Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Законы Хаммурапи, царя Вавилона 5 страница

Читайте также:
  1. D. Қолқа доғасынан 1 страница
  2. D. Қолқа доғасынан 2 страница
  3. D. Қолқа доғасынан 3 страница
  4. D. Қолқа доғасынан 4 страница
  5. D. Қолқа доғасынан 5 страница
  6. D. Қолқа доғасынан 6 страница
  7. D. Қолқа доғасынан 7 страница
  8. D. Қолқа доғасынан 8 страница
  9. D. Қолқа доғасынан 9 страница
  10. Hand-outs 1 страница

владельца заложенной земли, и тот отдает заимодавцу сумму

заклада, лишь продав урожай (собранный заимодавцем, ст.49-50!).

104 Для сравнения: прожиточный минимум в год на семью —

около 6 гуров.

105 В целом термин «тамкар» в ЗХ употребляется в значении

«человек, вложивший капитал в торгово-ростовщическую операцию».

Так называли и купцов, и ростовщиков. Купцы-тамкары, как

указывалось выше, были обращены в государственных агентов

(должность которых так и называлась — «тамкар»), но

ростовщическую операцию могло произвести любое частное лицо; в ЗХ

оно тем самым тоже именовалось «тамкаром». Это видно из ст.116,

где речь идет о «тамкаре» данного лица, а из сравнения со ст.113

выясняется, что этим «тамкаром» мог быть всякий человек по

отношению к другому человеку. Хаммурапи ограничивает процент на

долг 20% годовых на серебро и 33,5% годовых на зерно.

106 Как и следовало ожидать, тамкар не обрабатывал землю

сам, а нанимал «землепашцев». Речь, таким образом, идет о

субаренде.

107 Имеется в виду указ, устанавливающий цены на зерно и

сезам в серебре, ср. ст.89. В ст.49-51 проводится та мысль, что в

норме хозяин заложенного тамкару поля должен сам продать урожай

за серебро и из полученных средств возместить долг и только при

крайней необходимости может отдать его натурой. Отсюда видна

достаточно высокая степень развития товарно-денежных отношений.

108 Данная статья указывает на свободную куплю-продажу

земли, не являющейся условным держанием. К категории такой земли,

конечно, могла относиться и заново распаханная частными лицами

(теми же мушкенумами) земля, но прежде всего к ней должна была

относиться земля общинников (в данной статье никак не выделяемая

из категории земель, подлежащих свободному отчуждению).

Характерно, что никакой общинной санкции на такую операцию ст.71

не предусматривает (возможно, впрочем, что такая санкция

считалась частью обычного права, не изменяемого царем, и не

упоминалась именно поэтому). Реально земля, однако, продавалась

крайне редко (это видно из состава дошедших до нас документов, а

также из ничтожного внимания, которое ЗХ уделяют продаже земли по

сравнению, например, с ее же арендой), и такой акт считался

весьма болезненным для расстающегося с землей продавца.



109 Ст.70-е — 126 касаются всевозможных торговых и

коммерческих операций, в основном — займов, залогов и отдачи на

хранение. В целом можно заметить, что основными деятельности,

связанной с денежными отношениями, которые стремилось

контролировать государство (а оно, скорее всего, хотело

контролировать все сферы крупного обращения движимости) были:

ростовщичество в той или иной форме, дальняя оптовая торговля и,

наконец, содержание постоялых дворов (в переводе условно

«шинков»). Других сколько-нибудь существенных явлений в сфере

товарно-денежных отношений, в том числе в сфере услуг,

Месопопотамия, как видно, не знала.

110 Ст.88, 111, 114, 121, 215-217, 221-223, 228-234, 239,

257-258, 261, 268-277 представляют собой яркий пример

государственного регулирования частных сделок. Они устанавливают

тарифы на наем квалифицированных специалистов, ремесленников и

сельскохозяйственных рабочих, скота, повозок, судов; фиксируют

цены и соотношение цен на зерно, серебро, сикеру (ср. со ст.51) и

т.д. В реальных частных сделках, как видно из документов, эти

нормы соблюдали далеко не всегда, но при желании подобную сделку



всегда можно было опротестовать в суде.

Ст.88-96 призваны ограничить ростовщичество (в частности,

высший ростовщический процент по ЗХ — 20 %) и облегчить или

упростить расплату по долгам для должников. «Тамкары», о которых

при этом идет речь — не обязательно люди, занимающие

государственную должность с таким названием, но заимодавцы вообще

(см. ст.113-116, где речь идет о частных лицах, занимающих друг

другу). Подчеркнем, что любая ростовщическая операция должна была

проводиться под контролем государства (ст.95).

111 Ср. ст.51.

112 Восстановлено по смыслу контекста.

113 Ст.99-107 посвящены совместным операциям с деньгами, как

правило торговым операциям с вкладом капитала одной из сторон и

выполнением операции другой. Там, где речь идет о торговле, под

«тамкарами» имеются в виду люди, занимающие должность «тамкара»

(всем прочим заниматься крупной торговлей было, по-видимому,

запрещено, см. выше), однако речь идет именно о той части их

операций, в которую был вовлечен их частный капитал и которую они

проводили на свой частный страх и риск.

114 Дословно «разносчик», торговый агент тамкара. Тамкар

вручает шамаллуму определенный капитал, который тот должен

вернуть ему с процентами (см. ст.102). Смысл дела для самого

шамаллума заключался исключительно в высокой доходности внешней

торговли, которая позволяла ему нажить больше, чем сумма,

предназначенна к возврату. Отношения шамаллума и тамкара —

договорные (ст.105-106).

