю на севере Франции, где была обнаружена их рукопись. Первая часть этих анналов составлена неизвестным автором, вторая часть (835–861) — епископом города Труа Пруденцием, который был придворным Капелланом императора Людовика Благочестивого, а затем и его сына, короля Карла Лысого. Третью часть этих анналов (861–882) создал архиепископ Реймсский Гинкмар. «Ксантенские анналы» названы так условно, поскольку под 864 годом в них упоминается о нападении на город Ксантен норманнов, которому автор был свидетелем. Эти анналы охватывают события с 790 по 874 год. Первую их часть (до 860 года) написал придворный библиотекарь Людовика Благочестивого клирик Гервард, который затем управлял землями знаменитого Лоршского монастыря (одного из центров так называемого «Каролингского возрождения»). Труд Герварда был продолжен в Кёльне неизвестным автором, который частично переработал и записи самого Герварда за 852–860 годы. Наконец, «Ведастинские анналы», повествующие о событиях 877–900 годов, были составлены неизвестным монахом из аббатства Сен-Ведаст, находившегося недалеко от французского города Арраса. В начальной части (до 882 года) эти анналы восходят к «Бертинским». Сведения каролингских анналов[147]были использованы и более поздними авторами, например, уже упоминавшимся Адамом Бременским в «Деяниях архиепископов Гамбургской церкви». Деятельность Рорика относится к середине и второй половине IX века, но чтобы разобраться с фактами его биографии, необходимо дать общую канву взаимоотношений Франкского государства с ютландскими викингами[148]и представить те сведения о родственниках Рорика, которые зафиксированы в анналах. На рубеже VIII–IX веков Франкская империя Карла Великого в результате длительных войн с саксами расширила свои пределы на северо-восток и вошла в соприкосновение со скандинавским миром. На юге Ютландского полуострова уже в VIII веке сформировалось раннегосударственное образование с центром в Хедебю, который был главным торговым пунктом на перекрестке североморской и балтийской торговли[149]. Порт Хедебю, называвшийся в латиноязычных источниках Слиесторп, играл огромную роль в эпоху викингов; он находился в глубине фьорда Шлей в юго-восточной части Ютландии, к югу от современного города Шлезвиг. Военное вмешательство Карла Великого, который в 804 году изгнал саксов из Нордальбингии (нынешней Западной Голштинии) и передал ее своим союзникам ободритам, нарушало традиционные торгово-экономические связи и угрожало датскому главенству в этом регионе. В начале IX века правителем Южной Дании был «король» Годфрид (Годофрид, Готтрик). Именно он в 808 году организовал уже упомянутый поход на союзников Карла Великого — ободритов, ознаменовавшийся изгнанием местного князя Траско и гибелью другого князя, Годелаиба, а также разрушением порта Рерик. При этом купцов и ремесленников из Рерика конунг перевел в Хедебю. В том же 808 году Годфрид соорудил укрепленный вал по северному берегу реки Эйдер на границе с саксами, стремясь обезопасить свои земли от вторжений. Переговоры между датским королем и франкским императором в 809 году оказались безрезультатными. Уже в следующем году произошло нападение викингов на Европейский континент — с флотилией из двухсот кораблей Годфрид обрушился на территорию Фрисландии, относившейся к владениям Франкской империи. Викинги разграбили область и забрали выкуп в 100 фунтов серебра. Карл Великий собрал войско у реки Везер и приготовился сразиться с Годфридом, но война не началась, поскольку в том же году конунг был убит своим дружинником. Новым правителем стал племянник Годфрида Хемминг, который в 811 году заключил с императором мирный договор, по всей видимости, подтверждавший южную границу Дании по реке Эйдер. Со стороны данов на заключении мира присутствовали братья Хемминга — Ханквин и Ангандеон (Ангантюр?). Хемминг умер в 812 году. Его преемниками хотели стать Сигифрид (Сигфрид), племянник короля Годфрида, и Ануло (Анулон), племянник короля Харальда (в другом варианте текста «и этого же короля», что не совсем понятно). Таким образом, на власть претендовали родной (или двоюродный) брат Хемминга и племянник некоего Харальда, который также когда-то был датским королем. Но они «не могли договориться между собой о том, который из двух должен править. Они собрали войска, завязали сражение и оба погибли. Однако партия Ануло одержала победу и поставила королями его братьев Харальда и Регинфрида. Побежденная партия поневоле согласилась с этим и не помешала им править над собой. Говорят, в этом сражении погибло 10 940 человек» («Большие королевские анналы» под 812 годом)[150]. Победители заключили мир с Карлом Великим, однако вскоре о своих правах на власть заявили сыновья Годфрида. Между ними и братьями Ануло в 814 году началась война, в которой погибли Регинфрид и старший из сыновей Годфрида: «Харальд, отчаявшись, прибыл к императору и сделался его вассалом. Он принял его и повелел ему отправиться в Саксонию и ждать подходящего времени, когда он… сумеет оказать ему помощь» («Большие королевские анналы» под 814 годом)[151]. В 815 году император Людовик Благочестивый (Карл Великий скончался в предыдущем году) послал франкское войско в Данию на помощь Харальду («Фульдские анналы» под 815 годом). Но вскоре враги Харальда снова взяли верх и «королем данов» стал сын Годфрида Хорик I. Харальд (имевший, согласно поздним источникам, прозвище Клак — Klakkr , то есть «колышек» или, возможно, «ком») продолжал бороться за власть с Хориком и его братом и искал поддержку у Людовика Благочестивого. В 819 году он вернулся на родину, «будто бы для получения там королевства», причем к нему присоединились и двое сыновей Годфрида, чтобы изгнать из Дании двух других своих братьев («Большие королевские анналы» под 819 годом). Империя была заинтересована в союзе с норманнскими предводителями, которым