115 На путевые издержки.

116 Т.е. шамаллум должен вернуть тамкару основной капитал,

доверенный ему, отдельно сосчитать проценты, которые он должен

был нажить по договоренности с тамкаром, из них возместить себе

путевые расходы, подсчитанные согласно условному поденному

расчету, а оставшуюся часть процентов отдать тому же тамкару.

117 Законодатель, несомненно, исходил из того, что

внешнеторговые операции сами по себе весьма прибыльны, а шамаллум

взял на себя ответственность за получение процентов для тамкара.

118 Дословно «из милости». Отсюда надо заключить, что обычно

тамкар предоставлял шамаллуму капитал под проценты, и именно

такие сделки регулируются в ст.100-101.

119 Ст.104 слл., в отличие от предыдущих, касаются ситуации,

когда тамкар вручает шамаллуму не серебро, а товар; между тем

возвращать ему нужно, естественно, серебро.

120 Обратим внимание на то, что тамкар платит за обман

шамаллума вдвое больше, чем шамаллум — за обман тамкара. Здесь

Хаммурапи руководствуется, во-первых, принципом возрастания

ответственности должностного лица по сравнению с ответственностью

нанятого им лица частного (или его подчиненного) и общим

стремлением защищать слабых перед лицом сильного.

121 Т.е. увеличивала цену сикеры в зерне. Данная статья

свидетельствует о государственном установлении и регулировании

цен на основные товары (сикеру, зерно, серебро) и их соотношения.

Обращает на себя внимание свирепость кары за нарушение этих

установлений.

122 Очевидно, постоялые дворы часто превращались в притоны

преступных группировок.

123 Категория жриц.

124 Смысл: откроет питейное заведение.

125 Досл. «авилтум», ж.р. от «авилум».

126 Данная статья призвана исключить насильственное

взыскание долга заимодавцем, т.е. защищает должника.

127 Ст.114-117 устанавливают патриархальное право отца

семейства распоряжаться членами своей семьи как своей

собственностью. Операции, о которых здесь идет речь, отличаются

от простого ростовщичества тем, что здесь заимодавец забирает

заложников из семьи должника в обеспечение невыплаченного в срок

долга (ст.115 слл.) или просто во временное замещение выданного

займа (ст.114). Эта ситуация отличается от ситуации, описанной в

ст.117-119: там речь идет не о залоге, а об отдаче человеком

члена своей семьи в рабство в уплату долга, который он не может

выплатить иным образом. Тот факт, что на деле эта отдача

оказывается обратима и члены семьи возвращаются в семью, связан

(в отличие от ст.114-116) не с выплатой долга, т.е. не с частными

отношениями, а с государственным чрезвычайным вмешательством в

эти отношения.

128 По-видимому, данная статья устанавливает минимум, за

который можно было взять в заклад человека. Едва ли речь идет о

штрафе за произвольный насильственный захват заложника (без

долга): таковой едва ли мыслим сам по себе и карался бы,

вероятно, строже.

129 Т.е. должник, располагавший над заложником

патриархальной властью и этой властью выдавший его в залог долга.

130 Ст.117-119 касаются долгов «людей», т.е. полноправных

общинников и призваны оградить их от наихудших последствий

долговой зависимости (долгового рабства и т.д.).

131 Смысл статьи: «человек» находится в долгу, который он не

имеет ни надежды, ни возможности заплатить. В этой ситуации он

может погасить долг, используя члена своей семьи, находящегося

под его патриархальной властью, как собственность: либо он

продает его третьему лицу «за серебро» и этим серебром уплачивает

долг заимодавцу, либо он отдает его в услужение («кабалу») самому

заимодавцу в качестве уплаты долга (возможно, потом, раздобыв

средства, он имел бы право выкупить члена своей семьи обратно).

Во всяком случае, с момента выдачи «в кабалу» должник считался

чист от долга (иначе эта ситуация была бы неотличима от ситуации

ст.114, где человек может отдать члена семьи в залог долга,

остающегося за ним). Без вмешательства государства тем бы дело и

кончилось, однако «Законы» возвращают по истечении какого-то

времени отторгнутого от семьи члена обратно, т.е. как бы

аннулируют долг задним числом. Характерно, что дальнейшую

перепродажу членов семьи «человека» ЗХ запрещают: все три года

они должны обслуживать именно первого покупателя или

закабалителя.

Из ст.117, 119 также видно, что продавать или выдавать в

«кабалу» членов своей семьи иначе, как в уплату уже существующего

долга, «человек» не может. Очевидно, возможности свободно

(например, не ради уплаты долга, а ради простого обогащения)

распоряжаться членами своей семьи его лишил именно Хаммурапи.

По старовавилонским документам видно, что ст.117 выполнялась

довольно строго, однако, с другой стороны, освожденный часто не

имел средств и вынужден был возвращаться в то же положение, из

которого только что вышел.

Наконец, подчеркнем, что ЗХ говорят лишь о продаже в рабство

«человеком» членов его семьи, но не о самопродаже «человека» в

рабство, несомненно, широко распространенной. Причины этого

неясны.

132 Логика ст.118 заключается в том, что раб, в отличие от

«людей», считается вещью, а не личностью, и его возвращать

поэтому не требуется. Рабами, как и имуществом, долг

выплачивается раз и навсегда. Исключение делается для рабыни —

матери детей «человека» (ст.119), приближающейся тем самым к

члену семьи. «Продажа за серебро» в ст.118, в отличие от ст.117,

не рассматривается: тот факт, что проданным рабом покупатель

может распоряжаться по своей воле, очевиден и так.