предоставляли временные владения на побережье, чтобы они защищали пределы государства от отрядов других викингов. Такая тактика береговой обороны была применена и в случае с Харальдом. Кроме того, Франкское государство стремилось и к распространению христианства среди данов. Споры между сыновьями Годфрида и Харальдом использовались имперскими сановниками для достижения нужных целей. Так, в 823 году Харальд приехал ко двору Людовика, «прося помощи против сыновей Годофрида, которые угрожали изгнать его с родины. Для более тщательного выяснения этой тяжбы к названным сыновьям Годофрида были посланы графы Теотарий и Хруодмунд, которые, тщательно выяснив и претензии сыновей Годофрида, и состояние всего королевства нордманнов, прибыли раньше Хариольда и открыли императору всё то, что они смогли узнать в тех краях. Вместе с ними возвратился и архиепископ Реймса Эбон, который по решению императора и по воле римского папы ради проповеди путешествовал в пределы датчан и предшествующим летом крестил многих из них, тех, кто пришел к вере»[152](«Большие королевские анналы» под 823 годом). Эбон Реймсский, таким образом, был первым христианским миссионером у данов. В мае 826 года Людовик Благочестивый провел в Ингельгейме на Рейне, где находилась его резиденция, съезд имперской знати. Среди прочих гостей там присутствовали и послы сыновей Годфрида, которые были посланы ко двору императора для заключения мирного договора. Однако вскоре, уже летом, Харальд, «явившись вместе с женой, а также великим множеством данов, был крещен в Майнце у святого Альбана вместе с теми, кого привел с собой. Получив от императора много даров, он возвратился через Фризию, той же дорогой, которой прибыл. Ему было даровано одно графство в этой области, которое называется Хриустри (Рустрингия. — Е. П.), чтобы в случае необходимости он вместе со своим имуществом мог там укрыться»[153](«Большие королевские анналы» под 826 годом). Так состоялось первое крещение датского конунга, которое произошло в соборе Святого Альбана близ города Майнца. Вместе с Харальдом крестилось «множество» датчан, которых, согласно сообщению «Ксантенских анналов», было более четырехсот человек (следовательно, более сотни кораблей — это число судов называет и современник событий франкский историк Эрмольд). Как видим, Харальд получил от императора в лен уже упоминавшееся графство Рустринген, соседнее с юго-западным побережьем Ютландии. Это пожалование было сделано, очевидно, для защиты пределов империи от других викингов и в качестве плацдарма для борьбы за власть в Дании. По сообщению Эрмольда, Харальд вернулся на родину, оставив при дворе Людовика своих сына и племянника, по сути, в качестве заложников[154]. Вместе с Харальдом в Ютландию отправился и христианский проповедник монах Ансгарий, ставший впоследствии епископом Гамбурга, а затем Бремена. Об этом сообщает «Житие святого Ансгария», который почитается католической церковью «апостолом Севера» за заслуги в христианизации Дании и Швеции. Но уже в 827 году Харальд Клак был изгнан из Дании. Мятеж сыновей против Людовика Благочестивого в начале 830-х годов привел к ослаблению обороны империи. Сын Людовика Лотарь в борьбе с отцом использовал и договоренности с отрядами викингов. Натиск норманнов на Франкское государство в эти годы усилился. Анналы сообщают о нападениях скандинавов на земли Фризии в 834, 835, 836, 837, 839 годах. Разграблению подверглись Дорестад, крупный торгово-ремесленный центр, находившийся в дельте Рейна, южнее современного Утрехта, и остров Валхерен (находится при впадении в Северное море реки Шельды). Дорестад был важным перевалочным пунктом для рейнских судов, вывозивших товары на рынки Балтики, а Валхерен также имел большое значение, так как овладение им ставило под контроль торговлю из внутренних областей Франкского государства по Шельде. При нападении викингов в 837 году погиб Хемминг, «датчанин по происхождению», который в «Жизни императора Людовика» именуется dux christianissimus , то есть герцог христианнейший[155]. По сообщению «Фульдских анналов» под 837 годом, этот Хемминг был сыном некоего Хальвдана (Halbdanus ). По всей видимости, этот же Хемминг упоминается и в «Больших королевских анналах» под 812 годом как брат Харальда Клака и Регинфрида[156]. Как мы знаем, Харальд, Регинфрид и Ануло были племянниками некоего короля Харальда, правившего, очевидно, в конце VIII века. Если считать, что их брат Хемминг — тот самый «герцог», который погиб в 837 году, то становится известно имя их отца — Хальвдан. О самом Хальвдане ничего не известно, хотя в «Больших королевских анналах» и упоминается некий Хальвдан, который в 782 году прибыл с посольством от датского короля Сигфрида к Карлу Великому[157]. Возможно, это и есть отец всех четырех братьев. По всей видимости, Харальд Клак в те годы был союзником Лотаря, в то время как Хорик I стремился поддерживать мирные отношения с Людовиком Благочестивым. В 838 году Хорик даже направил к императору послов, сообщая, что захватил в плен и убил вождей викингов, прежде разорявших земли империи. В обмен на лояльность он потребовал передать Фризию и территорию ободритов под его управление, на что Людовик не согласился. В 839 году Хорик направил к императору еще одно посольство (в составе которого находился его племянник) для подтверждения мира, и оно было принято «с радостью» («Вертинские анналы» под 838 и 839 годами). Лотарь же после смерти Людовика Благочестивого в 840 году отблагодарил Харальда новым земельным пожалованием. Вот как об этом сообщают «Вертинские анналы» под 841 годом: «Харальд, который вместе с другими датскими разбойниками много лет в угоду ему навлекал на Фрисландию и другие христианские районы на побережье столь много бед, чтобы нанести урон его (Лотаря. — Е. П.) отцу, получил за эту услугу от него Валхерен и несколько других близлежащих территорий»[158]. Хронист Пруденций гневно возмущается этим деянием, поскольку во главе христианской страны и народа встал тот, кто навлек на христиан столько бед. Харальд и дальше продолжал служить Лотарю. Так, в 842 году во время войны между братьями Людовиком и Карлом, с одной стороны, и Лотарем — с другой, Харальд, будучи вассалом Лотаря, охранял границу владений своего сеньора по реке Мозель. «Короли (Людовик и Карл. — Е. П.) со своими людьми взошли на корабли и быстро переправились через Мозель. Когда епископ Майнца Отгар, граф Гато, Гериольд и другие, кого Лотарь оставил в том месте, чтобы помешать братьям переправиться, увидели это, они в испуге покинули берег и бежали. Лотарь же, услышав в Зинциге, что его братья перешли Мозель, тотчас оставил на произвол судьбы королевство и главную свою резиденцию (Аахен. — Е. П.) и, нигде не останавливаясь, двигался до тех пор, пока с немногочисленной свитой, решившейся следовать за ним, бросив остальных, не достиг Роны», — сообщает хронист Нитхард (внук Карла Великого по матери) в своей «Истории»[159]. Однако вскоре Харальд Клак сходит с исторической арены. В 850 году в «Бертинских анналах» упоминается его племянник Рорик, в 852 году — сын Годефрид (Годфрид), а в 864 году — сын Родульф. В середине IX века происходит смена поколений и в потомстве погибшего в начале IX века короля Годфрида. В 854 году король Хорик I погиб в междоусобной войне с сыном своего брата Годурмом. «Ксантенские анналы» под 856 годом лаконично сообщают: «Норманны снова поставили себе короля, который был родственником прежнего и носил такое же имя; и даны, переплыв море, снова со свежими силами напали на христиан»[160]. Так Хорика I сменил Хорик II. А что же Рорик Ютландский? Впервые его имя в анналах появляется в 850 году. Правда, в «Ксантенских анналах» под 845 годом содержится такое известие: «В том же году во многих местах язычники (то есть норманны. — Е. П.) наступали на христиан, но из них было сражено фризами более 12 тысяч. Другая часть их устремилась в Галлию, и там погибло из них более 600 человек. Однако Карл (Карл Лысый. — Е. П. ), по причине своей [военной] праздности, отдал им многие тысячи фунтов золота и серебра, чтобы они ушли из Галлии; что они и сделали… В то время, когда это произошло, король Людовик (Людовик Немецкий. — Е. П.), собрав большое войско, отправился в поход против вендов. Когда язычники узнали об этом, они, со своей стороны, отправили в Саксонию послов и преподнесли ему дары, и передали ему заложников, и просили о мире. И тот предоставил мир и вернулся в Саксонию. После же этого на разбойников нашла чудовищная смерть, при этом также и вожак нечестивцев, по имени Регинхери, который грабил христиан и святые места, умер, пораженный Господом. Тогда, посоветовавшись, они бросили жребии, которыми их боги должны были указать им средство к спасению, но жребии упали без пользы. Когда же некий пленный христианин посоветовал им бросить жребий перед христианским богом, они это сделали и их жребий упал удачно. Тогда их король по имени Рорик (Rorik ) вместе со всем народом язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка, и смерть отступила, и они отпустили в родные края всех пленных христиан, которых имели»[161]. Привести полностью эту цитату стоит потому, что в некоторых работах, где признается тождество Рорика и Рюрика, этот факт приводится как свидетельство внимания Рорика к христианству. На самом деле, известие «Ксантенских анналов» не вполне точно. В «Бертинских анналах» под тем же годом, где говорится о нападениях норманнов на земли империи Каролингов, rex Nortmannorum , то есть король норманнов, именуется Орик (Oricus )[162]. Ясно, что под этим королем (как и под королем «Ксантенских анналов») подразумевается вовсе не Рорик (который королем не был), а носивший похожее имя датский правитель Хорик I. Собственно же о Рорике анналы сообщают в 850 году: «Рорик, по происхождению норманн, который во времена императора Людовика вместе с братом Харальдом держал в качестве бенефиция город Дорестад, после кончины императора и смерти брата, обвиненный, как говорят ложно, в предательстве, был схвачен и брошен в темницу во владениях Лотаря, который сменил на престоле своего отца. Бежав оттуда, он сделался вассалом короля восточных франков Людовика, несколько лет жил в его владениях среди саксов, которые соседствуют с норманнами, собрал значительный отряд данов и стал заниматься морским разбоем, опустошая те области государства Лотаря, которые прилегают к побережью северного океана. Он проплыл через устье реки Рейна к Дорестаду и захватил его. А поскольку король Лотарь не мог изгнать его без ущерба для своих людей, то с согласия совета и при посредничестве послов [Рорик] был принят в вассалы на том условии, что он должен будет отвечать [там] за налоги и прочие предметы, относящиеся к ведению королевской казны, и противостоять пиратским рейдам данов» («Фульдские анналы»)[163]. «Вертинские анналы» дают более краткую информацию, но приводят и важные дополнения: «Рорик, племянник Хериольда (Харальда. — Е. П.), который недавно королю Лотарю изменил, собрав войска норманнов, со множеством кораблей опустошил Фризию и остров Батавию и другие соседние местности за Рейном и Ваалом. Так как Лотарь был не в состоянии его усмирить, то принял его в вассалы и пожаловал ему Дорестад и другие графства. Среди прочих же область менапиев (часть Фландрии. — Е. П.), Тарвизиев (Терванна с центром в Сент-Омере. — Е. П.) и других прибрежных [жителей] разграбил, на остров Британию и англов напал, [но] с помощью Господа нашего Иисуса Христа ими был одержан верх»[164]. «Ксантенские анналы» в сообщении о Рорике еще более лаконичны: «Норманн Рорик, брат упоминавшегося уже юного Гериольда, который бежал прежде, посрамленный Лотарем, снова взял Дуурстеде (Дорестад. — Е. П.) и коварно причинил христианам множество бедствий»[165]. Итак, анналы по-разному определяют родство Рорика с Харальдом: согласно одной версии, он брат Харальда, согласно второй — племянник. Известие «Ксантенских анналов» еще более любопытно — Харальд назван в них «юным». Это, конечно, мало подходит к Харальду Клаку (если здесь подразумевается именно он). Ведь Харальд крестился еще в 826 году и спустя четверть века никак не мог быть назван «юным». Примечательно и сообщение «Вертинских анналов» о широком размахе действий Рорика — он нападает даже на Англию. По всей видимости, Рорик был чрезвычайно активным и деятельным викингом. Под 855 годом «Вертинские анналы» упоминают о том, что император Лотарь передал Фризию своему сыну Лотарю II, а Рорик и Годефрид (сын Харальда Клака) отправились в Данию с надеждой «завладеть королевской властью». Ясно, что эта попытка была связана со смертью давнего врага Харальда Клака — Хорика I. Но попытка отвоевать «престол» у потомков Годфрида успехом не увенчалась. Оба хёвдинга вернулись в Дорестад и овладели большей частью Фрисландии[166]. После смерти Лотаря I (в 855 году) Рорик продолжал служить его сыну — лотарингскому королю Лотарю II. В 857 году, по сообщению «Фульдских анналов», Рорик, сидевший в Дорестаде, с согласия Лотаря повел флот в датские пределы и, преследуя короля Хорика II, захватил часть его владений между морем и рекой Эйдер[167]. По-видимому, ему удалось закрепиться там на какое-то время. Следующее известие о Рорике относится к 863 году. В январе этого года даны направились на кораблях к Кёльну, опустошили Дорестад, где искали убежища фризы, убили многих фризских купцов и захватили множество народа. Викинги дошли до крепости Нейсс на Рейне. Лотарь с войском с одной стороны Рейна и саксы с другой стороны подступили к данам и до начала апреля вели с ними переговоры. Затем викинги по совету Рорика ушли, «как и пришли». В том же году Рорик перешел под покровительство западнофранкского короля Карла Лысого. В одном из монастырей близ города Ле-Ман Карл принял Годфрида, Рорика и британского графа Херивея, «которые от него недавно и многократно отказывались», и великодушно даровал им владения. Затем Карл Лысый вернулся в Лe-Ман и праздновал там Пасху, которая в том году приходилась на 11 апреля («Вертинские анналы»)[168]. По всей видимости, это были владения во Фризии, потому что в 867 году Рорик уже был изгнан из Фризии местными жителями, и Лотарь II объявил по своему королевству сбор в поход против норманнов, полагая, что Рорик вернется с войском данов[169]. После смерти Лотаря II в 869 году на его наследие стал претендовать Карл Лысый, которому вскоре пришлось разделить владения покойного Лотаря с братом, Людовиком Немецким. В 870 году между братьями был заключен договор в Мерсене (на реке Маас), по которому земли Лотаря были разделены на две части. Рорик не преминул воспользоваться этой ситуацией, чтобы выхлопотать себе лен. В том же 870 году он заключил с Карлом Лысым союз в Нимвегене (город на реке Ваал в дельте Рейна)[170]. Два года спустя, в январе 872 года, Карл Лысый, спешно покинув Компьень, вел переговоры с Рориком и сыном Харальда Клака Родульфом в монастыре Святого Ламберта в Льеже. В октябре в городе Трайектуме (Маастрихте) Карл еще раз встречался с прибывшими к нему Рориком и Родульфом. Король «благосклонно» признал Рорика своим вассалом, а Родульфа, «неверность замыслившего и тщетно добивавшегося лишнего, отослал и против этих злокозненных вассалов своих к постройке укреплений подготовился» («Вертинские анналы»)[171]. К маю 873 года относится последнее упоминание о Рорике. Тогда он стал вассалом Людовика Немецкого, который принял в Аахене приехавшего к нему «под поручительство» хёвдинга и взял его под свою власть («Фульдские анналы»)[172]. «Ксантенские анналы» описывают это следующим образом: «Летом того же года упомянутый король (Людовик Немецкий. — Е. П.) снова имел в аахенском дворце заседание всеобщего синода и совета приближенных… Равным образом пришел к нему Рорик (Ruorich ), желчь христианства, притом на [его] корабль были доставлены многочисленные заложники, и он стал подданным короля и поклялся верно служить ему. И немного времени спустя Рудольд (Ruodoldus ), племянник упомянутого выше тирана, который жестоко опустошил побережье по ту сторону моря (то есть побережье Британии. — Е. П.) и королевство франков со всех сторон, и Галлию, и почти всю Фрисландию, в том же месте, в Остерго (остров у побережья Фрисландии. — Е. П.), тем же народом вместе с 500 мужами был убит и окончил, хотя он был крещен, свою собачью жизнь заслуженной смертью»[173]. Этого племянника Рорика «Фульдские анналы» именуют Хруодольфом, правда, без указания на родство с Рориком (Рорик в «Фульдских анналах» под 873 годом не упомянут). Те же «Фульдские анналы» под тем же годом упоминают некоего датского короля Сигифрида и его брата Хальвдана[174]. По всей видимости, к этому времени Хорика II уже не было в живых. О судьбе Рорика после 873 года ничего не известно. Ясно лишь, что в 882 году его уже не было в живых (или о нем ничего не знали). Под этим годом «Фульдские анналы» сообщают о том, что новый император Карл III Толстый (сын Людовика Немецкого и преемник Карла Лысого на императорском троне) передал бенефиций в Киннине (земли в Голландии, названные по реке Киннем), которым владел Рорик, предводителю норманнов Годфриду[175]. «Вертинские анналы» говорят при этом, что Годфрид принял крещение, а владения Рорика именуют неопределенно Фризией[176]. Наиболее подробный рассказ об этом событии содержат «Ведастинские анналы»: «Восточные франки собрали против норманнов войско, но вскоре обратились в бегство; при этом пал Вало, епископ Меца. Даны разрушили знаменитый дворец в Аахене, предав его огню, и сожгли монастыри и города, славнейший Трир и Кёльн, а