133 Здесь просто в смысле «заимодавец», см. выше.

134 Ст.120-127 касаются отдачи на хранение.

135 Хлеб сюда не относится: его не «отдают на хранение», а

«ссыпают».

136 Смысл статьи: если в нарушение ст.122 при сдаче на

хранение человек не заключал договора, а ограничился одними

свидетелями, суд все же будет разбираться с его делом (в отличие

от ситуации ст.123, когда нет даже свидетелей). Если же

требование ст.122 было бы исполнено, то отпираться хранитель

ценностей не мог бы вообще, а невыдача ценностей без оправданий

была бы, видимо, приравнена к воровству с очевидными

последствиями.

137 Обращаем внимание на роль территориально-общинного

подразделения — квартала.

138 Ст.127-194 трактуют семейное право, включая законы о

наследовании (здесь государство не то модифицирует, не то

гарантирует общинный уклад, поскольку речь идет, разумеется, о

«людях»-авилумах) и усыновлении.

139 Т.е. обвинил их в прелюбодеянии. Жрица-энтум,

посвященная богу, очевидно, вообще была лишена права на связь с

мужчиной.

140 Возможно, символ обращения в рабство, едва ли собственно

наказание!

141 Т.е., пройти испытание перед Богом Реки, аналогично

ст.2.

142 Ср. со ст.131! Относительно женской репутации Хаммурапи

доверяет мужу меньше, чем постороннему человеку, разумно учитывая

слепоту ревности (для постороннего невероятной).

143 Таким образом, опять относительно неясный проступок

приравнивается к простому и ясному — прелюбодеянию.

144 Итак, бегство из общины — «презрение своего поселения» —

уничтожает даже семейные (тем более, очевидно, и имущественные)

права беглеца. Из ст.136 видно, что принадлежность к общине была

не только правом, но и обязанностью каждого «авилума», и покидать

общину он мог только с ее разрешения.

145 Т.е. предоставила ему свою заместительницу-рабыню, дети

которой считались ее собственными.

146 Акк. «шугетум», вторая (неравноправная первой) жена.

147 Т.е., не возьмет в залог долга (см. ст.115 сл.).

148 Таким образом, «авилу» сам назначает жену своим

сыновьям, как носитель патриархальной власти над членами семьи.

По той же причине невестка не несет ответственности (иначе она

отвечала бы по ст.129).

149 Имеется в виду, несомненно, не изнасилование (таковое

было бы оговорено специально, ср. ст.130), а добровольное

сожительство.

150 Своеобразная логика распределения наказаний в

ст.154-158, по-видимому, такова: кровосмешение карается по

ритуальным соображениям (аккадцы, как и большинство людей

архаики, полагали, что любой сексуальный акт может и должен

резонировать в окружающем мире, отражаясь на его плодородии и

воспроизводимости всех его элементов. Именно эффект такого

резонанса использовался в обряде «священного брака».

Соответственно, кровосмешение грозило возмущением, нарушением, а

то и обрывом — в случае инцеста родной матери с сыном, скорее

всего, закольцеванием — «силовых линий» плодородия). С другой

стороны, караются покушения на женщину, являющуюся чужой

собственностью. В итоге отец, как собственник дочери, за связь с

ней карается существенно слабее, чем сын — за связь с матерью

(собственностью его покойного отца), и в точности так же, как сын

— за связь с мачехой (покушение на собственность покойного отца,

не связанное, однако, с ритуальными опасностями). Состав

преступления ст.55 является посягательством на собственность сына

и карается соответственно; а поскольку в ст.156 реальной

собственностью сына невеста еще не стала, оснований применять

такое наказание нет. Как видим, Хаммурапи (или обычное право,

которым он мог в данном случае руководствоваться) скрупулезно

взвешивал тяжесть преступления, учитывая все факторы.

151 Сумма, меньшая чем «выкуп» и предваряющая его; жених

вносил ее при сговоре с отцом невесты.

152 Т.е. тому, кому была обещана жена.

153 Из этой статьи видно, что приданое превышало выкуп, т.е.

брак не был браком-покупкой, типичным для многих восточных

народов, а являлся обычным браком с приданым (как, например, в

России). Сам выкуп, таким образом, имел чисто символический

смысл.

154 Интересно, что в отличие от замужества за свободным,

женщина, вышедшая за раба, в глазах закона остается не «женой

(раба)», а «дочерью авилума».

155 Неизвестно, идет ли речь о привилегии рабов царя и

мушкенумов, или аналогичными правами могли пользоваться и рабы

авилумов, и ЗХ просто не упоминают это как часть обычного права.

156 Из ст.175-176 видно, что государственные рабы и рабы

мушкенумов не только располагали правом иметь семью, включающую

лиц любого сословия, но и могли иметь свои хозяйства — «дома» с

определенной движимостью (возможно, этой привилегией раб

наделялся только благодаря браку со свободной). Очевидно, эти

«дома» либо выделялись рабам хозяевами, либо приобретались рабом

на собственные средства как частным лицом. По-видимому, такой

«дом» при жизни раба считался неотъемлемым придатком его самого

как собственности господина (во всяком случае, возможные

конфликты по поводу принадлежности такого «дома» ЗХ игнорируют),

а по смерти раба отходил в непосредственное распоряжение

господина.

157 Дословно «женщина-мужчина». Категория жриц-трибад?

158 Кадиштум и кульмашитум — категории жриц — храмовых

блудниц.

159 Дословно: «свою дочь-шугетум». Очевидно, шугетум могла

еще вступить в полноправный брак.

160 Законы об усыновлении проводят принцип соблюдения

единства семьи, когда возврат усыновленного к родным родителям

предельно затруднен.

161 Т.е., при усыновлении он не знал своих родных родителей,

чем эта ситуация и отличается от ситуации ст.185.

162 Ст.192, 194, 218, 226 и 253 проводят принцип

членовредительских «символических» наказаний (сложная модификация

талиона), когда отсечению подвергается «провинившаяся» часть

тела.

163 Ст.195-214 касаются умышленных и неумышленных телесных

повреждений.

164 Ст.196 и 200 аналогичны хорошо известной древнееврейской

формуле талионного права как такового: «око за око, зуб за зуб».

165 Ст.210, 230 свидетельствуют о том, что дети

рассматривались прежде всего как собственность (а еще точнее —

как часть) отца и в этом качестве подлежали в рамках талиона

уничтожению в отместку за смерть чужих детей (по модели «часть

тела за часть тела», ср.ст.196, 200).

166 Ст.215-225 посвящены врачебным операциям, их тарификации

и карам за врачебную ощибку. В данный раздел законов они включены

по ассоциации: в целом раздел посвящен членовредительству, а

врачебная ошибка эквивалентна членовредительтву сама по себе.

167 Ст.226-282 касаются операций с движимостью и найма

имущества, людей и скота, а также связанных с этим преступлений.

168 Судно, которое идет по течению, труднее удержать,

поэтому параллельной статьи о нем нет.

169 Ст.241-249, 268-271/272 касаются найма скота.

170 Статья, вероятно, устанавливает минимум, за который

можно отдать в залог вола. Ср. со ст.114.

171 Переднее животное при запряжке цугом тратит меньше сил,

чем заднее, впряженное непосредственно в плуг и поэтому

именующееся «рабочим».

172 Обращаем внимание на роль территориально-общинного

подразделения — квартала.

173 Ст.253-258, 261-267, 273-274 касаются найма работников

(ст.273) — в общем виде.

174 Со стороны третьего лица.

175 Под «страной» имеется в виду, как видно, держава

Хаммурапи, под ее «детьми» — ее уроженцы. Таким образом, рабство

в чужеземной стране засчитывается «детям страны» в зачет рабства

у себя дома!

176 Ст.282 вводит нас в интересную проблему судебных дел

рабов, отрицающих законный характер своего порабощения. Как видно

из статьи, такое заявление разбиралось в суде, и, если оно было

ложным, наказывалось максимально сурово (ужесточение наказания,

например, смертная казнь, означало бы заодно и совершенно

бессмысленное наказание господина, лишающегося того самого раба,

которого он хотел удержать, обращаясь в суд!). Документы (в

основном — следующего тысячелетия) богато илллюстрируют такого

рода судебные дела, неизменно заканчивающиеся победой господина.

Однако не следует заключать отсюда, как обычно делается, что суд

был в сильнейшей степени предубежден против раба, и тому было

заведомо невозможно добиться справедливости: в этом случае

подобные иски попросту перестали бы подавать (ведь участь

возвращенного господину строптивого раба, несомненно, осложнялась

на долгие годы). Предложим другое объяснение. Несомненно,

документ, фиксирующий победу одной из сторон, оставляла у себя

только сторона-победительница (другой он был попросту не нужен).

Между тем документ, оставленный у себя рабовладельцем (т.е.

судебное решение против раба) имел неизмеримо больше шансов дойти

до нас, чем документ, оставленный у себя бывшим рабом (хотя бы

потому, что у него не было шанса попасть в семейный архив).

Видимо, этим и объясняется характер попавших нам в руки

документов.

177 Прежде всего царство «Субарту» с центрами в Ашшуре и

Шубатэллиле.

178 Прежде всего царство Ларсы.

179 Дословно «хорошую плоть».

180 Богиня-супруга Мардука.

181 Божество-мать, супруга Эллиля.

182 Заключительные требования ЗХ (угроза всевозможными

бедствиями царю и стране, которые осмелились бы хоть в чем-то

отступить от ЗХ) уникальны для законодательных сборников

Месопотамии. Они доказывают, что Хаммурапи, едва ли не

единственным из всех правителей Месопотамии, искренне полагал,

что ему удалось найти оптимальный государственный порядок «на все

времена», и свидетельствуют о серьезных (однако недолговечных)

идеологических сдвигах в его правление, сделавших возможным

публичное провозглашение этой уверенности как основы

государственной политики.

 

 

Каннум, машканум, аббутум - путы, колодки и клейма. Сикль- (1/60 мины) единица веса, равная 8,4 г. Редум и баирум - воины, несшие царскую службу и получившие за это участок земли и другое имущество в пользование.

Курру (гур) - мера емкости, равная 252,6 литра. Бур (буру) - мера площади, равная 6,35 га. Ка - мера емкости, равная 0,84 литра.

Ше (шеум) - мера веса, равная 0,046 г.

Шамаллум - мелкий торговец, одновременно выполня- ющий поручения тамкара. -

 

Энтум, зикрум, надитум - жрица. Cap - мера площади, равная 35 м2.