также королевские дворцы и виллы, повсюду истребляя местное население. Император Карл собрал против них бесчисленное войско и осадил их в Эльслоо. Но к нему вышел король Годофрид и император передал ему королевство фризов, которым прежде владел дан Рорик, дал ему в супруги Гизлу, дочь короля Лотаря, и добился, чтобы норманны покинули его королевство»[177]. Был ли этот Годфрид сыном Харальда Клака и, следовательно, родственником (скорее всего, двоюродным братом) Рорика, анналы не уточняют. По всей видимости, все-таки нет, поскольку со времени смерти Харальда прошло уже около сорока лет, тем более что анналы говорят о женитьбе Годфрида. Этот Годфрид погиб в 885 году. Вот как об этом сказано в «Ведастинских анналах»: «В это же время дан Годефрид, собравшийся нарушить свою клятву [верности], вследствие хитрости Герульфа, своего верного, был убит герцогом Генрихом»[178]. Дело в том, что Годфрид, получивший Фрисландию в качестве лена на тех же условиях, что когда-то Рорик и Харальд Клак, вступил в союз с сыном Лотаря II Гуго (на сестре которого Годфрид женился в 882 году), а в начале 885 года собрал войско и потребовал от Карла Толстого во владение несколько городов и земель, в противном случае угрожая войной. Граф Генрих был направлен на переговоры с Годфридом и во время спровоцированного конфликта убил предводителя норманнов[179]. «Это был последний раз, когда викингский хёвдинг властвовал во Фрисландии»[180]. Под 884 годом в «Ведастинских анналах» содержится еще одно интересное для нас упоминание: «Между тем, поскольку король (внук Карла Лысого Карломан II, король Западно-Франкского королевства. — Е. П.) был еще слишком юн, все знатнейшие собрались в пфальце Компьен, чтобы обсудить между собой, что же им следует делать (в связи с непрекращающимися набегами норманнов на королевство. — Е. П. ), и, посовещавшись, они отправили дана Сигефрида, племянника дана Хеорика (Heoric ), который был христианином и сохранял верность королю, вести переговоры с самыми знатными людьми своего народа [о том], чтобы они взяли дань и затем покинули королевство. Тот, стараясь выполнить данное ему поручение, прибыл в Амьен и известил знатнейших из народа [данов] о цели своего визита. И после длительных переговоров… норманны потребовали, наконец, от короля и франков в качестве дани 12 тысяч фунтов серебра по их собственным меркам. И после того, как обе стороны обменялись заложниками, те, кто жил на том берегу Уазы, вновь до некоторой степени были в безопасности. Со дня очищения Святой Марии (2 февраля. — Е. П.) и до октября эта безопасность взаимно сохранялась»[181]. Итак, если здесь имеется в виду именно Рорик (а не Хорик II, например), то принявший христианство Сигефрид был его племянником. На Рорика, как кажется, однозначно указывает его «определение» как «дана», «датчанина», а не «короля данов», каковыми именовались в анналах оба Хорика. По-видимому, этого Сигефрида следует отличать от соименного датского короля. Король Сигефрид активно действовал в 886–887 годах: «В монастыре Святого Медарда в Суассоне он (император Карл Толстый. — Е. П.) разделил земли между франками. И не успел он еще покинуть это место, как упоминавшийся выше король Сикфрид (Sicfrid) вошел в Уазу и, двигаясь со своими людьми сзади императора по земле и по воде, все опустошил огнем и мечом. Когда император узнал об этом — огонь доставил ему самое верное известие, — он поспешно возвратился в свою страну. После этого Сикфрид предал огню славнейшую церковь Святого Медарда, монастыри, деревни и королевские пфальцы, убивая и уводя в плен местных жителей» («Ведастинские анналы» под 886 годом); «Сигефрид в конце весны возвратился со своими людьми на Сену, делая то же, что и обычно, а осенью отправился во Фрисландию, где и был убит» («Ведастинские анналы» под 887 годом)[182]. В 890-х годах в Дании правил некий Хельги, по-видимому, последний представитель местной династии, после которого Ютландия оказалась под властью шведских королей[183]. Только в 930-е годы конунг Зеландии Горм Старый вернул эту область под власть датчан, став основателем единого Датского королевства. Помимо франкских анналов, Рорик упоминается и в некоторых других источниках. Так, у Адама Бременского (1070-е годы) в рассказе о крещении Харальда Клака сообщается, что брату этого конунга «Хоруку [император] уступил часть Фризии, чтобы [тот] противостоял пиратам». А в исландской «Саге о Скьёльдунгах», записанной в конце XII века и сохранившейся в позднем латинском переложении Арнгрима Йонссона, сообщается, что Харальд «отправился вместе с женой и сыном своего брата Хареком к императору Людовику Благочестивому, властью и благословением которого крестился в городе Майнце со всеми своими, кто был с ним, во времена римского папы Пасхалия I»[184]. Таким образом оказывается, что Рорик принимал участие в событиях 826 года и даже был крещен. Как показали исследования этих источников, сообщение Адама Бременского и зависимое от него известие «Саги о Скьёльдунгах» в этой части явно недостоверны. Адам Бременский, как можно думать, домыслил ситуацию 826 года, опираясь на сообщение «Фульдских анналов» под 850 годом, которое было приведено выше. Само же имя «Хорук» (в саге «Харек») возникло, по всей видимости, под влиянием имени датского короля Хорика I, именовавшегося в анналах также Хоруком[185]. Следовательно, известия о присутствии Рорика в Майнце в 826 году можно считать ошибочными. Примечательно, что в «Саге о Скьёльдунгах» Рорик назван не братом Харальда, а племянником, как и в «Бертинских анналах» за 850 год. Вряд ли составитель саги знал их, хотя, возможно, какие-то сведения о происхождении Рорика до него и дошли. Впрочем, существует предположение, что и сам Рорик был братом вовсе не Харальда Клака, а другого датского конунга, носившего такое же имя[186]. В подтверждение этого приводятся