Законы XII таблицТаблица I
1. Если вызывают кого-нибудь на судоговорение, пусть вызванный идет. Если он не идет, пусть тот, кто вызвал,подтвердит свой вызов при свидетелях, а потом ведет егонасильно. 2. Если вызванный измышляет отговорки для неявки илипытается скрыться, пусть тот, кто его вызвал, наложитна него руку12. 3. Если препятствием для явки вызванного на судого-ворение будет его болезнь или старость, пусть сделавшийвызов даст ему вьючное животное... Повозки.., если незахочет, предоставлять не Обязан. 4. Пусть поручителем на судоговорении за живущегосвоим хозяйством будет только тот, кто имеет свое хо-зяйство. За бесхозяйственного гражданина поручителембудет тот, кто пожелает. 6. На чем договорятся, о том пусть истец и просит насу-договорении13 . 7. Если тяжущиеся стороны не приходят к соглашению,пусть они до полудня сойдутся для тяжбы на форуме илина комиции14. Пусть обе присутствующие стороны по оче-реди защищают свое дело. 10 Август - значит "Священный". 11 Законы XII таблиц-древнейший свод римского права,составленный согласно свидетельству Тита Ливия в451/450 гг. до нашей эры коллегией десяти мужей - де-цемвиров. До нас текст памятника дошел только 8 цитатахили пересказе позднейших авторов. Последнее обстоятель-ство надо учитывать при изучении текста, восстановлен-ного исторической наукой. Нами опущены обычно приводи-мые в самом тексте имена цитируемых авторов и названияих сочинений, а также некоторые места, допускающие про-тиворечивые толкования. 12 Наложение руки - символическое обозначение властинад человеком или предметом. 13 Как указывал Гай в его "Институциях", вызванныйна суд подлежал освобождению, если по дороге к магист-рату заключил мировую с тем, кто предъявлял к нему ис-ковое требование. 14 Комиций-место на форуме, где происходили народныесобрания, отправлялось правосудие и приводились в ис-полнение приговоры. 8. После полудня магистрат утвердит требование той сто-роны, которая присутствует при судоговорении15. 9. Если на судоговорении присутствуют обе стороны,пусть заход солнца будет крайним сроком судоговорения. Таблица II1. По искам в 1000 и более ассов взыскивался... су-дебный залог в сумме 500 ассов, по искам на меньшуюсумму - 50 ассов, так было установлено законом XII таб-лиц. Если спор шел о свободе какого-нибудь человека, тохотя бы его цена была наивысшей, однако, тем же закономпредписывалось, чтобы тяжба шла о залоге за человека,свобода которого оспаривалась всего лишь в размере 50ассов. 2. Если одна из таких причин, как... тяжкая болезньили совпадение дня судебного разбирательства с днем,положенным для обвинения кого-либо в измене16, будетпрепятствовать судье, третейскому посреднику или тяжу-щейся стороне явиться на судебное разбирательство, тотаковое должно быть перенесено на другой день. 3. Пусть тяжущийся, которому недостает свидетельскихпоказаний, идет к воротам дома неявившегося на разбира-тельство свидетеля и в течение трех дней во всеуслыша-ние взывает к нему. Таблица III1. Пусть будут даны должнику 30 льготных дней послепризнания им долга или после постановления против негосудебного решения. 2. По истечении указанного срока пусть истец наложитруку на должника. Пусть ведет его на судоговорение дляисполнения решения. 3. Если должник не выполнил добровольно судебногорешения и никто не освободил его от ответственности присудоговорении, пусть истец уведет его к себе и наложитна него колодки или оковы весом не менее, а, если поже-лает, то и более 15 фунтов. 4. Во время пребывания в заточении должник, если хо-чет, пусть кормится за свой собственный счет. Если жеон не находится на своем содержании, то пусть тот, ктодержит его в заточении, выдает ему по фунту муки вдень, а при желании может давать и больше. 15.Имеется в виду такой случай, когда одна из сторонне явилась. 16. Это место, по мнению исследователей и переводчи-ков XII таблиц, указывает, что законным поводом дляотсрочки разбирательства искового требования являлосьсовпадение дня, назначенного для тяжбы, с днем, уста-новленным для суда над изменником или чужестранцем. 5. Тем временем пока должник находился в заточении онимел право помириться с истцом, но если стороны не ми-рились, то такие должники оставались в заточении 60дней. В течение этого срока их три раза подряд в базар-ные дни приводили к претору, на комиции и при этом объ-являлась присужденная с них сумма денег. В третий ба-зарный день они предавались смертной казни или поступа-ли в продажу за границу, за Тибр 17. 6. В третий базарный день пусть разрубят должника начасти. Если отсекут больше или меньше, то пусть это небудет вменено им в вину. 7. Пусть сохраняет свою силу навеки иск против из-менника. Таблица IV1. ...С такой же легкостью был лишен жизни, как поXII таблицам, младенец, отличавшийся исключительнымуродством. 2. Если отец трижды продаст сына, то пусть сын будетсвободен от власти отца. 3. Пользуясь постановлением XII таблиц, приказалсвоей жене взять принадлежащие ей вещи и, отняв у нееключ, изгнал ее. 4. ...Когда женщина... родила на одиннадцатом месяцепосле смерти мужа, то из этого возникло дело, будто быона зачала после того, как умер муж, ибо децемвиры на-писали, что человек рождается - на десятом, а не наодиннадцатом месяце. Таблица V1. Предки наши утверждали, что даже совершеннолетниеженщины вследствие присущего им легкомыслия должны сос-тоять под опекою... Исключение допускалось только длядев-весталок, которых древние римляне в уважение к ихжреческому сану освобождали от опеки. Так было поста-новлено законом XII таблиц. 