две статьи «Фульдских анналов» — за 850 и 852 годы. Как мы помним, в первой из них говорится о том, что Рорик вместе с братом Харальдом во времена императора Людовика Благочестивого, то есть до 840 года, держал в качестве бенефиция Дорестад, а после смерти императора и брата, уже при императоре Лотаре, был ложно обвинен в измене, посажен в темницу и бежал оттуда к Людовику Немецкому, после чего несколько лет жил в его владениях среди саксов. Ясно поэтому, что смерть брата Рорика Харальда относится к началу 840-х годов и произошла через несколько лет после смерти Людовика Благочестивого. Но в «Фульдских анналах» есть и еще одно известие, помещенное под 852 годом: «Харальд (Herialdus) Норманн, который за несколько лет до этого, бежав от гнева своего господина — короля данов Хорика (Хорика I. — Е. П. ), — прибыл к королю Людовику (Людовику Немецкому. — Е. П.) и, будучи радушно принят им, крестился и напитался таинствами христианской веры, после того как он многие годы жил в чести среди франков, в конце концов был заподозрен государями северных стран и охранниками границы с Данией в недостаточной верности и стремлении к предательству, вследствие чего и был ими убит»[187]. Совершенно очевидно, что этот Харальд не имеет никакого отношения ни к Харальду Клаку, ни к Рорику. Второй Харальд был вассалом Хорика I, бежавшим от него к Людовику Немецкому, сыну Людовика Благочестивого, при дворе которого он принял крещение и, вероятно, получил какой-то лен на границе с Данией. Ясно, что Харальд, упомянутый в «Фульдских анналах» за 850 год, и Харальд, убитый в 852 году, — разные лица. Поэтому оснований отрицать родственную связь Рорика с Харальдом Клаком, который был его братом или (что более вероятно, исходя из хронологии) племянником, нет. Единственное противоречие заключается в том, что в сообщении «Ксантенских анналов» о событиях 850 года брат Рорика Харальд назван «юным». Однако такое определение отсутствует в «официальной» анналистике Франкского государства. Итак, еще раз рассмотрим родственное окружение Рорика и других датских предводителей викингов, как оно представлено на страницах франкских анналов. В конце VIII века в Ютландии правил конунг Сигфрид, в начале IX века — Годфрид, убитый в 810 году. У Годфрида было два племянника — Хемминг, умерший в 812 году и имевший братьев Ханквина и Ангандеона, и Сигфрид, погибший в том же году. Годфрид оставил по крайней мере пять сыновей, старший из которых погиб в 814 году. Вероятно, вторым был Хорик I (убит в 854 году), правивший вместе с еще одним братом. Еще два брата в 819 году были союзниками Харальда Клака. Сыном кого-то из братьев Хорика I был Годурм (Гудрум), который упоминается в 854 году. Хорику I наследовал его сын — Хорик II, который умер до 873 года. После него «королем данов» был Сигфрид (упоминается с 873 года), который имел брата Хальвдана. По всей видимости, Сигфрид погиб в 887 году. Вероятно, все эти лица являлись потомками первого Сигфрида и представляли собой одну ветвь правящего рода. Другая линия датских правителей шла от некоего Харальда, правившего, очевидно, также в конце VIII века (возможно, в какой-то части страны). Брат этого Харальда Хальвдан, вероятно, в 782 году ездил к Карлу Великому. Сыновьями Хальвдана были Ануло (Анулон), погибший в 812 году, Харальд Клак, умерший вскоре после 842 года (в 826 году он первым из датских конунгов принял крещение), Регинфрид, погибший в 814 году, и Хемминг, убитый в 837 году. У Харальда были сыновья Годфрид, который упоминается между 852 и 863 годами, и Родульф (Хруодольф), убитый в 873 году. Рорик был братом или, что более вероятно, племянником Харальда Клака. Племянник Рорика, Сигфрид, упоминается в 884 году. К какой родственной линии принадлежал Годфрид, получивший лен Рорика в 882 году и погибший в 885-м, неизвестно. Если Рорик был племянником Харальда Клака, что гораздо лучше согласовывается с хронологией его деятельности, то сыном какого из братьев Харальда он мог быть? Из сообщения анналов за 850 год известно, что Рорик правил в Дорестаде еще при жизни Людовика Благочестивого, то есть до 840 года. В то же время двое из братьев Харальда, Ануло и Регинфрид, погибли в 812 и 814 годах. Если Рорик был сыном кого-либо из них, он должен был родиться не позднее начала 810-х годов, а скорее всего, и раньше. Между тем пик его активной деятельности приходится на период между 850 и 873 годами. Поэтому более логично предположить, что время рождения Рорика ближе к 820 году. Следовательно, наиболее вероятный «претендент на звание» его отца — это третий брат Харальда Хемминг, который, очевидно, был моложе предыдущих. Хемминг погиб в 837 году, и Рорик вполне мог родиться в конце 810-х годов. Если это так, то к 850 году ему было 30 с небольшим лет, а в 873-м — за 50. Предположение Ф. Крузе о том, что Рорик родился около 817 года, кажется поэтому вполне логичным. По всей видимости, обе линии ютландских конунгов были ветвями одной правящей династии. В пользу этого говорит единство именослова. Такие имена, как Сигфрид, Годфрид, Хемминг, Хальвдан, употреблявшиеся и в одной линии, и в другой, свидетельствуют о единстве происхождения и тесных родственных связях. В этом отношении интересно сообщение «Больших королевских анналов», что после смерти Хемминга на власть претендовали Сигфрид, племянник короля Готфрида, и Анулон, племянник Харальда и этого же короля. Возможно, Анулон был племянником Харальда по отцу, а короля Готфрида — по матери. Тогда понятно наличие одинаковых для обеих линий имен — Хемминг, Сигфрид, Годфрид — в родственном окружении брата Анулона Харальда Клака. Во всяком случае, Рорик принадлежал к династии датских правителей. Но мог ли он быть новгородским Рюриком? Каковы основания для такого отождествления? Собственно их два. Во-первых, это имя. Имена Рорика и Рюрика — это одно и то же имя