2. Законом XII таблиц было определено, что res man-cipi18, 17 Это место, говорящее о предании должников смерт-ной казни, не отвечает показаниям других источников,которые с полной определенностью указывают, что долго-вое право использовалось в древнем Риме в целях эксплу-атации кредиторами должников и обращения последних врабское состояние. 18 Под res mancipi источники разумели имущественныеобъекты - земли на территории Италии, рабов, вьючных иупряжных животных (быков, лошадей, ослов и мулов), итак называемые сельские сервитуты, т. е. права на чужуювещь, связанные с собственностью на земельный участок(право прохода, прогона скота и т. д.). принадлежащие женщине, находившейся под опекою агнатов19, не подлежали давности за исключением лишь того слу-чая, когда сама женщина передавала эти вещи ,с согласияопекуна. 3. Как кто распорядится на случай своей смерти отно-сительно своего домашнего имущества или относительноопеки над подвластными ему лицами, так пусть то и будетненарушимым. 4. Если кто-нибудь, у кого нет подвластных ему лиц,умрет, не оставив распоряжений о наследнике, то пустьего хозяйство возьмет себе его ближайший агнат. 5. Если у умершего нет агнатов, пусть оставшеесяпосле него хозяйство возьмут его сородичи. 6. По закону XII таблиц опекунами над лицами, кото-рым не было назначено опекуна по завещанию, являются ихагнаты. 7а. Если человек впал в безумие, то пусть власть надним самим и над его имуществом возьмут его агнаты илиего сородичи. 76. Согласно закону XII таблиц расточителю воспреща-лось управление принадлежащим ему имуществом. Закон XII таблиц повелевает безумному и расточителю,на имущество которых наложено запрещение, состоять напопечении их агнатов. 8а. Закон XII таблиц передавал патрону наследствопосле римского гражданина из вольноотпущенников в томслучае, если последний, не имея подвластных ему лиц,умирал, не оставив завещания20. 9а. По закону XII таблиц имущество, состоящее в дол-говых требованиях (умершего к другим лицам), непосредс-твенно (т. е. без выполнения каких-либо юридическихформальностей), распределяется между сонаследниками всоответствии с их наследственными долями. 96. Согласно закону XII таблиц долги умершего непос-редственно разделяются (между его наследниками) сораз-мерно полученным (ими) долям наследства. Таблица VI 1. Если кто заключает сделку самозаклада или отчуж-дения вещи в присутствии 5 свидетелей и весовщика, топусть 19 Агнатами в Риме назывались лица, считавшиесяродственниками в силу того, что они состояли (или моглибы состоять) под властью одного и того же домовладыки.Поэтому, например, жена являлась агнаткой братьев свое-го мужа, ибо все они находились бы под властью отцапоследнего (т. е. ее свекра), если бы он был жив. 20 Высказывается также предположение о том, что со-ответствующее постановление XII таблиц гласило следую-щее: "Если вольноотпущенник, не имевший подвластных емулиц, умирал без завещания, то движимое имущество из егохозяйства переходило в хозяйство его патрона". слова, которые произносятся при этом, почитаются нена-рушимыми. 2. По XII таблицам считалось достаточным представитьдоказательства того, что было произнесено при заключе-нии сделки, и отказывавшийся от своих слов подлежалштрафу вдвое. 3. Давность владения в отношении земельного участ-ка устанавливалась в два года, в отношении всех другихвещей - в один год. 4. Законом XII таблиц было определено, что женщина,не желавшая установления над собой власти мужа фактомдавностного с нею сожительства, должна была ежегодноотлучаться из своего дома на три ночи и таким образомпрерывать годичное давностное владение ею. 5а.. Собственноручно отстоять свою вещь при судого-ворении... это значит наложить руку на ту вещь, о кото-рой идет спор при судоговорении, т. е., иными словами,состязаясь с противником, ухватиться рукой за спорнуювещь и в торжественных выражениях отстаивать право нанее. Наложение руки на вещь производилось в определен-ном месте в присутствии претора на основании XII таб-лиц, где было написано: "Если кто-нибудь собственноруч-но отстаивает свою вещь при судоговорении...". 5б. Закон XII таблиц утвердил отчуждение вещи путемсделки, совершавшейся в присутствии 5 свидетелей и ве-совщика, а также путем отказа от права собственности наэту вещь при судоговорении перед претором. 7. Пусть собственник не трогает и не отнимает при-надлежащего ему бревна или жердей, использованных дру-гим человеком на постройку здания или для посадки ви-ноградника. 8. Закон XII таблиц не позволял ни отнимать, ни тре-бовать как свою собственность украденные бревна и жер-ди, употребленные на постройку или для посадки виног-радника, но предоставлял при этом иск в двойном размерестоимости этих материалов против того, кто обвинялся виспользовании их. Таблица VII1. Обход, т. е. незастроенное место вокруг здания,должен быть шириною два с половиной фута. 2. Нужно заметить, что при иске о размежевании гра-ниц необходимо соблюдать указание закона XII таблиц,установленное как бы по примеру следующего законода-тельного распоряжения, которое, как говорят, было про-ведено в Афинах Солоном: если вдоль соседнего участкавыкапывался ров, то нельзя было переступить границы,если ставить забор, то нужно отступать от соседнегоучастка на один фут, если - дом для жилья, то отступатьна два фута, если копают яму или могилу, отступить настолько, насколько глубоко вы-копана яма, если колодец -- отступить на 6 футов, еслисажают оливу или смаковницу - отступить от соседнегоучастка на девять футов, а прочие деревья - на 5 футов. 3. В XII таблицах не употреблялось совершенно слово"хутор", а для обозначения его пользовались часто сло-вом hortus - отгороженное место, - придавая этому зна-чение отцовского имущества. 4. XII таблиц запрещали приобретение по давности ме-жи шириною в 5 футов. 5. Согласно постановлению XII таблиц, когда возника-ет спор о границах, то мы производим размежевание сучастием 3 посредников. 6. По закону XII таблиц ширина дороги по прямомунаправлению определялась в 8 футов, а на поворотах - в16 футов. 7. Пусть собственники придорожных участков огоражи-вают дорогу, если они не убивают ее камнем, пусть едетна вьючном животном, где пожелает. 8б. Если протекающий по общественной земле ручей иливодопровод причинял ущерб частному владению, то собс-твеннику (последнего) давался иск на основании законаXII таблиц о возмещении убытков. 9а. Закон XII таблиц приказывал принимать меры к то-му, чтобы деревья на высоте 15 футов кругом подрезалисьдля того, чтобы их тень не причиняла вреда соседнемуучастку. 9б. Если дерево с соседнего участка склонилось вет-ром на твой участок, ты на основании закона XII таблицможешь предъявить иск об уборке его. 10. Законом XII таблиц разрешалось собирать жолуди,падающие с соседнего участка. 11. Проданные и переданные вещи становятсясобственностью покупателя лишь в том случае, если онуплатит продавцу покупную цену или обеспечит ему ка-ким-либо образом удовлетворение его требования, напри-мер, представит поручителя или даст что-либо в виде за-лога... 12. Если наследодатель делал следующее рас-поряжение: "Отпускаю раба на волю под условием, что он уплатитмоему наследнику 10 000 сестерциев", то хотя бы этотраб был отчужден от наследника, он все-таки должен по-лучить свободу при уплате покупателю указанной суммы... Таблица VIII 1б. XII таблиц установили смертную казнь за неболь-шое число преступных деяний и в том числе считали необ-ходимым применение ее в том случае, когда кто-нибудьсложит или будет распевать песню, которая содержит всебе клевету или опозорение другого. 2. Если причинит членовредительство и не помирится спотерпевшим, то пусть и ему самому будет причинено тоже самое. 3. Если рукой или палкой переломит кость свободномучеловеку, пусть заплатит штраф в 300 ассов, если рабу -150 ассов. 4. Если причинит обиду, пусть штраф будет 25. 5. ...Сломает, пусть возместит. 6. Если кто пожалуется, что домашнее животное причи-нило ущерб, то закон XII таблиц повелевал или выдатьпотерпевшему животное, причинившее вред, или возместитьстоимость нанесенного ущерба. 7. Если жолуди с твоего дерева упадут на мой учас-ток, а я, выгнав скотину, скормлю их ей, то по законуХП таблиц ты не мог предъявить иска ни о потраве, ибоне на твоем участке паслась скотина, ни о вреде, причи-ненном животным, ни об убытках, нанесенных неправомер-ным деянием. 9. По XII таблицам смертным грехом для взрослого бы-ло потравить или сжать в ночное время урожай с обрабо-танного плугом поля. XII таблиц предписывали такого об-реченного богине Церере человека предать смерти. Несо-вершеннолетнего виновного в подобном преступлении поусмотрению претора или подвергали бичеванию, или при-суждали к возмещению причиненного вреда в двойном раз-мере. 10. Законы XII таблиц повелевали заключить в оковы ипосле бичевания предать смерти того, кто поджигал стро-ения или сложенные около дома скирды хлеба, если винов-ный совершил это преднамеренно. Если пожар произошелслучайно, т. е. по неосторожности, то закон предписы-вал, чтобы виновный возместил ущерб, а при его несосто-ятельности был, подвергнут более легкому наказанию. 11. В XII таблицах было предписано, чтобы за злост-ную порубку чужих деревьев виновный уплачивал по 25 ас-сов за каждое дерево. 12. Если совершавший в ночное время кражу убит наместе, то пусть убийство его будет считаться правомер-ным. 14. Децемвиры предписывали свободных людей, пойман-ных в краже с поличным, подвергать телесному наказаниюи выдавать головой тому, у кого совершена кража, рабовже наказывать кнутом и сбрасывать со скалы; но в отно-шении несовершеннолетних было постановлено или подвер-гать их по усмотрению претора телесному наказанию, иливзыскивать с них возмещение убытков. 15а. По закону XII таблиц был установлен штраф вразмере тройной стоимости вещей в том случае, когдавещь оты- скивалась у кого-либо при формальном обыске или когдаона была принесена к укрывателю и найдена у него. 156. Закон XII таблиц предписывает, чтобы при произ-водстве обыска обыскивающий не имел никакой одежды,кроме полотняной повязки, и держал в руках чашу. 16. Если предъявлялся иск о краже, при которой ворне был пойман с поличным, пусть суд решает спор присуж-дением двойной стоимости вещи. 17. Законом XII таблиц запрещается приобретение кра-деной вещи по давности. 18а. Впервые XII таблицами было постановлено, чтобыникто не брал более одного процента в месяц, тогда какдо этого бралось по прихоти богатых. 186. Предки наши имели обыкновение и положили в за-конах присуждать вора к уплате двойной стоимости укра-денной вещи, ростовщика к взысканию в четырехкратномразмере полученных процентов. 19. По закону XII таблиц за вещь, сданную на хране-ние, дается иск в двойном размере стоимости этой вещи. 20а. Следует заметить, что обвинение опекуна в не-добросовестном отправлении своих обязанностей вытекаетиз закона XII таблиц. 206. В случае расхищения опекунами имущества их по-допечного, следует установить, не допустим ли в отноше-нии каждого из этих опекунов в отдельности тот иск вдвойном размере, который был установлен в XII таблицахпротив опекунов. 21. Пусть будет предан богам подземным, т. е. прок-лятию, тот патрон, который причиняет вред своему клиен-ту. 22. Если кто-либо участвовал при совершении сделки вкачестве свидетеля или весовщика, а затем отказываетсяэто засвидетельствовать, то пусть он будет признан бес-честным и утратит право быть свидетелем. 