Hroerekr, которое состоит из двух основ. Первая часть имени происходит от древнескандинавского слова hrodr ; что значит «слава». Вторая часть — rekr(-rikr) представляет собой прилагательное в значении «могущественный, обладающий властью» (поэтому может пониматься также в смысле «правитель, король» (ср. латинское rex). Иными словами, имя Рюрик буквально означает «могучий славой»[188]. Надо сказать, что имя «Рорик/Рюрик» отнюдь не принадлежало к числу наиболее популярных древнескандинавских имен. Оно встречается у южнодатских конунгов и в династии норвежских правителей Инглингов (там оно появилось только в начале X века). В XI веке оно шесть раз присутствует в рунических надписях на камнях из Швеции (преимущественно в Свеаланде — Средней Швеции), причем это имя заказчиков стел, то есть знатных и состоятельных людей[189]. Во-вторых, это синхронность деятельности обоих героев. Рорик, как мы видели, упоминается в анналах в связи с событиями: 850 года, когда он получил в лен от Лотаря I Дорестад и другие земли (хотя еще при жизни Людовика Немецкого, то есть до 840 года, он держал Дорестад в качестве бенефиция, а потом служил Лотарю I и Людовику Немецкому); 855 года, когда он предпринял неудачную попытку закрепиться в Дании и вернулся в Дорестад; 857 года, когда, будучи вассалом Лотаря II, ему удалось отвоевать некоторую часть Ютландии у Хорика II; 863 года, когда он стал вассалом Карла Лысого и получил от него владения во Фрисландии; 867 года, когда он, будучи изгнанным из Фрисландии, угрожал войной Лотарю II; 870 года, когда он заключил «союз» с Карлом Лысым в Нимвегене; 872 года, когда он дважды встречался с Карлом Лысым и стал его вассалом; 873 года, когда он стал вассалом Людовика Немецкого. В 882 году бенефиций Рорика во Фрисландии был отдан Карлом Толстым другому конунгу — Годфриду. Следовательно, Рорика, вероятно, уже не было в живых. В русских летописях Рюрик упоминается только в двух датированных статьях: под 862 годом, где говорится о его приходе на Русь (через два года после смерти братьев он присоединяет их владения к своим и раздает «мужам» города), и под 879 годом, где сообщается о его смерти. Фрисландия, где находился узел важнейших торговых путей из Центральной Европы на Балтику, находилась в центре интересов Рорика (как и других датских конунгов). По крайней мере четыре раза — до начала 840-х годов, в 850–857, 863–867 годах и некоторое время после 872 года — Рорик владел леном в этой земле. Однако это не исключает его возможной активности и в других регионах Северной Европы. Хронологические пробелы в его биографии имеются, хотя, по-видимому, не слишком большие. В принципе Рорик мог в какой-то момент оказаться на Руси и даже остаться там. Любопытно, что лен Рорика остается «бесхозным» в 882 году; по летописной хронологии Рюрик к тому времени уже умер, а Олег с Игорем отправляются на юг, к Киеву, и связи князей Северной Руси со Скандинавией ослабевают. Другое дело, что летописная хронология плохо соотносится с хронологией анналов. Это, впрочем, неудивительно, ведь хронология летописи за ранний период высчитывалась задним числом. Исследователи признают, что за «языческий период» русской истории она носит условный характер. Поэтому и 862, и 879 годы могли не соответствовать тем событиям, которые описаны в летописи под этими датами. Тем не менее появление этих летописных датировок требует своего объяснения. Пока же неясно, каким образом летописец определил их. Поэтому вопрос о тождестве Рорика Ютландского и Рюрика Новгородского следует признать открытым, но однозначных оснований для отрицания такой возможности все же нет. То, что в анналах ничего не говорится о связях Рорика с Русью, как и в летописях — о связях Рюрика с Европой, конечно, ничего не доказывает. Как писал наш выдающийся историк А. А. Зимин, сила аргумента ad silentium , то есть «от умолчания», как правило, ничтожна[190]. Между тем нет сомнения, что северорусские земли поддерживали определенные связи с Данией и Фрисландией. Археологические находки свидетельствуют, «что уже во второй половине VIII века Старая Ладога была вовлечена в сферу не только восточнобалтийской, но и фризской торговли, которая шла через Данию»[191]. Причем эти находки позволяют предполагать присутствие в Ладоге фризских ремесленников. Прямые контакты Дании и Приладожья в VII–IX веках, а также более широкие культурные взаимовлияния Дании и Руси, подтверждаемые археологическими исследованиями Гнёздова и других мест, могут служить доводом, конечно, очень косвенным, в поддержку возможного тождества Рюриков. Расстояния, отделявшие Рорика от Русского Севера, для норманнов того времени, разумеется, не были непреодолимыми; вспомним, что викинги преодолевали на своих судах значительные расстояния в кратчайший срок, а ареал их походов был необычайно обширен. Тем более знакома была им Русь, где скандинавы бывали задолго до Рюрика. Если новгородский Рюрик был действительно Рориком Ютландским, то, возможно, память о связях с франкскими государствами и службе у Каролингов могла повлиять на представление о «франкском» происхождении русов, которое было актуализировано в 940-х годах и отразилось в византийских источниках середины X века[192]. Каково же было династическое происхождение Рорика? Правящей династией древней Дании были Скьёльдунги, потомки легендарного конунга Скьёльда (буквально «щит»), сына бога Одина. Однако уже упоминавшаяся «Сага о Скьёльдунгах» говорит о Харальде Клаке, что происхождение его неизвестно. Тем не менее сами имена Хрёрек, Харальд и Хальвдан являлись в династии Скьёльдунгов родовыми. Легендарные датские конунги, предшественники правителей IX века, известны по сагам и эддическим песням. Вероятно, к VII–VIII векам относятся имена двух конунгов — Хрёрека Метателя Колец и его сына Харальда Боезуба. В эддической «Песне о Хюндле», которая была создана в XII веке, они упомянуты в генеалогическом контексте:
Харальд Клык Битвы, Хрёрека сын, Колец Расточителя, сыном был Ауд, Ауд Премудрая — Ивара дочь, а Радбарда сын Рандвером звался, мужи эти — жертва, богам принесенная; все это — твой род, неразумный Оттар![193]
В древнеисландской «Саге о Ньяле», одной из самых замечательных «родовых саг», написанной в конце XIII века, но основанной на более древней устной традиции, также упомянуты эти персонажи. Здесь перечисляются предки Вальгарда Серого, исландца, жившего во второй половине X веке, в числе которых Харальд Боезуб и его отец, Хрёрек Метатель Колец. «Мать Харальда Боезуба была Ауд, дочь Ивара Приобретателя и внучка Хальвдана Храброго»[194]. Имя Хальвдан, как видим, также относилось к числу родового «наследия» Скьёльдунгов. Харальд Боезуб известен как герой легендарной битвы при Бравалле в шведском Гёталанде, где он сразился с другим конунгом, Сигурдом Рингом (Кольцо), и погиб. Сигурд Кольцо был родственником Харальда. Согласно «Саге о Ньяле», его отцом был Рандвер, а дедом Радбард, муж Ауд Премудрой. Таким образом, Сигурд приходился Харальду племянником. Сыном Сигурда Кольцо был легендарный конунг Рагнар Кожаные Штаны (Лодброк), у которого, в свою очередь, были сыновья Бьёрн Железный Бок и Сигурд Змей-в-Глазу[195]. Во время похода на Англию Рагнар попал в плен к королю Элле и погиб в яме со змеями. В отместку его сыновья подвергли остров жестокому разорению и казнили Эллу. Один из сыновей, Ивар Бескостный, основал королевство скандинавов в английском Йорке, в то время как потомками Бьёрна считались короли Швеции. Начальная генеалогия рода Скьёльдунгов представлена и в англосаксонской эпической поэме «Беовульф» (X век). Правда, здесь основатель рода Скильд Скевинг выступает в качестве бездомного ребенка, что, по всей видимости, объясняется особенностями сюжета самой поэмы[196]. Среди потомков Скильда был Хродульв (Хрольв Жердинка, внук Хальвдана, герой скандинавских саг), который, возможно, действительно являлся правителем данов, имел резиденцию в Лейре на севере Зеландии[197], был родственником королей Свеаланда (Средняя Швеция) и погиб в междоусобной войне. К Одину возводили свои родословные и другие скандинавские династии: происхождение правящего рода от верховных богов — один из распространенных мотивов генеалогии древних обществ. Семья Рорика, вероятно, имела родственные связи и с норвежскими конунгами. Сведения об этом имеются в знаменитом своде скандинавских саг «Хеймскрингла» («Круг земной»), созданном, по-видимому, выдающимся исландским поэтом-скальдом, историографом и государственным деятелем Снорри Стурлусоном (1179–1241). В «Саге о Хальвдане Черном» приводится родословная Рагнхильд, жены этого конунга и матери прославленного норвежского короля Харальда Прекрасноволосого (умер в 933 году), объединителя страны. Хальвдан Черный принадлежал к норвежской династии Инглингов, возводивших себя к богу Ингви-Фрейру. А Рагнхильд была дочерью Сигурда Оленя, конунга в Хрингарики (Рингерики), одной из областей в Норвегии. «Его отцом был Хельги Смелый, а матерью — Аслауг, дочь Сигурда Змея-в-Глазу, сына Рагнара Кожаные Штаны»[198]. Таким образом, по мужской линии Сигурд Олень являлся потомком вышеупомянутой Ауд Премудрой. «Мать Рагнхильд, Тюррни, была дочерью Клак-Харальда, конунга в Йотланде (Ютландии. — Е. П.), и сестрой Тюры Спасительницы Дании, жены Горма Старого, конунга датчан…»[199]. Cледовательно, мать Харальда Прекрасноволосого по женской линии происходила из того же рода, что и Рорик Ютландский. Среди предков Тюррни, возможно, были Харальд Боезуб и та же Ауд Премудрая. Так легендарные персонажи древнескандинавской истории «объединили» исторических правителей Дании, Швеции, Норвегии, а возможно, и Руси. Вторая родственная связь матери Рагнхильд, указанная в саге, малодостоверна. Дело в том, что Горм Старый (основатель новой датской династии, получившей впоследствии наименование Кнютлинги), жену которого действительно звали Тюра (это доказывается двумя мемориальными камнями с руническими надписями из Еллинга в Ютландии), начал править в Дании в середине 930-х годов. Соответственно, Тюра никак не могла быть сестрой бабушки Харальда Прекрасноволосого, чья деятельность приходится на конец IX — первую треть X века. Видимо, родство с датскими Скьёльдунгами, родичами Рорика, обусловило появление имени Хрёрек и у норвежских Инглингов. Так назвал одного из своих сыновей Харальд Прекрасноволосый. То же имя носил и его более отдаленный потомок — Хрёрек, конунг в Хейдмёрке (Хедмарке) на юго-востоке Норвегии, лишенный удела норвежским королем Олавом Святым (убит в 1030 году)[200]. Родственные связи норвежской династии с правителями Ютландии продолжались и при Харальде Прекрасноволосом. Одной из его многочисленных жен была Рагнхильд Могущественная, дочь «Эйрика, конунга Йотланда». Их сыном был Эйрик Кровавая Секира[201]. Поскольку ютландский конунг Эйрик другим источникам неизвестен, в позднейших ученых генеалогиях его отождествили с датским «королем» Хориком II. Таково было реальное и легендарное родственное окружение Рорика, связывавшее его со многими выдающимися личностями ранней скандинавской истории. Деятельность Рорика пришлась на самый пик эпохи викингов в Западной Европе — именно IX век был временем наибольшей активности норманнов на Европейском континенте. Если Рорик Ютландский и Рюрик Новгородский — одно лицо, то его можно считать первым выдающимся деятелем в русской истории датского происхождения. Правда, таковых за всю историю России было, пожалуй, только трое. Кроме Рорика-Рюрика это еще руководитель Камчатских экспедиций капитан-командор Витус Беринг (1681–1741), вновь открывший пролив между Азией и Америкой, и писатель и ученый Владимир Иванович Даль (1801–1872), составивший самый известный Толковый словарь русского языка.
|