23. По XII таблицам, уличенный в лжесвидетельствесбрасывался с Тарпейской скалы. 246.По XII таблицам, за тайное истребление урожаяназначалась смертная казнь... более тяжкая, чем заубийство человека. 25. Если кто-нибудь говорит о яде, то должен доба-вить, вреден ли он или полезен для здоровья, ибо и ле-карства являются ядом. 26. Как мы знаем, в XII таблицах предписывалось,чтобы никто не устраивал в городе ночных сборищ. 27. Закон XII таблиц предоставлял членам коллегийсообществ право заключить между собою любые соглашения,лишь бы этим они не нарушали какого-нибудь постанов- ления, касающегося общественного порядка. Закон этот,по-видимому, был заимствован из законодательства Соло-на. Таблица IX1-2. Привилегий, т. е. отступлений в свою пользу отзакона, пусть не испрашивают. Приговоров о смертнойказни римского гражданина пусть не выносят, иначе как вцентуриатных комициях... Преславные законы XII таблицсодержали два постановления, из которых одно уничтожаловсякие отступления от закона в пользу отдельных лиц, адругое запрещало выносить приговоры о смертной казниримского гражданина, иначе как в центуриатных комициях. 3. Неужели ты будешь считать суровым постановлениезакона, карающее смертною казнью того судью или посред-ника, которые были назначены при судоговорении для раз-бирательства дела и были уличены в том, что приняли де-нежную мзду по этому делу? 4. Квесторы, присутствовавшие при исполнении смерт-ных приговоров, именовались уголовными квесторами, оних упоминалось даже в законе XII таблиц. 5. Закон XII таблиц повелевает предавать смертнойказни того, кто подстрекает врага римского народа к на-падению на римское государство, или того, кто предаетврагу римского гражданина. 6. Постановления XII таблиц запрещали лишать жизнибез суда какого бы то ни было человека. Таблица Х1. Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе. 2. Свыше этого пусть не делают. Дров для погребаль-ного костра пусть топором не обтесывают. 3. Ограничив расходы на погребение тремя саванами,одной пурпуровой туникою и десятью флейтистами, законXII таблиц воспретил также и причитания по умершим. 4. Пусть на похоронах женщины щек не царапают и поумершим не причитают. 5. Пусть костей мертвеца не собирают, чтобы впос-ледствии совершить погребение, за исключением лишь тогослучая, когда смерть постигла на поле битвы или на чуж-бине. 6а. Кроме того, в законах устанавливаются еще следу-ющие правила: отменяется бальзамирование, умащиваниерабов и питье круговой чаши. "Без пышного окропления,без длинных гирлянд, без курильниц". 6б. В XII таблицах постановлено не ставить передумершими напитков с миррою. 7. Если кто-нибудь был награжден венком или сам лично,или за своих лошадей и рабов, выступавших на играх, илиесли венок был дан ему за его доблесть, то при егосмерти не возбранялось возложить венок на умершего каку него дома, так и на форуме, равным образом его роднымдозволялось присутствовать на похоронах в венках. 8. А также золота с покойником пусть не кладут. Ноесли у умершего зубы были скреплены золотом, то невозбраняется похоронить или сжечь его с этим золотом. 9. Закон запрещает без согласия собственника устраи-вать погребальный костер или могилу на расстоянии ближечем: 60 футов от принадлежащего ему здания. 10. Закон запрещает приобретать по давности местозахоронения, а равно и место сожжения трупа. Т а б л и ц а XI1. Децемвиры второго призыва, прибавив две таблицылицеприятных законов, между прочим санкционировали са-мым бесчеловечным законом запрещение браков между пле-беями и патрициями. 2. Децемвиры, которые прибавили две таблицы, предла-гали народу утвердить исправление календаря. Таблица XII1. Законом был введен захват вещи в целях обеспече-ния-долга, и 'по закону XII таблиц это было допущенопротив того, кто приобрел животное для принесения жерт-вы, не уплатил за него покупной цены, а также и противтого, кто не представит вознаграждения за сданное ему внаем вьючное животное, с тем условием, чтобы плата запользование была употреблена им на жертвенный пир. 2а. Если раб совершит кражу или причинит вред... 2б. Преступления, совершенные подвластными лицамиили рабами, порождали иски об ущербе, по которым домов-ладыке или собственнику раба предоставлялось или воз-местить стоимость причиненного вреда, или выдать голо-вою виновного... Эти иски установлены или законами, илиэдиктом претора. К искам, установленным законами, при-надлежит, например, иск о воровстве, созданный закономXII таблиц. 3. Если приносит на судоговорение поддельную вещьили отрицает самый факт судоговорения, пусть преторназначит трех посредников и по их решению пусть возмес-тит ущерб в размере двойного дохода от спорной вещи. 4. Законом XII таблиц было запрещено жертвовать хра-мам ту вещь, которая является предметом судебного раз-бира- тельства; в противном случае, мы подвергаемся штрафу вразмере двойной стоимости вещи, но никогда не выяснено,должен ли этот штраф уплачиваться государству или томулицу, которое заявило притязание на данную вещь. 5. В XII таблицах имелось постановление о том, чтовпредь всякое решение народного собрания должно иметьсилу закона. (З. М. Черниловский, История рабовладельческого го-сударства и права, М.. 1960, стр. 261-272)

 


Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 15; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Законы Хаммурапи, царя Вавилона 4 страница | Юлиан Аскалонит. О законе и обычаях Палестины
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.05 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты